Хоккейный клуб для Башкортостана — настоящая скрепа Хоккейный клуб для Башкортостана — настоящая скрепа Фото: «БИЗНЕС Online»

«РОСНЕФТЬ» НЕ ПОКУСИТСЯ НА «САЛАВАТ ЮЛАЕВ»

Данные о будущем «Салавата Юлаева» пока весьма скудны, но можно предположить, что продажа государственного пакета акций нефтяной компании «Роснефти» не скажется в глобальном плане на хоккейном клубе.

Важно понимать, что хоккейный клуб для республики — настоящая скрепа. Например, в Татарстане ни одна местная команда не сравнится с той популярностью, что есть у «Салавата» в Башкортостане. И даже циничная «Роснефть» не посмеет покуситься на народное достояние. К тому же успешная игра хоккейной команды и внимание к ней со стороны властей — в некоторой степени фактор стабильности в республике. Рустэм Хамитов долго не мог стать своим для жителей Башкортостана именно потому, что проблемы у любимой народом команды начались синхронно с уходом Муртазы Рахимова с поста главы региона. Редкие появления Рустэма Закиевича на хоккее омрачались для него гулом и даже свистом трибун. В прошлом году после того, как «Башнефть» вернули государству и фонд «Урал», управляемый Рахимовым, был отодвинут от управления «Салаватом», отношение к Хамитову в среде болельщиков изменилось. Глава республики сумел провести идею финансирования клуба «Башнефтью», увеличил бюджет и поставил задачу активнее работать с публикой.

В плане финансов корректировки возможны, но они вряд ли будут значительными: «Салават» будет спонсироваться из дивидендов от 25% акций, оставшихся у властей Башкортостана. В целом же задачи перед «Салаватом» по-прежнему будут только самые высокие.

ОСТАНЕТСЯ ЛИ РУКОВОДСТВО КЛУБА?

Изменения в клубе могут коснуться руководства, и последствия перемен на данный момент предсказать сложно.

Опасаться за свое кресло может непосредственное руководство клуба, в частности генеральный директор Валерий Нургутдинов. По сообщениям наших источников, этот функционер имеет покровителей в «Башнефти», его позиции после прихода «Роснефти» заметно ухудшились. Не исключено, что после проверок, учиненных «Роснефтью» в офисе «Башнефти», новый владелец компании возьмется проверять и подшефные организации, в том числе хоккейный клуб. Вопросы у нового руководства к боссам «Салавата Юлаева» могут возникнуть не только в хоккейном плане, но и в административном. Чего стоит хотя бы экипировка, которая у половины команд одной фирмы, у половины — другой.

Отзывы о работе Нургутдинова противоречивые. Этим летом достоянием общественности стала, например, информация об отставках главных тренеров «Тороса» и «Толпара» и назначении новых по прямому указанию генерального директора. Видимо, руководитель посчитал, что подобные вопросы должен решать он, а не генеральный менеджер. Кстати, после смены наставников обе команды заметно ухудшили свои позиции: «Торос» сейчас идет на 14-м месте в турнирной таблице ВХЛ, а «Толпар» — на 9-м в Восточной конференции МХЛ. Между тем прошлый регулярный сезон обе команды завершили в тройках сильнейших. И кризис в «Салавате Юлаеве» начала осени — отчасти плод деятельности и Нургутдинова.

Отметим, что широкая аудитория о нем почти ничего не знает. Он не публичен, не объясняет позицию клуба по любым вопросам, а общение с болельщиками сводится лишь к выступлению со сцены с пожеланиями удачного сезона команде. Когда клуб с подачи КХЛ наложил запрет на интервью Леонида Вайсфельда — единственного человека в «Салавате Юлаеве», который объяснял логику трансферной политики, отдуваться за него должен был Нургутдинов. Но этого не произошло. Между руководителем и генеральным менеджером давно пробежала кошка, но в той ситуации, в которой находится клуб сейчас, гораздо большую пользу ему принесет опытный Вайсфельд. И если перед «Роснефтью» встанет вопрос о том, кого из них оставлять, выбор вряд ли будет сделан в пользу нынешнего генерального директора.

ПРОБЛЕМЫ С МАРКЕТИНГОМ

Что можно прогнозировать с почти стопроцентной точностью, так это то, что у клуба возникнут проблемы с маркетингом. Думаете, почему так плохо поставлена работа с болельщиками у московского ЦСКА? Клуб покупает звезд, играет в эффектный хоккей, выигрывает регулярку, но собирает на матчах всего несколько тысяч зрителей. Кроме того, что в армейской команде явно не достает политической воли, а в руководстве клуба думают только о хоккее, болельщики и работа с ними — где-то на периферии сознания.

Но есть и вполне объективные проблемы — сложнейший документооборот, принятый в «Роснефти». Для покупки, например, фломастера требуется проводить чуть ли не отдельный тендер. Любая активность требует множества согласований и решения бюрократических вопросов. В общем, в ЦСКА этим никто не хочет или не может заниматься. Такие же сложности могут быть и в Уфе, правда, ключевое отличие ситуации, как уже было сказано, — это наличие политической воли. Хамитов требует аншлагов и открытости от команды, а потому у маркетинга может быть отдельная строка бюджета, причем не обязательно подконтрольная «Башнефти».

На сегодня «Салават Юлаев» сделал большой шаг в маркетинге и выходит в плане продвижения клуба в число лучших в КХЛ. Однако смена спонсора может остановить этот процесс, в котором уфимцам еще есть к чему стремиться.

Одна и та же компания может выступать генеральным титульным спонсором любого количества клубов Одна и та же компания может выступать генеральным титульным спонсором любого количества клубов Фото: «БИЗНЕС Online»

«САЛАВАТ ЮЛАЕВ» СТАНЕТ КЛУБОМ-ДУБЛЕРОМ

Если предположить, что позиции «Роснефти» будут сильнее и руководство Башкортостана не сможет пролоббировать свои интересы в социальной сфере, то есть вариант, что «Салават Юлаев» пострадает. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в Континентальной хоккейной лиге, одна и та же компания может выступать генеральным титульным спонсором любого количества клубов. Это значит, что регламент не помешает «Роснефти» быть представленной сразу двумя командами.

При этом не будет ничего удивительного, если ресурсы компании будут поделены между ЦСКА и «Салаватом Юлаевым». В таком случае вполне вероятен вариант, что у уфимского клуба может быть заметно сокращен бюджет. От этого пострадают и фарм-клуб, и команда молодежной лиги, и школа, и женская «Агидель». А сам «Салават» станет не уникальным клубом со своим колоритом, а клубом-дублером армейцев на Востоке. Правда, подобное развитие событий возможно лишь в перспективе нескольких лет.