КАК ЖЕНЩИНЫ ОТСТОЯЛИ ЗДОРОВЬЕ СВОИХ МУЖЧИН

Сейчас в Татарстане особенно активно ведутся споры о строительстве мусороперерабатывающего комплекса, так называемой «мегасвалки», обсуждается проблема утилизации мусора. Действительно, его становится слишком много, но насколько эффективны такие способы его переработки, надо ли строить производящие вредные выбросы заводы в черте городов? Вопросов много.

Я бы хотел поделиться своим опытом посещения предприятия утилизации отходов в Японии, где побывал несколько лет назад, еще до трагедии на АЭС Фукусима-1. Представители ЮНИДО в России (организация объединенных наций по промышленному развитиюприм. ред.) послали меня в составе их делегации изучать опыт в Японии. Мы прибыли на остров Кюсю, город Китакюсю — самый грязный город страны в 60-х. Испокон веков это было промышленно развитое поселение. Кстати, на город Кокура, который вошел в состав Китакюсю, и должна была обрушиться ядерная бомба, но из-за плохой облачной погоды летчик не увидел его, и она была сброшена на Нагасаки. С тех пор в японском языке даже появилась поговорка «везуч как Кокура».

Так вот, по рассказам самих японцев, в 60-е годы Китакюсю был настолько загрязнен, что цвет берега внутреннего моря (море, находящееся под полным суверенитетом какого-либо государства и содержащее только его внутренние водыприм. ред.) напоминал кофе. Японцы даже шутили между собой: «Хочешь кофе — иди, черпни и пей». Но шутки шутками, а продолжительность жизни в таких условиях естественно снижалась. Скажем, мужчины, работающие в тяжелой промышленности, в металлургии, умирали очень рано, в 60 - 65 лет. Это не понравилось женщинам до такой степени, что они восстали, обратились к руководству страны, требуя что-то сделать с этим. И знаете, правительство их услышало. Из самого грязного города страны они сделали экологически чистую, настоящую зеленую территорию на частно-государственной основе.

Покупая японскую технику, надо понимать, что в ее стоимость уже заложена сумма, которая будет зачислена в фонд утилизации Покупая японскую технику, надо понимать, что в ее стоимость уже заложена сумма, которая будет зачислена в фонд утилизации / Фото: prav.tatarstan.ru

ИЗ СТАРЫХ МАШИН ЯПОНЦЫ СОБИРАЮТ НОВУЮ И ПРОДАЮТ ЕЕ ДЕШЕВЛЕ НА 25 - 30%

Я бы рекомендовал представителям города Казани, ответственным за эти вопросы, съездить в Японию, изучить их опыт. В этой стране придумали, как бороться не только с бытовыми отходами, но и позаботились об утилизации автомобилей, телевизоров, холодильников — вообще бытовой техники. И все тщательно сортируется — ртутные лампы, телефонные аппараты, все-все.
Они считают, что максимальный срок эксплуатации автомобилей — 14 - 15 лет, а затем разбирают до шурупа. Все, что непригодно, сдают на металлолом. А если, скажем, в хорошем состоянии осталась дверь, ее отшлифуют, почистят и отправят на сбор новой машины, а затем продают такие авто дешевле на 25 - 30%, то есть из старых машин японцы собирают новую. Та же ситуация и с телефонами: из трех старых аппаратов собирают один. Когда мы были на этом производстве, один из наших делегатов даже приобрел подобный аппарат. Кстати, такой работой — очисткой деталей — занимаются люди на пенсии, люди с ограниченными возможностями. Они трудятся с большим удовольствием. Я был крайне удивлен, ведь думал, что у японцев ручного труда вообще нет, одни роботы да компьютеры. Но многое они делают именно вручную, им нравится такая работа.

Еще один момент: японцы нашли применение и тому, что совсем непригодно и отправляется в печь на мусоросжигающем заводе, если это что-то не из металла, конечно, при этом тепло при сжигании этих отходов идет на выработку электроэнергии в парогенераторах. На выхлопных трубах поставлены фильтры, благодаря которым в атмосферу не выделяется никаких вредных выбросов, нет даже запаха. Более того, из торчащих десятками заводских труб в теплую погоду не идет никакого пара или дыма, и кажется, что заводы не работают, и только в плохую погоду можно увидеть еле заметный дымок. Образовавшиеся после сжигания отходов шлак и золу прессуют в пласты, условно метр на метр, и используют как основание для строительства взлетно-посадочной полосы возле моря, на которую приземлились мы по прибытии на остров. Это позволило небольшой Японии отвоевать у моря кусок суши. Кстати, заводы по переработке отходов расположены не на какой-то пустоши, с отсутствием растительности, нет. Они находятся на территории потрясающих парков, скверов с водоемами, местами отдыха, развлечений и так далее. Это огромные площади, по которым передвигаются на автобусах. Продукты, получаемые из переработки мусора, также идут на благоустройство этих парков.

ЕСЛИ ЭКОЛОГИЯ ПЛОХАЯ, ТО ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НЕ СДЕЛАЕТ С ЭТИМ НИЧЕГО

Закономерный вопрос — откуда деньги на утилизацию? Завод, который выпускает продукцию, заранее отчисляет в фонд утилизации отходов некую сумму. Скажем, за холодильник — $50, у телевизора своя цена. То есть, покупая японскую технику, надо понимать, что в ее стоимость уже заложена сумма, которая будет зачислена в этот фонд. У нас такого фонда нет, а если будет, скорее начнется его распил, чем нормальная работа.

Благодаря решению вопросов с переработкой мусора сегодня средний возраст жителей Японии увеличился: мужчины живут 83 года, а было, как я писал выше, 60 - 65 лет, у женщин — 87 лет. Можно списать это и на развитую отрасль здравоохранения, но ведь если экология плохая, если отравляется твое здоровье, то здравоохранение не сделает с этим ничего.

Понятно, что в Татарстане, в Казани такой проект реализоваться самостоятельно, без каких-то федеральных вливаний не сможет — это вопрос федерального уровня. Но данной проблемой должны озаботиться не только муниципальные власти нашей республики, но и депутаты Госдумы, наше правительство и министерство финансов.

Фатих Сибагатуллин