В скором времени в РФ появится новая общность: «российская нация». Завершение ее этногенеза констатировали накануне на заседании совета по межнациональным отношениям в Астрахани. Как Владимир Путин отказал Европе в завтрашнем дне из-за ее миграционной политики, журналист Максим Шевченко поведал о нищете дагестанских сел на фоне дворцов республиканской элиты, а думский депутат от РТ Ильдар Гильмутдинов рассуждал об исчезновении языков народов Крайнего Севера, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Владимир Путин провел 31 октября в Астрахани заседание совета по межнациональным отношениям
САМ ПУТИН НЕ РАЗБЕРЕТ, СКОЛЬКО В РФ ПРОЖИВАЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Владимир Путин провел 31 октября в Астрахани заседание совета по межнациональным отношениям. Здесь все символично: и русский город на Волге, граничащий с калмыцкой (читай — буддийской) степью, основанный во времена Золотой Орды, откуда открываются пути в Каспий (читай — в исламский мир), и дата проведения мероприятия — накануне Дня народного единства. Будь такой праздник в календаре какой-нибудь моноэтнической страны вроде Японии или Греции, никаких сомнений не возникло бы по поводу того, чье единство надлежит отмечать. Но в России, где сам Путин не разберется, сколько тут проживает национальностей («Кто говорит, что 183, кто-то, что 192», — посетовал президент РФ на астраханском совете), все обстоит гораздо сложнее. Провозглашенное Кремлем в 2005 году «народное единство» — это своего рода новая редакция «пролетарского интернационализма» и «православной соборности». В этом контексте межэтнический и межконфессиональный мир не праздный вопрос. Именно он и был вынесен в повестку совещания, посвященного реализации стратегии государственной национальной политики нашей страны.
Заседание совета по межнациональным отношениям было насыщено правильными словами — про «общий дом сотен народов и этносов» — и правильными людьми. Воспроизводить стенограмму мероприятия мы не будем — обозначим лишь самые интересные эпизоды и наиболее значимых персон, присутствовавших здесь. По правую руку от национального лидера сидел Сергей Кириенко, первый зампред президентской администрации, не произнесший в этот вечер ни слова, но значительно поблескивающий очками и делающий пометки в невидимом постороннему глазу блокноте. Такие же «зарубки» для памяти, вероятно, оставляла для себя министр образования и науки Ольга Васильева, тоже многозначительно промолчавшая. Возможность выступить после Путина была предоставлена руководителю федерального агентства по делам национальностей Игорю Баринову, депутату Госдумы от РТ, председателю парламентского комитета по делам национальностей Ильдару Гильмутдинову, а также многочисленным представителям дружной семьи народов — в их числе руководителю «Общества крымских татар» Эскендеру Билялову и журналисту Максиму Шевченко, представленному как президент центра стратегических исследований религий и политики современного мира.
Вступительную речь Путин выдержал, не опускаясь до привычной иронии, и все же его протокольное выступление не обошлось без человеческих интонаций. «Мы, к сожалению, еще сами не все понимаем, в какой красивой стране мы живем. Для многих людей, проживающих рядом со своими соседями, было бы интересно узнать об этносах нашей страны такие вещи, с которыми мы не сталкиваемся в быту каждый день, но которые являются нашей безусловной ценностью», — заинтриговал присутствующих глава государства. Он же озвучил идею необходимости закона о российской нации («прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать»), а также проведения Года единства этой самой нации (пока сроки не назначены, но президент РФ посчитал, что это могло бы быть «большим знаковым консолидирующим событием»).
Появление в законодательном обиходе «российской нации» прямо отсылает к утраченной в 1990-е годы общности «советский народ», у которой до этого в отечественной истории не было аналогов. Народы Российской империи преимущественно назывались «русскими» (без разбора национальностей) или «подданными» — следовательно, в роли ядра, вокруг которого они формировались в единую нацию, выступал либо один отдельно взятый «государствообразующий» народ, либо монарх. СССР при обозначении национальной идентичности сместил акценты в сторону избранной формы правления — советской власти, но и это оказалось ненадежным. Закончились Советы — закончился и советский народ. Что до российской нации, которая, по мнению главы государства, еще складывается, то она, обретя юридический статус, может перестать существовать только вместе со страной.
В том, что такая нация может появиться не только на бумаге, свидетельствует и постепенное сглаживание межнациональных противоречий. «Почти 80 процентов граждан страны — я это отмечаю с удовлетворением — считают отношения между людьми разных национальностей доброжелательными или нормальными, — заявил на совете Путин. — Несколько лет назад такую оценку, как показывают опросы, давали только 55 процентов наших граждан».
«ОБЩЕСТВО, КОТОРОЕ НЕ МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ СЕГОДНЯ, НЕ ИМЕЕТ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ»
Совсем скоро на отечественный рынок труда выйдут неведомые никому ранее специалисты в области межнациональных и межрелигиозных отношений. О том, что такая профессия должна появиться, первым предрек в своей вступительной речи Путин, а развил эту мысль Баринов. «Нашим агентством совместно с министерством труда и социального развития, экспертным сообществом разработан профессиональный стандарт, формируется соответствующий ведомственный перечень государственных работ и услуг», — рассказал председатель федерального агентства по делам национальностей. Некоммерческие организации, куда, помимо госорганов, войдут эти новые спецы, получат свою часть бюджетного «пирога», после чего займутся своими прямыми обязанностями — просветительскими, профилактическими и отчасти административными. Одна из задач — предупреждение межнациональных столкновений — выполняется уже и сейчас. Как объяснил Баринов, в РФ действует система мониторинга межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. «На сегодня к государственной системе подключено 82 региона, муниципальные системы созданы или создаются в 32, — констатировал чиновник. — Даже сейчас, несмотря на реализацию только десятой части потенциальных возможностей нашей системы, она с большой долей вероятности позволяет предупреждать на ранней стадии масштабные конфликты, подобные произошедшим на Манежной площади, в Бирюлево или Кондопоге».
В целом работа всех организаций, действующих на этноконфессиональном поле, будет опираться на еще до конца не разработанную госпрограмму в сфере национальной политики, которая и призвана определить приоритеты и основные статьи финансирования. Конечным продуктом этой программы и станет, по всей видимости, российская нация. О том, что таковая уже существует не только в головах путинских чиновников, доложила на совете руководитель центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева.
«Я вам хотела зачитать некоторые выдержки, которые нам говорили во время опросов, — предложила Дробижева присутствующим. — „Мое представление о российской нации — это общая Россия. Это ощущение Родины, Отчизны. Оно сопряжено с понятиями уважения, доверия, веры, что государство принадлежит нам, является крепким и проявит уважение к своим гражданам“. „Гражданская идентичность — это активная гражданская позиция. Это присоединение к чему‑то очень большому и сильному. Гражданская нация не мешает существованию национальностей, а они, в свою очередь, поддерживают российское единство“. Эти слова были записаны в Карелии, Якутии, Москве, Ставрополье, Астраханской области».
Так и осталось неясным, стоит ли включать в российскую нацию почти 10 млн. мигрантов, находящихся в данный момент в стране
Однако так и осталось неясным, стоит ли включать в российскую нацию почти 10 млн. мигрантов, находящихся в данный момент в стране. «Это эквивалентно 7 процентам населения, — дал оценку данному факту Баринов. — В настоящее время полномочия по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов на федеральном уровне фактически не закреплены ни за одним из министерств и ведомств: отсутствуют нормативно-правовая база, понятийный аппарат, системные, комплексные подходы к решению указанных задач». Однако, по утверждению того же Баринова, лишь 5% от проживающих в РФ мигрантов испытывали неприязнь со стороны или нарушение своих прав.
Огромную миграционную волну спровоцировала и война на востоке Украины. Как заявил председатель конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев, всего в РФ к настоящему времени получили убежище 1,1 млн. украинских граждан, 4 тыс. детей из семей беженцев приняты в российские вузы.
Нетрудно заметить, что превалирующее большинство мигрантов в России — это выходцы из упраздненного «советского народа», поэтому их адаптация в РФ проходит легче, чем у ближневосточных мигрантов в той же Европе (выходцев из колониального англосаксонского или же французского прошлого). О том, что на миграционную политику ЕС ни в коем случае равняться не надо, отметил Путин, вспомнив про недавнее решение Верховного суда Австрии, практически оправдавшего мигранта, изнасиловавшего 10-летнего мальчика. «Суд оправдал, потому что он плохо говорит по-немецки и не мог понять, что мальчик возражает. Это в голову не может прийти, что они творят там! — ужаснулся Путин. — Общество, которое не может защитить своих детей сегодня, не имеет завтрашнего дня»
КОМУ В КРЫМУ ЖИТЬ ХОРОШО, ИЛИ ПОЧЕМУ ГИЛЬМУТДИНОВ НЕ СКАЗАЛ НИ СЛОВА О ТАТАРСТАНЕ
Заздравным, как и ожидали, получилось выступление Билялова, представленного как руководитель «Общества крымских татар» и сопредседатель Межрегионального общественного движения крымско-татарского народа «Крым». Он выразил Путину признательность за указ о реабилитации репрессированных народов Крыма, «значение которого для нас невозможно переоценить».
«За предыдущие 23 года Украина не уделяла должного внимания проблемам крымско-татарского народа, — доложил глава „Общества крымских татар“ президенту РФ. — Это касается вопросов социально-экономического обустройства людей, сферы развития культуры, образования, языка. Главное, что простые люди видят, что за два года сделано больше, чем за два десятилетия. Сейчас Крым „кипит“, в хорошем смысле слова: масштабный ремонт всех дорог, строительство аэропорта. Я уже не говорю про Керченский мост — один из крупнейших строительных объектов в мире».
Единственным нарушителем спокойствия на Совете оказался Максим Шевченко, говоривший о ситуации в Дагестане
Ведется работа и по обустройству мест компактного проживания крымских татар. Это касается строительства социальных объектов, объектов инфраструктуры, жилья для репрессированных и пр. При этом коварный Киев не устает предпринимать попытки дестабилизировать обстановку на полуострове. «Но у нас, в Крыму, нет никаких проблем в межнациональных отношениях, — заверил Билялов. — Украинские власти совместно с так называемыми псевдолидерами крымских татар организовывают целые информационные кампании, направленные на рост протестного потенциала среди крымских татар. Для этого они создали целый ряд новых средств массовой информации, радио, интернет-сайты. Но вся эта деятельность вызывает у крымских татар обратную реакцию».
Любопытно, что в числе предложений, которые представитель крымско-татарского народа направил в адрес Путина и главы своей республики Сергея Аксенова, наличествует и такое: «Рассмотреть возможность преподавания курса „Основы религиозных культур и светской этики“ с четвертого по одиннадцатый класс как основного предмета в общеобразовательных учреждениях с правом преподавания квалифицированных специалистов не только из числа педагогов, но и из числа преподавателей духовенства, имеющих педагогическое образование». В целом, как убежден Билялов, «будущее крымских татар только в России».
— С местом для мечети (соборной — прим. ред.) определились? — заботливо поинтересовался Путин.
— Да, уже заложили фундамент, — отрапортовал руководитель «Общества крымских татар».
— Да, я знаю, все довольны. Место устраивает, как я понимаю, — кивнул российский президент.
— Очень довольны, конечно. Вы знаете, сколько место для этой мечети в течение 10 лет выбирали, то давали, то отнимали. Уже начали закладку фундамента, — резюмировал Билялов.
Единственным нарушителем спокойствия на совете оказался Шевченко, говоривший о ситуации в Дагестане. «Деградация системы образования, деградация социальной системы, — перечислял, глядя прямо в глаза российскому президенту Шевченко. — По-прежнему в горных аулах женщины до сих пор ходят за водой по 300 − 400 метров с кувшином на плече. Это, наверное, выглядит романтично, но зимой при отрицательной температуре это приводит к высокой детской смертности, к болезням. Во многих селах газа нет. Несмотря на наличие каскада электростанций, вырабатывающих очень большой электроресурс, газ не всегда поступает прежде всего в села Дагестана. Во многих селах люди живут, по-прежнему топя свои дома дровами, кизяком, так что к утру дети забираются под одно одеяло. Я рассказываю про Российскую Федерацию XXI века. При этом мы наблюдаем дворцы представителей чиновничьей элиты, которым позавидовали бы дубайские и эмирские шейхи. Эта ситуация не способствует национальному единству и согласию», — констатировал журналист.
Рассказать что-нибудь о Татарстане имел уникальную возможность думский депутат от нашей республики Гильмутдинов, но он этим шансом почему-то не воспользовался. Хотя начало его речи, которую он держал перед национальным лидером в качестве председателя комитета Госдумы по делам национальностей, выглядело интригующим. «Не могу не сказать по проблеме сохранения родных языков, — заявил Гильмутдинов. — Это актуально». И тут же выразил крайнюю озабоченность проблемами Крайнего Севера, где требуется «более серьезный подход к сохранению языков». «Особо остро там стоит проблема, — вздохнул депутат. — Ряд языков там на грани исчезновения».
Есть и позитивные моменты в деятельности гильмутдиновского комитета: в седьмом созыве ГД в нем выказали желание работать уже 12 народных избранников
Проявив таким образом широту и всемирную отзывчивость своей души, Гильмутдинов перешел к главному, то есть к вопросам финансирования. Известно, что комитет, возглавляемый им в ГД, имеет славу самого «неденежного» места в нижней палате парламента, что, разумеется, особенно обидно на фоне огромного количества высоких слов, прозвучавших на вчерашнем совещании. Вероятно, именно поэтому депутат от Татарстана дерзнул напомнить главе государства о необходимости посодействовать скорейшему внесению в Думу госпрограммы, направленной на реализацию стратегии национальной политики. Дело в том, что в нынешнем варианте бюджета на 2017 год средства предусмотрены только в рамках федеральной целевой программы. «Прошу вашей поддержки в плане быстрейшего внесения госпрограммы в Госдуму, понимая, что бюджет уже пришел в первом чтении. Вижу, что там средства только в рамках федеральной программы. Пока еще нет госпрограммы», — нарисовал удручающую картину парламентарий.
Впрочем, есть и позитивные моменты в деятельности гильмутдиновского комитета: в седьмом созыве ГД в нем выказали желание работать уже 12 народных избранников. В завершении заседания совета депутат озвучил следующую веху в укреплении этноконфессионального мира в РФ, а именно: 24 ноября в комитете по делам национальностей должен пройти круглый стол с участием Баринова и других именитых экспертов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 373
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.