Ильдар Курманов Ильдар Курманов в колонию был отправлен 24 сентября этого года, легко посчитать, что за колючей проволкой он провел 77 дней, а осталось ему «кантоваться» не больше 84 суток. В совокупности — 174 дня, то есть меньше полугода

«ОН МОЖЕТ ВЫЙТИ ИЗ КОЛОНИИ И ДО КОНЦА ЭТОГО СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА»

Сегодня Приволжский районный суд удовлетворил ходатайство Ильдара Курманова об условно-досрочном освобождении, поданное осужденным еще 26 октября. «Ему осталось отбывать 2 месяца и 24 дня, — рассказала корреспонденту „БИЗНЕС Online“ пресс-секретарь Приволжского районного суда Виктория Чибисова. — Общий срок отбывания в колонии-поселении ИК-18 по решению суда — 3 года». Большую часть наказания сын бывшего министра юстиции РТ Мидхата Курманова провел в куда более комфортных условиях домашнего ареста. С учетом того, что в колонию он был отправлен 24 сентября этого года, легко посчитать, что за колючей проволкой он провел 77 дней, а осталось ему «кантоваться» не больше 84 суток. В совокупности — 174 дня, то есть меньше полугода.

Впрочем, прокуратура РТ уже объявила, что на УДО для Ильдара Курманова не согласна. «Мы будем обжаловать решение суда, — заявил в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — Сегодня на заседании суда представитель исправительной колонии возражал против условно-досрочного освобождения, прокуратура эту позицию поддержала. Мы считаем, что оснований для вынесения такого решения нет».

При этом Галиев не исключил, что, пока разворачивается судебная процедура обжалования решения, отмеренный судом срок заключения Курманова истечет сам собой. «Вполне вероятен и такой вариант, что он выйдет из колонии до завершения этого судебного процесса», — заметил старший помощник прокурора РТ.

Мидхат Курманов: «Мы будем добиваться полного оправдания Ильдара, а также того, чтобы все, кто имел отношение к этому делу, были наказаны»

«Я БУДУ ЭТО РАСЦЕНИВАТЬ КАК ЛИЧНУЮ МЕСТЬ ИЛДУСА САИДОВИЧА»

Мидхат Курманов не скрывает своего удовлетворения решением Приволжского суда и выражает уверенность, что апелляцию прокуратуры постигнет фиаско. «У них нет шансов добиться отмены, там все на законных основаниях, у него никаких нарушений нет, — заметил Курманов-старший. — Более того, если прокуратура обжалует данное решение, я буду это расценивать как личную месть Илдуса Саидовича Нафикова. И больше ничего».

По описаниям бывшего министра юстиции РТ, помимо прокуратуры против освобождения Ильдара Курманова в суде активно выступал представитель УФСИН по РТ. «Они считают нецелесообразным освобождение Ильдара, поскольку, когда он был в СИЗО, его якобы обнаружили лежащим на кровати, — пояснил Курманов-старший. — И они посчитали это нарушением. Тогда как Ильдар рапорт написал о том, что у него просто голова болела после судебного процесса. Ему наказание за это не было наложено».

Любопытно, что мнения экспертов комиссии УФСИН по РТ, принимавшей решение о том, выдавать ли положительное заключение в отношении ходатайства Курманова-младшего об УДО, разделились. «Из 7 членов комиссии 3 проголосовали против, остальные за, — подчеркнул Курманов-старший. — Даже прокурор в суде признал, что Курманов характеризуется положительно, работает и не допускает нарушений, но все равно выступил против освобождения».

Ущерб, нанесенный «Леруа Мерлен», до сих пор не возмещен

Представитель «Леруа Мерлен» Артем Пацев узнал о решении суда об УДО Ильдара Курманова от корреспондента нашего издания и поначалу не смог скрыть своего недоверия к этой новости, а затем и удивления. «Я не участвовал в этом разбирательстве и не знал о том, что данный вопрос рассматривается судом, — заметил Пацев. — Насколько я знаю, условно-досрочное освобождение возможно, если заглажен ущерб. Ущерб до сих пор не заглажен, потерпевший на заседание не вызывался. Мы как представители потерпевших сейчас заинтересованы в скорейшем погашении нанесенного ущерба. Будут предприниматься все действия для его возмещения».

Ущерб, правда, нанесенный не «Леруа», а себе и своему сыну, намерен взыскивать и Курманов-старший. По его словам, решение суда об условно-досрочном освобождении — только первый шаг на пути к полной реабилитации его сына и расплате за содеянное его преследователями: прокуратурой и следствием. «Мы будем добиваться полного оправдания Ильдара, — заверил собеседник нашего корреспондента, — а также того, чтобы все, кто имел отношение к этому делу, были наказаны».

По его словам, сейчас у подсудимого есть полное право подать иск о возмещении морального и материального вреда. «Мы можем хоть сейчас вернуть все затраты на адвокатов, на проведение экспертиз по делу, а Ильдар имеет право на возмещение морального вреда, — заметил Мидхат Курманов. — Предположительно он оценивается в несколько миллионов рублей. Материальный ущерб мы пока не оценивали».

Артем Пацев: «Ущерб до сих пор не заглажен, потерпевший на заседание не вызывался. Мы как представители потерпевших сейчас заинтересованы в скорейшем погашении нанесенного ущерба»

По мнению экс министра юстиции РТ, основанием для взыскания ущерба служит приговор Вахитовского районного суда, которым Курманов-младший был признан виновным лишь по одному составу преступления — ст. 159. ч. 4 («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»). При рассмотрении дела судья не нашел подтверждения эпизодам, квалифицированным по ст. 196 («Преднамеренное банкротство»), ч. 1 ст. 195 («Неправомерные действия при банкротстве»), ч. 2 ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»), п. «б» ч. 3 ст. 174.1, п. «б» ч. 4 ст. 174.1, п. «б» ч. 4 ст. 174.1 («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»), ч. 4 ст. 160 («Присвоение или растрата») УК РФ.

«Ильдар после отмены обвинения по 7 статьям имеет полное право на реабилитацию, — заметил собеседник издания и объяснил алгоритм, по которому будут рассчитываться выплаты. — К примеру, мы подадим иск на 10 миллионов рублей, суд, допустим, даст 8 миллионов, после чего эта сумма делится на 8 статей, которые были вменены, и умножается на 7, которые были отменены. Итоговую сумму выплачивают. Но я еще рассчитываю и по 8-й статье добиться реабилитации». По словам Мидхата Курманова, ответчиком по иску выступит министерство финансов России в виде департамента казначейства. Третьей стороной в деле будут следственный комитет и прокуратура РТ.

«Никто не будет ему препятствовать воспользоваться этим правом, а мы будем пользоваться правом оппонировать ему в суде» — прокомментировал планы Курманова-старшего Галиев.

«ЗА СМЕРТЬ ПРИСУЖДАЮТ И ТОГО МЕНЬШЕ — 200 - 400 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили планы Мидхата Курманова по полному оправданию своего сына, истребованию компенсаций морального и материального вреда.

Эмиль Гатауллин — юрист:

— Несколько миллионов в качестве компенсации морального вреда — многовато, за смерть присуждают и того меньше — в районе 200 - 400 тысяч рублей. Что касается дела по существу, то тут совершенно безобразное дело, когда гражданско-правовые отношения были конвертированы в уголовно-правовые. В полное оправдание я не верю, но надеюсь, что оно состоится. В связи с предполагаемым незаконным привлечением к уголовной ответственности он был лишен той же заработной платы, исходя из этого может быть рассчитан и материальный ущерб.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Каждый гражданин имеет право защищать свои права любыми способами, которые не запрещены законом, вправе требовать компенсации морального вреда. Вопрос в том, насколько их право соотносится с обстоятельствами дела, чтобы это все истребовать. То, что Ильдара освободили условно-досрочно, можно только в пример ставить: человек проявил волю, твердость, добивался правоты. Сейчас следующий этап. Насколько это будет возможно, вам никто не скажет: ни я, ни Папа Римский.

Практика по взысканию компенсации морального вреда разнится, нет определенных стереотипов. В каждом случае суд подходит индивидуально, в соответствии с тем, что происходило, насколько были нарушены права и свободы гражданина, насколько правомерны требования компенсации морального вреда.

Нет такого критерия при условно-досрочном освобождении, как полное признание своей вины. Обязательны временной критерий отбытия наказания, ненарушение порядка, дисциплины при нахождении в местах лишения свободы.

ТРИ ГОДА ПРОТИВОСТОЯНИЯ ИЛЬДАРА КУРМАНОВА И «ЛЕРУА МЕРЛЕН»

История противостояния «Леруа Мерлен» и Курманова-младшего зародилась в конце 2011 года, когда фирма «Интеллект и Право» заключила с ООО «СЭМ» несколько договоров на строительно-монтажные работы по подключению к теплу и электричеству гипермаркета на проспекте Амирхана, 1. В качестве аванса исполнитель, то есть Ильдар Курманов, получил более 47 млн. рублей.

По информации правоохранительных органов, с декабря 2011 года по сентябрь 2012 года Курманов не предоставил банковских гарантий, не выполнил договорных обязательств и использовал полученные от ретейлера деньги по своему усмотрению. Создавая видимость исполнения взятых обязательств, он подготовил проектную документацию, затратив только 600 тыс. рублей.

По версии Курмановых, Ильдар выполнил все обязательства перед «Леруа Мерлен», обеспечив корректировку техусловий, выданных компании, на подключение к инженерным сетям. Представители же французского ретейлера воспользовались согласованным Курмановым-младшим проектом по теплоснабжению здания на проспекте Амирхана и рабочей документацией и заключили договор на строительно-монтажные работы с другой фирмой — «Фортэкс», которая произвела работы по проекту Ильдара Курманова.

О хищениях в «Леруа Мерлен» стало известно 30 октября 2013 года, когда прокурор РТ Илдус Нафиков сообщил на пресс-конференции, что Курманова-младшего подозревают в получении взятки в 47 млн. рублей от компании «Интеллект и Право». В итоге взятка была переквалифицирована в мошенничество.

Вахитовский райсуд приговорил Ильдара Курманова к 6 годам колонии общего режима. Изначально ему были предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), ст. 196 («Преднамеренное банкротство»), ч. 1 ст. 195 («Неправомерные действия при банкротстве»), ч. 2 ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»), п. «б» ч. 3 ст. 174.1 («Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения преступления с использованием своего служебного положения»), ч. 4 ст. 160 («Присвоение или растрата») УК РФ и двум эпизодам по п. «б» ч. 4 ст. 174.1 («Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения преступления в особо крупном размере»). Однако из 6 заявленных обвинением статей суд признал Курманова виновным только в мошенничестве в особо крупном размере. Из обвинения был исключен такой признак, как использование служебного положения, хотя на момент преступления обвиняемый работал в минэнерго РТ начальником юротдела.

Этой осенью Верховный суд РТ смягчил наказание Курманову с 6 лет колонии общего режима до 3 лет колонии-поселения. Судебная коллегия изменила квалификацию действий Курманова-младшего с ч. 4 ст. 159 («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») на ч. 3 ст. 159.4 УК РФ («Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»). Таким образом, с учетом домашнего ареста и содержания в СИЗО осужденному оставалось отбыть в колонии-поселения полгода. Уже тогда адвокат Наиль Хисматуллин заявил, что его подзащитный вправе подать заявление на УДО.