«ПРОЕЗД ПРЕДУСМОТРЕН ПРОЕКТОМ СТРОИТЕЛЬСТВА...»

В Казани накануне прошли общественные слушания по установке сервитута для проезда к стройке в овраге по улице Галеева. Вопрос, который в других обстоятельствах занял бы считанные минуты, наткнулся на болезненную реакцию жителей казанской «Кубы», которых в актовом зале собралось более 50 человек. Слушания были назначены на 15 часов, поэтому около половины из пришедших оказались пенсионерами, но была и молодежь, и люди, специально отпросившиеся со своих работ. В глаза бросалась их сплоченность и общий настрой — каждый готов был продолжить начатую соседом фразу, выступающих подбадривали аплодисментами. Общая беда превратила их в спаянный коллектив.

Напомним, в феврале 2016 года компания «РС-Инвестмент», владельцами которой являются гендиректор «Татнефтепродукта» Рустам Сабиров и двое его сыновей, приступила к забивке свай для возведения нового жилого комплекса. Однако жители соседних домов выступили против, заявив, что, во-первых, их старые хрущевки из-за близости стройплощадки стали трещать по швам, а во-вторых, будут уничтожены зеленые насаждения — почти целый парк. Техника проезжала на стройплощадку между домами №6 и №8 по улице Галеева, но жители просто блокировали проезд, установив круглосуточное дежурство и заявив, что маршрут пролегает через их придомовую территорию, пускать на которою они кого-либо не обязаны. Стройка на какое-то время была приостановлена, но сейчас, по словам самих жильцов, застройщик утверждает, что с документацией у него все в порядке. А экспертизу последствий строительства жильцам предлагают провести самостоятельно — на собственные средства.

Ильдар Мамедов и Леонид Штейнман Ильдар Мамедов и Леонид Штейнман

Сначала слово взял заявитель — представитель «РС-Инвестмента» Леонид Штейнман рассказал, что земельный участок, предназначенный для строительства жилого комплекса, принадлежит компании на правах собственности, весь вопрос только в том, как к месту стройки подобраться технике. «29 апреля 2016 года мы обратились в управление архитектуры с заявлением и просьбой предоставить земельный участок по улице Галеева, 8 для проезда на строительную площадку», — пояснил мужчина. Проезд предусмотрен проектом строительства, запроектирован в увязке с существующей застройкой и связывает левый и правый берега оврага, заметил он. «По окончании строительства домов планируется благоустройство и озеленение территории у Галеева, 8», — попытался подсластить пилюлю заявитель, добавив, что там же будет организован тротуар для маломобильных групп населения.

Жильцы уже настроились высказать ответные аргументы, однако здесь выяснилось, что в установлении сервитута заинтересован не только «РС-Инвестмент». Молодой человек, представившись Ильдаром Мамедовым, сообщил, что он выступает от лица гаражно-строительного кооператива «Нефтяник». «Наша организация, так же как и организация застройщика, обратилась в администрацию Казани на установление сервитута для организации дорожного проезда по улице Галеева», — высказался мужчина. Проезд, по его словам, необходим для безопасной эксплуатации гаражного комплекса и проведения сезонных работ, проезда пожарных расчетов, служб безопасности и скорой помощи. «Уборка мусора, попадание загрузочно-разгрузочной техники, вывоз мусора, откачка воды — в случае ее долгого застаивания...» — с листа зачитывал аргументы мужчина. «Предлагаю учесть данные аспекты и от лица ГСК „Нефтяник“, прошу администрацию города разрешить установление сервитута для организации дорожного проезда», — резюмировал он.

Жильцам, среди которых оказалось немало участников гаражного кооператива, личность выступающего оказалась незнакомой. «А где сам председатель ГСК, почему не появился?» — поинтересовались они. «Не смог», — лаконично пояснил Мамедов. «Почему не смог? Такой вопрос серьезный!» — опешили собравшиеся. В эмоциональном запале многие из них принялись выкрикивать прямо с места: «Вы член ГСК „Нефтяник“? Я вас первый раз вижу», «ГСК существует сто лет!», «Люди, это сторонний человек!». Никакого собрания по этому вопросу не было, заявили жильцы, заподозрив выступающего в сговоре с застройщиком.

«Работали две сваебойные установки, зачастую в унисон. Маячки, которые были выставлены еще с 2014 года, и все это время как-то удерживались, сейчас дали трещины, где-то уже разошлись» «Работали две сваебойные установки зачастую в унисон. Маячки, которые были выставлены еще с 2014 года и все это время как-то удерживались, сейчас дали трещины, где-то уже разошлись»

ДВУХНЕДЕЛЬНАЯ ЗАБИВКА СВАЙ ПРИВЕЛА К НОВЫМ ТРЕЩИНАМ

Затем председательствовавший на слушаниях предоставил слово записавшимся. Активист и местный житель Денис Щетинкин напомнил предысторию конфликта — спорный участок дороги уже становился камнем преткновения для местных жителей и «РС-Инвестмента», который складировал туда плиты, необходимые для строительства. «Мирно решить не получалось, администрация тоже отписывалась. В результате дошли до того, что мы сняли плиты, убрали. Восстановили газон, чернозем насыпали», — описывал он действия местных жителей. На территории, которую застройщик пытается превратить в свою дорогу, сегодня растут деревья, находится детская площадка, рассказал Щетинкин. При этом без согласования с жильцами представители застройщика планируют проезжать по их территории, в непосредственной близости от окон. «И поток машин... Вы можете точно сказать, какой объем машин планируется на этой улице?» — обратился Щетинкин к сидящему в зале инженеру проектной компании «Акведук».

«Проектная документация согласована, в процессе согласования проходили публичные слушания...», – эта фраза эксперта проектной компании «Акведук» вызвала новую волну гнева «Проектная документация согласована, в процессе согласования проходили публичные слушания...» – эта фраза эксперта проектной компании «Акведук» вызвала новую волну гнева

«По расчету — 800 машин. Из них 300 в паркинге», — озвучила женщина цифру, практически совпадающую с количеством квартир (их проектом предусмотрено 792). «То есть логистика полностью отсутствует. Нагрузка на эту территорию будет просто колоссальная», — заметил Щетинкин. Его тут же поддержали из зала, отметив, что не хотят стоять в пробках по утрам в собственном дворе — кроме того, рядом и так происходит застройка территории Октябрьского городка. «Но есть же еще и другие стороны [дороги]», — не согласилась эксперт. «Проектная документация согласована, — невозмутимо продолжила она, — в процессе согласования проходили публичные слушания...» Эта фраза вызвала новую волну гнева.

«Когда? Война идет там, а не публичные слушания», — отрезали жильцы. Они по-прежнему продолжили настаивать на том, что о публичных слушаниях по застройке этого района никто из них оповещен не был, иначе этого просто не допустили бы.

Денис Щетинкин Денис Щетинкин

Щетинкин рассказал, что накануне утром, 14 октября, на территории стройки состоялось совещание. Туда по просьбе жильцов приехали представители ГЖИ и минстроя. Совещание проводилось возле дома №10 по ул. Галеева, который, по словам активиста, за последние две недели подвергся максимальным деформациям.

«Работали две сваебойные установки зачастую в унисон. И это привело к тому, что все маячки, которые были выставлены еще с 2014 года и все это время как-то удерживались, сейчас дали трещины, где-то уже разошлись, гораздо больше стали», — пояснил он. Активисты сделали фотофиксацию происходящего и отправили снимки во все возможные инстанции: прокуратуру, минстрой, госстройнадзор и ГЖИ. «Как раз по инициативе ГЖИ было это совещание, где Крайнов, ее руководитель, дал застройщику указание провести мониторинг состояния домов. Как оказалось, дом №10 по Галеева даже не мониторился никак. Маячки не наблюдались. И, оказывается, фирма „Есин“, которая со стороны застройщика, уже с мая не занималась мониторингом домов — ни Новаторов, ни Галеева», — сообщил активист.

Активисты сделали фотофиксацию происходящего, и отправили снимки во все возможные инстанции Активисты сделали фотофиксацию происходящего и отправили снимки во все возможные инстанции / Фото предоставлено жители домов по улицам Новаторов и Галеева

«ЗДЕСЬ НЕТ СВОБОДНОЙ ЗЕМЛИ ДЛЯ ДОРОГИ»

Выступление Щетинкина задало тон — один за другим люди поднимались со своих мест и говорили о том, что из-за шума свай у них не засыпают дети, осыпается штукатурка, появляются трещины на фасадах. Среди жителей «Кубы» оказался и профессор КФУ и академик РАН Борис Железнов. «Статья 49-я Земельного кодекса действительно говорит о том, что земля, являющаяся придомовой территорией, может отчуждаться для государственных и муниципальных нужд», — оговорился он. Однако в данном случае речь не идет о каком-то социальном объекте — вопрос касается исключительно коммерческой выгоды застройщика, и у муниципалитета нет оснований для предоставления ему на этих условиях проезда, заметил юрист. «Вы уже наметили, кто сядет в тюрьму, когда рухнут какие-то подъезды наших домов?» — риторически поинтересовался он в конце выступления. Ответом было молчание.

«Здесь нет свободной земли для дороги», — однозначно высказались жильцы и предупредили: если исполком примет положительное заключение и предоставит застройщику сервитут — вся «Куба» выйдет и телами перегородит проезд техники.

Борис Железнов (в центре): «Вопрос касается исключительно коммерческой выгоды застройщика, и у муниципалитета нет оснований для предоставления ему на этих условиях проезда» Борис Железнов (в центре): «Вопрос касается исключительно коммерческой выгоды застройщика, и у муниципалитета нет оснований для предоставления ему на этих условиях проезда»

«Мы — две стороны — являемся собственниками жилых помещений. Почему вы к нам не обратились?» — адресовали свои вопросы представителю «РС-Инвестмента» жильцы. «Потому что мы обратились за установлением публичного сервитута в пользу неограниченного количества лиц», — пояснил Штейнберг, однако конкретного ответа, кто скрывается за столь широкой формулировкой, дать не смог. «Хорошо, я в интересах будущих дольщиков...» — попытался было заявить мужчина.

Действительно, в дверях стояли несколько человек, называющих себя дольщиками строящегося дома. Судя по выражениям их лиц, услышанное оказалось для «дольщиков» сюрпризом, отстаивать свои права на это жилье они не стали, и лишь один из них взялся пояснить, что работает в компании «Цементоптторгстройсервис» и организация в рассрочку предоставляет ему возможность приобрести квартиру в одном из строящихся домов.

«Нужны вам квартиры такой ценой?», — с горькой усмешкой поинтересовались жители «Кубы» у присутствующих дольщиков «Нужны вам квартиры такой ценой?» — с горькой усмешкой поинтересовались жители «Кубы» у присутствующих дольщиков

«Нужны вам квартиры такой ценой?» — с горькой усмешкой поинтересовались жители «Кубы». Настаивать никто не решился.

Дальнейшая забивка свай может привести к человеческим жертвам, говорят жильцы, сомневаясь в достоверности якобы проведенной , по словам застройщика, в 2014 году геологической экспертизы. «Они заявили, что в 2014 году КазТИСИЗ проводил геологию, исследования. В тот момент дно оврага было не вырублено, там были деревья. Они под каждым домом должны были как минимум три скважины делать и выборку земли в овраге, и изучать уже ее состав, чтобы понять, можно там строить или нельзя. Этого никто не видел», — рассказывают представители инициативной группы.

«Пусть застройщик подает на 8-й дом в суд, и пусть суд рассматривает этот спор в частном порядке. Потому что исполком не может регулировать отношения физических и юридических лиц», — подвел итог кто-то из жителей. Логичным финалом слушаний стало голосование: 35 из 44 присутствующих проголосовали против сервитута, еще 9 — за. Мнения собравшихся в управлении записали и пообещали учесть, а слушания признали состоявшимися.

Жильцы сегодня прислали в редакцию фото — утром у застройщика на скользкой дороге, по которой приходится добираться до будущего жилого комплекса, перевернулся грузовой автомобиль Утром у застройщика на скользкой дороге, по которой приходится добираться до будущего жилого комплекса, перевернулся грузовой автомобиль

При этом вся нынешняя ситуация, очевидно, опасна не только для жителей «Кубы». Сами жильцы сегодня прислали в редакцию фото: утром у застройщика на скользкой дороге, по которой приходится добираться до будущего жилого комплекса, перевернулся грузовой автомобиль.