... Ленар Сафин (справа): «Сейчас мы работу над ошибками провели, определены способные подрядные организации» Фото: mindortrans.tatarstan.ru

МУНИЦИПАЛИТЕТЫ ГОВОРЯТ О НЕХВАТКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ, НО МИНТРАНС БЕРЕТ ИХ ПОД КРЫЛО

Чистота дорог зимой обойдется в 2,1 млрд. рублей. Это лишь 60% от суммы долгосрочных контрактов, по которым дорожный фонд РТ выделил порядка 3,5 млрд. рублей на содержание дорог в Татарстане. Оставшиеся 1,4 млрд. рублей расходуются подрядчиками в летний и осенний периоды. Такие цифры сегодня на брифинге в кабмине РТ озвучил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Ленар Сафин.

«Никаких задержек и нехватки финансирования у нас на сегодняшний день нет, — сказал министр. — По заданию заказчика подрядчики выполняют все объемы работ в полном соответствии с контрактами». По данным минтранса, ежегодная индексация содержания региональных дорог находится на уровне 10%. «Такая же ситуация по федералам, есть коэффициент», — сказал министр.

По словам начальника ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Ильдара Мингазова (с учреждением заключен контракт на 5,5 лет обслуживания федеральных дорог, проходящих по РТ), на 2016 год ФКУ выделяется порядка 906 млн. рублей. Из них те же 60% приходятся на зимнее содержание. «Все контракты, что называется, прикрыты, — сказал Мингазов. — Смены подрядчиков не было, они у нас постоянные, и недобросовестных мы не выявили».

Глава минтранса РТ подтвердил, что по итогам года в РТ не было случаев смены подрядчиков. «Были определенные нарекания, но мы ни один контракт не расторгли, поэтому проблем с заменой подрядчиков нет, — сказал Сафин. — На муниципальных дорогах возникают такие проблемы, но мы стараемся эту ситуацию мониторить».

Чистота дорог зимой обойдется в 2,1 млрд. рублей

Протяженность автодорог общего пользования в РТ составляет 38,1 тыс. км, из которых 1 тыс. км федерального значения (трасса М7, Р239, Казань — Йошкар-Ола), 13,3 тыс. км регионального и 23,6 тыс. км муниципального (местного) значения. К качеству уборки последних в начале года, однако, уже возникали вопросы на одном из совещаний у вице-премьера РТ Шамиля Гафарова.

«В начале года такая проблема действительно стояла. И первые снегопады показали, что в ряде районов у нас были проблемы с очисткой районных центров, — согласился Сафин, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Это и Камское Устье, и ряд других районов. Как показала проверка, местные подрядчики, которые имели договорные отношения с муниципалитетом, оказались, некоторым образом, не готовы. Сейчас мы работу над ошибками провели, определены способные подрядные организации. Какие-то районы мы будем курировать, привлекать региональных подрядчиков, которые работают на территории этих районов, чтобы не повторить проблем, ранее возникших на дорогах. Тут много вопросов. Муниципалитеты говорят о некой нехватке финансирования, ограниченности возможностей, проблемах с техникой, ее состоянием. Мы взяли их под крыло и будем следить за исполнением их обязанностей в рамках контрактов по содержанию дорог».

Несмотря на то, что ежегодно на содержание дорог город выделяет 1,2 млрд. рублей, из которых на зимнее содержание тратят 739 млн. рублей, снег с 30% улиц оставляют на обочинах из-за нехватки средств для его вывоза

КАЗАНЬ СТОЛКНУЛАСЬ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЫВОЗИТЬ СНЕГ С 30% ДОРОГ

О том, что проблемы с зимним содержанием есть не только в отдаленных районах, но и в Казани, сообщил глава комитета внешнего благоустройства (КВБ) и замруководителя исполкома столицы РТ Игорь Куляжев. Несмотря на то, что ежегодно на содержание дорог город выделяет 1,2 млрд. рублей, из которых на зимнее содержание тратят 739 млн. рублей, снег с 30% улиц оставляют на обочинах из-за нехватки средств для его вывоза.

Эти улицы, понятно, не в центре города. Как напомнил Куляжев, дороги в Казани делятся на три категории. К первой относятся дороги с движением общественного транспорта и наиболее загруженные — это около 70% от общего количества городских дорог общей протяженностью 3 тыс. километров.

«Вот, согласно расценкам и тарифам, с дорог первой категории у нас принято вывозить снег, — пояснил замруководителя исполкома Казани. — На дорогах второй и третьей категории возможности вывозить снег нет, поэтому там дорожники снег убирают и складывают его на обочину. Другого у нас, к сожалению, не предусмотрено. Когда бывают большие снегопады, дорожные организации заходят и на дороги третьей категории уже с вывозом, потому что накопленный снег буквально некуда девать».

Причины этих сугробов на окраинах очевидны. Текущие расценки на содержание дорог Казани принимались в 2010 году и с того периода не менялись. Сумма текущего содержания дорог в зимний период каждый год даже уменьшается примерно на 50 - 70 тыс. рублей, а износ техники тем временем приблизился к 48%. Куляжев и напомнил, что последние значительные закупки техники были в 2010 - 2011 годах. Подтверждением ограничений служит и проект бюджета на 2017 - 2019 годы, где пока не нашлось места расходам на дорожную разметку и даже на реагенты.

«Это не значит, что половина техники не выходит на дороги, коэффициент выхода техники большой, более 90 процентов, — все же успокоил присутствовавших Куляжев. — Это значит, что в содержание техники, ее ремонт приходится вкладывать большее количество средств. Ни для кого не секрет, что дорожная техника служит порядка 7 лет и это уже возраст пенсионера. После этого срока в нее приходится очень много вкладывать, потому что техника работает круглосуточно в ежедневном режиме. КДМки (комбинированные дорожные машиныприм. ред.), которые есть, летом работают на поливе, мытье дорог, а зимой — на посыпке и разметании».

В распоряжении дорожных организаций имеется 1 тыс. единиц спецтехники, которые на 100% подготовлены к зиме

«ЗИМА ПО ПРОГНОЗАМ БУДЕТ ХОЛОДНАЯ, НЕ ЗНАЮ, НАСКОЛЬКО СНЕЖНАЯ»

Но вернемся на дороги республики. По региональным дорогам с подрядными организациями заключили долгосрочные трехлетние государственные контракты со сроком окончания в конце 2017 года, по федеральным дорогам — госконтракты на 5,5 лет с завершением в 2018 году, продолжил выступление министр Сафин. На муниципальном уровне контракты по содержанию дорог заключаются с местными организациями на текущий год.

«Долгосрочные контракты позволяют подрядчикам, если им не хватает собственных оборотных средств, пользоваться услугами различных финансово-кредитных учреждений, в данном случае лизинговых компаний, — сказал Сафин. — В наших контрактах прописаны достаточно жесткие требования. И срок [эксплуатации], и год выпуска техники отслеживается».

Наиболее крупные подрядные организации в РТ — ОАО «Татавтодор» (принадлежащее республике предприятие охватывает 2/3 региональных и федеральных дорог по РТ), ООО «Татнефтедор», ОАО «Алексеевскдорстрой» и ОАО «Каздорстрой». «Это предприятия, которые работают на протяжении уже многих лет, — сказал Сафин. — В каждом районе имеется филиал или дорожный участок, что обеспечивает мобильность выхода рабочих бригад».

В распоряжении дорожных организаций имеется 1 тыс. единиц спецтехники, которые на 100% подготовлены к зиме. В парке — 392 комбинированные дорожные машины (КДМ), 136 грейдеров, 106 роторов и 440 единиц другой техники (экскаваторы, бульдозеры, трактора). Средний износ машин почти вдвое выше, чем в Казани, и составляет порядка 80%. Всего в республике насчитывается 52 базы противогололедных материалов, на которых заготовили 387 тыс. тонн песко-соляной смеси (с 20% содержанием соли), 12 тыс. тонн чистой соли, 67 теплых стоянок для спецтехники, 59 помещений для дежурства и отдыха рабочих и водителей.

«Мы за эту канцелярию еще не отвечаем, но думаю, что скоро, — с улыбкой сказал Сафин на вопрос о том, когда ждать большого снега. — Зима по прогнозам будет холодная. Не знаю, насколько снежная, но холодная». На потенциально опасных участках дорожники в осенний период установили 1,2 тыс. временных дорожных знаков «Скользкая дорога». Для круглосуточного наблюдения за состоянием дорог РТ в минтрансе используют 26 метеостанций с фотоизображением ситуации на дорогах.

В РТ протяженность автодорог общего пользования составляет 38 тыс. 111 км, в том числе 1064 км дорог федерального значения; 13 тыс. 380 км дорог регионального значения; 23 тыс. 667 км дорог местного значения Фото: mindortrans.tatarstan.ru

«Таким образом, мы можем прогнозировать образование гололеда и своевременно оповещать подрядные организации», — сказал Сафин, уточнив, что на федеральных и региональных дорогах на ликвидацию гололеда и уборку снега по нормативу должно уходить не более четырех часов, для дорог с меньшей интенсивностью — 6 часов. «В непростых климатических условиях все дороги одновременно почистить невозможно», — с сожалением предупредил министр.

По просьбе «БИЗНЕС Online» министр прокомментировал готовность к чрезвычайным ситуациям, похожим на ту, что произошла 2 января в Оренбургской области. Тогда, напомним, с трассы Оренбург — Орск спасатели эвакуировали 84 человека, 12 из них госпитализировали. Один человек замерз насмерть.

«Такие вызовы природы мы неоднократно проходили и в этих случаях находимся в тесном контакте с ГИБДД, идет совместная работа с МЧС, — сказал министр. — Наши подрядные организации четко знают, как решать эти проблемы. Мы на всех федеральных трассах знаем сложные подъемы. Из-за чего возникают заторы? Очевидно, что у тяжелых фур на подъемах возникают проблемы. Мы на всех таких подъемах круглосуточно держим технику, тягачи...»