. Большинство участников акции протеста — соципотечники микрорайона «Салават Купере»

«Я ОПЯТЬ НАЧИНАЮ ГЖФ ТОПТАТЬ...»

Считающих себя обманутыми соципотечников каменный герой-революционер Мулланур Вахитов встречал сегодня в центре Казани довольно-таки мрачной погодой — проливным дождем. Это не остановило порядка полутора сотен человек, пришедших на площадь возле памятника. У этих людей, как сказал бы Владимир Ленин, назрела революционная ситуация. Низы не могут жить по-старому, вернее многим негде жить — своей квартиры нет, а верхи, получается, не в состоянии управлять по-старому, то есть выполнять свои обязательства. Даже когда сотрудники ДПС оштрафовали несколько идущих на митинг людей за переход дороги не по зебре, это было воспринято как препятствие властей волеизъявлению.

Большинство участников акции протеста — соципотечники микрорайона «Салават Купере». Хоть это словосочетание и переводится с татарского как радуга, настроение у собравшихся было далеко не радужное. Об этом сообщал плакат: «Салават Купере» — радуга наших слез!». У участников программы социальной ипотеки истории как под копирку: выиграли квартиру, заплатили, нам обещали, а обещанного больше трех лет ждем.

Медсестра Нурзиля Балобан говорит, что на очереди за квартирой уже почти 7 лет (видимо, поначалу она стояла в предварительном списке), надежда получить свое жилье до сих пор весьма призрачна:

«С 2008 года стою в очереди, бюджетник, работаю медсестрой. В декабре 2014 года выиграли квартиру в «Салават Купере» — 12-й квартал, дом 12/2. Все было прекрасно до мая месяца 2015 года. Стройка тогда приостановилась, а в августе просто встала. Стройка как не шла, так и не идет. Топтали не один пол. Нам предложили пойти на перевыборы, разрешили это только 12-му кварталу. Мы написали заявление, в итоге из всех домов открывается только четыре дома, в которых «трешек» нет или есть, но по более большой площади, которые я не могу потянуть. Я опять начинаю ГЖФ топтать, там мне добавляют один дом 10/7. А этот 10/7 не строят, а 12-й квартал вообще умер. Как стоял, так и стоит» .

Медсестра Балобан держит в руках плакат, на котором изображена купюра достоинством в 200 рублей, где находится фото ее недостроенного дома в 12-м квартале. Символично: как Казань не смогла закрепиться на новых банкнотах, так и у людей перспектива заселиться в свои «однушки», «двушки» или «трешки» так же отодвигается.

Дольщики держали плакаты с 200-рублевой купюрой, где изображены их недостроенные дома

МИННИХАНОВ — АБДУЛЛИНУ: «С ВАШЕЙ СТОРОНЫ, ТАЛГАТ МИДХАТОВИЧ, НЕДОРАБОТКИ»

Напомним, изначально власти обещали, что первые 11 домов в «Салават Купере» будут сданы в эксплуатацию еще в четвертом квартале 2015 года, однако на сегодняшний день из 22 домов сданы только четыре: № 13/5, 10/4, 13/3 и 10/6. Причиной послужили разногласия между фондом и подрядчиками по цене квадратного метра — в кризис стоимость стройматериалов выросла, и работать по старым сметам оказалось убыточно, уверяли строители. В результате летом 2016 года напуганные несоблюдением сроков дольщики принялись осаждать офис главы ГЖФ Талгата Абдуллина. Участники соципотеки потребовали объяснить, почему стройки вдруг заморозились, численность рабочих снизилась, а сроки окончания строительства и заселения по-прежнему не определены. Абдуллин же сообщил, что сдвинуть проблему с мертвой точки может новая схема работы, при которой деньги не будут перечисляться подрядчикам, а пойдут напрямую их поставщикам и рабочим на карточки. Такая система расчетов стала возможной после запуска с 1 июня биржевой площадки. Но отладка системы тоже оказалась сопряжена с затягиванием сроков.

На традиционном еженедельном совещании по жилью 26 августа Рустам Минниханов довольно жестко прокомментировал ситуацию с «Салават Купере». Во время демонстрации слайдов о ходе реализации строительных программ в Татарстане глава республики попросил министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирека Файзуллина приостановить доклад и дать пояснения по одной из позиций. «Шестой месяц подряд слышим обещания о том, что строительство „Салават Купере“ будет в порядке. На прошлой неделе подрядчики сказали, что у них никаких вопросов нет. Все понятно и по бирже, и по всему. А показатели не меняются. Почему такая ситуация?» — спросил Минниханов. Ситуация выравнивается, но динамики в графике не будет еще минимум две недели, сообщил глава минстроя РТ. «Сегодня только комплектация по стройматериалам и комплектующим пошла. Пока на площадке не будет всего необходимого, продолжить работу невозможно», — пояснил Файзуллин. Свое недовольство президент РТ высказал и Абдуллину: «С вашей стороны, Талгат Мидхатович, недоработки», — заметил Минниханов, попросив оперативней решать проблему с заселением людей.

От Абдуллина, в свою очередь, досталось подрядчикам — на очередном заседании штаба глава ГЖФ ругал многих из них за отсутствие четкого графика работ. Те, в свою очередь, жаловались на шероховатости, возникающие при работе с биржей, «тормозящей процесс». Согласно изначально заявленным планам, подрядчик «Ак таш» планировал сдать в этом году три дома и завершить работы в 13-м квартале, «ГрэйтСтрой» — завершить работы на домах 10/2, 10/5 и 10/7, ПСО «Казань» — на доме 11/4. В компании «Народный дом», определенной новым подрядчиком строительства дома 12/1 вместо «КамГЭСэнергостроя», сообщили, что сдать его в этом году также не планируют.

В ходе сентябрьской интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» Абдуллин дал понять, что причины беспокойства соципотечников ему непонятны. «Нас устраивает этот темп строительства! Кто три года прождал и не получил квартиру?» — риторически поинтересовался он, отметив, что ГЖФ гарантирует получение квартиры за этот срок тем, кто заключил с фондом договор. Он сообщил, что в 2016 году планируются к сдаче пять домов в «Салават Купере» (в 10-м, 11-м и 13-м микрорайонах) и два дома в микрорайоне М-14. И заверил, что проблем с деньгами у него нет — у фонда достаточно наличности на счетах, чтобы, если надо, оплатить стройку полностью. Вопрос лишь в разногласиях по ценам и отладке схемы работы.

. Изначально власти обещали, что первые 11 домов в «Салават Купере» будут сданы в эксплуатацию еще в четвертом квартале 2015 года, однако на сегодняшний день из 22 домов сданы только четыре

«ДЕНЬГИ ВНОСИМ И КАЖДЫЙ МЕСЯЦ ПЛАТИМ ЗА СЪЕМНОЕ ЖИЛЬЕ»

Микрорайон «Салават Купере» не единственный, где люди недовольны темпами стройки. На митинг приехали, к примеру, соципотечники из Альметьевска, казанцы из квартала М-14. Так Руслану Ибрагимову квартиру здесь на Оренбургском тракте обещали еще три года назад. Большую часть денег он внес, а квартиры нет:

«Выиграли дом в 2013 году, а он до сих пор не построен. Свои обязанности мы выполняем, деньги вносим и каждый месяц платим за съемное жилье. А они свои обязанности не выполняют. Сперва обещали дать квартиру в 2013-м, потом в 2014-м, потом в 2015 году, ну и наконец в этом. То ли специально делают, чтобы мы больше платили, ведь цена квадратного метра с каждым годом увеличивается. Недавно сообщили, что дом будет построен за 35 месяцев, то есть к концу 2017 года, построят ли — неизвестно» .

Стоявшая рядом с Ибрагимовым его потенциальная соседка Асия Гильмутдинова говорит, что сейчас в их доме идут внутренние работы, тепла нет:

«Мы за свою квартиру заплатили 2,5 миллиона рублей. Наш дом в «Салават Купере» расположен в 13-м квартале (13/4), и должны были его сдать еще в декабре 2015 года. Пока идет чистовая отделка. Сколько ни звонили по телефону, написанному на заборе, все время раздраженно отвечают, мол, зачем интересуетесь».

Понятно, что интересуются, потому что устали ждать. Ведь некоторые на очередь встали десяток лет тому назад. «Я выиграла дом в квартале 10/1, мне сказали, что в декабре 2015-го дом будет сдан, а в этом году не строится даже. Все бросили. На производстве с 2003 года стояла в очереди на получение жилья», — говорит Татьяна Рузавина.

. Соципотечники по степени отчаяния стремительно приближаются к обманутым дольщикам

ТРЕБОВАНИЯ МИТИНГУЮЩИХ

Жилье по социальной ипотеке, по молодежной программе, от производств — на митинге поочередно выступают люди. Среди обманутых соискателей квартир, судя по выступлениям, есть даже ветераны Великой Отечественной войны. Что называется, перед ГЖФ все равны — и стар, и млад. Напрасно ведущая собрания пыталась докричаться, чтобы к микрофону подошел представители властей или ГЖФ. Наконец зачитали документ «Требование участников митинга, ожидающих получения жилья в рамках государственных жилищных программ „Социальная ипотека“ и „Молодая семья“ Республики Татарстан». Бумага состоит из пяти пунктов. Требования не какие-то там фантастические:

1. Опубликовать на сайте ГЖФ при президенте РТ четкий помесячный график выполнения строительных работ, ввода в эксплуатацию, выдачи ключей и заселения строящихся домов в рамках государственных жилищных программ «Социальная ипотека» и «Молодая семья» по каждому дому отдельно.

2. Ежемесячно (не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным) публиковать на сайте ГЖФ при президенте РТ развернутый отчет по каждому дому о выполненных работах по всем видам работ) в соответствии с графиком строительства, с указанием процента готовности дома.

3. Ежеквартально проводить встречу с участием ответственных сторон за реализацию государственных жилищных программ «Социальная ипотека» и «Молодая семья» и строительство наших домов с приглашением на эту встречу представителей инициативной группы участников жилищных программ и СМИ с возможностью задавать интересующие нас вопросы по темпам строительства, наличии финансирования, своевременности закупки стройматериалов, наличии рабочих на стройплощадках, степени готовности по каждому строящемуся объекту отдельно и по жилым комплексам в целом.

4. Ввиду затягивания строительства не по вине участников государственных жилищных программ сохранить стоимость квадратного метра, установленную на момент розыгрыша квартир.

5. Ввиду некорректной работы и неэффективного проведения тендеров по определению наиболее низкой цены отменить закупку стройматериалов через биржу на объектах социальной ипотеки Республики Татарстан.

Что ж, похоже, острота ситуация вокруг ГЖФ переходит на новую стадию. Хотя ГЖФ по-прежнему утверждает, что никаких проблем с программой соципотеки нет, соципотечники по степени отчаяния стремительно приближаются к обманутым дольщикам. Пора становиться более открытым, Талгат Мидхатович?