...

«ОБЫЧНО О МУЗЫКАНТАХ ДУМАЮТ, ЧТО ОНИ НЕ ОТ МИРА СЕГО»

В этом месяце между двух событий — московским выступлением на фестивале Василия Ладюка в московском Доме музыки, где я дирижировал «Песнь о земле» Малера, и казанским фестивалем «Денис Мацуев у друзей» — я с удовольствием нашел пару дней, чтобы по приглашению Казахского национального университета искусств провести в Астане дирижерский мастер-класс. Два года назад мы с нашим оркестром уже бывали там. И все же нынешний опыт оказался новым, даже неожиданным. Мало сказать, что поездка была организована по линии договора о сотрудничестве двух культурных министерств — России и Казахстана, думаю, всем очевидно, что опыт такой необходим и полезен, а обновлять его важно и человечески, и творчески. Но те пару дней, что я занимался со студентами неожиданно многочисленного дирижерского класса Университета искусств, я чувствовал себя помимо прочего в центре музыкального праздника, на котором решались вопросы дальнейшего движения астанинского студенческого оркестра, решались с менеджерами зарубежных фестивалей, с серьезными музыкантами и педагогами. Во главе этого невероятного событийного штурма была ректор Университета искусств, концертирующая скрипачка, в прошлом — выпускница московской консерватории по классу Давида Федоровича Ойстраха — Айман Мусахаджаева.

Обычно о музыкантах думают, что они не от мира сего. Вопреки такому представлению Айман Кожабековна показалась мне не только замечательным руководителем, но и превосходным менеджером. Мой график был организован с удивительным вниманием к таким, казалось бы, мелочам, как, например, мой биоритм: в Астане ведь время отличается от московского на три часа. В первый день меня повезли на занятия в Университет искусств к 14:00, во второй — к 12:00. Студенты — человек 15 — показывали мне свои навыки, и я, в общем-то, чуждый педагогике человек — в смысле, скажем так, взрывного темперамента, — получил даже удовлетворение.

В первый день мы занимались под двухрояльный аккомпанемент, совсем так же, как в свое время изучали симфоническое дирижирование в петербургских консерваторских классах Ильи Александровича Мусина и моего педагога, Владислава Александровича Чернушенко. Вот что значит серьезный столичный опыт нынешнего ректора Университета искусств! Ребята дирижировали фрагментами Симфонии Гайдна №94, Первой, Второй и Пятой — Бетховена, Первой и Пятой — Чайковского, Девятой — Дворжака. На следующий день проводились занятия с оркестром. На пюпитре лежали ноты Скрипичного концерта Хачатуряна. В какой-то момент под всеобщее ликование Айман Мусахаджаева сама вышла на сцену и попросила, чтобы я продирижировал ей часть хачатуряновского концерта. Зал был в восторге. Кстати, зал Университета искусств очень понравился мне акустически. Только подумать: в университете Астаны, где как в Парижской консерватории изучают все направления — от живописи до актерского мастерства и от музыки до истории искусств, есть собственный концертный зал мест на 800, да еще и с приличной акустикой!

...

«ТАКИЕ СВЯЗИ НАДО ХОЛИТЬ И ЛЕЛЕЯТЬ, СТАРАТЬСЯ ИХ ОБНОВЛЯТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ НА РЕГУЛЯРНОЙ ОСНОВЕ»

Меня вообще поразил масштаб самого университета! Это огромный комплекс в центре Астаны, города, волшебно разросшегося из когда-то небольшого в этакий евро-азиатский красавец мегаполис. Случилось это буквально за считанные годы: все силы были брошены Нурсултаном Назарбаевым на то, чтобы превратить Астану в столицу нового типа. Сейчас там работают лучшие архитекторы, лучшие градостроители. Важно не просто номинально превратить Астану в столицу, а кардинально изменить ее облик и назначение. Если раньше городом можно было назвать разве что маленький пятачок в центре Астаны, то сейчас это действительно огромный город со сложной инфраструктурой, город, который простирается на десятки километров.

Кстати, раньше в Астане, как и в Алма-Ате, была своя консерватория. Вот из нее-то Айман Мусахаджаева и вылепила потрясающий образовательный холдинг нового образца. Комплекс университета громадный. И это не просто университет: все искусства сконцентрированы в одном месте, все сделано так, чтобы именно в союзе друг с другом выковывались кадры, развивающие культуру и искусство нации. Как бы ни относились к Алма-Ате, которую я обожаю, обожаю Медео, вид на горы, Театр Абая, но Астана сейчас — столица, заточенная под самые высокие творческие стратегии и цели. И это, по-моему, ее очень сближает с Казанью.

По трендам и культурным амбициям Казань и Астана действительно очень похожи. Возможно, поэтому я и не чувствовал себя там как в гостях. Тем более что в Казахстане бывал неоднократно, да и с казахстанскими музыкантами сотрудничал не раз и не два. В 2001-м организовывал ангажемент казахстанскому оркестру на фестивале Young Europe Classic в Берлине. В 2003-м в рамках культурных обменов дирижировал Российским национальным оркестром на концерте солистов Мариинского театра в Алма-Ате. Буквально в год моего переезда в Казань, в 2010-м, записывал пластинку с дочерью президента Казахстана Даригой Назарбаевой, которая, будучи человеком очень образованным и разносторонним, в зрелом возрасте занялась оперным вокалом и весьма в нем преуспела.

Ну и два года назад, как уже говорил, мы ездили в Астану с ГСО РТ. Сейчас, по возвращении в Казань, меня не покидают мысли о продуктивности усилий, которые в Казахстане инициировал господин Назарбаев. И то, что в столице Татарстана одна из улиц совсем недавно была названа его именем, — хороший показатель союзничества и партнерства между нашими государствами. Такие связи надо холить и лелеять, стараться их обновлять и поддерживать на регулярной основе.

Не поверите, но в один из двух вечеров, проведенных в Астане, я оказался за одним столом с тремя европейскими маэстро: генеральным менеджером известнейшего оперного фестиваля Италии Arena di Verona, а также с двумя дирижерами, соответственно, из Гамбурга и Штутгарта. Современную Астану невозможно себе представить без постоянно проводимых там фестивалей и форумов, конференций и творческих встреч. Все это не может не радовать. Единственное, о чем после поездки думается с некоторой горечью, — это о том, что численность дирижерской кафедры в Национальном университете искусств Астаны в разы превышает состав аналогичного класса в казанской консерватории. А отсутствие смены не может меня не заботить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции