Заседание авторитетной комиссии во главе с первым заместителем муфтия республики Рустамом Батровым признало Сейджагфара Лутфуллина не достойным носить высокое звание имама Заседание авторитетной комиссии во главе с первым заместителем муфтия республики Рустамом Батровым признало Сейджагфара Лутфуллина недостойным носить высокое звание имама Фото предоставлено Рамилем Мингараевым

ПРОКЛЯТИЯ В АДРЕС ГИБДД И ПОКАЯННОЕ ПИСЬМО РИФКАТУ МИННИХАНОВУ

О том, что имама Закабанной мечети Казани Сейджагфара Лутфуллина «завалят» его же коллеги, корреспонденту «БИЗНЕС Online» ранее предсказывал источник, знакомый с ситуацией, около месяца назад. «Лутфуллин не должен пройти аттестацию в ДУМ РТ», — сообщил наш собеседник.

Однако муфтий Татарстана Камиль Самигуллин на интернет-конференции, прошедшей в «БИЗНЕС Online», заверил, что аттестация не может быть инструментом устранения неугодных имамов, сказав буквально следующее: «Аттестация проходит большой комиссией. Если человек соответствует всем нормам — правильно читает Коран, знает правила, то есть соответствует всем уставным правилам, почему не пройдет? Если уровень образования позволяет — проблем нет».

Однако вчера заседание авторитетной комиссии во главе с первым заместителем муфтия республики Рустамом Батровым все же признало Лутфуллина недостойным носить высокое звание имама.

За «экзаменом» для мулл из зала наблюдал руководитель аппарата мухтасибата Вахитовского и Приволжского районов Казани Рамиль Мингараев. Именно этому органу подчиняются мечети двух районов столицы РТ.

«Вначале его похвалили за социальную, хозяйственную работу, которую ведет Закабанная мечеть, потом спросили об уровне знаний, на что Сейджагфар хазрат ответил, что собирается повышать свой уровень, — рассказал Мингараев корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Так как он уже давно закончил медресе и действительно не мешало бы подучиться, сказал, что в РИИ (Российский исламский институт прим. ред.) хочет поступить».

Однако невинными вопросами об уровне образования разговор не закончился. Председатель комиссии Батров начал вспоминать медийные скандалы с участием имама и поинтересовался, зачем он проклял ГИБДД. «Все кто занимаются установкой радаров слежения, фото фиксацией, фото регистрированием номеров машин — Проклинаем именем Аллаха. Все что от этого они зарабатывают проклято мною — имамом Закабанной мечети. Все это противозаконно как по Закону РФ, а также по шариату (авторская орфография и пунктуация здесь и далее сохраненыприм. ред.)», — написал он на своей страничке в соцсети «ВКонтакте».

На аттестации Лутфуллин признался, что сделал эту запись в порыве гнева, но потом извинился перед экс-начальником ГИБДД РТ Рифкатом Миннихановым и даже отправил тому покаянное письмо. Сейчас запись удалена.

«Потом начали задавать вопросы по религиозным дисциплинам, но мне пришлось выйти, так как пришел на аттестацию имам из Отар, необходимо было ему помочь заполнить документы, я подумал, что для Сейджагфара хазрата все будет нормально. И уже затем Лутфуллина вызвали и объявили, что он не соответствует званию имама города», — добавил Мингареев. Впрочем, решение комиссии не выглядит приговором: «Вам нужно учиться, повышать знания».

«Комиссия, к своему удивлению обнаружила, что Сейджагфар хазрат не умеет читать Коран в оригинале. Оказалось, у него нет глубоких религиозных познаний» «Комиссия, к своему удивлению, обнаружила, что Сейджагфар хазрат не умеет читать Коран в оригинале. Оказалось, у него нет глубоких религиозных познаний» Фото предоставлено Рамилем Мингараевым

«КОМИССИЯ ОБНАРУЖИЛА, ЧТО СЕЙДЖАГФАР ХАЗРАТ НЕ УМЕЕТ ЧИТАТЬ КОРАН В ОРИГИНАЛЕ»

Член аттестационной комиссии ДУМ РТ, заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин в разговоре с «БИЗНЕС Online» решение авторитетных имамов назвал справедливым. «Аттестация — это стандартная вещь, где проверяют уровень имамов, знания Корана, молитв и так далее, — отметил Хайруллин. — Комиссия, к своему удивлению, обнаружила, что Сейджагфар хазрат не умеет читать Коран в оригинале. Оказалось, у него нет глубоких религиозных познаний. Комиссия порекомендовала ему повысить свои знания, продолжить обучение — поступить куда-нибудь, углубить знания».

Диплом об окончании Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама, который показал Лутфуллин, членов комиссии не удовлетворил. «Теперь ведь времена меняются, если ты не умеешь читать Коран, не знаешь арабского языка, ты не завоюешь авторитета среди молодежи, особенно в Казани и больших городах», — пояснил Хайруллин.

Хотя отстранение имама от руководства Закабанной мечетью сомнений ни у кого не вызывает, формально вопрос пока висит в воздухе. Собеседник издания заметил, что это не в компетенции комиссии. «Комиссия не принимает кадровых решений, она выносит решения о том, что человек соответствует или не соответствует требованиям духовного управления, — сказал Хайруллин. — И комиссия вынесла решение, что он, к сожалению, не соответствует, то есть его религиозное образование, уровень знаний не соответствует занимаемой должности имама. Члены комиссии высоко оценили его социальную работу, помощь сиротам и так далее, но имам — это ведь прежде всего грамотный человек».

Сам Лутфуллин вчерашнее решение теперь уже бывших коллег никак не комментирует, говоря, что должен получить на это благословение Батрова. Батров же в разговоре с «БИЗНЕС Online» пояснил: речь идет лишь о знаниях имама. «Мы были удивлены, но Сейджагфар хазрат, оказывается, не владеет даже правилами таджвида (правило орфоэпического чтения Корана и соответствующая кораническая дисциплина (’ильм ат-таджвид), посредством которой достигается правильное чтение Корана, что исключает искажения смыслового значенияприм. ред.). Читает Коран по транскрипциям — русским буквам. Это как музыканту не знать нотную грамоту. У нас имамы-бабаи в мечетях и то по-арабски лучше читают. Я сам был в шоке, не ожидал. По трудам Абу Ханифы он также не ответил. Не знает ни одного труда», — заявил первый заместитель муфтия РТ. Батров вместе с тем заявляет, что решение комиссии не означает того, что Лутфуллин уходит с поста имама. Официальная комиссия кадровых решений не принимает — это прерогатива районного мухтасибата, возможно, пленума ДУМ РТ. Но заместитель муфтия полагает, что Лутфуллину надо помочь получить дополнительное образование.

ГОНИТЕЛЬ ЭЛТОНА ДЖОНА И ПРОТИВНИК РАДАРОВ

Первые шаги в публичном медиапространстве имам Закабанной мечети сделал, что называется, с места в карьер. В 2013 году, за месяц до назначенного на 7 декабря концерта британского певца и композитора Элтона Джона, Лутфуллин прославил на всю страну себя и Татарстан призывом ко всем религиозным людям бойкотировать выступление пропагандиста «смертного греха».

«...Всем нам, будь то христианам, иудеям, мусульманам, предписано в священных писаниях в Библии, в Евангелие, Торе, в Коране не преступать пределы дозволенного и запрещенного Господом нашим. Также во всех писаниях описывается о предостережении потомкам от смертного греха, известного как деяние народа Содома и Гоморра жившие до нас», — обратился с открытым письмом к СМИ Татарстана религиозный деятель.

Лутфуллин подробно рассказал о природе и последствиях «греха», который распространяет британский исполнитель. «Два легендарных библейских города, которые были уничтожены Аллахом за грехи жителей — за однополые сексуальные отношения, мужеложство, что и пропагандирует известный во всем мире гомосексуалист Элтон Джон, недавно прилюдно венчавшийся с мужчиной, и который собирается приехать в Казань с концертом, — негодовал автор обращения к журналистам. — Также, как и певица Мадонна, он выступает за легализацию однополых браков и осуждает в СМИ правительства тех стран, в которых запрещают проводить гей-парады. Концерт — это только начало. Мы видим, как наше здоровое духовно-нравственное общество подвергается нападкам со стороны сектантов и извращенцев».

Священнослужитель заявил о необходимости ответной антигреховной пропаганды СМИ, а также о «проведении проповедей и бесед о сущности человеческого бытия и о продлении рода человеческого, о кознях дьявола, в виде педераста — Элтона Джона». «Дорогие братья и сестра, призываю Вас не посещать эти концерты ввиду того, что они способствуют распространению этого греха, последствие которого мы знаем из истории народов живших до нас», — сказано в сообщении.

Лутфуллин прославил на всю страну себя и Татарстан призывом ко всем религиозным людям бойкотировать выступление пропагандиста «смертного греха» Элтона Джона Лутфуллин прославил на всю страну себя и Татарстан призывом ко всем религиозным людям бойкотировать выступление пропагандиста «смертного греха» Элтона Джона Фото: «БИЗНЕС Online»

Отметим, что воззвание религиозного деятеля не возымело своего действия: концерт легенды мировой музыки в «Татнефть Арене» длился три часа, а в зале был аншлаг — в гардеробе не хватило мест для верхней одежды зрителей.

Еще одна инициатива имама была обращена в адрес все того же управления ГИБДД РТ. В декабре 2013 года Лутфуллин от лица мусульман республики попросил Рифката Минниханова выделить помещение для молельной комнаты в здании ГИБДД на Оренбургском тракте. «В связи с тем, что мусульмане, которые находятся в течение дня в здании ГИБДД для постановки и снятия с учета автомашин не имеют возможности совершать свои ритуальные обязанности, а именно совершение намаза, просим вас о выделении помещения под молельную комнату», — написал имам, добавив, что расходы по благоустройству молельной комнаты приход мечети готов взять на себя.

Однако ответом ему был отказ. «Сообщаем о невозможности создания отдельных молельных комнат как для мусульман, так и для представителей других конфессий... Согласно закону о полиции, сотрудники Госавтоинспекции обязаны защищать интересы людей независимо от пола, расы, национальности и отношения к религии. Следовательно, создание равных условий для всех посетителей является обязательным условием предоставления государственных услуг», — было сказано в официальном ответе ГИБДД РТ. Ведомство посоветовало рассчитывать время обращения таким образом, чтобы оно не совпадало с совершением намаза.

Спустя почти четыре года после этого инцидента, в июле этого года, Лутфуллин разразился процитированными выше проклятиями в адрес фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Этим он, что называется, пересек двойную сплошную. Имама вызвали в аппарат президента РТ, где выразили резкое недовольство его публичными речами, которые дискредитируют республику как символ толерантности в стране. По данным «БИЗНЕС Online», мусульманский деятель обещал исправиться. Более того, якобы в недрах татарстанского муфтията есть расписка, собственноручно написанная Сейджагфаром хазратом, где тот обещает прекратить общение с прессой и удалиться из социальных сетей.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕМАРШ ИМАМА

Однако выполнить обещанное оказалось не в силах Лутфуллина. Последний по времени всплеск паблисити пришел к нему через три месяца, когда священнослужитель не смог спокойно смотреть на клип певицы Резеды Ганиуллиной на песню «Җаным» («Мой родной»). На видео симпатичная артистка в довольно откровенных нарядах демонстрирует некое подобие танца живота. Музыкальная композиция в стилистике «татарский поп» содержит вкрапления восточных мотивов. Все бы ничего, но происходит сие действо в интерьерах священного для мусульман Болгара на фоне Белой мечети.

«Позор татарского народа. На территории Белой мечети в главной святыне татар мусульман всего мира, происходит осквернение, надругательство над домом Аллаха. Ни один верующий человек не позволил бы надругательство над своей религией...» — написал имам в своем аккаунте «ВКонтакте».

Благодаря такой раскрутке клип мгновенно стал суперпопулярным (на данный момент только одну из его копий на YouTube посмотрели почти 370 тыс. пользователей) и породил жаркие дискуссии на просторах социальных сетей. Интересно, что в данном случае Лутфуллина поддержал и ДУМ РТ. Сама певица выразила сожаление по поводу скандала, но, как оказалось, ждет от имама извинений: «Нет, я ни в коем случае не радуюсь каким-то его неуспехам, — рассказала „БИЗНЕС Online“ Ганиуллина. — Мне просто лишь нужно было, чтобы он извинился. Он не извинился. А то, что аттестацию не прошел... Может быть, немного еще подучить нужно».

Именно этот демарш, а точнее, нарушение принятого им же самим обета молчания, и стоил Лутфуллину должности. По сведениям наших источников, на высоком уровне потребовали увольнения оскандалившегося имама по-тихому, под предлогом непрохождения переаттестации.

Говоря о Сейджагфаре хазрате, нельзя не вспомнить его отца Исхака Лутфуллина, который, по данным ресурса islam-portal.ru, открыл первое в Казани медресе, первый центр религиозной литературы и вернул верующим множество исторических мусульманских храмов. Он также занимал пост имама Закабанной мечети — это была первая мечеть, построенная за пределами Татарской слободы в 1926 году во времена советской власти и тут же закрытая. После 70-летнего «карантина», советский офицер, подполковник Исхак Лутфуллин попросил передать наполовину разрушенное здание верующим. Впоследствии мечеть назвали в честь Исхака Лутфуллина. Получается, что из-за несдержанности в соцсетях сын не сможет продолжить дело своего отца.

«ВОЗМОЖНО, БЫЛ ОКЛИК ИЗ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», полагают, что марш религиозных консерваторов ислама стал ответом на ультралиберальное отношение западного мира к пороку.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ им. Туполева:

— Точно с таких же очень консервативных позиций выступают Милонов, Мизулина и прочие — люди, к церкви вроде бы не относящиеся. И эта консервативная волна явилась ответом на негатив Запада в отношении России и ультралиберальное постмодернистское отношение к пороку, к греху со стороны Запада, который сейчас ориентируется на то, что целью жизни является наслаждение, поэтому ничего порочного не может быть в принципе — все дозволено, все разрешено… Философия цинизма Раскольникова стала господствовать. Более того, она не приемлет других точек зрения нигде в мире и начинает третировать, правда, почему-то выборочно страны третьего мира и цивилизации, основанные на совершенно других ценностях в Индии, католической Латинской Америке и, естественно, России. Поэтому начинается сопротивление, а сопротивление всегда начинается с того, что палку перегибают в обратную сторону. Поэтому всегда будут люди, которые настаивают на очень консервативных вещах и не признают никакой новизны, никаких попыток действий, приводящих к гедонизму.

В этих условиях совершенно естественно появление таких консервативных высказываний. А то, что остановили этого имама, то, по-моему, это сугубо религиозное дело, а не государственное. Государство вмешивается тогда, когда призывают к терроризму, к экстремизму, к межэтнической розни. Люди из ФСБ наверняка все отслеживают и просчитывают. Что касается внутрицерковных разборок, неважно — в исламе или в христианстве, то это чисто внутренние разборки, связанные с тем, что есть чуть консервативные [религиозные деятели] и чуть по-европейски настроенные. Поэтому ничего страшного нет, это нормальное, рядовое соперничество.

Марсель Шамсутдинов — врио руководителя ТРО партии «Парнас»:

— У нас в республике ни православная церковь, ни духовное управление мусульман не являются самостоятельными. Естественно, взяли под козырек, услышав указание не разводить радикализм, слишком рьяно оценивая выступления артистов и певиц. Мы же знаем, что духовное управление во многом содержится на государственное финансирование, а кто платит, тот и заказывает музыку. Возможно, был оклик из московского Кремля. Мы же знаем, что в Москве многие структуры следят за Татарстаном и за Поволжьем, за развитием исламского радикализма. И естественно, что наши местные власти тут же сказали: «Что это вы тут нарушаете межнациональную терпимость, высказываете слишком радикальные мысли?», поставили это в вину имаму Закабанной мечети. Вот и не аттестовали товарища.

Я не согласен с высказываниями имама Закабанной мечети, но, как сказал Вольтер: «Я ненавижу ваши убеждения, но готов отдать жизнь, чтобы вы имели возможность их свободно высказывать». Эта византийская, феодальная, иезуитская подковерная борьба, когда не сказали прямо: «Товарищ имам, вы высказываете неприемлемые вещи для нашего общества, вы запрещаете людям творить, петь и слушать. Не надо навязывать другим гражданам свою позицию, поэтому вы не можете быть имамом нашего традиционного татарстанского ислама». А вместо открытой критики, когда общество видит, в результате чего имама снимают, у нас включили бюрократическую процедуру аттестации. Естественно, что он ее не прошел. И это плохо, когда не общество решает такие вопросы, а власти. К сожалению, вопрос решился не в духе самоуправления и открытого обсуждения, а в духе бюрократических интриг.