Новый московский рейс появился накануне в расписании международного аэропорта «Казань» Новый московский рейс появился накануне в расписании международного аэропорта «Казань»

МАЛЕНЬКИЙ КАНАДЕЦ С РЕКЛАМОЙ ТАТАРСКОЙ НЕФТИ

Казанских пассажиров на украшенной голубыми шариками стойке регистрации встречали улыбающиеся стюардессы, дарили шоколад, юбилейную книжку МАКа и флешку от ЮВТ. Решил прокатиться по новому маршруту и генеральный директор авиакомпании Петр Трубаев. «Еще на стадии строительства Жуковского нам предложили туда летать, — рассказал он журналистам. — Но тогда у нас было мало воздушных судов, мы только-только начинали свою производственную деятельность. Сейчас, после повторного предложения и после того, как решился вопрос субсидирования этого рейса, мы подали заявку, и ее одобрили». Трубаев уверен в том, что рейс будет заполняемым, даже несмотря на некоторые неудобства с переездом от Жуковского до центра Москвы. Сыграют дешевый билет (от 1,59 тыс. рублей в одну сторону) и оптимизированное «время подлета» — вместо стандартных для этого направления 1,5 часов — 1 час 15 минут. «Да, есть риск, — признал глава ЮВТ, — аэропорт еще не раскручен, есть вопросы по продажам билетов, но это просто дело времени». Низкой стоимости билетов удалось добиться за счет льготного обслуживания в Жуковском и субсидирования рейса по программе развития региональных авиаперевозок.

Подъезжая к 50-местному самолету CRJ-200, пассажиры едва ли не хором заметили, какой он маленький. Зато внутри очень уютно, а салон вполне ухожен. На спинках кресел издалека были заметны антимакассары с логотипами ХК «Ак Барс» и «Татнефти». О нефтяниках напоминал и корпоративный журнал компании Наиля Маганова в карманах сидений. Как позже объявили стюардессы, эти компании — рекламные партнеры ЮВТ. Понятно, что дело не в маркетинге, а в желании помочь.

Поскольку рейс был первым, пассажиров (24 персоны включая журналистов) беспрестанно радовали сюрпризами — конфетками, подушками под голову (тоже с логотипом «Татнефти»), а потом и вовсе устроили настоящее шоу в духе «Дома-2». Через 10 минут после взлета стюардесса с серьезным видом подошла к одной из пассажирок, попросила ее взять документы и пройти в кабину для выяснения личности. Но их остановил молодой человек, который тут же признался пассажирке в любви и попросил стать его женой. Из кармана появляется кольцо, стюардесса подает букет, вспышки фотокамер, девушка отвечает да, пассажиры бурно аплодируют, поздравить пару подходит Трубаев, всем разливают шампанское. По легенде парень, сотрудник ЮВТ, никак не мог объясниться с избранницей на земле, а потому решил сделать это в воздухе.

По легенде, парень — сотрудник ЮВТ — никак не мог объясниться с избранницей на земле, а потому решил сделать это в воздухе По легенде парень, сотрудник ЮВТ, никак не мог объясниться с избранницей на земле, а потому решил сделать это в воздухе

ЗАЧЕМ СУБСИДИРОВАТЬ РЕЙС НА МОСКВУ?

Между тем, как выяснил «БИЗНЕС Online», субсидирование рейса уже вызвало неоднозначную реакцию в авиатранспортном сообществе. «Такие псевдорегиональные рейсы убивают весь смысл программы субсидируемых региональных полетов, — указал наш источник в отрасли. — Главная идея ведь в чем? Свести к минимуму полеты через Москву, а то у нас все маршруты обязательно через нее проходят, например, Екатеринбург — Москва — Казань, а надо просто Екатеринбург — Казань. Какую проблему решит рейс Казань — Жуковский? А деньги на него будут брать из бюджета. Между тем сегодня в правительстве и так все больше сторонников секвестра программы региональных полетов как неэффективной. Она и неэффективная, в том числе потому что есть такие рейсы. И это при изобилии предложений на направлении Казань — Москва! И при том, что по всем московским аэропортам нет роста, дополнительные емкости московскому аэроузлу не нужны».

«Для того чтобы аэропорт считался региональным, нужно, чтобы рейс выполнялся не в Москву, — объяснил механизм главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — И географически аэродром Жуковский находится не в Москве, и формально он является пунктом назначения не в Москве, а в Подмосковье. Это позволяет Росавиации применять те правила, которые сейчас существуют в субсидированном рейсе».

Поскольку рейс был первым, пассажиров беспрестанно радовали сюрпризами — конфетками, подушками под голову с логотипом Татнефти Поскольку рейс был первым, пассажиров беспрестанно радовали сюрпризами: конфетками, подушками под голову с логотипом «Татнефти»

А ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Федор Борисов в беседе с «БИЗНЕС Online» выразил недоумение: «Безусловно, субсидирование рейса в подмосковный аэропорт для меня представляется достаточно странным, потому что сама идея субсидирования региональных перевозок задумывалась как развитие сообщения point to point между регионами России: с одной стороны, разгружать московский узел, с другой — укреплять позиции между регионами. Понятно, что аэропорт Жуковский — это московский аэропорт, который задумывался под дискаунтера в Москве (изначально Жуковский планировалось сделать аэропортом лоукост-авиакомпанийприм. авт.), и в этом отношении подобные решения мне кажутся несколько натянутыми. Понятно, что с помощью субсидий перевозчик может устанавливать низкую цену, но это, безусловно, к модели лоукостера, под которую затевался сам аэропорт, не имеет никакого отношения. Поскольку лоукостер — это компания не низких цен, а низких издержек. Это компания, которая за счет экономии на всем добивается низкой цены. В данном случае какая экономия, если тариф просто субсидируется из бюджета?»

«Мы в минус в любом случае не уйдем, экономика рассчитана таким образом, что этот рейс будет окупаемым», — ответил Трубаев на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о возможности низкого пассажиропотока. По его словам, инициатива по субсидированию маршрута была совместная: и министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, и аэропорта Жуковский, и Росавиации, и минтранспорта РФ. Субсидирование предусмотрено до конца 2016 года, но если в 2017 году Росавиация их не продлит, новый маршрут вряд ли выживет. «Сомневаюсь, что на коммерческой основе этот рейс окупит себя, — полагает Трубаев. — Но я уверен, что судьба аэропорта Жуковский не подлежит секвестрованию, наоборот, он будет развиваться».

Такая уверенность имеет под собой веские основания. Жуковский принадлежит Avia Solutions Group (холдинг, базирующийся в Литве) и «Ростеху», который возглавляет могущественный Сергей Чемезов. Для управления аэропортом создано СП «Рампорт Аэро». У Avia Solutions Group — 75% акций, а 25% — у структуры «Ростеха», транспортно-выставочного комплекса «Россия». В разное время подчеркивалось, что для «Ростеха» Жуковский — серьезный имиджевый проект.

.

АЭРОЭКСПРЕСС ТОЛЬКО В ПЕРСПЕКТИВЕ, А ПОКА — АВТОБУС И ЭЛЕКТРИЧКА

Сегодня аэропорт Жуковский — это пока только один терминал площадью 17 тыс. кв. м и пропускной способностью 4 млн. пассажиров. А расположился он на легендарном аэродроме Раменское летно-исследовательского института им. Громова. Исторически его взлетная полоса длиной 5,5 км (самая длинная в Европе) использовалась для испытательных и экспериментальных полетов военных и гражданских самолетов советских авиационных КБ. В том числе именно оттуда уходил в первый полет сверхзвуковой Ту-144 и стратегический бомбардировщик Ту-160. В 2012 году стало известно о включении аэродрома Раменское в состав транспортной инфраструктуры гражданской авиации для грузовых и чартерных пассажирских рейсов. Аэропорт было предложено использовать в первую очередь для перевалки грузов предприятий ВПК. Позже говорили о том, что Жуковский разгрузит пассажиропоток трех московских аэропортов. Официально аэропорт открыт премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым 30 мая 2016 года, причем авиационные власти уже тогда дальновидно решили придать ему статус регионального, а не порта московского аэроузла. Первым клиентом стала белорусская авиакомпания «Белавиа», которая два раза в неделю летает в Минск и обратно. А ЮВТ — это первые внутрироссийские рейсы в новом аэропорту...

Сегодня аэропорт Жуковский это пока только один терминал площадью 17 тыс. кв. м и пропускной способностью 4 млн. пассажиров Сегодня аэропорт Жуковский — это пока только один терминал площадью 17 тыс. кв. м и пропускной способностью 4 млн. пассажиров

Жуковский оказался почти пустым. За стойкой регистрации грустно сидел один сотрудник, на охране — еще двое. Работали пара кафе, ларечек и салон сотовой связи. Но, судя по словам заместителя генерального директора ОАО «Рампорт Аэро» (управляющая компания Жуковского) Евгения Солодилина, скоро все изменится: «Мы ожидаем роста пассажиропотока и притока авиакомпаний в ближайшие два месяца». Он уверен, что аэропорт станет популярным и к концу 2017 года достигнет 2-миллионного пассажиропотока.

Сложности пути до центра Москвы руководство аэропорта не смущают. По словам Солодилина, Жуковский даже ближе к столице, чем Домодедово, а добраться до Казанского вокзала можно, сев сначала на шаттл до платформы Отдых, а потом — на электричку. Дорога должна занять 50 минут. А когда пассажиропоток увеличится до 6 млн. человек, Жуковский сможет позволить себе аэроэкспресс.

«При том пассажиропотоке, который прогнозируется в аэропорту Жуковский, имеющейся инфраструктуры более чем достаточно для того, чтобы всех желающих вывезти из аэропорта и привезти в аэропорт, — выразил уверенность в беседе с „БИЗНЕС Online“ Пантелеев. — Может быть, немного будет проблемой то, что потребуется добраться на шаттле до ж/д платформы, но это не критично».

Между тем ранее много писалось о том, что именно проблемная транспортная доступность Жуковского стала причиной того, что перевозчики, с которыми пытался договориться «Рампорт», не торопятся принять его предложение.

. Петр Трубаев (в центре) уверен в том, что рейс будет заполняемым, даже несмотря на некоторые неудобства с переездом от Жуковского до центра Москвы

...ПРИКАЗОМ ИОСИФА СТАЛИНА

А как быть с тем, что аэропорт находится на территории все еще действующей испытательной базы? «На самом деле нюансов никаких нет, так как главный авиационный начальник аэропорта — директор летно-исследовательского института, — привел аргумент Солодилин. — Мы заранее согласовываем с институтом свои полеты. Есть время, когда мы можем почти свободно прилетать, а есть часы, которые потребуют дополнительного согласования и дополнительного разрешения. Но мы не видим никаких проблем для совместного базирования».

«Вероятность того, что взлетно-посадочные полосы ЛИИ оттуда уберут, сейчас можно оценивать как незначительную, — рассказал Пантелеев. — Все вопросы, связанные с защитой государственной тайны, когда речь идет об испытании какой-то секретной техники, довольно долго обсуждались. И, судя по тому, что весь необходимый набор разрешений для открытия гражданского аэропорта получен, можно сделать вывод, что все урегулировано в полном объеме. Интенсивность и регулярных, и испытательных полетов сегодня не настолько высока, чтобы были проблемы с использованием инфраструктуры. Более того, мы можем посмотреть на пример аэродрома в Тулузе, который совместно используют и „Эйрбас“, и коммерческий оператор аэропорта. Да, выполняются регулярные рейсы на самолетах, и в то же время выполняются многочисленные рейсы грузовых самолетов, привозящих комплектующие на завод. Ну и, естественно, новые самолеты, только что вышедшие с завода, проходят облет. Нагрузка на аэродром во многом больше, чем в Жуковском, никаких проблем, связанных с мирным сосуществованием, нет».

Отметим, что, когда проект только затевался, перспектива «коммерциализации» испытательного аэродрома вызвала едва ли не скандал, и его отголоски слышны до сих пор.

«Я, как патриот России и русской авиации, отношусь категорически отрицательно к появлению гражданского аэропорта на аэродроме Раменское, — рассказал „БИЗНЕС Online“ бывший летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. — Этот аэродром был создан приказом Иосифа Сталина как сверхсекретный объект, где ведутся перспективные разработки. И теперь все это как на ладони у членов НАТО! Один из учредителей аэропорта базируется в стране — члене НАТО... Не знаю, как они будут соседствовать — составят график полетов, испытаний, как-то еще. Я отвечаю чисто политически. Это происки пятой колонны, которая пользуется своим государственным положением. Это министры, их замы, это предатели национальных интересов России. Но они ответят в будущем! Сегодня они — богатые, хорошие, но пройдут годы, и не будет так. Мы их будем проклинать, как Чубайса... Словом, это опасно для военно-промышленного комплекса, для сохранности госсекретов, для института имени Громова, где базируется шесть конструкторских бюро».

Как бы там ни было, для жителей Татарстана, а также московских туристов, желающих погостить в Казани, новый рейс — уникальный шанс неплохо сэкономить. Согласно данным специализированных сайтов, стоимость билета до Москвы у других авиакомпаний в ноябре только начинается от 2636 рублей. Если покупать билет прямо сейчас, то в Москву можно улететь за 2685 — 6000 рублей на самолетах 4-х авиакомпаний. Дешевле же, чем за 1,6 тыс., предлагаемых «ЮВТ-Аэро», до Москвы можно добраться разве что плацкартом, купе — не менее чем в 2177 рублей при том, что дорога займет 13 - 14 часов.