Улица Брюсова сберегла в себе остатки домов от старой, деревянной Казани, по соседству с которыми в этих живописных местах, как водится, расположились огромные коттеджи Улица Брюсова сберегла в себе остатки домов от старой, деревянной Казани, по соседству с которыми в этих живописных местах, как водится, расположились огромные коттеджи Фото: Максим Тимофеев

ЗАМКИ НА КЛАДБИЩЕНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

Год водоохранных зон в Татарстане, который пока не привел к сносу ни одного капитального строения у запретного края воды, может обернуться, напротив, пополнением их бессчетного перечня. По крайней мере, этого опасается градозащитная общественность.

Первой в публичном пространстве тревогу забила координатор центра прикладной урбанистики в Казани Мария Леонтьева, написав в «Фейсбуке» о том, что огораживается берег на улице Брюсова, 54, вблизи так называемого ханского кладбища Бишбалта в Адмиралтейской слободе.

«На улице Брюсова огородили пирс. Выкорчеваны деревья. Вагончик. Скоро будет стройка. Просьба к городским СМИ осветить ситуацию и принять в расследование законность происходящего», — обратилась к журналистам Леонтьева.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» выехал оценить ситуацию на месте. Надо сказать, что улица Брюсова проходит вдоль небольшого полуострова, на самой оконечности которого располагается мусульманское кладбище. Улица сберегла в себе остатки домов от старой, деревянной Казани с резными рамами, по соседству с которыми в этих живописных местах, как водится, расположились огромные коттеджи, а местами вычурные замки со шпилями на крыше и припаркованными за высокими заборами Porsche.

«На улице Брюсова огородили пирс. Выкорчеваны деревья. Вагончик. Скоро будет стройка», - написала в соцсетях координатор центра прикладной урбанистики в Казани Мария Леонтьева «На улице Брюсова огородили пирс. Выкорчеваны деревья. Вагончик. Скоро будет стройка», — написала в соцсетях координатор центра прикладной урбанистики в Казани Мария Леонтьева Фото: Максим Тимофеев

Свежий забор, ограждающий пустырь у самой воды, действительно начинается буквально в 3 - 4 м от ограды древних захоронений. Как рассказали местные жители, данная территория всегда была излюбленным местом для разнообразного, как правило, шашлычно-мусорного отдыха, а также романтических прогулок. Берег в этом месте уже давно укреплен высоким пирсом, поэтому по вечерам здесь можно встретить немало парочек, наблюдающих за движением барж по Волге или следящих за взлетом и посадкой самолетов.

Также этот участок давно облюбован любителями парусного спорта. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Ильнур Латыпов, председатель гоночного комитета Кубка России по кайтбордингу «Оранжевый ветер», именно здесь по согласованию с исполкомом Казани, министерствами спорта РТ и РФ проводится один из этапов Кубка России по парусному спорту в классе «Зимний кайт», а весной — соревнования за Кубок Татарстана. Участвуют в них 20 городов: от Калининграда до Сургута.

«Неподалеку от кладбища находится наша кайт-станция „Брюсова“. Владельцы участка, огородившие его забором, практически полностью перекрывают нам выход к Волге, теперь там будет практически невозможно размещение спортсменов. А еще недавно данное место было Меккой для кайтеров, это уникальная акватория и природоохранная зона, сюда много рыбаков на рыбалку приезжают», — сетует Латыпов.

Простым смертным здесь теперь действительно не рады. Забор не доходит до кромки воды буквально 2 метров, так что весной и в первые месяцы лета при высоком уровне воды проход будет полностью перекрыт. В общем-то, классический случай «близорукости» владельца участка по отношению к Водному кодексу РФ, который установил ширину береговой полосы водных объектов общего пользования в 20 метров.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» зашел на огороженную территорию через пока еще незапертые ворота, с обратной стороны которых зияло граффити «Брюсова — сила». На самом участке оставил сравнительно свежие глубокие следы гусеничный трактор, который еще недавно уравнивал землю. По сторонам разбросаны кучки из распиленных на куски деревьев.

«Забор появился месяц назад, опять, наверное, здесь что-то строить будут, — предположил в разговоре один из местных рыбаков. — Жалко, и так немного таких уединенных местечек в черте города, а то, что нарушают тут, и невооруженным глазом видно. Это сейчас вода до пирса не доходит, обычно ее уровень гораздо выше, и строить так вплотную, мне кажется, незаконно. Хоть бы благоустроил все вокруг, посмотрите, сколько грязи».

КАЖДОМУ ШВЕЦОВУ В СЛОБОДЕ ПО ДОМУ?

Согласно выписке из базы Росреестра, которая имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online», огороженным участком площадью 1,5 тыс. кв. м с кадастровой стоимостью 3,2 млн. рублей с 15 сентября 2008 года владеет Нурия Музагитовна Швецова. Возможно, на планы застройщика проливает свет вид разрешенного использования земли — индивидуальное жилищное строительство. На публичной кадастровой карте участок представлен в виде ломаного треугольника, вторая по протяженности сторона которого как раз и выходит на берег Волги.

Если стоять лицом к Волге, то чуть левее на «квадрате» площадью в 840 кв. м по документам размещается АЗС №109, а по факту — пустырь, за которым открывается большое зеленое пятно того самого мусульманского кладбища Бишбалта.

Землями на двух участках у Волги владеет семейная чета бывшего вице-премьера РТ Владимира Швецова Землями на двух участках у Волги владеет семейная чета бывшего вице-премьера РТ Владимира Швецова Фото: «БИЗНЕС Online»

Землей справа владеет Владимир Александрович Швецов. Свой участок точно такой же площадью (1,5 тыс. кв. м) он зарегистрировал ровно через день после своей соседки — 16 сентября 2008 года. Еще правее находится следующее владение Швецова — того же размера и зарегистрированное в тот же день. На этой территории немного в глубине полуострова виднеется огромный красный коттедж с собственным спуском к воде и мини-пирсом. Вилла также не оставляет шансов случайным посетителям насладиться водной гладью с близкого расстояния. Вместе все три участка семьи Швецовых, каждый из которых выходит на берег Волги, образуют территорию в 0,45 гектара.

Почти не приходится сомневаться, что речь идет о семейной чете экс министра транспорта и дорожного хозяйства РТ, сделавшего головокружительную, хотя и пошедшую прахом карьеру в Москве, и его супруге. Этот вывод можно сделать, в частности, по аккаунту в социальной сети «Одноклассники», где вероятная владелица скандального участка именует себя как Нурия Латыпова (Швецова). В марте этого года Латыпова добавила несколько фотографий с мужчиной, в котором без труда узнается экс главный дорожник республики. На фото супружеская чета в окружении детей собирает грибы, катается на горных лыжах и посещает рестораны.

С 1995 по 2007 год Швецов работал вице-премьером РТ, с 2001-го отвечал за дорожное хозяйство, а с 2007-го по 2011-й был переведен на Дальний Восток — руководителем межрегиональной дирекции по дорожному строительству. Заключительная ступенька в его карьере отмечена в Москве — с 2011-го он трудился заместителем руководителя департамента строительства столицы. В мае 2015 года мэр Москвы Сергей Собянин уволил подчиненного. В поспешном увольнении звучали отголоски скрытого скандала — первое антикоррупционное СМИ сообщало о том, что Швецов, возможно, был причастен к уголовному делу о хищении бюджетных средств. Вслед за этим Владимир Александрович перебрался на запасной аэродром — стал первым заместителем генерального директора холдинга «Волгомост» (Саратов).

Ближайшие соседи Швецовых — Флун и Зайнап Хабибуллины, у которых тоже по участку в 1,5 тыс. кв. метров. Флун Хабибуллин — известная в Пестречинском районе фигура: он несколько лет возглавлял районную администрацию и был председателем пестречинского районного совета народных депутатов РТ. Завершил свою карьеру генеральным директором ОАО «Казанский хлебозавод №5», обанкротившегося в 2013 году.

На самом участке оставил сравнительно свежие глубокие следы гусеничный трактор, который еще недавно уравнивал землю На самом участке оставил сравнительно свежие глубокие следы гусеничный трактор, который еще недавно уравнивал землю Фото: Максим Тимофеев

«БУДЕМ ВОЗБУЖДАТЬ ДЕЛО И ПРОВОДИТЬ РАССЛЕДОВАНИЕ»

Едва ли не единственной профильной структурой, которая пока не проявила интереса к разворачивающейся стройке, оказалась природоохранная прокуратура. «У нас информации по этим материалам нет, данным вопросом должны интересоваться в Росприроднадзоре или в министерстве экологии», — ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» помощник казанского межрайонного природоохранного прокурора Нияз Садриев.

А вот в республиканском минэкологии РТ вопрос на контроле. Как рассказала корреспонденту издания руководитель пресс-службы министерства Айгуль Амирова, инспекторы ведомства уже выезжали на место и зафиксировали нарушение законодательства, в частности ст. 7.6 КОаП («Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий») и ч. 4 ст. 8.13 («Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение»).

Правда, наказание за эти проступки для физических лиц измеряется штрафами от 1 до 3 тыс. рублей. «Сейчас собственнику земельного участка направлено извещение, будем возбуждать административное дело и проводить расследование, — пообещала Амирова. — Собственник земельного участка нарушил природоохранное законодательство, это факт».

Первой в колокольчик, пусть и не публично, начала звонить помощник президента РТ Олеся Балтусова, направившая в исполком обращение с изложением сложившейся ситуации Первой в колокольчик, пусть и непублично, начала звонить помощник президента РТ Олеся Балтусова (справа), направившая в исполком обращение с изложением сложившейся ситуации Фото: prav.tatarstan.ru

Исполком Казани пообещал подготовить ответ позже. Однако, как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» источник в администрации Кировского района, первой в колокольчик, пусть и непублично, начала звонить помощник президента РТ Олеся Балтусова, направившая в исполком обращение с изложением сложившейся ситуации.

Между тем планы Швецовой для мэрии пока остаются в секрете. «Наши сотрудники выехали на место и зафиксировали наличие забора, мы сделали запрос в управление градостроительных разрешений, чтобы понять, есть ли у собственника разрешение на строительство, — рассказал источник издания. — Но, по предварительной информации, разрешений по этому участку не выдавалось. Связаться с собственником у нас пока не получается — на данной территории наши сотрудники никого не заметили: ни охранников, ни строителей. Мотивы владельца земли пока неясны — вдруг он участок огородил, чтобы там никто мусор не складировал...» (Версия, заметим, спорная с учетом следов работы трактора.)

Между тем и Леонтьеву, и подключившегося к конфликту председателя регионального отделения Трудовой партии России в РТ Ивана Климова волнует вопрос, кем и когда эта территория вообще была переведена в категорию ИЖС. Пока что информации об этом нет.

Забор не доходит до кромки воды буквально двух метров, так что весной и в первые месяцы лета при высоком уровне воды проход будет полностью перекрыт Забор не доходит до кромки воды буквально 2 метров, так что весной и в первые месяцы лета при высоком уровне воды проход будет полностью перекрыт Фото: Максим Тимофеев

«СЕЙЧАС ЭТО МЕСТО ОЧЕНЬ МАРГИНАЛИЗИРОВАНО»

С уверенностью можно сказать, что чета Швецовых и другие богатые люди, построившие здесь свои имения, не страдают суеверием. Как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов, границы здешнего кладбища очень условны.

«Недалеко от кладбища находилось две мечети, сейчас из них восстановлена одна. Есть предание, что в этих мечетях возносили молитвы захороненным буквально в 200 метрах людям и население зорко следило, чтобы на старом кладбище, а оно всегда считалось старым, не велась какая-то застройка, — вспоминает Файзрахманов. — К сожалению, сейчас эта застройка имеется и, скорее всего, часть коттеджей, расположенных на северной стороне кладбища, находится на месте захоронения. Можно встретить такую картину, что стоят коттедж, забор и в метре от забора находится могила. И эти могилы не 1950-х годов, а конца XIX — начала XX века».

По предположениям историков, захоронения на этом месте начались еще в XIV веке. «Бишбалта — это поселение, известное по письменным источникам со времен Казанского ханства, а по археологическим данным это вообще как минимум XII век» — заметил Файзрахманов. Однако большая часть могил оказалась под водой после создания Куйбышевского водохранилища. На поверхности осталась только та часть, где хоронили с конца XIX века. Есть, к примеру, очень хорошо сохранившееся надгробие известного суфия конца XIX века Билаледдина ал-Габиди ал-Бухари. Последние захоронения датированы началом 1950-х годов.

По словам Файзрахманова, активисты из числа татарской молодежной организации часто инспектируют кладбище. «Сейчас это место очень маргинализировано — там периодически можно встретить женщин легкого поведения, выпивающих людей, бомжей, — сетует Файзрахманов. — Поэтому данное место обязательно должно быть актуализировано — вычищено, благоустроено, мемориализировано, чтобы не было этих людей или они вели себя соответствующим образом, так, как нужно вести себя в ритуальных зонах».

Историк считает, что по-хорошему надо провести здесь археологические изыскания, понять границы кладбища, прочитать все оставшиеся надмогильные плиты, установить, что за личности и когда здесь захоронены. «Если говорить о некой такой реституции — возвращении территорий и зданий верующим, то, безусловно, нужна вторая мечеть мемориального характера. Не для того, чтобы там шли какие-то постоянные службы, а для того, чтобы хотя бы периодически проводить молебны по душам умерших», — говорит Файзрахманов.

По его мнению, та часть, где сейчас огорожена стройка, могла бы войти в этот мемориальный комплекс, не затрагивая пирса и мест, которые используются дайверами, яхтсменами, лодочниками. «Нужно мемориализировать эту зону, просто чтобы люди знали, чтобы себя аккуратно вели, чтобы было понимание, что это за территория. Сейчас у людей пока четкого понимания нет. Люди, находящиеся рядом, не знают, что там кладбище», — резюмирует активист движения татарской молодежи.