«ДУМАЮ, ОСТАЛОСЬ ЗА МАЛЫМ: СДАТЬ ВСЕ В СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ. НО НЕ ТУТ-ТО БЫЛО!»

Более 20 лет являюсь клиентом компании «Росгосстрах». И вот, купив 30 июня 2014 года новую Mazda СХ-5 (приложение 1), пришел, естественно, в РГС. Прошел год — и снова туда, но... оказалось, нет пока полисов ОСАГО (или даже вроде они есть, но «с прицепом», что сегодня стало модно в России). Раз нет, пошел (по совету, кстати, работников этой же компании!) в другую компанию — «НАСКО», где и оформили полис, тоже при посредничестве того же сотрудника Росгосстраха!

И вот 8 июля 2015 года сижу у себя на работе — и после обеда звонит жена: «Давай срочно домой, тут во дворе нашу машину протаранили!» Прибегаю и вижу: какой-то старый грузовик (китайский), саданув рядом стоящую автомашину, крепко прижался к бамперу моей Mazda (приложение-схема ДТП). А ведь машина стоит во дворе на специальном «кармане» для парковки и двор охраняемый, со шлагбаумом. Спрашиваю водителя, мол, что же ты, братец, натворил?! Виноват, говорит, хотел пропустить какую-то даму — она спешила в аэропорт. Взял влево чуть-чуть, забыл смотреть налево, вот так и получилось...

Стою, все во мне кипит и хочется что-то делать. Но ждем сотрудников ГИБДД. Через три часа все же прибыли и оформили, как полагается, потом все справки и протоколы выдали своевременно. Ну думаю, осталось за малым: сдать все в страховую компанию. Но не тут-то было!

УЗНАВ, КАКУЮ СУММУ МНЕ ПЕРЕЧИСЛИЛИ СТРАХОВЩИКИ, ПОСМЕЯЛИСЬ

...Почти полвека катаюсь за рулем, и все пока было без ЧП. Но каким наивным я оказался, все время читая хвалебные реляции и рекламные ролики страховщиков! В НАСКО меня не приняли, потому что в ДТП имеется три участника и виновный застрахован в «Росгосстрахе». Помчался туда. Простояв в очереди, попал к эксперту. Тот, недолго покружившись вокруг моей машины, сфотографировал бампер и записал все показания приборов (8,5 тыс. км пробега — почти период обкатки!), и послал дальше. Девчонки, тоже вежливо посадив за стол, оформили документы (дело №11824499) и даже выдали банковскую карту Росгосстрахбанка. Сказали: ждите.

Скоро получаю СМС-сообщение, что мне перечислили 17 400 рублей на восстановление моей машины. Сразу бегу в «Айрон-моторс» (официальный дилер Mazda), где приобрел свою машину. Посмотрели специалисты пробитый китайским грузовиком передний бампер и «юбку», сели за компьютер и скоро выдали: сам некрашеный бампер стоит 23170 рублей (в Казани нет, придется из Москвы выписать), но и разборка, покраска нового бампера и сборка — еще примерно плюс 10 тысяч. Итого почти 40 тыс. рубликов. И, узнав, какую сумму мне перечислили страховщики, посмеявшись, посоветовали идти в независимую экспертизу.

Чтобы увеличить, нажмите

Там, взяв с меня 3 тыс. рублей, тоже тщательно изучили не только бампер, но все вокруг и оценили ущерб в 28 тысяч! И я опять погнался на другой конец города сдавать документы в «Росгосстрах». Приняли быстро и через неделю — опять СМС: добавили аж 900 рублей! Получилось уже 18300 рублей, почти половина предстоящей работы по замене бампера. Но 3000 рублей за услуги независимых экспертов так и не вернули. Понял только одно: значит, первоначальная оценка все же была неверной, раз еще 900 рублей не пожалели!

Чтобы увеличить, нажмите

Обращаюсь по телефону начальнику подразделения (РЦУУ), где занимаются страховыми выплатами, Низамову Ф. И. с вопросом: где в Казани можно привести мою годичной давности выпуска с завода машину с пробегом всего 8 тыс. км, сверкающую еще свежей заводской краской, в первозданный вид за такую сумму? Ответ был: не могу сказать, вряд ли найдете, но вам все равно самим придется доплачивать...

Правда, я и сам уже догадался и долго искал в городе автосервис, где сделали бы работу за 18 тыс. рублей.

Насчет 3 тыс. рублей, оплаченных за независимую экспертизу, страховой начальник сказал еще тверже: «Мы сейчас такие выплаты не производим, команду, чтобы поменьше платить пострадавшим от ДТП, нам дают сверху!»

Спасибо хоть за откровенность...

«КАКУЮ КРАСОТКУ УГРОХАЛ, ВРОДЕ БОЛЬШОЙ ОПЫТ ИМЕЕТСЯ У ВАС ЗА РУЛЕМ, А ВЫ НА ТАРАН ПОШЛИ...»

Кстати, прямо у дверей этого РЦУУ ловят какие-то ребята и подсказывают: платите 7 тыс., заключайте договор с юристом, и вам вернут не только за ремонт, но и плюс за утрату товарного вида, компенсацию за нанесенный моральный ущерб. Но все это через суд, конечно. И только через несколько месяцев...

Кстати, моральный ущерб «катается» со мной: все знакомые спрашивают, мол, кого это я, как Виктор Талалихин на небе под Москвой, протаранил? Мало кто верит, что моя машина три дня стояла во дворе дома без движения и под сигнализацией, пока не получила пробоину переднего бампера случайно заехавшим грузовиком. А однажды поехал в родное село, и по пути остановил знакомый майор — гаишник:

— Эх, Ирек Исхакович! Какую красотку угрохал, вроде большой опыт имеется у вас за рулем, а вы на таран пошли...

Пришлось показывать фотографии «братания» грузовика с моей машиной. Так поступаю каждый раз, когда спрашивают в таком же духе, и показываю фотографии (прилагаю). Теперь-то я уж точно знаю, что такое — моральный вред.

«МОЖЕТ, НА САМОМ ДЕЛЕ ЕСТЬ УСТАНОВКА СВЕРХУ, ЧТОБЫ МЕНЬШЕ ПЛАТИТЬ ПО СТРАХОВКЕ?»

Вот стою возле машины с пробитым бампером и задаюсь вопросами:

1. Протаранили стоящую во дворе на специальной площадке для парковки мою автомашину, когда за рулем никого не было. Есть в этом моя вина?

Вот представьте ситуацию. К вам в квартиру ворвался бандит, поломал все внутри и на прощание еще плюнул на вас. И ты потом ходишь по инстанциям, оправдываешься и кому-то еще платишь за материальный ущерб, причиненный мне самому! Смешно? Но ведь ситуации схожие!

2. Почему оценки ущерба разнятся у страховщиков и независимых экспертов? Ведь должны же быть единые нормативы внутри одной страны. Если уж после бумаг «независимых» добавили 900 рублей, то это уже означает, что эксперты-страховщики изначально поставили неверный «диагноз»? Может, на самом деле есть установка сверху, чтобы меньше платить по страховке и чтобы сами страховщики получали хорошие бонусы? Не секрет же, какими олигархами стали главные страховщики, сидящие в Москве. А еще все в СМИ плачут: убытки, убытки.

3. Пока бегал я по инстанциям, нашел брошюру с правилами ОСАГО. Там есть раздел IX (статья 60, пункт «а») где прописано: «... в случае повреждения имущества — расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая...».

Долго я думал: подавать ли по предложению независимых экспертов в суд? А если и там судья «по совести и по внутреннему убеждению» скажет мне нет? Как заметил один мой товарищ, ведь судьи тоже являются клиентами страховых компаний и имеют по нескольку крутых авто, и нет у них резона портить отношения со страховщиками. Тогда я лишусь и 7 тыс. рублей. Итого: отдаю кому-то 10 тыс. рублей и не имею результата.

Так и получилось! Мировой судья 5-го участка Вахитовского района Казани отказал мне в моем иске к страховой кампании. Правда, не сразу. Сначала юрист ООО «Авто-адвокат», мой представитель, сообщил, мол, рассмотрение отложили из-за того, что суд назначил какую-то судебную экспертизу. Сижу и жду, когда же кто-либо придет и посмотрит мою автомашину или скажут, что надо мне самому подъехать куда-то. Не дождался — судья вынес решение отказать мне в моем иске. Спрашиваю своего представителя: а как же с экспертизой? Так судья по фотографиям и вынес решение, докладывает тот. А какие фотографии и откуда они? На тех, что я «фоткал» во время оформления ДТП, четко видно, какую дырку мне «подарил» китайский грузовик. А ведь эту дырку ничем не заделаешь, ни автоген, ни шпаклевка не помогут. Пластик надо менять целиком и полностью. Да и краска «металлик». Как уже говорил, после поисков авторемонтных, где могли бы заменить бампер за те деньги, которые мне «отстегнули» страховщики, я снова вернулся в «Айрон-моторс». Там после тщательного осмотра дали мне расклад ремонта: 32 170 рублей.

Вопрос, в чем я виноват в этом ДТП, крутится в голове постоянно. Разве это не моральный ущерб!

Теперь вот убедился, что все эти страховки в России придуманы кем-то прежде всего ради прибыли страховых кампаний: раз есть негласная установка вернуть лишь 30 - 40% ущерба. А интересы клиентов — дело десятое. Или я не прав?

«ОБЪЕГОРИТЬ КОГО-ТО СО СТОРОНЫ ВЛАСТИ ИЛИ КОМПАНИЙ СЧИТАЕТСЯ БОЛЬШИМ ГРЕХОМ — ХАРАМ!»

И тут вспомнил случай, свидетелем которого несколько лет назад был в Дубаи (ОАЭ). Один наш земляк, живущий там, погрузил нас с женой и его детьми в авто, и поехали мы в какой-то молл. Погуляли долго по этому мини-городку и вернулись на парковку. И тут одна из дочерей хозяина машины увидела вмятину на передней двери Audi Q7. Какая-то машина, скорее случайно, задним ходом задела ее. Но рядом уже не было таких подозрительных авто, и мы двинулись в ближайший полицейский участок. Вышедшему из здания полиции сотруднику мой знакомый объяснил ситуацию. Тот на свой телефон фотографировал помятую дверь и пошел обратно в здание. Ну, думаю, теперь, как у нас в России, начнется волокита и канитель. Не успел я закончить свои плохие мысли о дубайской полиции, снова появился тот стройный сотрудник и протянул нам какую-то бумажку.

— Теперь давай заглянем туда, где мы в прошлом году купили эту машину, — молвил мой друг, отыскав веселую арабскую песню по авторадио.

Там тоже вышел парень, тоже снял вмятину на сотовый телефон и пригласил нас в офис. Там всем нам (6 человек!) предложили капучино, притом бесплатно! Через несколько минут завершили писанину, и хозяину машины вручили листок бумаги.

— Как дверь привезут, позвонят, — сказал он, и мы продолжили экскурсию по городу.

И действительно, через три дня звонок: приезжайте!

Мы снова всем табором погрузились в авто и поехали туда. Опять встречают с улыбкой, машину отбирают и направляют на мойку, а нам пока предлагают Audi — седан, чтобы мы могли продолжить знакомство с городом. Через два часа (как договаривались) возвращаемся и видим, что наша машина стоит уже во дворе автоцентра и ждет нас. Долго изучаю правую дверь: может, старая, может, краска отличается или еще что-нибудь. А ничего подобного: машина словно только что с завода!

Опять тот же парень с улыбкой прощается с нами, пожелав удачи.

— Сколько взяли за замену? — спрашиваю земляка.

— Как это — сколько? А, понял, ты думаешь как настоящий россиянин. Ни копейки, все это предусмотрено страховкой, ну типа российского ОСАГО...

Тогда я в очередной раз убедился, почему эта страна (ОАЭ) одна из самых богатых в мире. Потому что там дорожат своей репутацией и еще думают о людях! Объегорить кого-то со стороны власти или компаний там считается большим грехом — харам!

«ГОРЕВАТЬ ИЛИ СМЕЯТЬСЯ — УМУ НЕПОСТИЖИМО»

А у нас? Кстати, несколько лет назад «пошуровали» в нашем садовом домике: раскурочили холодильник, «конфисковали» кучу электроинструментов и другого инвентаря. Вернули половину от суммы украденного (та же страховая компания «Росгосстрах»!), которой хватило лишь на покупку с рук старого холодильника, выпущенного еще в середине ХХ века. Тогда я все «проглотил» и не стал бегать по кругу. И вот опять то же самое. Стоит ли после этого страховаться? Но... не зря же страховщики лоббировали закон, чтобы наличие ОСАГО проверяла ГИБДД, хотя от этого очень мало реальной пользы. Гаишникам — тем более.

А страховщики все ноют и ноют: убытки, убытки! А на днях в интернете появилась информация, что уже и антимонопольщики с ними разбираются. Значит, не один я такой пострадавший от страховой компаний.

Кое-кто предлагал мне, мол, лучше мизерная оплата, чем ничего. Но все же обидно, товарищи: сам, не являясь участником ДТП, остался в сухом убытке из-за дурацких российских правил страхования. Конечно, плевать бы на все это и не бегать по городу как угорелый в поисках бланков ОСАГО, но ведь друзья-гаишники не простят меня, накажут...

Чтобы увеличить, нажмите

К слову... Только что узнал, что с моей банковской карты Вахитовский суд Казани снял около 15 тыс. рублей за судебные издержки и экспертизу, которой я тогда так и не дождался! Кстати, почему именно к ООО «Консалтинговое агентство «Независимость» (Казань) обратил взоры судья? Судя по информации в интернете, у этой конторы нет лицензии на оценку движимого имущества, но она тем не менее «проводила» виртуально экспертизу моей машины и пришла к выводу, что ремонт бампера обойдется 18 534 рубля 94 копейки! Какая точность в исчислении всех работ! Видимо, 94 копейки — это вытирание рук ветошью после окончания работы. Отсюда и вопрос на засыпку: кто кого тут консультировал о совпадающих цифрах?

Горевать или смеяться — уму непостижимо. Не издевательство ли все это при помощи ОСАГО? Но понял одно: под покровительством судов страховые компании могут еще долго дурить простых граждан, «проливая горькие слезы» об убытках и жалуясь на левых страховщиков.

Ирек Хисамиев