Новую, четырнадцатую по счету, мечеть торжественно открыли в прошедшую субботу в автограде Новую, 14-ю по счету, мечеть торжественно открыли в прошедшую субботу в автограде

ИЗ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ В ИМАМЫ

Новую, 14-ю по счету, мечеть торжественно открыли в прошедшую субботу в автограде. Открывать ее приехал лично муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. Финансировал строительство богоугодного заведения, не особо афишируя это, известный в республике и уже далеко за ее пределами предприниматель Алексей Миронов — глава группы компаний «Еврогрупп». В последний год Миронов в основном был на слуху благодаря новостям о его противоречиях с мэрией автограда (из- за земельных вопросов), но в минувший уик-энд Миронов показал себя с несколько с неожиданной стороны, будто бы пытаясь сказать городу и миру: господа, я, мол, другой и умею быть социальным... Собственно, участие в открытии мечети Самигуллина, нечасто наведывающегося в автоград и до последнего времени крайне непубличного, закрытого от прессы на все замки «челнинского короля недвижимости» и вызвало к мероприятию живой интерес со стороны городских и республиканских СМИ.

Вереницы мусульман стали стягиваться к мечети задолго до начала официальной церемонии. Ближе к ее началу вместе с имам-мухтасибом города Альфасом хазратом подъехал и муфтий Татарстана. Городскую власть на церемонии представлял Рамиль Халимов — замруководителя исполкома, курирующий образовательную и культурную сферы. Как оказалось, мэр автограда Наиль Магдеев, участие которого в мероприятии анонсировалось ранее, в этот день находился с визитом в Москве, где вместе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым принимал участие в не менее важном мероприятии — открытии памятника первому секретарю Татарского обкома КПСС Фикряту Табееву.

Всех прибывших гостей тепло встречал настоятель мечети и главный идеолог ее появления Салихзян хазрат Гайниев. О таких, как он, говорят: до мозга костей строитель. Гайниев 45 лет проработал на различных должностях в ОАО «КамГЭСэнергострой», дослужился до поста заместителя гендиректора. Три раза избирался депутатом горсовета и только в прошлом году, в свои 68 лет, вышел на пенсию, найдя себе новое, но не менее хлопотное занятие. Дом новоиспеченного имама расположен неподалеку от мечети. Как рассказывал хазрат в одном из своих интервью, к исламу он пришел уже в зрелом возрасте.

«Нас было 12 детей в семье: три девочки, девять мальчиков. Я 11-й по счету, младший из мальчиков. Наш отец, инвалид войны, был очень религиозным человеком. Он был муллой в деревне. Мы с малых лет знали не очень длинные суры и аяты. Отец учил старших сыновей и дочерей, они читали намаз. Это прошло как-то немного мимо нас, троих младших детей — моего брата, меня и сестренки (все трое мы сейчас живем в Челнах). В то время на религию был полный запрет. Было запрещено проводить Курбан-байрам, Уразу-байрам, пятничные намазы. Все мечети были разрушены. Бывало и так, что из района приедут, тех, кто придерживался норм ислама, увезут и отдубасят. В таких тяжелых условиях находились верующие. Но мы с детства воспитывались религиозными. Мы вместе с женой, когда уже были в возрасте, начали ходить в медресе при построенной в поселке ЗЯБ мечети „Абузар“. По расписанию ходили на занятия, так потихоньку и выучились. Мы тогда с Альфасом хазратом вместе начинали. А так я в религии лет 20. Регулярно совершаю намазы, Коран читаю на арабском. Есть хафизы, которые знают Коран наизусть, имамы, которые учатся за границей... Я до этого имамом никогда не работал, но надеюсь на свои религиозные знания», — рассказывал Гайниев.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» за пару дней до открытия мечети сам Миронов, строительство обошлось его компании в 10 млн. рублей. «К нам обратился имам мечети с просьбой о помощи, для него важна была любая поддержка. Мы приняли решение полностью построить объект, и нам удалось завершить строительство всего лишь за один год. Такие проекты нам не в новинку — уже 10 лет мы занимаемся благотворительной деятельностью, и под нашим патронажем действует мечеть „Абузар“. Кроме того, мы развиваем дворовый хоккей в городе, запустили единственный в городе достойно оснащенный клуб единоборств, в котором более 300 детей занимаются бесплатно», — объяснил бизнесмен.

.

«ИЗЯЩНАЯ, БЕЛАЯ, СДЕЛАНА СО ВКУСОМ»

Имя «Утыз Имяни» мечеть получила в честь известного татарского просветителя и богослова Габдерахима Утыз Имяни аль Булгари, жившего в конце XVIII — начале XIX веков в деревне Утыз Имяни Черемшанского района Татарстана. Из этой же деревни родом и сам Салихзян хазрат. К слову, на открытие мечети приехала и весьма внушительная делегация из Черемшанского и Лениногорского районов, где просветителя почитают особо. В его честь там открыты музеи, а на могиле богослова (похоронен он в селе Тимяшево (Ромашкино) Лениногорского района) его земляки воздвигли даже мавзолей.

Сама мечеть, имеющая два этажа и цоколь, расположена на улице Аэродромной, практически на берегу Мелекески, и отлично видна с противоположного берега. Как сказали бы архитекторы, является доминантой данной местности. Спроектировал ее известный в Челнах архитектор Рамиль Хайруллин. Рассчитана мечеть на одновременное посещение до 180 человек. На цокольном этаже находятся учебные классы, на первом этаже женский молельный зал, на втором — мужской, а под самой крышей здания расположился рабочий кабинет имама. Салихзян хазрат рассказал, что подсмотрел такое отдельное расположение молельных комнат во время хаджа в Мекку в одной из тамошних мечетей. «Здесь мы решили сделать так же, как в мечетях Саудовской Аравии, — чтобы входы в мечеть для женщин и мужчин были с разных сторон здания. Залы полностью изолированы друг от друга», — пояснил хазрат. Он уверен, что прихожанами новой мечети станут не только жители многоэтажных домов и частного сектора Замелекесья, сюда станут ходить мусульмане и из микрорайонов, расположенных на другом берегу реки.

«Красивая» — это, пожалуй, ключевое слово, которое звучало в оценках внешнего вида белокаменного строения. Все гости сходились во мнении, что архитектору и строителям удалось сделать мечеть оригинальной и не похожей на те, что уже функционируют в Челнах. «И к строительству, к благоустройству отнеслись со всей ответственностью, молодцы! Когда деревья подрастут, здесь будет просто замечательно!» — делились восхищением прихожане, указывая, что по периметру здания высажены голубые ели, а по обеим сторонам аллеи, ведущей к мечети, высажены молоденькие дубы.

«Мечеть хоть и небольших размеров, но сделана со вкусом. Изящная такая, белая вся. Видно, что ее создатели вкладывали в нее всю душу. Да и место выбрано прекрасное для нее — стоит, белокаменная, на берегу реки, вокруг очень живописно», — делился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» своими наблюдениями Уел Хусаинов, руководитель комитета по промышленности ТПП Набережных Челнов и региона Закамья, а с недавних пор еще и руководитель фонда содействия строительству Соборной мечети «Джамиг». К слову, этот фонд с 2007 года и до лета нынешнего года возглавлял Гайниев. При нем была подготовлена вся техническая документация и забиты первые сваи в основание мечети. Напомним, мечеть «Джамиг» была заложена еще в 90-е годы, однако строительство ее так и не началось. Сейчас, когда городские власти озаботились застройкой центра города, о ее строительстве вновь заговорили и планируют довести начатое до конца при поддержке вакуфного центра.


ВО ИМЯ МАТЕРИ

На строительство «Утыз Имяни» с момента выделения участка и до открытия, как рассказал имам мечети, ушло ровно два года и два месяца. Миронов подключился к работе, когда фундамент здания был уже практически готов. «Решение о строительстве нашей мечети было принято в 2014 году, — рассказывает о своем детище Салихзян хазрат. — Нам исполком города выделил участок, и после этого мы сразу начали заниматься оформлением документации. Это все достаточно быстро прошло, небольшой опыт в этом уже был. Здесь очень красивая природа, но были и сложности: местность болотистая, поэтому с фундаментом пришлось сложновато. Нам пришлось забить здесь 49 12-метровых свай, хотя обычно для таких зданий забивают 9-метровые». Все фундаментные работы выполнены его родной организацией «КамГЭСэнергостроем». Помогали многие, кто чем мог: «КамГЭСэнергстрой» в строительстве фундамента, Марсель Мингалимов, гендиректор ГК «Профит», плиты перекрытия выделил, «Евростиль» Ильнара Гайсина со строительством помогал. А потом деньги на строительство богоугодного заведения закончились. Выдержав довольно длительную паузу, хазрат стал рассказывать о том, как «Всевышний подарил приходу главного спонсора — Миронова Алексея Вячеславовича», взявшего на себя практически все вопросы, связанные со строительством мечети.

«Когда Алексей стал известным в городе бизнесменом, он взял на себя патронирование строящейся тогда на ЗЯБи мечети „Абузар“ и до сих пор ее поддерживает. Сам уже лет 10 в мечеть ходит. Он и молодежью занимается, и спортивным клубам помогает, с инвалидами работает. И ветеранам помогает, у него есть специальный благотворительный фонд „Открытые сердца“. Я думаю, сам Всевышний подарил нам Алексея Вячеславовича. Он сам родом из Заинского района, его предки из села Керекес. И он взялся за дальнейшее строительство нашей мечети. Сам находил подрядчиков, сам финансировал все работы. Благодаря меценатам во главе с ним мечеть и была построена. Таких людей, приложивших руку к строительству мечети, мы будем помнить и всю оставшуюся жизнь будем молиться за них, чтобы у них все было хорошо», — вознося руки к небу, сказал настоятель «Утыз Имяни».

Чуть позже, когда с торжественными речами выступали гости, Гайниев рассказал, что во время его первого разговора с Мироновым они запланировали, что мечети дадут имя его матери. «Алексей имел желание воздвигнуть мечеть ради Всевышнего и в память о своей матери. Но после того как в ДУМ РТ и в минюсте было одобрено и утверждено название „Утыз Имяни“, я ему предложил четыре варианта надписи на мемориальной доске, которую все приходящие в мечеть могут увидеть на входе. Он выбрал тот, который сейчас там и установлен. Отдавая дань стремлению Алексея Вячеславовича помочь в возрождении веры, мухтасибат принял решение на входе установить памятную доску. На ней на татарском и русском языках написано, что мечеть построена на средства генерального спонсора Миронова Алексея Вячеславовича ради довольства Всевышнего и для вознаграждения Всевышним его матери Альмиры Фарахетдиновны», — рассказал настоятель мечети.

.

«ЕСЛИ ТАТАРИН ЧАЙ НЕ ПЬЕТ, МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО ОН ШПИОН»

В ожидании церемонии открытия, которая состоялась перед входом в здание, корреспондент «БИЗНЕС Online» стал невольным свидетелем беседы двух мужчин пенсионного возраста, которые лишь недавно стали прихожанами мечети. По всей видимости, раньше они вместе работали, а теперь занялись душой и, случайно встретившись, делились своими впечатлениями от прихода в ислам. «Я в мечеть теперь как на работу стал ходить, несмотря на погоду — хорошая она или плохая, дождь или мороз на улице — все нипочем. Ты не поверишь, меня тянет сюда, я иду осознанно, с желанием. Здесь просветляешься, здесь умиротворенная атмосфера, здесь отстраняешься от мирской суеты, становишься добрее, что ли», — рассказывал о сокровенном мужчина. «Да-да, и болезни никакие к тебе не пристают. Ты на них просто не обращаешь никакого внимания. А подпирать дома диван, уставившись в телевизор, это не дело», — соглашался с ним второй.

Наконец торжественное событие началось. В своем обращении к прихожанам муфтий сказал, что он со своими помощниками не мог приехать с пустыми руками. С этими словами собственноручно надел на Салихзяна хазрата чапан (халат), наделив его таким образом полномочиями настоятеля. А после этого вручил благодарственные письма и экземпляры Корана всем, кто принимал активное участие в строительстве мечети.

«Этой мечети дали имя известного татарского мыслителя и богослова Утыз Имяни, который внес большую лепту в осмысление социально-культурных и религиозных традиций в условиях нового времени. Когда я узнал, что новую мечеть в Челнах собираются назвать его именем, очень обрадовался. Утыз Имяни написал очень много интересных книг, многие из них я с удовольствием читал. Пусть эта мечеть станет местом коллективных молитв и центром духовно-просветительской жизни для местных жителей», — пожелал Камиль хазрат.

.

После официальных ритуалов муфтий вдруг вспомнил про одну из книг черемшанского богослова, которая в переводе на русский звучит как «О порицании распития чая». Если татарин не пьет много чая, то на него нельзя положиться, одним словом, такой человек ненадежный, писал в шутливой форме Утыз Имяни, выделив при этом четыре постулата. Первый — чай всех объединяет, его пьют и богатые, и бедные, и умные, и дураки. Постулат второй — чай можно пить в любое время: после намаза, работы, во время отдыха. Постулат третий — чай можно пить в любом месте: дома, на улице или в мечети. И, наконец, четвертый постулат гласит, что чай объединяет, за его распитием можно поговорить по душам, обсудить любую тему, решить любую проблему. «Но если татарин чай не пьет, можно подумать, что он приехал откуда-то с чужбины, можно даже предположить, что он шпион», — под смех прихожан завершил свой рассказ Камиль хазрат.

Возвращаясь к теме, Камиль хазрат с удовлетворением отметил, что в прошлом году в Татарстане было построено и открыто 25 мечетей. В этом году, по его словам, эта цифра будет больше, так как в республике практически каждые две недели, а то и чаще, открывается по одной мечети. Для сравнения, муфтий напомнил, что в постсоветское время в республике оставались действующими лишь 24 мечети, а сейчас их 1535. Муфтий также рассказал, что подаренные экземпляры Корана являются изданием знаменитого «Казанского Корана» («Казан басмасы»), который усилиями ученых-исламоведов был доведен до современных международных стандартов. По его словам, у «Казан басмасы», напечатанного более 200 лет назад, были некоторые опечатки из-за того же человеческого фактора, именно поэтому в свое время было 18 переизданий. В 19-м издании каждая страница стандартна и состоит из 15 строк, а аят обязательно заканчивается в конце страницы, не переходя, как это было прежде, на другую. По словам Самигуллина, в течение полутора лет проделана огромная работа команды специалистов, среди которых были Коран-хафизы из Татарстана, а также ученые из Иордании, Египта и Сирии. В итоге они превратили старинное издание в очень удобную для чтения и заучивания книгу.

.

Когда слово для приветствия предоставили самому Миронову, тот произнес проникновенную речь. Слова главного спонсора нашли отзыв у прихожан мечети. «Завершение любого строительства и сдача нового объекта — всегда событие, но когда речь идет об открытии места, где человек получает духовную пищу, это праздник вдвойне. Мне приятно осознавать, что нашими общими усилиями удалось создать прекрасную мечеть, от которой исходит свет и добро. Я хочу верить, что „Утыз Имяни“ станет еще одним духовным центром нашего города, источником просвещения. Здесь будут нести знания и духовность. Новая мечеть станет местом, где обитают истинные исламские ценности и звучат призывы к добру и миру, согласию и спокойствию, милосердию и миролюбию. Проповеди, которые в скором времени зазвучат в ее стенах, будут способствовать сохранению национальной культуры, укреплению устоев общества и единства верующих. Воистину, Аллах с теми, кто богобоязнен и кто творит добро. Желаю, чтобы двери этой мечети всегда были открыты для верующих. Всем счастья, мира, добра вашим семьям», — заметно волнуясь, произнес Миронов.

Торжественное открытие мечети завершилось совершением полуденного намаза. На протяжении всей церемонии «король недвижимости» сосредоточенно зачитывал аяты из известных ему сур. Было видно, что к такому событию он относится с предельной серьезностью.