Более 2 млрд. рублей стоит зимняя чистота дорог в РТ. Это на 10% дороже, чем год назад, заявил в кабмине РТ министр транспорта Ленар Сафин. Попутно он анонсировал горячие торги на уборку федеральных и региональных трасс в ближайшие два года. Побывавший на брифинге корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, почему с трети дорог в Казани не будут вывозить сугробы и какую зиму ждут дорожники.
Ленар Сафин (справа): «Сейчас мы работу над ошибками провели, определены способные подрядные организации»
МУНИЦИПАЛИТЕТЫ ГОВОРЯТ О НЕХВАТКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ, НО МИНТРАНС БЕРЕТ ИХ ПОД КРЫЛО
Чистота дорог зимой обойдется в 2,1 млрд. рублей. Это лишь 60% от суммы долгосрочных контрактов, по которым дорожный фонд РТ выделил порядка 3,5 млрд. рублей на содержание дорог в Татарстане. Оставшиеся 1,4 млрд. рублей расходуются подрядчиками в летний и осенний периоды. Такие цифры сегодня на брифинге в кабмине РТ озвучил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Ленар Сафин.
«Никаких задержек и нехватки финансирования у нас на сегодняшний день нет, — сказал министр. — По заданию заказчика подрядчики выполняют все объемы работ в полном соответствии с контрактами». По данным минтранса, ежегодная индексация содержания региональных дорог находится на уровне 10%. «Такая же ситуация по федералам, есть коэффициент», — сказал министр.
По словам начальника ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Ильдара Мингазова (с учреждением заключен контракт на 5,5 лет обслуживания федеральных дорог, проходящих по РТ), на 2016 год ФКУ выделяется порядка 906 млн. рублей. Из них те же 60% приходятся на зимнее содержание. «Все контракты, что называется, прикрыты, — сказал Мингазов. — Смены подрядчиков не было, они у нас постоянные, и недобросовестных мы не выявили».
Глава минтранса РТ подтвердил, что по итогам года в РТ не было случаев смены подрядчиков. «Были определенные нарекания, но мы ни один контракт не расторгли, поэтому проблем с заменой подрядчиков нет, — сказал Сафин. — На муниципальных дорогах возникают такие проблемы, но мы стараемся эту ситуацию мониторить».
Чистота дорог зимой обойдется в 2,1 млрд. рублей
Протяженность автодорог общего пользования в РТ составляет 38,1 тыс. км, из которых 1 тыс. км федерального значения (трасса М7, Р239, Казань — Йошкар-Ола), 13,3 тыс. км регионального и 23,6 тыс. км муниципального (местного) значения. К качеству уборки последних в начале года, однако, уже возникали вопросы на одном из совещаний у вице-премьера РТ Шамиля Гафарова.
«В начале года такая проблема действительно стояла. И первые снегопады показали, что в ряде районов у нас были проблемы с очисткой районных центров, — согласился Сафин, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Это и Камское Устье, и ряд других районов. Как показала проверка, местные подрядчики, которые имели договорные отношения с муниципалитетом, оказались, некоторым образом, не готовы. Сейчас мы работу над ошибками провели, определены способные подрядные организации. Какие-то районы мы будем курировать, привлекать региональных подрядчиков, которые работают на территории этих районов, чтобы не повторить проблем, ранее возникших на дорогах. Тут много вопросов. Муниципалитеты говорят о некой нехватке финансирования, ограниченности возможностей, проблемах с техникой, ее состоянием. Мы взяли их под крыло и будем следить за исполнением их обязанностей в рамках контрактов по содержанию дорог».
Несмотря на то, что ежегодно на содержание дорог город выделяет 1,2 млрд. рублей, из которых на зимнее содержание тратят 739 млн. рублей, снег с 30% улиц оставляют на обочинах из-за нехватки средств для его вывоза
КАЗАНЬ СТОЛКНУЛАСЬ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЫВОЗИТЬ СНЕГ С 30% ДОРОГ
О том, что проблемы с зимним содержанием есть не только в отдаленных районах, но и в Казани, сообщил глава комитета внешнего благоустройства (КВБ) и замруководителя исполкома столицы РТ Игорь Куляжев. Несмотря на то, что ежегодно на содержание дорог город выделяет 1,2 млрд. рублей, из которых на зимнее содержание тратят 739 млн. рублей, снег с 30% улиц оставляют на обочинах из-за нехватки средств для его вывоза.
Эти улицы, понятно, не в центре города. Как напомнил Куляжев, дороги в Казани делятся на три категории. К первой относятся дороги с движением общественного транспорта и наиболее загруженные — это около 70% от общего количества городских дорог общей протяженностью 3 тыс. километров.
«Вот, согласно расценкам и тарифам, с дорог первой категории у нас принято вывозить снег, — пояснил замруководителя исполкома Казани. — На дорогах второй и третьей категории возможности вывозить снег нет, поэтому там дорожники снег убирают и складывают его на обочину. Другого у нас, к сожалению, не предусмотрено. Когда бывают большие снегопады, дорожные организации заходят и на дороги третьей категории уже с вывозом, потому что накопленный снег буквально некуда девать».
Причины этих сугробов на окраинах очевидны. Текущие расценки на содержание дорог Казани принимались в 2010 году и с того периода не менялись. Сумма текущего содержания дорог в зимний период каждый год даже уменьшается примерно на 50 - 70 тыс. рублей, а износ техники тем временем приблизился к 48%. Куляжев и напомнил, что последние значительные закупки техники были в 2010 - 2011 годах. Подтверждением ограничений служит и проект бюджета на 2017 - 2019 годы, где пока не нашлось места расходам на дорожную разметку и даже на реагенты.
«Это не значит, что половина техники не выходит на дороги, коэффициент выхода техники большой, более 90 процентов, — все же успокоил присутствовавших Куляжев. — Это значит, что в содержание техники, ее ремонт приходится вкладывать большее количество средств. Ни для кого не секрет, что дорожная техника служит порядка 7 лет и это уже возраст пенсионера. После этого срока в нее приходится очень много вкладывать, потому что техника работает круглосуточно в ежедневном режиме. КДМки (комбинированные дорожные машины — прим. ред.), которые есть, летом работают на поливе, мытье дорог, а зимой — на посыпке и разметании».
В распоряжении дорожных организаций имеется 1 тыс. единиц спецтехники, которые на 100% подготовлены к зиме
«ЗИМА ПО ПРОГНОЗАМ БУДЕТ ХОЛОДНАЯ, НЕ ЗНАЮ, НАСКОЛЬКО СНЕЖНАЯ»
Но вернемся на дороги республики. По региональным дорогам с подрядными организациями заключили долгосрочные трехлетние государственные контракты со сроком окончания в конце 2017 года, по федеральным дорогам — госконтракты на 5,5 лет с завершением в 2018 году, продолжил выступление министр Сафин. На муниципальном уровне контракты по содержанию дорог заключаются с местными организациями на текущий год.
«Долгосрочные контракты позволяют подрядчикам, если им не хватает собственных оборотных средств, пользоваться услугами различных финансово-кредитных учреждений, в данном случае лизинговых компаний, — сказал Сафин. — В наших контрактах прописаны достаточно жесткие требования. И срок [эксплуатации], и год выпуска техники отслеживается».
Наиболее крупные подрядные организации в РТ — ОАО «Татавтодор» (принадлежащее республике предприятие охватывает 2/3 региональных и федеральных дорог по РТ), ООО «Татнефтедор», ОАО «Алексеевскдорстрой» и ОАО «Каздорстрой». «Это предприятия, которые работают на протяжении уже многих лет, — сказал Сафин. — В каждом районе имеется филиал или дорожный участок, что обеспечивает мобильность выхода рабочих бригад».
В распоряжении дорожных организаций имеется 1 тыс. единиц спецтехники, которые на 100% подготовлены к зиме. В парке — 392 комбинированные дорожные машины (КДМ), 136 грейдеров, 106 роторов и 440 единиц другой техники (экскаваторы, бульдозеры, трактора). Средний износ машин почти вдвое выше, чем в Казани, и составляет порядка 80%. Всего в республике насчитывается 52 базы противогололедных материалов, на которых заготовили 387 тыс. тонн песко-соляной смеси (с 20% содержанием соли), 12 тыс. тонн чистой соли, 67 теплых стоянок для спецтехники, 59 помещений для дежурства и отдыха рабочих и водителей.
«Мы за эту канцелярию еще не отвечаем, но думаю, что скоро, — с улыбкой сказал Сафин на вопрос о том, когда ждать большого снега. — Зима по прогнозам будет холодная. Не знаю, насколько снежная, но холодная». На потенциально опасных участках дорожники в осенний период установили 1,2 тыс. временных дорожных знаков «Скользкая дорога». Для круглосуточного наблюдения за состоянием дорог РТ в минтрансе используют 26 метеостанций с фотоизображением ситуации на дорогах.
В РТ протяженность автодорог общего пользования составляет 38 тыс. 111 км, в том числе 1064 км дорог федерального значения; 13 тыс. 380 км дорог регионального значения; 23 тыс. 667 км дорог местного значения
«Таким образом, мы можем прогнозировать образование гололеда и своевременно оповещать подрядные организации», — сказал Сафин, уточнив, что на федеральных и региональных дорогах на ликвидацию гололеда и уборку снега по нормативу должно уходить не более четырех часов, для дорог с меньшей интенсивностью — 6 часов. «В непростых климатических условиях все дороги одновременно почистить невозможно», — с сожалением предупредил министр.
По просьбе «БИЗНЕС Online» министр прокомментировал готовность к чрезвычайным ситуациям, похожим на ту, что произошла 2 января в Оренбургской области. Тогда, напомним, с трассы Оренбург — Орск спасатели эвакуировали 84 человека, 12 из них госпитализировали. Один человек замерз насмерть.
«Такие вызовы природы мы неоднократно проходили и в этих случаях находимся в тесном контакте с ГИБДД, идет совместная работа с МЧС, — сказал министр. — Наши подрядные организации четко знают, как решать эти проблемы. Мы на всех федеральных трассах знаем сложные подъемы. Из-за чего возникают заторы? Очевидно, что у тяжелых фур на подъемах возникают проблемы. Мы на всех таких подъемах круглосуточно держим технику, тягачи...»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.