Где грань между неукоснительным соблюдением конституционного права граждан на охрану здоровья и созданием здоровой конкуренции и дополнительных возможностей в этой сфере? Сегодня данная тема является «раздражителем» для многих людей, сталкивающихся со злоупотреблениями в учреждениях здравоохранения. За разъяснениями по этой злободневной проблеме мы обратились к директору Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) Республики Татарстан Алсу МИФТАХОВОЙ.
– Алсу Мансуровна, недавно в некоторых интернет-СМИ промелькнули высказывания, что вся медицина может стать платной. Имеют ли эти слухи реальные основания?
– Эта проблема сегодня и нас самих сильно беспокоит, поскольку наша основная задача как территориального фонда ОМС, так и страховых компаний – защищать права и законные интересы пациентов при получении ими медицинской помощи, гарантируемой государством населению бесплатно. Напомню, что в республике по ОМС работают три страховые компании: «АК БАРС-Мед», «Спасение» и «Чулпан-мед».
Сегодняшняя правовая основа такова. В соответствии с Федеральным законом об обязательном медицинском страховании полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на получение медицинской помощи, предусмотренной в Территориальной программе ОМС, бесплатно.
То есть гражданам, имеющим полис ОМС, безо всяких оговорок должна предоставляться бесплатно медицинская помощь в поликлинике, стационаре, а также скорая медицинская помощь в экстренной, неотложной и плановой форме.
Ее оплачивают страховые медицинские организации за счет страховых взносов. Взносы на оказание медицинской помощи по ОМС, в свою очередь, уплачивают за работающих граждан работодатели, а за неработающих – бюджет субъекта РФ, т. е. республика.
Соответственно, медицинская помощь, по сути, не бесплатна, поскольку за нее платят работодатели и субъект Российской Федерации. Но еще раз хочу подчеркнуть, что населению она должна оказываться бесплатно.
– Как быть тем, кто не застрахован по ОМС и не имеет полиса? На что они могут претендовать?
– Им, в соответствии с Программой госгарантий, утверждаемой ежегодно постановлением Правительства РФ, бесплатно оказывается медицинская помощь только в экстренной и неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях и травмах, обострении хронических заболеваний до снятия угрозы жизни пациента. Данная помощь оплачивается за счет средств бюджета республики.
– В СМИ ведутся дискуссии по поводу законодательной инициативы в части оплаты медицинской помощи, оказанной неработающим гражданам трудоспособного возраста. Что вы думаете по этому поводу?
– Речь идет о внесении в законодательство поправок, обязывающих неработающих граждан трудоспособного возраста уплачивать страховые взносы, в том числе в фонд обязательного медицинского страхования.
Данное новшество касается тех граждан, которые работают и получают зарплату неофициально и, соответственно, не платят страховых взносов и налогов. За них сегодня взносы уплачивает государство как за неработающих, а в конечном итоге – все добросовестные налогоплательщики. В том числе и мы с вами. Как известно, теневой сектор в экономике страны еще занимает значительную долю, недополученные по этой причине платежи на ОМС – одна из причин недостаточности средств в сфере бесплатной медицины.
Этот вопрос обсуждается уже не первый год, и он требует детального анализа. От того, как он будет решен, напрямую зависит финансовое обеспечение бесплатной медицины.
– Возвращаясь к вопросу о платных услугах... За что с пациента, имеющего полис, медицинская организация может попросить оплату?
– Основания прописаны в Правилах предоставления платных медицинских услуг, принятых постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006.
Например, граждане могут оплачивать медицинскую помощь, предоставляемую анонимно, индивидуальный медицинский пост в стационаре, медицинскую помощь и диагностику по самообращению (то есть без медицинских показаний). Также оплата предусмотрена за пребывание в условиях повышенной комфортности и иные сервисные услуги.
– Но, согласитесь, платные услуги стали уже чуть ли не нормой, и, как утверждают многие, приходится платить практически за все.
– К сожалению, такое есть. Надо признать, что ежегодно в страховые компании Территориального фонда ОМС поступает более тысячи обоснованных жалоб. Половина из них обусловлена отказами в оказании медицинских услуг либо взиманием с граждан денежных средств за медицинскую помощь.
Сегодня деньги с населения берут как официально, т. е. заключая договор платных медицинских услуг, так и неофициально. При этом не всегда в доступной форме пациенту разъясняют, что данную медицинскую помощь можно получить бесплатно по полису, а зачастую вводят в заблуждение. Приведу примеры.
Женщина обратилась с жалобой на то, что она по просьбе врача заплатила 35 тысяч рублей за операцию. Деньги были уплачены непосредственно врачу, а в заключении договора платных услуг ей в итоге медицинская организация отказала. В то же время при выписке из стационара пациентке выдали справку о том, что предварительная стоимость лечения за счет средств обязательного медицинского страхования составила свыше 40 тысяч рублей. Счет был выставлен на оплату еще и в страховую компанию.
Таким образом, медицинская помощь была оплачена дважды: непосредственно пациентом – врачу, страховой компанией – медицинской организации.
Другой случай. В одной из больниц Казани всем пациентам, госпитализированным в хирургическое отделение, предлагалось оплачивать наркоз. За него брали от 1,5 до 3 тыс. рублей, объясняя это тем, что данный вид обезболивания не входит в стандарт медицинской помощи. При этом по полису ОМС стоимость, например, операции на пазухах носа и верхних дыхательных путях в той же клинике с учетом обезболивания варьирует от 20 до 46 тыс. рублей, в зависимости от ее сложности.
Подобные случаи двойной оплаты стали частыми, особенно в родовспоможении и травматологии. Выявить такие факты возможно, увы, лишь по обращениям пациентов в фонд ОМС или страховую компанию.
– Что делать пациенту, если ему предложили заплатить?
– Если у него есть сомнения в законности такой оплаты, он должен обратиться к страховому представителю за разъяснениями и помощью. Для этого в фонде ОМС создан контакт-центр (телефон: 8 800 200 51 51, звонок бесплатный).
Ну а если уж пациент платит, ему следует потребовать у медицинской организации договор, а также кассовые или товарные чеки. В противном случае пациенту следует сообщить о фактах незаконного взимания денежных средств в прокуратуру (правоохранительные органы).
– Есть шанс вернуть деньги?
– Да, если речь идет о медицинской помощи, входящей в Территориальную программу ОМС, и при условии наличия документов, подтверждающих оплату. Для решения вопроса возврата затраченных на лечение или обследование личных средств необходимо обратиться в свою страховую компанию.
В 2015 году нам совместно со страховыми компаниями удалось добиться удовлетворения в досудебном порядке 92% обоснованных жалоб. Они касались как отказов в оказании медицинской помощи, взимания денежных средств с граждан, так и некачественного ее оказания.
В итоге медицинские организации в добровольном порядке возместили пациентам более 263 тыс. рублей.
Остальные жалобы были рассмотрены в суде и удовлетворены также в пользу пациентов. Общая сумма возмещения, включая компенсацию морального вреда, составила 907 тыс. рублей.
Но я все же призываю наших жителей обращаться за помощью в страховые компании по телефону контакт-центра на этапе, когда им предлагают оплатить медицинскую помощь. Как правило, такие вопросы решаются оперативно в пользу пациента.
– Где можно узнать о порядке оказания платной и бесплатной медпомощи?
– В соответствии с федеральными законами «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны размещать такую информацию на своем официальном сайте, а также на информационных стендах в медучреждениях.
Страховые медицинские организации также обязаны информировать население о видах и условиях предоставления медицинской помощи, правах и обязанностях застрахованных. Информацию они размещают на своих сайтах и стендах в медицинских организациях и пунктах выдачи полисов ОМС.
На нашем официальном сайте www.fomsrt.ru тоже представлена достаточно подробная информация.
Кроме того, ответы на интересующие вопросы можно получить, позвонив на бесплатный телефон контакт-центра 8-800-200-51-51.
Нам бы хотелось, чтобы люди больше знали о своих правах и о том, куда они могут обратиться за помощью. Мы всегда открыты и готовы оказать содействие.
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.