Дамир БагаутдинФото из личного архива

«МУСУЛЬМАНЕ ТАТАРСТАНА ОТСТАИВАЮТ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА МУСУЛЬМАН»

Дамир, расскажите о себе: кто вы и откуда?

— Родился 25 января 1985 года в Уфе, окончил Башкирский государственный университет по специальности «экономист-менеджер». После вуза отслужил на территории Пермского края два года в ВС РФ в должности командира взвода. По возвращении домой устроился в инспекцию ФНС, где работаю на должности государственного налогового инспектора.

— Что вас связывает с Казанью, Татарстаном? Следите ли вы за их развитием? Как к этому относитесь?

— Казань — столица татар мира, Татарстан — историческая родина татар, но не только в плане происхождения, ибо ареал исторического проживания татарского народа обширен, а в смысле как источник реализации татарской государственности. Данная связь с татарами всего мира отражена в статье 14 Конституции РТ. Слежу за всем, что происходит в республике, как и многие другие татары, радуюсь успехам, огорчаюсь неудачам.

— Каково ваше отношение к религии? Следите ли вы за жизнью уммы РТ? Какие ваши мысли по этому поводу?

— Соблюдать каноны ислама стал в конце пятого курса университета, с тех пор исламский образ жизни — неотъемлемая часть моей повседневности. За жизнью уммы Татарстана слежу, опять же, она находится в авангарде исламского возрождения нации, как и сам муфтият является более татарским, чем остальные ДУМы, два из которых и вовсе числятся общефедеральными и по определению не могут быть заточены под один народ.

Мусульмане Татарстана медленно, но верно отстаивают конституционные права мусульман, не давая нарушить баланс в пользу воинствующего понимания светскости, как это было с решением вопроса для девушек и женщин о возможности фотографироваться в платках на документы, посещать государственные образовательные учреждения. При этом одними из главных тормозов в жизни уммы РТ являются не только одиозные исламофобы и воинствующий секуляризм, но и радикалы из числа мусульман и всякие провокационные группы как «Хизб ут-Тахрир». Вроде маргиналы, а негатива создают много. ДУМ РТ же надо быть ближе к народу и меньше официоза, не превращаться в чиновников и работать над устранением образа казенных мулл.

«ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ БРАТЬ ПРИМЕР С ПРОРОКА, ЛЮДИ ОБСУЖДАЮТ МУЛЛУ»

— Почему вас заинтересовал именно финансовый вопрос, о чем вы и спросили у Камиля хазрата?

— Во-первых, вместо того, чтобы брать пример с Пророка Мухаммада (мир ему), одни люди обсуждают муллу, его зарплату от государства, его дорогую иномарку с госномером, другие обвиняют в наживе при ценообразовании путевок на хадж, сертификатов, подтверждающих халяль, в непрозрачности благотворительных фондов. Чтобы не было подобных спекуляций, муфтият мог бы вести прозрачную финансовую жизнь, пора бы привыкнуть делать постоянные отчеты в открытом доступе.

Во-вторых, имамы, особенно молодые, должны достойно содержать свои семьи, люди, поступающие в исламские образовательные учреждения, должны быть уверены, что, так сказать, не пропадут. Было интересно узнать, как ДУМ РТ решает подобные проблемы. Какие-то мечети могут сами себя содержать, но далеко не все.

В-третьих, считаю, что муфтият не должен зависеть от государства и только от средств прихожан, главный результат — самоокупаемость через вакфное имущество. Модель советской мечети устарела, теперь следует развивать целые комплексы, исламские центры, как мечеть аль-Марджани или будущий вакфный комплекс в Набережных Челнах. Тоже интересно, как реализуются подобные проекты.

— Как нашли для себя «БИЗНЕС Online»? Как давно и как часто читаете нашу газету? Что нравится и не нравится? Ваши пожелания?

— Несколько лет назад при запросе о Татарстане обнаружил для себя «БИЗНЕС Online», а постоянным читателем стал последние пару лет. В принципе, все хорошо, но, может быть, следовало бы добавлять статьи и на татарском языке.

— Дамир, спасибо за интерес к нашей газете. Успехов вам!