Лиана Саетова Лиана Саетова: «Нам важно обсудить и договориться о взаимодействии. Речь о производителях сувенирной продукции и турагентствах, которые реализуют продукцию»

ДРУГ БЕЗ ДРУГА НИКАК

Эмоционально и на повышенных тонах прошла вчера в Торгово-промышленной палате РТ встреча представителей туристического бизнеса республики. А точнее, нескольких сторон этих самых представителей — производителей сувенирной продукции, ее продавцов в лице сувенирных магазинов, экскурсоводов и официальной стороны. Последних было несколько из разных ведомств — зампредседателя госкомитета по туризму РТ Лиана Саетова, гендиректор АНО «Центр развития туризма РТ» Оксана Саргина, начальник отдела развития туриндустрии госкомитета по туризму РТ Артур Абдрашитов, гендиректор «ТИЦ Казани» Наталья Абрамович и председатель гильдии экскурсоводов РТ Надежда Секретова.

Отметим, что обсуждение организовали под кураторством ТПП РТ по итогам встречи главного по туризму в РТ Сергея Иванова и бизнес-омбудсмена РТ Тимура Нагуманова с представителями туротрасли. Тогда — всего пару недель назад — одна из предпринимательниц, владеющая сувенирным магазином, пожаловалась, что хочет, но не может попасть в экскурсионный маршрут по Казани.

Увидев в зале совещания представителя газеты «БИЗНЕС Online», Саетова сочла нужным разъяснить, что же именно обсуждается с производителями сувениров и турбизнесом. «У нас есть народно-художественные промыслы — это достояние Татарстана, то, чем он гордится. Наши сувениры должны быть достойными в представлении республики. Один из способов развития промыслов — продажа сувениров туристам. Нам друг без друга никак. Надо выстроить схему взаимодействия, сегодня ее нет. Одна из схем — комиссионное вознаграждение, — пояснила она. — Нам важно обсудить и договориться о взаимодействии. Речь о производителях сувенирной продукции и турагентствах, которые реализуют продукцию. Сувенирщики говорят, что производят продукцию, а туристы к ним не заезжают. А турагентства говорят: „Мы бы заехали, но нам нужно выстроить отношения, чтобы был взаимный интерес“. В рамках „договориться“ и проходит встреча».

Почти два часа — и это был только один из вопросов встречи — присутствующие в зале пытались решить проблему. Выяснилось, что если механизм работы мастеров и магазинов еще понятен (надо все согласовать, заключить договор с магазином по продаже сувениров, получать процент с продаж при привозе туристов в магазин и не забывать платить налоги), то как привлекать туристов «ярмарочным продавцам», непонятно. Модератор — председатель комитета по сувенирной продукции и товарам НХП при ТПП Артур Мустаев — не один раз повторил, как важно найти пути взаимодействия.

Артур Мустаев и Оксана Саргина Артур Мустаев и Оксана Саргина

МАЛО ВРЕМЕНИ НА ПОКУПКИ

Абрамович из ТИЦ с самого начала встречи задавала мастерам и владельцам сувенирных магазинов наводящие вопросы. «Пора в открытую заговорить о взаимоотношениях на коммерческой основе. Кто-то имеет опыт работы — современный и юридически обоснованный?» — спросила она. Ответил экскурсовод Рашит Хайруллин, который сообщил, что заключил договор с магазином «Арыш мае» — тот платит ему за привлечение клиентов 5% с покупок туристов.
Однако с магазинов разговор переключился на ярмарки — это ряды торговцев сувенирами, которые можно увидеть, например, в Кремле напротив мечети «Кул Шариф». Абрамович сказала, что вряд ли экскурсоводы говорят своим туристическим группам — не подходите к этим мастерам. На что в зале послышались возмущённые возгласы: «Еще как говорят!» ИП Романова (производство медовых пряников) рассказала, что лично слышала, как экскурсоводы говорят не подходить к продавцам сувениров у главной республиканской мечети. «Потому что дорого, говорят! Я понимаю, что комиссия за сотрудничество везде принята — в Китае, Турции. Но мы технически не представляем, как это осуществить!» — сказала Романова. В ответ на это Абрамович предложила фиксировать имена экскурсоводов, которые мешают работать сувенирщикам, и признала, что взаимодействие технически еще не продумано.

Экскурсовод, заслуженный работник культуры РТ Айрат Габдуллин, сопровождающий, по его словам, VIP-гостей, рассказал о негативном опыте, когда туристов приводишь, а магазин тебе за это ни копейки не отстегивает. «VIP-гости хотят только татарстанское и ручной работы. Однажды в Кремле я повел своих туристов к одной даме, и они купили у нее на 16 тысяч рублей. Потом опять к ней. Но она не давала проценты! А вот другая точка сразу перечисляет», — рассказал он. Проблемой Габдуллин также назвал слишком малое количество времени, которое остается у туристов на покупку сувениров. Экскурсовод Хайруллин тоже предложил официально зафиксировать дополнительные 15 - 20 минут в маршрутах на покупки. Впрочем, это касается уже туроператоров и турагентств, готовящих обзорные программы.

От представителей мастеров выступила непредставившаяся женщина — обсуждение вообще напоминало базарный день, — которая пожаловалась, что на мероприятии «Арт-галерея», где выставлены татарстанские мастера, не было ни одного посетителя. «А вы говорите — ищут ручное! Мы платим огромные деньги за аренду. Все бросают работу, потому что не вытягивают аренду», — в сердцах сказала она.

Абрамович на это отреагировала жестко: «У нас три офиса в Казани. Но вы не рассказываете нам об этом, не приходите к нам».

Другая владелица сувенирного магазина предложила составить реестр магазинов и точек, торгующих сувенирами. Мустаев согласился с идеей необходимости создания интерактивной карты.

Надежда Секретова Надежда Секретова: «У нас такой богатый краеведческий опыт, тюркская и татарская культура. Но цены! Такие, что большинство, посмотрев, отступают. Такого, чтобы было доступно, мало»

НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ

Основатель и директор «Бюро путешествий» Елена Илькун озвучила еще одну проблему — незаинтересованность продавцов в предоставлении скидок. По ее словам, в одном из магазинов ее партнеру и гостю из Китая продавец отказался сделать скидку на сапоги за 25 тыс. рублей. «В этих магазинах стоят те, кто не заинтересованы в продажах. Они заинтересованы только в своем проценте с продажи. Звонишь владельцу и просишь 5 процентов, и он дает их, а продавцы не сделают скидку. Поэтому о чем идет речь? Хозяин магазина заинтересован, а продавцы — нет», — сказала она.

Несколько владельцев сувенирных магазинов расказали, что взаимодействуют с экскурсоводами. «Мы начинали работать с туроператорами, это было удобно. Мы заранее знали, что будут компании из таких-то стран. Мы готовили встречу с определенным языком. Сейчас есть договоренности с экскурсоводами. Они приводят группу, продавцы всех знают. Мы платим раз в квартал экскурсоводам», — сказала одна из них.

В середине дискуссии Абрамович отметила, что так и нет ни одного предложения. «Вас очень много. Надо все время напоминать о себе», — посоветовала она сувенирщикам.

Ее поддержал представитель туркомпании «Спутник Гермес». «Информацию по сувенирам нам нужно видеть. Информацию просят предоставить из других регионов. Мы же не можем свое время тратить на это», — сообщил он. Абрамович согласилась. «Тот же „Бахетле“ и вкладывается, и выпускает буклеты, электронные брошюры. Кому надо продать — нам или вам? Надо в межсезонье работу делать», — отметила представитель ТИЦ.

Одним из способов решения проблемы может стать инициатива центра развития туризма. «Мы начали работать над критериями по сувенирным магазинам, чтобы быть брендированными Visit Tatarstan. Готовим журнал с информацией об аккредитованных сувенирных магазинах», — рассказала Саргина.

«ДАВАЙТЕ ОТОРВЕМ ПОПУ ОТ СТУЛА»

В ходе дискуссии Абрамович прервала выступающих и зачитала комментарии наблюдателей эфира встречи на «Фейсбуке». «Вот что пишут. „Они не понимают, что ли, что мастера — главное. Хотелось бы помощь получить, а получили умников“. „Хорошо, что я не пошла“, — прочитала она. — О каком взаимодействии может идти речь, если треть зала так думает? Если хотите, чтобы мы помогали вам, давайте оторвем попу от стула и что-то сделаем. Я больше не приду сюда! Хожу сюда пять лет! Вы не понимаете главного — кроме того, что что-то произвести, надо это еще продать, рекламировать как-то. Давайте сделаем каталог, выпустим 50 тысяч экземпляров. Это единственный вариант. Я лично развезу это все!»

Впрочем, в зале продолжали раздаваться возгласы о том, что сувенирщиков не понимают и не помогают им.

«Часто, куда бы ни пришли, в магазинах однообразие. Эксклюзива немного, — заметила Секретова. — У нас такой богатый краеведческий опыт, тюркская и татарская культура. Но цены! Такие, что большинство, посмотрев, отступают. Такого, чтобы было доступно, мало».

В завершение дискуссии Абрашитов озвучил итоги. «Из всего услышанного мы пришли к выводу: комитету по промыслам необходимо создать печатную продукцию (каталог, бюллетень, брошюра) с точками продажи сувениров. В начале 2017 года такой продукт должен быть выпущен достаточным тиражом. А в декабре нам надо провести информационный тур по основным точкам продажи сувенирной продукции», — сказал он.

Впрочем, по шепоту сувенирщиков было понятно, что этот вариант их как будто не устраивает, так что работа предстоит долгая.