Ильдар ГильмутдиновФото: Сергей Елагин

ОТВЕТ СКЕПТИКАМ О ПРАЗДНИКЕ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С высказываний в защиту Дня народного единства начал накануне свою пресс-конференцию депутат Госдумы РФ, председатель комитета по делам национальностей от Татарстана Ильдар Гильмутдинов (разговор, посвященный реализации государственной национальной политики, шел в режиме телемоста Москва — Казань в студии РИА «Новости»). Парламентарий рассказал, что сам голосовал за введение этого праздника в календарь.«Есть много скептиков, которые говорят: „Что это за праздник? Зачем он нужен?“ Я не согласен. Это объединительный праздник, который ни у кого не вызывает отрицательных эмоций», — заявил Гильмутдинов.

Далее речь зашла, разумеется, о бюджете, который сейчас активно обсуждается в Госдуме. Так вот, по профильной для национального комитета госпрограмме «Реализация государственной национальной политики» пришли хорошие вести. Если ранее на пресс-конференции в Казани Гильмутдинов сетовал, что ее бюджет сильно урезан (всего 700 млн. рублей), то вчера депутат, можно сказать, праздновал первую аппаратную победу: на нацполитику выделено уже 2 млрд. рублей. «Если по другим направлениям у нас средства уменьшаются, то по данной госпрограмме [увеличено финансирование], — порадовал Гильмутдинов. — Если в этом году финансирование составляет 1,4 миллиарда рублей, то на новый год — уже 2 миллиарда», — порадовал Гильмутдинов.

Деньги будут распределять по 8 направлениям. Среди прочего это поддержка коренных малочисленных народов, адаптация и интеграция мигрантов, проблемы казачества, профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве. «В основном это поддержка субъектов РФ, у нас каждый субъект разработал свои собственные программы поддержки развития межнациональных отношений, они заявляются на эту госпрограмму и получают финансирование», — объяснил механизм получения бюджетных средств Гильмутдинов.

А ЧТО С КАЗАЧЕСТВОМ?

«Конечно, есть желание расширить полномочия федерального агентства по делам национальностей, например, в части создания организации мигрантов, пока таких полномочий у них нет, частично они есть у МВД, частично — у других структур. Но мы такое предложение высказали президенту», — рассказал Гильмутдинов. Однако высочайшего решения по этому вопросу пока нет. «С этими мигрантами нужно заниматься, а не просто смотреть, как они сюда приезжают на работу или на учебу, — отметил Гильмутдинов отсутствие комплексной работы по теме. — Предоставлять их самим себе неправильно, мы тоже должны в этом процессе участвовать». Нерешенным остается ряд вопросов казачества, например, «в госпрограмме написана программа поддержки казачества, а там нули пока стоят».

В целом депутат заметил, что такого внимания нацвопросу не было давно: сегодня разработана стратегия развития национальной политики в РФ до 2025 года, при президенте создан совет по межнациональным отношениям, появилось федеральное агенство по делам национальностей, активизировалась работа ассамблеи народов России. Немного извиняясь перед московскими журналистами, Гильмутдинов назвал Татарстан примером работы по национальному вопросу на региональном уровне. Мол, в республике эта тема поднята на уровень первых лиц, не то что в других регионах, где просто «приходят на мероприятия, где есть концерт, поздравят, подарок получат, и все».

Гильмутдинов не упустил возможность порекламировать свой комитет: «Хвалюсь, что 12 депутатов от разных регионов изъявили желание работать в комитете. А вы знаете, что комитеты формируются по желанию депутатов». Также создаются подгруппы по таким вопросам, как межнациональные отношения в Крыму и Севастополе. «Там хватает вопросов и проблем, мы хотели бы более четко их рассмотреть», — отметил депутат. Также планируется сформировать подкомитеты по социальной адаптации мигрантов, сохранению национальных языков, поддержке казачества.

С МЕЧТАМИ О СУПЕРМИНИСТЕРСТВЕ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

«Президент об этом заявил в понедельник, а вы уже требуете разъяснить содержание закона, положения, статьи! — изумился Гильмутдинов, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“ о недавних новостях, касающихся закона о российской нации. — Давайте будем объективными и скажем, чтобы такой закон появился, нужно провести большую предварительную работу. Мы с экспертным сообществом, со всеми заинтересованными организациями должны сформировать, так сказать, техническое задание для того, чтобы понимать, что это будет за закон, не ущемит ли он каких-либо граждан. Если будет хоть какое-то маленькое ущемление, то такой закон не нужен. Он должен быть объединяющим и направленным на позитив. А может быть, он будет просто рамочным. Мы над этим сейчас думаем».

Московские журналисты поинтересовались, есть ли примеры аналогичных законов в других странах. Депутат смог вспомнить лишь пример Казахстана. Но тут же умело вырулил на другую тему, рассуждал о ней куда охотнее: «Я всегда был сторонником министерства национальной политики, которое бы имело право издавать свои нормативно-правовые документы, чтобы у него на уровень регионов опустилась региональная структура. Считаю, это должно быть суперминистерство! Потому что национальные вопросы всеобъемлющие, они есть и в культуре, и в МВД, и в спорте».

Еще одни вопрос из Казани был о том, поддерживает ли Гильмутдинов идею объявить 2018-й или 2019-й Годом единства народов России. «Это как раз мы на совете и предложили, президент поддержал», — сказал депутат и выразил надежду, что так оно и будет. Мол, это могло бы консолидировать все проекты и программы. Можно предположить, что и без увеличения финансирования не обойдется. Также Гильмутдинов заявил, что намерен отвлекать молодежь от соцсетей, для этого будут создаваться новые программы и проекты.

Депутат Госдумы подчеркнул, что комитет намерен работать не только со сливками общества: «Мы привыкли заниматься талантливыми, красивыми. А кто будет работать с неталантливыми, некрасивыми? А чем они живут? Что они делают? Нам в этом плане тоже нужно создавать проекты».

«ХОТЯТ НАС ПОДДЕТЬ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ»

Тут в зону критики со стороны ведущего пресс-конференции Радика Амирова вдруг попала газета «БИЗНЕС Online» (хотя название не произносилось). Его смутил подзаголовок одной из наших статей со словами «лидеры по смертям в ДТП все-таки башкиры». «Не Башкортостан, а вот как?» — пытался пояснить журналист свою позицию. Гильмутдинов однако не стал разжигать костер возмущения дальше, он лишь лапидарно заметил, что порой неточные формулировки приводят к тому, что «на пустом месте возникают обострения». Хотя какие обострения может вызвать то, что журналист назвал народ Башкортостана башкирами, не вполне понятно. Не обижаемся же мы на то, что жителей России называют русскими, а Татарстана — татарами.

«Некоторые наши зарубежные друзья хотят нас поддеть на национальных вопросах, — разъяснил свою фундаментальную позицию Гильмутдинов. — Но раздуть не получится! Мы разные, у нас разные традиции и культуры, но мы едины, пусть даже и не думают».