В благодарностях руководству Татарстана за катера и внедорожники, которые оседлали экологи Татарстана, рассыпался сегодня министр экологии РТ. Рустам Минниханов же, открывая выставку «Чистая вода», заметил: воды-то много, а вот инфраструктуры нет. Как Фариду Абдулганиеву предложили сократить инспекторов, а московские чиновники, растаяв от теплого приема, обещали помочь с деньгами на красоты набережных, слушала и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Обогрев своими ладонями символическую замерзшую каплю воды, Рустам Минниханов и Вадим Никаноров открыли выставку «Чистая вода. Казань»
ВОДЫ МНОГО — ИНФРАСТРУКТУРЫ НЕТ
Самое настоящее нашествие «зеленых человечков» произошло сегодня на «Казанской ярмарке». Экологи всей республики, которые традиционно носят форму цвета природы, собрались на седьмую специализированную выставку «Чистая вода. Казань». Открывать мероприятие приехали врио руководителя федерального агентства водных ресурсов Вадим Никаноров и президент РТ Рустам Минниханов. Ждали и экс-министра экологии РТ, ныне руководителя федеральной службы по надзору в сфере природопользования Артема Сидорова, но он не приехал.
Обогрев своими ладонями символическую замерзшую каплю воды, Минниханов и Никаноров торжественно открыли выставку. «В округе по количеству воды мы лидеры. И, конечно же, вода является основой для нашей экономики и основой для отдыха. Без воды мы не можем решить вопросы и задачи», — отметил Минниханов. На территории РТ, к слову, расположено 36 тыс. водных объектов.
Следующий год в России будет считаться Годом экологии. Тем временем в Татарстане уже два года подряд будут заниматься программой водоохранных зон и «расчищать» доступ татарстанцев к воде, напомнил глава республики. К слову, пока открывали выставку, природоохранные прокуроры и представители минэкологии РТ отчитались об итогах этой борьбы: снесено 276 заборов, не дававших подхода к берегам, и возбуждено 21 уголовное дело. Негусто!
«Много вещей, которые нам нужно еще поправить, — признал президент РТ. — И хотя мы обладаем огромными водными ресурсами, не везде мы пока имеем ту инфраструктуру, которая нужна для людей, проживающих в нашей республике, и для наших гостей».
Никаноров в свою очередь отметил, что его в агентстве «с удовольствием узнали, что Рустам Нургалиевич объявил 2016 год Годом водоохранных зон в РТ, и с удовольствием поддержали это начинание». «Мы собираемся в преддверии Года экологии. У нас есть огромный федеральный план по реализации направления Года экологии. Я уверен, что, реализовав все положения этого плана, мы перейдем на новый этап как с водными ресурсами, так и в экологии в целом по республике и по стране», — напутствовал московский гость.
Фарид Абдулганиев рассказал, что только октябре 2016 года было взыскано 35 млн. рублей за различные экологические нарушения: «Это больше, чем за весь прошлый год» / Фото: president.tatarstan.ru
КАК ФАРИД АБДУЛГАНИЕВ СРАВНЯЛ СТОИМОСТЬ ЧИСТОЙ ВОДЫ С ЦЕНОЙ ЧЕРНОГО ЗОЛОТА
Обход выставки начали со стенда ФГУ по водному хозяйству «Средволгаводхоз». Представитель агентства рассказал, что за период с 2011 по 2016 на безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения в Татарстане было направлено 5,4 млрд. рублей. И представил официальной делегации основные конструктивные элементы для берегоукрепления. «У нас есть проблемный объект в Нижнекамске, это защитная дамба, которая находится в аварийном состоянии», — подвел было представитель «Средволгаводхоз». Но Никаноров заявил, что завтра лично осмотрит эту дамбу — и проследовал далее.
У своего стенда (кстати, самого большого) министр экологии РТ Фарид Абдулганиев поблагодарил Минниханова за предоставленную возможность надзорным экологическим органам ездить на катерах и внедорожниках. И в знак доказательства своей признательности привел несколько цифр, характеризующих их деятельность. В октябре 2016 года было взыскано 35 млн. рублей за различные экологические нарушения. «Это больше, чем за весь прошлый год», — подчеркнул Абдулганиев.
Министр показал и свою «подпольную» силу — центр общественных инспекторов. Как оказалось, куратор этого отряда работает в 10 раз лучше, чем любой другой инспектор без поддержки «юных экологов». «Техника плюс общественные инспекторы — и показатели пошли вперед», — удовлетворенно констатировал Абдулганиев.
«Так, может, и вовсе в таком случае уволить всех госинпекторов, а вместо них пусть работают общественники? Зато хоть на зарплате сэкономят», — пошутил кто-то в толпе. Но оратор, видимо, пропустил реплику мимо ушей.
Прогуливаясь мимо стенда, министр то и дело передавал микрофон как эстафетную палочку. Когда очередь дошла до замминистра экологии Инсафа Галиуллина, тот рассказал о проектах, реализуемых в РТ за счет федеральных денег. «Проект по экологической реабилитации пруда Адмиралтейского, который сейчас восстанавливается, является еще большей частью проекта по реконструкции территории в 400 гектаров земли. Он начат в этом году. Надеемся на завершение в 2017-м. Заявка подана, надеемся на субвенции», — протараторил Галиуллин. Также за счет субвенций реализуются проекты расчистки и выпрямления русел рек. На данный момент в республике ведутся подобные работы на трех проектах и готовятся заявки на 2018 и 2019 годы. Один из проектов будущего, о котором упомянул Галиуллин, — вторая очередь берегоукрепления в Елабуге. Напомним, летом «БИЗНЕС Online» писал, что первая очередь работ на набережной в городе была частично разрушена после сильного паводка в мае...
На чем еще можно сэкономить, помимо инспекторов, далее рассказал сам Абдулганиев. Как оказалось, уже в ряде районов республики на берегах были протестированы фашины — связка прутьев хвороста для укрепления насыпей (по-татарски «читен»). Министр экологии РТ, заявил, что стоимость этого сооружения, используемого до появления современных технологий в народе, зачастую население берет на себя, так как она ничтожна. Пример такого «новшества» уже протестирован, например, в Лаишевском районе.
Один из работников экологического ведомства поведал о том, что в республике сегодня разведано 420 месторождений подземных вод. Общее количество запасов большое, при этом использование в РТ подземных источников составляет всего 40%. «Если учитывать, что при подготовке поверхностных источников необходима водоподготовка, намного дешевле было бы использовать подземные источники», — заметил подчиненный Абдулганиева.
«Стоимость чистой воды и стоимость нефти уже сравнялись», — резюмировал выступление республиканский министр. Чуть позже во время беседы с журналистами министр развил свою мысль. «Очень часто мы думаем, что чистая вода — это поверхностная вода. Это Волга, это Ик, Степной Зай. Но большое внимание уделяется и вопросу подземных вод. Нам нужны их доразведать, поставить на учет, систематизировать эту картину. Мы уже сегодня говорим, что стоимость чистой воды приближается к стоимости нефти... И вот стоимость воды — мы никогда не задумываемся. Хотя вот здесь вот в павильоне пол-литра можно купить за 50 рублей...»
Если учесть, что 160-литровая бочка нефти стоит сейчас $45 - 50, просто диву даешься — это что же, цена литра чистой воды выше 200 рублей?.. Хочется верить, что это просто фигура речи министра экологии.
Наталия Фишман рассказала о проблеме при обустройстве дамб и плотин. Дело в том, что Росводресурс не закладывает в проект благоустройство набережных, а ведь цена вопроса красоты — 5 - 7%, иногда максимум 10% от стоимости гидротехнического сооружения
КАК ФИШМАН ПОПРОСИЛА ВКЛЮЧИТЬ БЛАГОУСТРОЙСТВО НАБЕРЕЖНЫХ
Следующей на очереди была помощник президента РТ Наталия Фишман. «Мы второй год уже завершаем работу по обустройству общественных пространств. Приказом Рустама Нургалиевича на следующий год мы тоже будем этим заниматься», — сказала она и рассказала о своей проблеме. Дело в том, что при обустройстве дамб и плотин Росводресурс не закладывает в проект благоустройство набережных. А ведь цена вопроса красоты — 5 - 7% ,иногда максимум 10% от стоимости гидротехнического сооружения. «Мы бы хотели предложить, если это возможно, проработать возможность с министерством строительства вариант совместной программы», — мягко пролоббировала интересы своей команды и, конечно же, республики Фишман.
В чем, собственно, дело, пояснил и сам Никаноров. «Сейчас любое берегоукрепление... по законодательству финансироваться должно из двух источников. Федеральное агентство водных ресурсов финансирует само строительство этого сооружения, а субъект федерации должен, если хочет, делать набережную. Они [республика] хотят, чтобы это финансировалось из федерального бюджета. Говорят, что такие примеры уже есть и в правительстве это обсуждается», — прокомментировал просьбу Фишман сам Никаноров.
Более того, чиновник подтвердил, что его ведомство также готово поддержать подобную инициативу. «У нас основной вопрос — защита населения от вредного воздействия водных ресурсов, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ просьбу Фишман гендиректора „Средволгаводхоз“ Фоат Мухаметшин. — Благоустройство в программу правительства не входит. Поэтому тут надо сделать единый проект берегоукрепления и благоустройства». Такой проект должен выноситься на публичные слушания, считает Мухаметшин, чтобы люди видели, что там будет строиться и как.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.