На предварительном заседании большинство потерпевших впервые встретились в зале суда На предварительном заседании большинство потерпевших впервые встретились в зале суда

«СИДЕТЬ ОН БУДЕТ, СКОРЕЕ ВСЕГО, В ТАТАРСТАНЕ»

Судебный процесс по делу Ратмира Загитова стартовал еще 28 октября. На предварительном заседании большинство потерпевших впервые встретились в зале суда. Их отношение к подсудимому красноречиво иллюстрирует диалог, свидетелем которого в коридоре суда стал корреспондент «БИЗНЕС Online».

— А ты чего пришел? — обратился один из потерпевших к своему собрату по несчастью.

— Соскучился я по Загитову. Обнять его хочу! — последовал ответ.

— Ага, так крепко обнять, чтобы задушить...

Некоторые потерпевшие-женщины не смогли успокоиться перед заседанием без валерьянки.

— Да не нервничайте так, примите как должное, это же просто деньги, — успокаивала одна из них свою соседку.

— А мне кажется, ну вот не будет ему счастья. Неважно, сколько он человек обманул, у кого сколько занял, дело не в количестве. Даже то, что он сидит в клетке, это уже он себя наказал. И когда он постареет, помудреет, мне кажется, ему будет стыдно, — успокаивала себя и одновременно присутствующих милая девушка.

По мнению адвоката обвиняемого Рустема Тайсина, в Сибирь Загитов вряд ли поедет. «У него мама пожилая, она попросит, чтоб он отбывал наказание поближе к дому, то есть сидеть он будет, скорее всего, в Татарстане» — пояснил адвокат.

По словам Тайсина, больших денег у Загитова нет, не более 5 - 6 млн. рублей, заметил он, сославшись на данные следствия. Все остальное уходило на проценты. Заключенные, дескать, пытались на него давление оказать, чтобы он деньгами «поделился», но подсудимый выстоял. А еще, по словам адвоката, у его подопечного в 32 года был инсульт. И если он станет нервничать, как бы дело до второго не дошло. Однако эти доводы не примиряли участников процесса с подсудимым.

Заметив у фотографа «БИЗНЕС Online» камеру, кое-кто из потерпевших в довольно резкой форме попросил, чтобы их не снимали. Дескать, многие из них люди публичные, есть свой бизнес и такая слава им вовсе не нужна.

Появившемуся в зале суда Загитову никто в глаза посмотреть не смог: пока его вели по коридору, он закрывал лицо папкой. По признанию Тайсина, с того момента, как его подзащитного заключили под стражу, он сбросил 27 килограммов, со 120 до 93. Голос у Загитова слегка дрожал. Из первого публичного допроса выяснилось, что он родился в 1984 году, у него есть малолетний ребенок, а живет он на улице Шаляпина. В зал суда набились 19 потерпевших, еще 9 не пришли.

— В связи с тем, что от потерпевших не поступило сведений о том, извещены ли они о месте судебного заседания и времени, а также не заявлено ходатайство о рассмотрения дела в их отсутствии, из-за чего могут быть нарушены их права, объявляется перерыв, — объявил судья Идрисов. Потерпевшие восприняли эту новость с негодованием.

Появившемуся в зале суда Загитову никто в глаза посмотреть не смог

НЕТ ДЕНЕГ — НЕТ ОСОБОГО ПОРЯДКА

Заседание продолжилось вчера, 21 ноября. В суд пришли 11 потерпевших. Секретарь судебного заседания позвонила и попросила конвой завести Загитова. Несмотря на нервную обстановку и потерянные деньги, обманутые вкладчики находили силы шутить.

— А он сбежал! Сейчас ничему не удивишься, — смеялись они.

Через несколько минут в наручниках ввели подсудимого. Спортивная бейсболка не сочеталась с рубашкой и пиджаком, в которые он был одет. Впрочем, кепку Загитов быстро снял, сел за спину адвоката и опустил голову. Потерпевшие же, напротив, впились в него взглядами.

В дело вступил новый гособвинитель — старший помощник прокурора Вахитовского района Айрат Атнагулов, выступавший на стороне обвинения по громкому делу сына экс-министра юстиции РТ Ильдара Курманова, а также профсоюзных обнальщиков, прокачавших через фиктивные счета 1,6 млрд. рублей.

Судья Артем Идрисов сообщил о заявлениях еще от 9 потерпевших, которые просили рассмотреть дело в их отсутствие. Не переходя к предъявлению обвинений, суд вынес на общее обсуждение возможность проведения заседания в особом порядке, о котором ходатайствовал Загитов. Большинство потерпевших возмутилось и выступило против. Без согласия всех участников рассмотрение дела в упрощенной форме невозможно, поэтому судья удалился в совещательную комнату для вынесения решения. Отсутствовал он 40 минут, в течение которых обманутые соинвесторы пытались завести разговор с подсудимым.

Тот молчал, пока его не спросили:

— Что, Загитов, совесть зашевелилась?

— А у вас совесть зашевелилась? — не выдержал он.

— Еще мы останемся виноваты, что бедному человеку деньги доверили, — заявил один из потерпевших. Больше на контакт подсудимый не шел. Разрядить атмосферу пытался адвокат Тайсин. Он общался с потерпевшими и спросил, почему те отказались от дела в особом порядке.

— Так он обещал, что деньги отдаст, поэтому и соглашались, — объяснили они. Судя по их рассказам, Загитов убедить мог любого. Сейчас жертвы его обмана хотят, чтобы он получил сполна, хотя защитник и пытался убедить их, что больше 6 лет его клиент не получит.

— Максимум — 10 лет, но он ведь не рецидивист. Вину признает, — говорил Тайсин.

— Как не рецидивист?! Его еще 15 человек в Москве ждут! И это он в особом порядке вину признавал, сейчас в общем возьмет и скажет, что не виноват. А ведь мог бы деньги отдать и не сидеть вообще. Жадный он! — сыпал обвинениями один из потерпевших.

Как заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» Тайсин, о московских эпизодах мошенничества Загитова он не слышал, хотя наше издание подробно о них рассказывало. Но в уголовном деле, которое рассматривается в Вахитовском суде, они действительно не фигурируют.

— Ущерб — 60 миллионов рублей, потерпевших 26 человек, — рассказал Тайсин корреспонденту «БИЗНЕС Online».

К тому времени в зал вернулся судья Идрисов и объявил, что дело в отношении Загитова будет рассматриваться в общем порядке. Следующее заседание состоится 5 декабря.

КАЗАНСКИЕ И МОСКОВСКИЕ АФЕРЫ ЗАГИТОВА

Напомним, о задержании казанского бизнесмена Загитова стало известно в феврале 2015 года, к большой радости потерпевших. В холдинг «Кваттро», совладельцем которого выступает подсудимый, входили компании «Кредитное бюро», страховой брокер «Белла Чара», бутик итальянской одежды «Кваттро», центр оценки «Независимый эксперт».

По версии следствия, Загитов создал в Казани одну из крупнейших финансовых пирамид с пометкой VIP, отбирая в круг обманутых клиентов только близких друзей и партнеров. В декабре 2013 года Загитов, столкнувшись с жесткими требованиями вкладчиков погасить долги, в спешном порядке сбежал из Казани. Следствие шло за ним по пятам, за несколько дней до побега в отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде по подозрению в мошенничестве. В постановлении о возбуждении уголовного дела было указано: «В период с 2009 по сентябрь 2013 года Загитов путем обмана и злоупотребления доверием под предлогом осуществления предпринимательской деятельности, создания кредитного кооператива и инвестирования в него денежных средств получил от (далее — список фамилий лиц, признанных потерпевшими по делу) в качестве займов денежные средства на общую сумму в 10 млн. рублей, которые похитил, причинив указанным лицам материальный ущерб в особо крупном размере».

После бегства из Казани Загитов объявился в одном из крупных автосалонов столицы и применил новую мошенническую схему — брал у клиентов автомобили под реализацию, продавал их, а клиентов убеждал, что машина еще не продана, стоит на стоянке. По некоторым оценкам, от новой затеи Загитова пострадали около 20 человек, потерявших порядка 30 млн. рублей. После задержания в марте 2015 года Загитова, давшего признательные показания, почему-то отпустили из ОП «Вишневский». Вернувшись в Москву, он сменил паспорт и закрутил еще одну аферу — на этот раз с запчастями для автомобилей BMW. Автозапчасти он продавал через группу в приложении «Инстаграм». Получив заказ на большую сумму, он оставлял клиентов без денег и без запчастей.

О повторном задержании афериста стало известно в феврале 2016 года, а еще через полгода возбужденное в отношении него уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») было передано в суд. После сбора показаний от всех потерпевших многократно выросла сумма ущерба. «В уголовном деле 27 потерпевших, сумма ущерба около 100 миллионов рублей, — рассказала „БИЗНЕС Online“ пресс-секретарь ГСУ МВД по РТ Наталья Сагитова. — Первоначально ущерб был выше, но Загитов проводил потерпевшим какие-то выплаты».

Компаньон Загитова, предприниматель Дамир Шарифуллин, был одним из четырех совладельцев ООО «Белла Чара». Шарифуллина удивила информация о том, что Загитов погашал свои обязательства перед потерпевшими. «Ни с кем он не расплачивался, если только не считать погашением долга выплату в 5 тысяч рублей», — говорит собеседник издания. Шарифуллин не исключает, что эти попытки погасить долги связаны с намерением подсудимого создать себе положительный имидж в суде. «Ребенок на иждивении — это его главный козырь теперь, адвокат за счет него рассчитывает по максимуму скостить срок, плюс престарелая мать. Его защитник так и говорит: «Максимум, что ему дадут, — 5 - 6 лет лишения свободы, при том что это его первая судимость».

По данным собеседника нашего издания, после московских афер Загитова осталось около 10 - 15 потерпевших с приблизительным ущербом в 30 млн. рублей. «По моей информации, эти материалы легли в основу другого уголовного дела, и рассматриваться оно будет в Москве», — заметил Шарифуллин.