Разиль Валеев: «Самая популярная сегодня — Балтусова» Разиль Валеев (второй справа): «Самая популярная сегодня — Балтусова (вторая слева)»

«СЛИШКОМ МНОГО МЕНЯ, Я СИЖУ, КРАСНЕЮ. ГЕРОЙ ДНЯ ПРОСТО»

Накануне вечером в ГРК «Татарская усадьба» состоялось первое заседание попечительского совета фонда развития Старо-Татарской слободы, в котором приняли участие около 30 представителей татарской интеллигенции — поэтов, художников, режиссеров, композиторов. Напомним, НКО была учреждена по инициативе ООО «Татарская Слобода» и префектуры Старо-Татарской слободы. Планируется, что общество продолжит начатую руководством республики и города работу по возрождению исторических объектов. Примером для подражания стала работа республиканского фонда «Возрождение», председателем попечительского совета которого является госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» «виновник торжества», гендиректор ООО «Татарская усадьба» Зуфар Гаязов, перед фондом стоят такие задачи, как поиск путей развития слободы, создание новых туристических маршрутов, событийное наполнение, благоустройство.

Заседание фонда началось с презентации документального фильма, в котором запечатлены все вехи восстановления Старо-Татарской слободы. Фильм начался со слов мэра Казани Ильсура Метшина, который несколько лет назад констатировал, что «исторический центр был похож на беззубую улыбку». Сегодня практически все «зубы», по крайней мере в этих местах, залечены. Остался лишь небольшой участок по улице Каюма Насыри — аккурат за рестораном «Татарская усадьба». По словам Гаязова, сейчас решается вопрос с собственником данного участка. Несколько раз по ходу фильма подчеркивалась роль присутствовавшей в зале помощника президента РТ Олеси Балтусовой — вот она дает интервью для телевидения, вот она ведет экскурсию Рустаму Минниханову, вот она рассказывает о ходе восстановительных работ... Депутат Госсовета РТ Разиль Валеев, сидящий по левую руку от героини, даже пошутил: «Самая популярная сегодня — Балтусова». На что помощник президента тут же откликнулась: «Слишком много меня, я сижу, краснею. Герой дня просто», — обратилась она к Гаязову. Последнему пришлось оправдываться, как официанту за пересоленный суп: «В следующий раз обещаю кого-нибудь другого».

Логотип фонда развития Старо-Татарской слободы, разработанный мастерской Аитова

После просмотра фильма был также представлен логотип фонда, разработанный мастерской Аитова. И перешли, наконец, к самому главному, для чего попечительский совет собрался, — выборам председателя совета фонда. Одну-единственную безальтернативную кандидатуру предложил главный двигатель фонда, который интеллигентно не стал выдвигать самого себя. По мнению Гаязова, миссия по плечу только Валееву.

Камиль Самигуллин (слева) Камиль Самигуллин (слева)

— Для меня это неожиданно, у меня есть свое предложение, — попытался было отказаться Валеев и указал на сидящего за соседним столом муфтия Татарстана Камиля Самигуллина и экс-депутата Госсовета РТ, поэта Роберта Миннуллина. — Я недавно посмотрел все свои статусы. Я состою в 47 различных общественных организациях. Среди 41 члена совета очень много достойных людей, а также тех, кто не состоит ни в одном фонде, ни в одной общественной организации.

— Не бойтесь, работы здесь будет немного, — начала уговорить Валеева народная артистка РФ и РТ Венера Ганиева.

— На этой должности должен быть человек самостоятельный и состоятельный, — попытался дальше привести свои аргументы депутат.

— Поэтому вас и предлагают! — нашелся тут же Миннуллин, имея в виду, конечно, в первую очередь независимость позиции Валеева.

Венера Ганиева (слева) Венера Ганиева (слева)

— Только вместе победим! — вмешалась Балтусова. — Я ориентировалась на авторитеты среди татарской интеллигенции, среди представителей культуры, — аргументировала она свой выбор.

— Может быть, есть желающие? — растягивал удовольствие Валеев.

— Не набивай себе цену! — в очередной раз отшутился Миннуллин.

— Вот ты и не депутат уже, у тебя руки развязаны, — в очередной раз попытался предложить кандидатуру Роберта Мугаллимовича Валеев.

— Я уже привык к безделью, — с легкостью парировал тот.

В итоге после всех ритуальных уговоров Миннуллин все-таки сдался и отметил символичность произошедшего. Во время восстановления исторических памятников Казани перед проведением Универсиады-2013 за каждым депутатом был закреплен отдельный дом, восстановительные работы в котором он должен был курировать. Так, за председателем комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам была закреплена именно усадьба Сабитовых, где сегодня расположена Татарская усадьба, в стенах которой и прошло первое заседание попечительского совета: «Мне эти места дороги...»

— Мы оправдали ваше доверие? — с надеждой в голосе спросил Гаязов.

Роберт Миннуллин (справа) подготовил к изданию книгу об известном татарском кулинаре, основоположнике единственного «дома татарской кулинарии» Юнусе Ахметзянове. Книга уже в декабре появится на книжных прилавках

— Еще как! — принял пас новоиспеченный председатель.

После утверждения председателя фонда также единогласно и уже без дискуссий назначили заместителя. Им стала вездесущая народная артистка, известный педагог Ганиева. Напомним, именно она отвечает за работу с вокалистами «Yзгәреш җиле» с гонораром в 700 тыс. рублей.

«ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА ИЛИ ТАТАР БИСТӘСЕ?»

Далее члены попечительского совета стали обсуждать событийный календарь на 2017 год. Гаязов напомнил, что в слободе возрожден Восточный клуб, который действовал в Казани еще в начале ХХ века (лекции там читал сам Габдулла Тукай). Традицию решено продолжать. Миннуллин весьма в тему напомнил о приближающемся юбилее известного татарского кулинара, основоположника единственного Дома татарской кулинарии Юнуса Ахметзянова: «Ахметзянов здесь жил, здесь похоронен, его имя неразрывно связано с Татарской слободой. Обязательно нужно устроить фестиваль татарской кулинарии», — предложил он. К слову сказать, Роберт Мугаллимович подготовил к изданию и книгу о кулинаре — она уже передана в издательство и в декабре появится на книжных прилавках.

Зуфар Гаязов напомнил, что в слободе возрожден Восточный клуб, который действовал в Казани еще в начале ХХ века (лекции там читал сам Габдулла Тукай). Традицию решено продолжать

Вспомнили и о том, что в 2018 году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося татарского религиозного деятели и просветителя Шигабутдина Марджани: встал вопрос о том, чем это отметить, а также о приведении дома Марджани в подобающий вид. «До сих пор нет программы празднования, до сих пор нет памятника ему...» — сокрушались члены попечительского совета. Ясно, что Марджани, именем которого в слободе названа улица, заслуживает увековечивания никак не меньше, чем Екатерина II.

Праздничные мероприятия по случаю приближающегося Нового года также вызвали небольшую дискуссию. Так, уже председатель совета фонда Валеев робко попытался возразить, что вряд ли жители Татарской слободы широко отмечали этот праздник. Скорее здесь был распространен праздник Науруз, знаменующий наступление Нового года по тюркским обычаям или астрономическому солнечному календарю, а проще говоря, день весеннего равноденствия. Но понятно, что календарь выходных и праздничных дней, совпадающий с туристическим пиком, диктует свое.

Речь шла также об организации цикла телепередач об истории слободы, о том, что надо успеть запечатлеть старожилов, собрать все архивные данные, о том, что Старо-Татарская слобода — это вообще не только ныне благоустроенные две улицы, а огромная территория, плавно перетекающая в Ново-Татарскую слободу.

В ходе дискуссии довольно эмоционально выступил прямой потомок известного татарского драматурга Галиаскара Камала — краевед Искандер Камал, также член попечительского совета фонда возрождения Старо-Татарской слободы.

— Не Старо-Татарская слобода, а Иске Татар бистәсе! — начал он свою речь. — В Баку приезжаешь, там Иске шэхэр, в Ташкент приезжаешь — там тоже Иске шэхэр. А почему у нас по-русски называется?

— Префектура по документам зарегистрирована как Иске шәһәр, — попытался оправдаться Гаязов

— Это топонимика такая, она уже устоялась... — робко добавила Балтусова.

Но потомок известного татарского рода был непреклонен. В этом вопросе Камала поддержали и Харис с Миннуллиным.

— Мы не можем или не хотим сделать татарским город Казань, так сделаем полностью татарской хотя бы слободу, — отметил экс-депутат Миннуллин.

— Мы и русские названия хорошо произносим, читаем итальянские, французские, английские слова, пусть произносят красиво «Иске Татар бистәсе». Как сказано в Библии, все начинается со слова. Мы должны сохранить это слово, — добавил поэт Харис.

Ренат Харис (справа) Ренат Харис (справа): «Мы и русские названия хорошо произносим, читаем итальянские, французские, английские слова, пусть произносят красиво «Иске Татар бистәсе». Как сказано в Библии, все начинается со слова. Мы должны сохранить это слово»

К слову сказать, это касается и Восточного клуба, который всегда назвался «Шәрык клубы». «Шәрык клубы», который действовал в Казани еще в начале ХХ века и был местом встречи молодых татарских поэтов, писателей и другой творческой молодежи, впоследствии составивших весь цвет татарской интеллигенции, организаторы упорно называют Восточным клубом.

В работе первого заседания попечительского совета фонда развития Старо-Татарской слободы приняли участие также председатель союза писателей РТ Данил Салихов, народная артистка РТ, композитор Резеда Ахиярова, народный художник РТ, старожил Старо-Татарской слободы Рушан Шамсутдинов, ректор Казанского инновационного университета им. Тимирясова Асия Тимирясова, председатель ассоциации гильдии экскурсоводов РТ Надежда Секретова и др. Всего в списке значится 41 человек. Хотя первое заседание получилось представительным, пришли на него далеко не все. Так, в списке попечителей, к примеру, бывший глава республиканской ГИБДД Рифкат Минниханов, министр экологии республики Фарид Абдулганиев, главреж театра им. Камала Фарид Бикчантаев, председатель правления ИнтехБанка Марсель Зарипов, гендиректор «Эдельвейс Корпорейшн» Илшат Хайруллин, заместитель гендиректора ТНВ Мадина Тимерзянова и др. Однако их на встрече не оказалось. Соответственно, главный вопрос — удастся ли фонду привлечь для оживления Старо-Татарской слободы хоть какой-то дополнительный ресурс — пока остается открытым. Как бы новый фонд ни сравнивал себя с «Возрождением», понятно, что связи и административные возможности Гаязова с шаймиевскими не сопоставимы...