ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ МАРСЕЛЯ ИМАМОВА С ЧИТАТЕЛЯМИ "БИЗНЕС ONLINE". ЧАСТЬ 3-Я

Сегодня мы завершаем публикацию стенограммы интернет-конференции «БИЗНЕС Online» с управляющим отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по РТ Марселем Имамовым. В ней он отвечает на вопросы читателей о материнском капитале и о том, как его лучше использовать, высказывает свою точку зрения о том, нужны ли кредитные карточки пенсионерам и рассуждает о том, как пенсионные накопления татарстанцев могут эффективно использоваться в экономике республики.

 КУДА ИНВЕСТИРОВАТЬ?

- Вопрос от читателя Марата: "Рустам Минниханов призывал татарстанцев инвестировать деньги в республиканский негосударственный пенсионный фонд. Чем закончилась эта идея? Удалось ли привлечь длинные деньги в РТ?".

- Он, конечно, не призывал, а личным примером продемонстрировал заинтересованность инвестирования своих пенсионных накоплений в развитие республики.

Эта программа была предложена нами, и на сегодняшний день имеет продолжение Идея тут вот в чем. У нас, к сожалению, как я уже говорил, очень большое количество "молчунов", деньги, пенсионные средства которых находятся во Внешэкономбанке. Это 90 процентов населения. Мы примерно посчитали, что сумма, о которой идет речь, – это от 12 до 15 миллиардов рублей. Это деньги  граждан Татарстана, те средства, которые лежат, как пенсионные накопления, во Внешэкономбанке. Представьте, что эти граждане примут решение из категории "молчунов" перейти в категорию активных участников пенсионного рынка и направить эти средства, свои собственные средства, в инвестирование. Причем, допустим, через местный негосударственный пенсионный фонд, который может вкладывать эти деньги в наши республиканские стройки и другие татарстанские проекты.

Понятен механизм, да? Вот вы – гражданин, вы были "молчуном", но решили стать активным участником рынка. И пишете: прошу мои средства направить в татарстанский негосударственный пенсионный фонд. Этот фонд ваши средства получил, положил на депозит в банк. И этот банк дает кредит, скажем, местной строительной компании или, например, дорожному фонду. Они строят у нас в республике жилые дома, платные дороги, мосты, парковки… Получают доход и возвращают кредит с процентами банку, в котором лежат деньги негосударственного пенсионного фонда. И этот фонд вам зачисляет ваш инвестиционный доход в размере, скажем, 15-16 процентов годовых.

Эта программа не новая, она активно работала в Югре, практически весь город и автономный округ были отстроен за счет этого. На недавнем форуме негосударственных пенсионных фондов, который проходил в нашей республике, мы рассказывали гражданам, куда они могут вкладывать свои пенсионные средства. Сейчас очень мало регионов, которые активно развиваются, у которых есть реальный сектор экономики, есть строящиеся объекты… Иными словами, где есть хорошие возможности вкладывать средства. Причем не просто в производство, там тоже требуются достаточно длинные деньги: построить завод, купить оборудование, и когда еще все окупится, завод станет рентабельным…

- Но как вы хотите донести это людей?

В республике был хороший лозунг: "Покупай татарстанское". Это сработало. Каждый из нас должен понимать, что надо вкладываться в экономику своего региона. Можно долго кричать о том, что у нас дороги плохие! Но сами собой они хорошими не станут. А вот если все мы вложим свои средства в республиканский НПФ, а потом они пойдут на строительство дорог…

И ведь главное – фактически гражданин ничего не теряет, если он вложит деньги в республиканский негосударственный пенсионный фонд. Плюс получит возможность контроля за своими средствами, плюс неплохой инвестиционный доход, плюс твердые гарантии сохранности денег, поскольку правительство Татарстана гарантирует от потери средств. Ну, для начала, просто не будут украдены деньги. И второе – они будут вкладываться не во что- то эфемерное, а в то, что нужно татарстанцам: в жилье, дороги, парковки…

 ГАРАНТИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

- Вы сказали о гарантиях правительства. В чем они заключаются?

- Правительство гарантирует возврат средств заемщикам. Механизм тут достаточно простой. Еще раз повторюсь, что негосударственный пенсионный фонд не может сам строить жилье, дороги и так далее, и так далее. Он размещает средства в надежном банке.

Этот банк выдает кредит, допустим, жилищному фонду при президенте. И вот правительство гарантирует, что в том случае, если жилфонд не сможет рассчитаться с банком, заемные средства будут покрыты из республиканского бюджета. Вот о каких гарантиях идет речь.

Фактически средства вкладываются в развитие Татарстана, его экономики. А ведь известно, еще раз напомню, что сегодня в экономике большая проблема – это именно длинные деньги, привлечение средств на длительный период. А депозитные средства, они же человеку не сегодня нужны, они будут востребованы, когда ему назначат пенсию, – скажем, через 5 - 10 лет и больше. То есть фактически республика может получить кредит на 5 - 10 лет, причем достаточно серьезную сумму. Поэтому мы и предложили программу.

Нужно разъяснить татарстанцам, что у них есть такая возможность – участвовать в этой программе. У нас в республике уже были такие проекты, которые можно назвать народными. Например, когда первый президент Татарстана призвал вести благотворительную деятельность. Многие откликнулись, жертвовали свои средства.

А здесь человек не отдает безвозмездно свои деньги, он делает инвестиции, он размещает свои средства под проценты, причем под контролируемые проценты. И может забрать деньги, если ему непонятно, где и как они работают, и вложить туда, где они действительно будут работать. И он может это контролировать.

 МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ

- У нас целый блок вопросов, связанных с материнским капиталом. Например, читатель Иванов Иван Ионович спрашивает: "Сколько средств материнского капитала выделено в Татарстане по годам? На какие цели можно использовать средства материнского капитала?"

- На сегодняшний день стоимость сертификата на материнский капитал 343 тысячи 378 рублей. В следующем году предположительно будет составлять более 360 тысяч рублей. Эти средства можно направить на погашение ипотечных кредитов, на строительство жилья, на то, чтобы взять займ на покупку жилья. Правда, тут есть одно "но". Федеральный закон о том, что материнский капитал сразу можно потратить на строительство жилья, принят, но пока нет постановления правительства России и правил – как это можно сделать….

На материнский капитал можно, как я уже сказал, построить частный дом, можно квартиру построить, можно самостоятельно сделать ремонт на эти средства. Можно направить накопительную часть  пенсии, на образование детей.

На 1 ноября 2010 года было перечислено около пяти миллиардов рублей материнского капитала – в счет погашения ипотечных кредитов, покупки жилья… Сумма, направленная на образование детей, не такая значительная – около одного миллиона рублей. А в накопительную часть только одна женщина направила 343 тысячи рулей. В основном люди направляют материнский капитал на погашение ипотечного кредита, вообще на жилье.

Хотел бы напомнить, что государством предусмотрена разовая выплата на неотложные нужды из материнского капитала – 12 тысяч рублей. Этим правом воспользовались около 80 процентов получателей материнского сертификата – это порядка 48 тысяч семей нашей республики. Всего на сегодняшнюю дату выдано почти 71 тысяча сертификатов.

- Есть вопросы с просьбой уточнить, кто и когда может получить дополнительные 12000 рублей из материнского капитала?

- Первая программа по 12 тысячам рублей закончилась до 1 января 2010 года. После было принято дополнительное постановление правительства, и сейчас до 31 декабря 2010 года могут получить из материнского капитала 12 тысяч рублей те, у кого дети рождены до 1 октября 2007 года. Те, у кого рождены после 1 октября 2007 года, – до 31 марта 2011 года.

- А можно разделить материнский капитал? Допустим, человек 170 тысяч рублей желает направить на ипотеку, а 170, например, на образование…

- Да, материнский капитал можно делить в любой пропорции. Более того, оставшаяся сумма, она индексируется. Тот сертификат, который мы выдавали первым семьям в 2007 году, был  равен 250 тысячам рублей. Сейчас – уже 343 тысячи, с 1 января 2011 года будет более 360 тысяч рублей.

- Вопрос задает Шошокина Елена Николаевна: "В нашей стране хорошие идеи часто утопают в бюрократических проволочках. Так произошло и с материнскими сертификатами. Имея его на руках, воспользоваться им крайне сложно и хлопотно. Я, например, решила использовать его для улучшения жилищных условий. Но нигде – ни на вашем сайте, ни в районных отделениях ПФ, нет четких разъяснений и регламентов по этому вопросу. Даже ваши сотрудники не могут четко обрисовать схему действий, показать образцы документов и договоров, сказать о реальных сроках выделения средств от момента подачи заявления (что крайне важно для продавца). В результате, мы имеем кучу посредников, которые готовы взяться за нашу проблему, но за наши же средства". Могли бы вы это прокомментировать?

- Да, могу прокомментировать. Я уже назвал сумму – пять миллиардов рублей, которые направлены на жилье. Читательница, наверное, имеет в виду вторую программу, по которой, я тоже об этом говорил, федеральный закон уже принят, но, чтобы он заработал, нужны подзаконные акты.

Женщина как раз попала в такой период, когда федеральный закон есть, но нет правил, как его реализовывать. Поэтому сотрудник Пенсионного фонда не может взять на себя ответственность и сказать, что нужен такой-то комплект документов, – он еще не определен. Пенсионный фонд – это правоприменительная организация, мы ничего лишнего не требуем. Сегодня гражданин может обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда. Нами дано указание: брать тот же комплект документов, который был предусмотрен предыдущим постановлением правительства, о погашении ипотечных кредитов. Пока мы принимаем такой комплект документов.

Возможна такая ситуация, что, к примеру, перечень документов будет расширен, мы будем вынуждены еще раз приглашать человека и добирать какие-то документы, если будет сужен, гражданин может пожаловаться, сказать, почему вы с меня взяли так много документов?..

 - Читатели спрашивают, когда можно обратиться с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий? Существует ли какой-то определенный срок?

- Сегодня можно обратиться сразу, не дожидаясь трехлетнего возраста ребенка. Мы ждем постановления правительства об этом.

ВСЕ СВЕДЕНИЯ – В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

- Еще вопрос от читателя: "Наведите порядок с приемом отчетов с индивидуальными сведениями о работниках предприятий в ваш ПФ! Вот в налоговой главное – представить вовремя декларацию и получить отметку. Причем можно по электронной почте послать, можно просто по почте, можно лично принести. Если есть ошибки, тебе потом скажут, и поправишь. И никаких санкций, ты же вовремя сдал. А в Пенсионный фонд, мало того, что надо все лично принести и очередь высидеть, там еще требуют, чтобы все ошибки в индивидуальных сведениях были исправлены немедленно. Но ведь сдаешь огромные пачки документов, там столько фамилий людей, у каждого своя сумма. На рубль не сходится или какая-то буква в имени не такая – Рустем, а не Рустам, – отчет не принимают. А за якобы непредоставление сведений ПФ сдирает с нас 10 процентов от суммы, начисленной за год!!! Может, ПФ просто выгодно не принимать наш отчет? Сейчас мы сдаем два раза в год, а с 2011 будем сдавать четыре раза в год. А это страшная канитель! Прошу принять меры".

- Можно ответить, что меры уже давным-давно приняты. Более того, Правительством РТ принято постановление о том, что все предприятия с численностью больше 30 человек обязаны предоставлять сведения в электронном виде. То есть не нужно приходить в Пенсионный фонд, можно отчет отправить по электронным каналам связи.

- Так же могут отправить отчет и те, у кого пять человек работают?

- Федеральный закон говорит о тех предприятиях и организациях, где работают больше 50 человек. Но в пенсионном фонде приняты беспрецедентное решение: теперь каждый желающий может направить нам эти сведения в электронном виде. Более того, перед нами поставлена задача, чтобы сведения нам передавали именно по каналам связи.

Что касается ошибок в сведениях, здесь нужно четко понимать: речь идет о средствах не предприятия, не пенсионного фонда, а гражданина. И если в его фамилии допущена ошибка, идентифицировать будет невозможно. Сотрудник пенсионного фонда не имеет права исправить ни одной буквы. Возьмем пример двойников. Если у одного поменять имя, то это будет уже другой человек. И он свои деньги не получит. Поэтому принимать сведения с ошибками – просто некорректно. Мы должны быть уверены, что ваши деньги будут перечислены именно на ваш личный счет. Если в банке вы откроете счет с неправильной фамилией, вы потом деньги с него ни за что не снимете. В пенсионном фонде – то же самое.

- Какая часть предприятий, предпринимателей сегодня сдают сведения в электронной форме?

- На сегодняшний день в электронном виде сдают по каналам связи все сто процентов предприятий бюджетной сферы и более 60 процентов предприятий в целом.

- Но вы хотите, чтобы так сдавали все?

- Да, мы стремимся к тому, чтобы никто в пенсионный фонд не приходил, а сведения передавали по каналам связи. Не создавая очередь, а сидя у себя на рабочем месте, отправляли, получали протокол, смотри, если есть ошибки, исправляли и отправляли еще раз.

Пенсионный фонд принимает сведения бесплатно. Можно обратиться в специализированный центр. Или, если у предприятия не хватает на это денег, оно может обратиться к налоговому представителю, и он сдаст ваши сведения в пенсионный фонд в электронном виде. Это будет в десятки раз дешевле.

- Читатель спрашивает: "Каким образом я могу уведомить пенсионный фонд о том, что открыл расчетный счет?".

- Форма заявления свободная. Можно в электронном виде отправить в пенсионный фонд, можно по почте, можно прийти лично.

- Еще вопрос: человек не получает уведомления о состоянии своего лицевого счета. Что делать?

- Сначала нужно прийти в бухгалтерию своего предприятия и проверить, корректно ли бухгалтер указывает ваш адрес в сведениях, которые отправляет в пенсионный фонд. Ведь эту базу не пенсионный фонд формирует, а работодатель, его бухгалтер, который передает нам сведения. И уже на основании этих данных мы направляем информацию гражданам. Поэтому начать проверку нужно со своего предприятия, с его бухгалтерии. Если вы поменяли адрес, тоже нужно прийти в свою бухгалтерию, сообщить об этом. Еще обязательно надо проверить, правильно ли в сведениях пишется ваша фамилия, не спутаны ли буквы – скажем, "ё", "ё" или "о"… Надо, чтобы при очередной сдаче индивидуальных сведений все было исправлено. В этом случае вы обязательно будете получать уведомление.

СНИЛС – ЭТО НЕ НОМЕР ЧЕЛОВЕКА, А НОМЕР ЕГО СЧЕТА

- Вопрос от читателя Рамиля: "Общаетесь ли вы с вашим предшественником на посту председателя ПФР по РТ? Не было ли для вас неожиданностью назначение на эту должность? Вы пришли из страхового бизнеса, не было ли трудностей перехода из мира бизнеса в мир госслужбы?".

- Я же занимался именно страхованием перед тем, как пришел в систему обязательного пенсионного страхования. По терминам все это близко, по самой системе близко...

Со своим предшественником общаюсь постоянно. Считаю, что им была создана уникальная система – это, во-первых, работоспособный коллектив, который решает любые задачи, стоящие перед пенсионным фондом. Во-вторых, технологическая система, на сегодняшний день стоит задача только ее усовершенствовать, принципиально не меняя.

Сегодня мы оказываем около 80 видов государственных услуг, и достаточно хорошо их оказываем. По этому поводу мы с предшественником также консультируемся и общаемся. Даже в силу производственных вопросов у нас много соприкосновений – по федеральной социальной доплате, по льготникам, по инвалидам, по ветеранам… Мы в постоянном взаимодействии находимся, у нас действуют совместные рабочие группы. Тесное взаимодействие, и никаких проблем.

- Сколько человек работают в пенсионном фонде в Татарстане?

- У нас в каждом районе есть управление пенсионного фонда. Сегодня в целом у нас работает три тысячи человек. В центральном аппарате – 269.

- А хватает этого количества, чтобы справляться со всеми вопросами? Вас как-то затрагивает оптимизация, сокращение чиновников?

- Хотелось бы сказать о том, что сотрудники пенсионного фонда не являются госслужащими, на нас не распространяются льготы госслужащих, у нас нет таких, как у них, отпусков, пенсий, зарплат, которые у нас вообще достаточно низкие. Зато на нас распространяются все ограничения, связанные с государственной службой.

Что касается численности… Взять хотя бы такую актуальную сегодня функцию, как администрирование страховых взносов. Если в федеральной налоговой службе этим вопросом занимались в целом по республике около 300 человек, то нам дополнительно выделили только 73 человека. Будем выходить из положения за счет оптимизации процессов, внедрения новых технологий, пересмотра отношения предпринимателей к страховым взносам… Очень хотелось бы, чтобы предприниматели видели в пенсионном фонде своего партнера, чтобы помнили, что уплата страховых взносов – не фискальная мера, что это личные деньги человека. Мы всегда готовы сотрудничать, разъяснять те или иные вопросы, связанные с формированием будущей пенсии работников, с тем, как повысить социальную привлекательность данного работодателя и данного предприятия. Вот такие цели стоят перед пенсионным фондом.

Государством возложены на нас определенные функции, и за нами тоже надзирают много органов: это и правоохранительные органы, и вышестоящие организации… Поэтому мы проводим весь положенный комплекс мероприятий с нерадивыми плательщиками в пенсионный фонд. Но в целом, я считаю, перед нами стоит задача превратить пенсионный фонд в орган, который защищает права и предпринимателей, и пенсионеров, и застрахованных лиц… Ведь в системе обязательного пенсионного страхования в нашей республике находятся практически все граждане, начиная с возраста в десять дней. То есть мы уже в роддоме регистрируем наших новых граждан и вручаем им, то есть пока родителям, свидетельство обязательного пенсионного страхования.

На сегодняшний день есть так называемый СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета. Это уникальный номер, который присваивается каждому индивидуальному лицевому счету. Подчеркиваю – уникальный номер, он идет по жизни вместе с человеком. И в независимости от его места жительства и места работы, все страховые взносы поступают именно на этот лицевой счет. С тем, чтобы при выходе на пенсию не было необходимости бегать и собирать какие-то документы.

Хочу подчеркнуть, что СНИЛС – это не номер человека, а номер счета, который принадлежит человеку. То есть у нас идентификация идет по фамилии, имени, отчеству, но тем не менее лицевой счет – это не как ИНН, группа цифр, которая присваивается человеку. У нас – номер счета, владельцем которого является человек. Как банковский счет, но в системе обязательного пенсионного страхования.

 КРЕДИТНЫЕ КАРТОЧКИ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ

- Еще один важный вопрос: приходишь в Сбербанк, на почту, и часто одна и та же картина – огромное количество пожилых людей в очередях за пенсиями и пособиями. Как решить эту проблему? С помощью электронных денег, кредитных карточек?

- На сегодняшний день у нас есть совместные проекты с кредитными учреждениями, у пенсионеров есть возможность получать пенсию по кредитной карточке. Но хочу напомнить, что пенсионный фонд – одно из немногих государственных учреждений, которое находится в шаговой доступности от граждан. И Пенсионный фонд России каждому пенсионеру предоставляет возможность получить пенсию на дому. На дому, то есть не выходя из дома, под надежной охраной, строго по графику, который контролируется пенсионным фондом.

- Каждый, любой пенсионер может пенсию на дому получать?

- Абсолютно любой. И эта услуга абсолютно бесплатная для гражданина. И хотелось бы, чтобы ей пользовались как можно больше пенсионеров. Я убежден, что пенсионеру надо получать пенсию на дому. Не подвергая себя опасности при выходе из дома, скажем, поскользнуться, или, того хуже, нарваться на всяких там криминальных личностей в подъезде или около банкомата… Зачем? Можно сидеть дома, пить чай и при этом вам принесут пенсию строго по графику.

- Какая часть пенсионеров получает пенсию на дому?

- Около 60 процентов.

- А 40 процентов почему-то не хотят…

- Как правило, это работающие пенсионеры.

- Они, наверное, просто не могут в рабочее время находиться дома.

- Но опять же пенсионным фондом внедрена услуга доставки пенсии в любое удобное место, либо в любое удобное время. Конечно, человек не может получить деньги в 12 часов ночи, тут есть ограничения, требования инструкции МВД, что денежные средства должны доставляться строго до 16 часов. Потому что все-таки это денежные средства, они должны быть под особой охраной, чтобы не провоцировать преступников. Но в разумное время, в разумное место пенсию человеку всегда доставят – можно обратиться и сообщить, куда и когда. У нас договорные отношения с организациями, которые выполняют эти функции.

- А как все-таки с кредитными карточками?

Тут надо учитывать, что есть малоподвижные группы населения, люди, которые не могут ходить, допустим, в кредитные учреждения. Плюс ко всему, к сожалению, при маленьком уровне пенсии многие наши пенсионеры вынуждены делать закупки на рынке, где кредитные карточки не работают. Не все могут позволить себе пользоваться услугами в супермаркетах, цена не позволяет. К сожалению, у нас порядка 11 процентов таких пенсионеров, у которых пенсия является единственным источником дохода, то есть они не работают, у них нет родственников… Это большое количество. И перевести этих людей на пластиковые карты – это, наверное, неправильно, поскольку они вынуждены экономить на всем.

 БИЗНЕС Online

 

"Людям нужно понять: страховые взносы – это их деньги. Это не деньги Пенсионного фонда"

"Штрафные санкции к должникам "святых денег" ничтожны по сравнению с банковской ставкой…"

"У нас, к сожалению, очень много "молчунов"