1. ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА АРХИВНОГО ВЕДОМСТВА

С момента вступления в новую должность экс-первый замминистра культуры РТ получила из рук Ильдара Халикова значок члена правительства Татарстана — ранее руководители ведомства такого статуса не имели. Возможно, именно обещания организационных изменений и стали одной из причин, почему Ирада Аюпова согласилась перейти на работу в тогда еще архивное управление. Далее главное архивное управление при кабмине РТ было преобразовано в госкомитет РТ по архивному делу. Кроме того, создано государственное бюджетное учреждение «Государственный архив РТ». Это сделано путем объединения архивов, ранее бывших структурными подразделениями главного архивного управления, что противоречило действующему законодательству.

Впрочем, в немалой степени повышение статуса архивного ведомства республики связано с изменениями на общероссийском уровне, в частности, с повышением статуса федерального архивного агентства, которое в апреле было выведено из кураторства минкульта России и подчинено президенту страны. К слову, руководитель Росархива Андрей Артизов в феврале 2016 года участвовал в итоговой коллегии архивного ведомства Татарстана.

Новый статус, по словам самих архивистов, позволит им легче и эффективнее решать задачи, стоящие перед отраслью, прежде всего, в работе с организациями — источниками комплектования архивов. В лучшую сторону изменилось отношение к архивному делу со стороны руководства республики: создаются нормальные условия для хранения документов и для работы самих сотрудников, информатизации архивов, обеспечения оргтехникой. Правда, на муниципальном уровне жизнь архивистов пока не сильно изменилась, констатируют наши собеседники.

2. ПРИНЯТИЕ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

В июне 2016 года появилась государственная программа «Развитие архивного дела в Республике Татарстан на 2016 - 2020 годы». Она предусматривает создание информационных систем в сфере архивного дела, обновление парка компьютерной техники в государственных и муниципальных архивах, грантовую поддержку проектов муниципальных архивов.

Среди задач архивистов — оцифровка и создание электронного фонда пользования наиболее востребованных документов, создание автоматизированного научно-справочного аппарата к документам (это и электронный систематический каталог, тематические базы данных, электронные описи в виде базы данных), размещение научно-справочного аппарата в интернете, создание электронного читального зала, обеспечение предоставления государственных услуг по исполнению запросов граждан в электронном формате на портале госуслуг РТ и многое другое.

3. ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТ СОТРУДНИКАМ АРХИВОВ

Приход Аюповой в ведомство удачно совпал с повышением заработной платы сотрудникам. До 2016 года она была существенно ниже средней, чем по региону и у коллег-архивистов в других субъектах РФ. Естественно, молодежь уходила с такой работы. Сегодня методология системы расчета заработной платы и премирования сотрудников государственного архива изменилась, и теперь заработок сотрудника госархива зависит от уровня образования и стажа работы.

Вместе с тем общей проблемой для большинства муниципальных архивов остается нехватка штатов. В большинстве муниципальных архивов работает один человек при большой нагрузке. Еще одной важной проблемой для муниципальных архивов остается почти полное отсутствие возможности стажировок в архивах России и зарубежья.

4. КАПРЕМОНТ ЗДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНЫХ АРХИВОВ

Не менее важным архивисты называют проведение капитального ремонта зданий государственного и муниципальных архивов. Он позволит создать нормативные условия для хранения социально значимых документов (подтверждение трудового стажа, заработной платы жителей нашей республики), а также освободить архивные полки для хранения документов архивного фонда РТ, имеющих историческое, культурное значение.

С 2017 года планируется программа капитального ремонта муниципальных архивов, причем вопросы капремонта районных архивов подняты едва ли не впервые за все годы.

5. АКТИВИЗАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ

Наконец, ведомство стало активнее заявлять о себе в средствах массовой информации, чаще проводить выставки. По данным «БИЗНЕС Online», в комитете проводят активный мониторинг СМИ и не без удовлетворения замечают, что количество публикаций об архивах за этот год выросло в разы.

Одним из следствий этого называют усиление заинтересованности людей архивными документами. Широкая популяризация документального наследия привела к увеличению количества запросов, поступающих в архивы от граждан и организаций, а также к активной полемике в СМИ по различным вопросам нашего прошлого (к примеру, к недавней дискуссии вокруг темы Казанского обвода).

«ТО, ЧТО НАС БОЛЬШЕ ВСЕГО ВОЛНУЕТ, — ЭТО ОЦИФРОВКА»

Работу татарстанских архивов за последний год оценили и эксперты «БИЗНЕС Online».

Рафаэль Хакимов — директор Института истории им. Марджани АН РТ:

— Не хотелось бы давать оценки... Тем более что с комитетом по архивному делу у нас есть соглашение, мы дружим и понимаем, что критиковать можно кого угодно. Как говорил Гегель, нет такой вещи, к которой нельзя придраться. Но то, что нас больше всего волнует, — это оцифровка. Мы все сейчас пересели на компьютеры, вошли во вкус этого дела. И сегодня сидеть в архивах и копаться в бумажных документах — это уже воспринимается как XIX век, максимум — начало XX-й. Сегодня вся страна переходит к этим оцифровкам, доступным в интернете, и это настолько облегчает работу!

У нас сейчас — не только у ученых, но и у населения — громаднейший интерес к своим родам, родственникам, происхождению. Каждый, как может, сидит в архивах. Причем архивные документы, касающиеся нашей истории, разбросаны. Что-то в Уфе, что-то в Вятке, что-то в Ульяновске, в Самаре. В Йошкар-Оле, где хорошо продвинулись в этом направлении, даже лучше, чем у нас в республике. Оцифровка облегчила бы работу и для нашего Института истории, где мы начали писать историю населенных пунктов Татарстана, что оказалось таким важным направлением! Мы даже не ожидали, что там стали подниматься такие большие теоретические вопросы — на уровне Европы. С другой стороны, это помогло бы людям, интересующимся своей родословной, найти свои корни. Тем более что, насколько я знаю, соответствующее оборудование в архивном комитете есть.

Разиль Валеев — председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

— Я хотел бы отметить, что архивы — это память народа. А без памяти человек неполноценный, манкурт. Вы, наверное, читали произведения Чингиза Айтматова, там описан манкурт, который теряет свою память, а потом становится вообще никчемным, пустым человеком. Поэтому и республика, и народ без памяти — неполноценны. И то, что у нас имеются богатейшие архивы, это наша гордость.

Конечно, там надо было навести порядок. И этим славятся наши архивы — мы установили международные связи с другими странами — с Ираном, с Турцией, стали обмениваться документами. С приходом Ирады Хафизяновны поднялся статус управления, он стал комитетом. Сама она вошла в состав правительства республики, и это дает ей и ее ведомству большие возможности. И она этим, по-моему, умело пользуется. Пока я конкретно об их деятельности не могу говорить, но на днях должен встретиться с Ирадой Аюповой.

Рамиль Хайрутдинов — директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— Историки Татарстана, а я не разделяю в данном случае ученых и преподавателей, работающих в Казанском университете и других вузах, в академических институтах, музеях, самих архивах всегда опирались на помощь наших коллег — архивистов при подготовке фундаментальных трудов и прикладных исследований. Результаты такого сотрудничества видны не только в многочисленных вышедших книгах, но и публикациях в одном из лучших научных архивных журналов России — «Гасырлар авазы — Эхо веков».

Прошедшие за последний год позитивные изменения в архивной службе республики — создание государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу, государственного архива Республики Татарстан, внедрение новых технологий — свидетельствуют о существенно возросшем авторитете ведомства, большом внимании республиканских властей к перспективам развития отрасли. Ну и не могу не отметить факта назначения на должность председателя комитета очень сильного и компетентного руководителя — Ирады Аюповой. Общение и обсуждение с ней совместных программ и проектов проходит всегда в замечательной творческой атмосфере. Она не только четко отстаивает интересы ведомства, но и очень глубоко и серьезно воспринимает предложения ученых. По крайней мере, историки Казанского университета встретили в ее лице и сотрудников ее команды заинтересованных и надежных партнеров. Поэтому уверен, что наша совместная работа была, есть и будет эффективной и продуктивной.

Михаил Черепанов — заведующий музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле:

— С Ирадой Аюповой я не встречался, а вот с центральным республиканским архивом историко-политической документации РТ на Декабристов, 4 у нас весьма эффективное сотрудничество. Именно этот архив серьезно помогает родственникам тех, кто был в плену, получать все исчерпывающие справки. И я знаю, что ни одному из этих людей не было отказано, а справки были очень содержательными, выдавались оперативно. Они и мне очень сильно помогают в этой работе, добывая документы о тех, кто был в плену.

Я думаю, в дальнейшем для нашего национального архива будет весьма актуальна работа не только с документами Великой Отечественной войны. Сейчас людей интересуют биографии их родственников и 30-х годов, и гораздо более ранних времен. Интересна будет работа по загсовым записям о рождении, смерти, в том числе и о тех, которые производились по записям в церквях и мечетях. Этот банк данных уже сейчас очень востребован. Другое дело, насколько он доступен. Я знаю, что он есть, и все эти документы отсканированы, но было бы хорошо, чтобы эти оцифрованные данные были доступны и в интернете. Или хотя бы в читальном зале.

«НЕОБХОДИМО БЫТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМИ НА РЫНКЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ»

Ильдус Загидуллин — завотделом новой истории Института истории им. Марджани АН РТ:

— Отрадно отметить новые подходы в сфере публикации источников. При составлении сборников документов сотрудники архива решили воздержаться от практики их комплектования исключительно материалами из фондов татарстанских архивов, а, исходя из тематики, будут привлекать источники из центральных и региональных архивов. Это конечно, хлопотно, однако качество изданий, несомненно, повысится. Государственный комитет также укрепляет связи с академическими институтами и вузами, стремится кооперировать усилия в этом направлении. В частности, он курирует подготовку всех сборников документов, посвященных 100-летию образования Республики Татарстан.

Одной из главных задач представляется выставление на сайте ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» описей фондов госархива Республики Татарстан с тем, чтобы исследователи могли заранее составить списки нужных архивных дел. Это очень важно, прежде всего, в плане доступности данного вида информации для иногородних и зарубежных коллег.

Резеда Гибадуллина — доцент КГЭУ:

— Изменения может быть и есть, но они, пожалуй, больше заметны внутри ведомства, например, объединение всех государственных архивов в один — Государственный архив РТ. Я бы не стала говорить, что лучше или хуже. Отмечу лишь риски, которые я вижу в результате преобразований. Объединение государственных архивов в один само по себе может быть и неплохо, но это требует перефондирования, изменения системы учета документов, что может отрицательно отразиться на качественной работе архивистов.

Поработать нужно над многим. Во-первых, надо срочно строить новые корпуса и здания под хранилища; во-вторых, оснастить читальные залы современным оборудованием, доступным для исследователей, а для этого закончить каталогизацию фондов, ввести все данные в единую компьютерную систему, провести оцифровку уникальных и особо ценных документов, провести реставрацию и консервацию документов и т.д.; в-третьих, хотелось бы более информативный сайт архивной службы (улучшить графику, включить прямые ссылки, обратную связь и т.д.); в-четвертых, провести ремонт и оснащение современным, профессиональным оборудованием и оргтехникой.

Архивистам нужно серьезно подтянуться в смысле обеспечения и контроля качественной подготовки документов организаций перед принятием их в архив на постоянное хранение. Кроме всего прочего это необходимо для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке оказания услуг обработки документов. Вообще, необходимо усовершенствовать систему повышения квалификации архивистов, специальное образование, удержание молодых кадров, социальная защищенность (зарплата, поощрения и пр.).

Марина Банникова — председатель профкома госкомитета РТ по архивному делу и госархива РТ:

— С приходом Ирады Хафизяновны сдвинулось с мертвой точки решение одной из самых насущных проблем наших сотрудников — низкой заработной платы. Причем повышение заработной платы связано не просто с разовыми выплатами, кардинально поменялась система оплаты труда. Одновременно повысились квалификационные требования к сотрудникам, что несомненно скажется на качестве оказываемых нами услуг.

В лучшую сторону начинают меняться условия труда архивистов — начат масштабный ремонт служебных помещений и архивохранилищ. Поднимается и корпоративная культура архивистов. Проводятся корпоративные мероприятия с профессиональными конкурсами.

Инна Яркова — директор фонда поддержки современной культуры «Живой город»:

— Мне кажется, за истекший год архивы стали выходить за пределы своей внутренней работы, и взаимодействовать с другими институциями (я сейчас говорю о театре и кино). Появилась возможность осмысливать с точки зрения театра ту информацию и те документы, что хранятся в архивах и доносить их до людей. Это важный момент, это наша история, мы не можем не работать с ней. Наш фонд не единственная структура, с кем начала и продолжает работать архивная служба республики с приходом Ирады Аюповой, и это не может не радовать, потому что расширяются возможности популяризации исторических документов, знаний о прошлом. Остается пожелать дальнейшей активизации контактов архивистов с общественными структурами.