«Задержание такого человека — это последний или предпоследний шаг на пути уже прямого столкновения» «Задержание такого человека — это последний или предпоследний шаг на пути уже прямого столкновения» Фото: kremlin.ru

«Я ЗНАЮ УЛЮКАЕВА 30 - 40 ЛЕТ, ОН ХОРОШИЙ ЭКОНОМИСТ»

Евгений Богачев — экс-глава Нацбанка РТ, президент БК УНИКС:

— Это сложный вопрос. Улюкаева я и лично знаю, он бывал несколько раз у нас, он очень сильный экономист, компетентный специалист и производит хорошее впечатление. Был и замом Центрального банка страны, до этого с Игнатьевым они были первыми замами минфина. И потом он был главным претендентом на место Игнатьева, но Путин назначил Набиуллину.
Я не знаю, что там произошло, меня смущает один момент, когда коммерсанты, частные корпорации дают взятки — это одна история. Государственные предприятия, по существу, «Роснефть» — это госкомпания, дает взятку государственному лицу, чиновнику... Что тут они приобретают? То есть непонятны обстоятельства дела, непонятная логика. Вообще, для имиджа России, экономики, инвестиций, произошедшее не очень хорошо.

Сергей Дубинин — экс-председатель Центробанка РФ:

— Да, безусловно, шокировало. Прежде всего я хочу подчеркнуть, что для меня абсолютно не вяжутся все обвинения Алексею Улюкаеву в вымогательстве с той его работой и в общем с его человеческими качествами, которые мне известны. Поэтому я надеюсь, что все это найдет какое-то разрешение без реального предъявления ему обвинений. Я знаю Улюкаева как очень грамотного специалиста в своей области, всегда очень высоко расценивал его и знания, и работоспособность, и результаты. Ну а политические вопросы комментировать... Не думаю, что здесь есть какая-то необходимость.

Я не верил, честно говоря, в теперь уже многочисленные эпизоды применения силовыми структурами обвинений, арестов и в среде самих силовиков, и чиновников на уровне губернаторов, вице-губернаторов, каких-то заместителей министров и так далее. Ну вот так работает это механизм. Мне кажется, что это не самые лучшие варианты борьбы с коррупцией. Но они тем не менее практикуются.

Посмотрите на состав нашего правительства. Вы реально считаете, что каждый министр там является представителем каких-либо сил? Я думаю, что он представляет там выбор президента. Мне кажется, здесь должны работать специалисты квалифицированные в своей области. Не думаю, что там есть представители каких-то политических сил. Там другие подходы.

Абел Аганбегян — экономист:

— Конечно, произошедшее шокировало. Я знаю Улюкаева 30 - 40 лет, он хороший экономист, доктор наук. Близко я с ним не дружил, но до его назначения министром экономического развития страны мы часто встречались, ну а после получения должности виделись уже только на совещаниях. Какими-то сведениями кроме тех, что написано в газетах, я не располагаю. Насколько я понял, решение было принято президентом, поскольку он выразил ему недоверие, то, наверное, что-то и было. Посмотрим, что дальше будет.

«ГОССЛУЖБА В РОССИИ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СВЕРХРЕНТАБЕЛЬНЫЙ, ГАРАНТИРОВАННО ДОХОДНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ»

Гейдар Джемаль — политолог, председатель исламского комитета России:

— Нет, не шокировало. Я предвидел, что это будет развиваться таким путем. Это неизбежно сейчас в сеющейся конфронтации между различными фракциями правящего класса. И, конечно же, где-то уже несколько лет назад можно было предвидеть и ожидать этого. Но, поскольку люди настроены на консервативно-шаблонное восприятие действительности, они не хотели это преувеличивать. Это, конечно, политическая веха, потому что она открывает дорогу всякого рода конфронтации и так далее. Это не частный эпизод, естественно, это реальная система.

Улюкаев для меня просто либерал, и все, один из команды либералов, связанных с поражением в холодной войне. Тут как бы все очевидно. Но его арестовали не из-за этого, а его арестовали потому, что он является достаточно ярким, известным представителем противоположного клана. Насчет его преемника трудно сказать. Это будут уже домыслы, а домыслы — неблагодарное занятие, тем более что 90 процентов домыслов бьют мимо кассы. На самом деле главное что? Главное — это прямая конфронтация. Задержание такого человека — это последний или предпоследний шаг на пути уже прямого столкновения, потому что каждая фракция имеет элитные группы бойцов, и рано или поздно это выйдет на улицы.

Владислав Жуковский — экономист:

— Масштабы коррупции в России колоссальные. Я уже говорил много раз, что коррупция стала чуть ли не основой государственного строя и смыслом жизни значимой части российской бюрократии. То есть госслужба в России рассматривается как сверхрентабельный, гарантированно доходный инвестиционный проект. Попасть на государственную службу на хорошее место, на уровне начальника департамента, начальника отдела, замминистра — это очень большая взятка, хороший откат, большой залог. Работа в этой должности — некий бизнес-проект по сливанию вложений. Ну а дальше уход, чтобы вас не привлекли к ответственности, не посадили, а ваши конкуренты вас не подсидели бы, поэтому коррупция в России носит системный и всеобъемлющий характер. Так что борьба с коррупцией — это чуть ли не разрыв конституционного строя нынешней России.

Близится 2018-й, близятся президентские выборы, и объективно мы видим, что ситуация в экономике, в социальной сфере, в финансовой системе откровенно удручающая. То есть мы обречены, как уже и признал экс-министр экономического развития, что в течение 20 лет нас ждет очередной, затяжной застой, отставание технологическое, техническое и инновационное от развитых стран мира, от мировой экономики в целом. И выйти из этого кризиса власти не способны в силу того, что любая смена политики, целеполагания, автоматически приводит к смене бенефициаров экономического курса.

Есть враги внешние типа Америки, Украины, терроризма, а есть враг внутренний, и им сейчас, безусловно, будет признана коррупция. Причем порки будут идти показательные, будут трогать губернаторов, мэров, взяли вот министра экономического развития. Я думаю, никакой посадки не будет, если трогать Улюкаева, это такой клубок, такой террариум, что если начать за ниточку раскручивать, то, я боюсь, повалится все правительство и их кураторы в администрации президента. Никто не хочет, чтобы он начинал что-то говорить и рассказывать, и, скорее всего, это развалится и закончится либо досрочным освобождением, либо ничем.

«ЗДЕСЬ КАКОЙ-ТО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЕХИ НЕТ, ПРОСТО ПОКАЗЫВАЮТ НАРОДУ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ДО ЛЮБОГО МОЖНО ДОБРАТЬСЯ»

Михаил Скоблионок — бизнесмен, президент еврейской национально-культурной автономии РТ:

— Задержание федерального министра меня не шокировало. Это нормальное явление, все руководство российское повязано на взятках. Арест Улюкаева — просто внутренние разборки. Здесь какой-то политической вехи нет, просто показывают народу, что практически до любого можно добраться. Я с бывшим министром экономического развития по работе не сталкивался, поэтому не могу дать ему никакой характеристики как работнику. Но, учитывая положение России в плане экономики, то полная задница. Что можно еще говорить?

Возможно, Улюкаев один и не мог изменить политику общую, у нас же нет личности ни одной в правительстве. Потому что, если появляется личность, ее никто не терпит. Надо выбирать преемника не по принципу, к каким силам он относится, а того, кто умный. Такой человек, который может экономику РФ повернуть в другую сторону, чтобы она не строилась на сырьевой продаже, а строилась на предприятиях — вот куда нам нужно поворачивать экономику. И давно надо было этот вопрос решить. Есть ли такой человек? Честных людей в России много, но захотят ли они тащить на себе этот воз? Трудно сказать, где такого человека найти. Самый большой дефицит в России — это кадры. Кадры решают все. Есть кадры — предприятия хорошо работают, нет кадров — все! Самое тяжелое для Путина — это набрать кадры.

Виктор Классен — генеральный директор ЗАО «Радиокомпания «Вектор»:

— Конечно, произошедшее оказалось неожиданным. Я считаю, это очень неприятно. Почему? В свое время был арестован Сторчак (Андрей Сторчак — замминистра финансов РФприм. ред.), который просидел энное количество времени в тюрьме. А потом оказалось, что все это абсолютно не соответствует истине, и сегодня он — а он очень компетентный человек в вопросе финансов — продолжает работать уже замом у Силуанова, а раньше работал у Кудрина. И в глубине души я, конечно, считаю, что произошло нечто подобное, может быть, это большое недоразумение. Но произошедшее непонятно тем, что Улюкаев сам приехал в госкомпанию, в «Роснефть». Ведь совершенно очевидно, что федеральные министры не должны ездить в госкомпании. Если что-то нужно или есть какие-то вопросы, госкомпании должны ездить в Белый дом, в правительство, а не наоборот. Вот это совершенно немыслимый момент, недопустимый и, как у нас сейчас модно говорить, неприемлемый.

Безусловно, в наших высших органах что-то происходит не так. Приведу такой пример: что происходит в Южной Корее, в процветающей с точки зрения технологий, инноваций, среднего уровня жизни? Все вроде бы замечательно, но с удивительной периодичностью у них происходят аналогичные скандалы. Дошло до того, что собираются арестовывать чуть ли не президента страны. Это говорит о том, что власть вот этих гигантских корпораций — это что-то ненормальное. Я всегда ратовал за то, что бы у нас не было монстрических городов типа Москвы, Казани. Я всегда был за то, чтобы у нас было как в Германии, где 84 процента немцев живут в маленьких городках численностью меньше 50 тысяч человек. А у нас вся налоговая система построена так, что просто супер-пупер шикарно живется, работается только в определенных точках. Это все неправильно, поэтому у нас есть серьезные симптомы в стране, симптомы неправильности устройства нашей всей экономической жизни. Многое, не будем говорить все, с точки зрения правильной экономики, делается у нас неправильно. И, я считаю, это и не веха, и не частный эпизод. У нас просто симптомы экономической болезни.

«ЭТО НЕ МИНИСТР РАЗВИТИЯ, А МИНИСТР ДЕГРАДАЦИИ»

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Удивились все. Но в деле борьбы с коррупцией важны и тигры, и комары. И когда речь идет о тиграх, это всегда какие-то крупные чиновники. Мы уже были свидетелями того, как бывший губернатор Тульской области получил 9 лет за взятку, кроме того, в этом году уже было арестовано несколько губернаторов, а сейчас вот министр. Это означает, что нет неприкасаемых, нет людей, которые могут избежать ответственности, нарушая закон. И это правильно. В свое время Ли Куан Ю в Сингапуре победил коррупцию только вот такими жесткими методами. Поэтому, несмотря на неожиданность, мы в любом случае понимаем, что сейчас происходит реализация провозглашенных принципов в борьбе со взяточничеством, реализация мер в этом вопросе. И я их поддерживаю — неприкасаемых нет. При этом никакой кампании в этом я не усматриваю.

Ильдар Аблаев — экономист, генеральный директор АНО «Татарская академия управления инновационной экономикой»:

— Да, новость о задержании Улюкаева меня шокировала, потому что это министр федерального уровня, человек высокой должности, на деле оказавшийся несостоятельным взяточником. Значит, и все правительство такое и надо его отправлять в отставку. На деле, кстати, Улюкаева я оценивал очень плохо, он не соответствовал занимаемой должности. Это не министр развития, а министр деградации. Ну а произошедшее, я так понимаю, некая подстава, зачистка со стороны Сечина. В СМИ пишут, что он решил отомстить Улюкаеву за что-то, возможно, за то, что мешал.

Вахит Имамов — писатель, главный редактор газеты «Мәдәни җомга»:

— Это меня не шокировало, потому что в нашей стране это уже как заслуга идет. Уже трех губернаторов задержали, у одного сумма больше миллиарда. Он банду свою создал и в течении 12 лет грабил область. Если в течение 12 лет центр был слепым, кого нам в первую очередь подозревать? Если не арестовывали, то чему удивляться. При Екатерине II был золотой век для дворянства, тогда они своих рабов могли продавать, менять на собак, ружья. А сейчас золотой век для воров-руководителей. Нигде в мире нет такого массового воровства со стороны руководителей. Улюкаеву я и раньше не доверял, тем более сейчас.

Путин будет искать кандидатуру среди своих — силовиков. Хорошо было бы, если он, как Петр I или Екатерина, позвал умных немцев, чтобы они не воровали, как наши. Я бы тогда благодарил. Может, нам со стороны пригласить людей? Вон мы смеемся, что украинский президент пригласил из Грузии Саакашвили губернатором Одесской области, никто не хочет вспоминать, что при Саакашвили в Грузии исчезла коррупция. Он полицейских выгнал на улицу, даже любимого зятя Шеварднадзе посадил в тюрьму, а почему у нас не могут добиться? У нас миллион полицейских, почему они не могут победить коррупцию?

Один исторический факт: в 1721 году сибирский губернатор Гагарин был обвинен в том, что купцы подарили ему соболиную шубу стоимостью 1,2 тыс. рублей, и Петр велел ему отрубить голову. Собрали эшафот и непосредственно перед казнью объявили, что он помилован. В тот день Петр присвоил себе имя императора. Губернатор после этого жил долго, но больше не воровал. Меншиков же воровал миллиардами, но Васильевский остров перестроил полностью. Все, что он построил на Васильевском острове, — это, условно говоря, народное достояние. В Петербурге Васильевский остров построен на ворованные Меншиковым деньги. Он хоть и воровал, но вкладывал в развитие, улучшение страны