.

ОБНОВЛЕННЫЙ УНИКС

В прошлом сезоне УНИКС пробился в финал Единой лиги ВТБ, где впервые с февраля 2011 года смог выиграть в матче с почти неизменным чемпионом России ЦСКА. Эту победу, бесспорно, можно было считать сенсацией, и ее заметили в высших кругах. 11 июля УНИКС чествовали в кабинете министров Республики Татарстан. Ровно в тот же день казанский клуб объявил, что продлил контракты с защитниками Хоакином Коломом и Китом Лэнгфордом на два года. 16 июня было подписано новое однолетнее соглашение с форвардом Лэтэвиусом Уильямсом. Евгений Богачев благодаря тому, что команда пробилась в Евролигу, сумел сохранить бюджет клубу, и этот сезон обещает стать историческим для клуба.

Таким образом, УНИКС впервые за долгое время смог сохранить состав, который приносил результаты. Клуб потерял литовца Артураса Милакниса, который пропал на скамейке во второй половине сезона, и россияна Петра Губанова и Валерия Лиходея главный тренер Евгений Пашутин так и не смог найти им применение за два года. Летом клуб произвел точечную селекцию: команду пополнили два молодых игрока Александр Карпухин и Павел Антипов и участник «Финала четырех» Евролиги-2016 Евгений Воронов.

Самым неожиданным приобретением стал американец Коти Кларк. Конечно, у форварда есть пусть и небольшой, но опыт игры в НБА. Но Кларк никогда ранее не выступал в Европе, если не считать сезон, который он провел во втором дивизионе, и чемпионата Израиля — слабого по определению. На данный момент поводов для беспокойства нет: Кларк выполняет свою главную функцию — снимает нагрузку с лидеров. «Коти закрывает несколько позиций, берет на себя часть ответственности, прибавляет нам энергии. В этом и была вся идея», — говорил Лэнгфорд.

Несмотря на переподписание лидеров и интересную селекцию, в европейской баскетбольной прессе УНИКС не считают фаворитом предстоящего сезона Евролиги. В принципе, это неудивительно: каждый год из российских клубов высоких мест в прогнозах удостаивается только ЦСКА. «У УНИКСа нет второй опции в нападении, помимо Лэнгфорда, и недостаточно класса в линии „больших“, — пишет авторитетное издание Eurohoops. — К тому же команде не достает атлетизма». Все-таки вторая опция в нападении есть — это «двоечки» Колома и Уильямса.

Изменения коснулись не только игрового состава. В УНИКСе официально появился отдел маркетинга. В казанский клуб пришел маркетолог Сергей Индейкин, ранее работавший в пермской «Парме». У него есть свой отдел, количество людей в котором Индейкин назвать отказался, но поставил сам себе амбициозную задачу — 15 аншлагов в сезоне.

НОВЫЙ ФОРМАТ

Главная фишка нового формата Евролиги заключается в том, что в турнире не осталось никаких групп и прочих непонятных сложностей. Есть 16 команд, которые сыграют по принципу «каждый с каждым». Так что в Казани будет минимум 15 вечеров первосортного европейского баскетбола, лучше которого только НБА. 8 клубов выходят в плей-офф, где серия длится до трех побед. Игры на вылет тем не менее определяют не чемпиона, а только состав участников «Финала четырех».

Очевидно, что концепция, при которой чемпион турнира определяется в одной игре, всегда вызывала много вопросов. Но Евролига — это прежде всего коммерческий турнир. Расхоже мнение, что Евролиге проще зарабатывать, когда не нужно оборудовать две арены, разрабатывать две маркетинговые программы, оплачивать перелеты и прочее. Легче собрать всех болельщиков и все команды в одном месте, которое определяется задолго до финала.

Новый формат Евролиги — инициатива прежде всего нью-йоркской компании IMG. Все нынешние изменения были оговорены еще в ноябре 2015 года, когда стороны заключили соглашение на 10 лет. По сообщениям СМИ, американский медиагигант получил долю в баскетбольной организации и также обязался выплатить $387 миллионов.

Полноценный регулярный чемпионат дает Евролиге очевидный плюс — все команды встречаются друг с другом по два раза. Предвкушение «Барселоны», «Реала», «Фенербахче» и других грандов взбудоражило даже Казань. Но каким будет интерес к «регулярке», когда все основные фавориты обеспечат себе место в плей-офф и начнут отбывать номер?

ПРИЯТНЫЕ МЕЛОЧИ

В прошлом году Евролига начала сотрудничество с испанской компанией First V1sion, которая дала турниру невероятную возможность улучшить трансляции матчей. Дело в том, что First V1sion встраивает в майки игроков камеры и перенаправляет картинку на экран. В прошлом сезоне технология была опробована на судьях, и было забавно смотреть, как баскетболисты подходили к арбитрам и высказывали свои замечания.

Кроме того, Евролига заключила соглашение с baresquare — компанией по диджитал-аналитике. Раньше сайт турнира мог порадовать только базовой статистикой, а самым навороченным показателем можно было считать «плюс-минус». Сейчас же планируется, что на аренах будут установлены дополнительные камеры, которые начнут считывать движения игроков, фиксировать, какие комбинации разыгрывают команды, и выдавать всю информацию на сайт и в мобильное приложение турнира.

Если уходить из диджитал-области, стоит упомянуть еще об одном изменении, которое приняла Евролига. Оно касается правил. Как и НБА, турнир делает попытки ускорить игру, сделать ее атакующей и зрелищной. Так, теперь защитник, прерывающий атаку и при этом намеренно не играющий в мяч, будет получать неспортивный фол.

ОТСУТСТВИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Здоровый организм при вмешательстве извне группируется, больной — рассоединяется. В тот момент, когда в НБА резко раздули платежные ведомости и огромное количество европейских звезд уехало в Штаты, начался второй этап войны УЛЕБ, проводящей Евролигу, с международной федерацией баскетбола (ФИБА). В начале века стороны соперничали за власть над клубным баскетболом. Победу одержала УЛЕБ. Теперь ФИБА попыталась вернуть себе клубы и даже хотела выкупить Евролигу, но не получилось.

Для понимания той работы, которую УЛЕБ проделала за последнее десятилетие, достаточно привести один факт. По результатам недавнего опроса университета Рамона Юлля среди 20 тыс. людей из 9 стран, выяснилось, что баскетбольная Евролига — второй по престижности спортивный турнир в Европе после футбольной Лиги чемпионов. Если говорить проще, клубный турнир — это вообще единственная нормальная вещь в европейском баскетболе. Формат международных соревнований нуждается в изменениях. ФИБА предприняла паническую попытку проводить турниры не в одной, а в нескольких странах. Но пока нет уверенности в том, что федерация может контролировать сразу несколько организаторов. Если на чемпионате Европы-2015 Франция собирала рекордные залы, то Хорватия провалилась и не создала никакого ажиотажа вокруг турнира.

Сейчас Евролига достаточно сильна, чтобы не обращать внимания на Лигу чемпионов ФИБА, но при этом нужно оглядываться на грозного заокеанского брата. В 2000 году бывший комиссионер НБА Дэвид Стерн заявил, что европейский дивизион лиги появится через 10 лет. В 2010 году Стерн снова сказал, что дивизион появится через 10 лет. Тренд ясен.

Накануне появилась информация о том, что Евролига может расшириться до 18 и даже 20 команд. И при этом турнир собирается брать не только клубы из Испании, Турции или России. Приоритетная задача — освоить рынок Франции и Великобритании. Именно на эти страны были направлены все последние попытки НБА начать свою европейскую экспансию. Пока американской лиге надо определиться, можно ли думать о дивизионе в НБА, когда больше половины прибыли уходит на зарплаты игрокам.