Правило бумеранга может сработать для имама Закабанной мечети Сейджагфара Лутфуллина. По информации «БИЗНЕС Online», он может быть отстранен от своей нынешней должности, на этом настаивают во властных коридорах республики: там считают, что целый ряд заявлений имама дискредитирует Татарстан — не помогли даже профилактические беседы в аппарате президента РТ. В татарстанском муфтияте неохотно комментируют ситуацию, а сам Лутфуллин заявил, что удаляется из социальных сетей.
ПРАВИЛО БУМЕРАНГА
Как оказалось, вроде бы уже отправившаяся в архив история вокруг певицы Резеды Ганиуллиной, исполнявшей танец живота на территории мусульманских святынь Болгара, может получить неожиданное продолжение. По информации «БИЗНЕС Online», единственной жертвой информационного скандала в результате может стать 38-летний имам Закабанной мечети Казани Сейджагфар Лутфуллин, который и спровоцировал широкую общественную дискуссию и даже интерес правоохранительных органов к малоизвестной артистке.
Однако в отношении Сейджагфара хазрата может сработать правило бумеранга. Как сообщают источники нашей газеты в мусульманских кругах, светские власти республики очень недовольны тем, что история с клипом на песню «Җаным» вышла на уровень федеральных СМИ и даже едва не превратилась в ремейк дела Pussy Riot. Теперь Лутфуллин, известный своими эксцентричными заявлениями, например, призывавший бойкотировать концерт Элтона Джона в Казани и проклявший ГИБДД за камеры фиксации нарушений ПДД, может лишиться работы.
После высказываний о ГИБДД имама Закабанной мечети уже вызывали в аппарат президента РТ, где выразили резкое недовольство его публичными речами, которые дискредитируют республику как символ толерантности в стране. По данным «БИЗНЕС Online», мусульманский деятель обещал исправиться. Более того, якобы в недрах татарстанского муфтията есть расписка, собственноручно написанная Сейджагфаром хазратом, где тот обещает прекратить общение с прессой и удалиться из социальных сетей. Но певица Ганиуллина изменила его планы.
Теперь на высоком уровне требуют увольнения Лутфуллина. Причем есть неплохой повод сделать это без дополнительного скандала: именно сейчас все имамы республики проходят переаттестацию в ДУМ РТ, которая может быть использована как инструмент увольнения шефа Закабанной мечети.
МУФТИЙ РТ: «КТО УЙДЕТ, КОГДА ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ ИМАМОМ, — ЭТО ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ АЛЛАХА»
В самом ДУМ РТ не слишком охотно комментируют ситуацию, хотя и подтверждают. что публичные высказывания Сейджагфара хазрата отрицательно сказываются на имидже мусульманской уммы. «Кто уйдет, когда перестанет быть имамом, — это все зависит от Аллаха. Но несогласованные заявления — это, конечно, не приветствуется, — сообщил „БИЗНЕС Online“ муфтий РТ Камиль Самигуллин. — На данном этапе этими действиями занимается Приволжский мухтасибат. Дальше, если нужно будет, подключимся и мы».
Присоединяется к его словам и первый заместитель муфтия РТ, руководитель пресс-службы ДУМ РТ Рустам Батров. «Есть угроза, что высказывания хазрата вызовут обратный эффект — нанесут урон имиджу мусульманской уммы в целом. К сожалению, Сейджагфар хазрат делает свои заявления, не согласовывая с ДУМ РТ. Если вспомнить всю историю с его заявлениями, то они не всегда были однозначными, поэтому они по-разному воспринимаются общественностью, — говорит Батров и добавляет, что решение о возможном отстранении должен принимать районный мухтасибат. — У нас субординация, он находится в подчинении Приволжского и Вахитовского мухтасибата, такие вещи решаются первоначально на уровне мухтасибата, поэтому мы ждем, пока мухтасибат решит эту ситуацию». Сам мухтасиб Приволжского и Вахитовского районов, имам мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин от комментариев воздержался.
«Просим у Аллаха наставить на праведный путь, а Сейджагфара хазрата просим, чтобы Всевышний наставил на послушание вышестоящим и чтобы он сам стал образцом для своей паствы», — сказал «БИЗНЕС Online» известный исламский богослов Фарид Салман. По его словам, имам — это прежде всего дисциплина. «Время скандальных заявлений, скандальных рассуждений, громогласного топота мух — это время прошло. Надо прекращать. Мы не даем оценку кому-либо, ни живым, ни покойным. — уверен Салман. — Его [Сайджагфара Лутфуллина] заявление наделало достаточно много шума, нужно исходить из того, что певица сделала покаяние».
СЫН «ТАТАРСКОГО ЖИРИНОВСКОГО»
Между тем подобные осторожные заявления руководства ДУМ РТ можно понять. Несмотря на некоторую экстравагантность, Сейджагфар хазрат здесь на хорошем счету. Многие даже называют его образцовым мусульманским деятелем, одним из последних настоящих идейных имамов, которых интересуют не деньги, а именно служение. При этом Лутфуллин не был замечен в потворстве исламским радикалам, более того, активно разоблачал в Татарстане сторонников запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир».
Он сын легендарного первого имама Закабанной мечети Исхака Лутфуллина (1942 - 2007). В перестроечные годы тот первым в Татарстане в 1990 году открыл исламское учебное заведение — медресе имени 1000-летия принятия ислама, в течение 6 лет был его ректором. Но главная заслуга Исхака хазрата — восстановление мечети. Казанской умме он запомнился своей активностью, был инициатором передачи здания медресе «Мухаммадия» верующим, устраивал митинги, перекрытие улиц вплоть до момента возврата объекта ДУМ РТ. Лутфуллина-старшего за эпатажность называли еще «татарским Жириновским». Прямой, без церемоний и дипломатии он мог в лицо высказать человеку все, что о нем думает, и это невзирая на чины и положение в обществе. Но, как говорят друзья бывшего политрука, полковника Советской Армии в отставке, он, в отличие от сына, более тонко чувствовал грань между тем, что можно говорить, а что находится не в его компетенции.
Сын же продолжает не только религиозную деятельность отца, но и активно занимается благотворительностью, социальным служением. Приход под руководством Лутфуллина шефствует над детскими домами, помогает неимущим. Его характеризуют как бессребреника, лично помогающего людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.Многие коллеги считают, что экстравагантность не повод для увольнения, ведь сейчас Сейджагфар хазрат набирается мудрости. Ведь, как известно, в исламе умственная и интеллектуальная зрелость наступает в 40 лет. Ждать осталось немного.
Пока же Лутфуллин написал на своей страничке «ВКонтакте»: «Ассаламуалейкум вынужден закрыть страничку и удалиться с соц сетей. Спасибо всем за поддержку и дружбу. Приходите в Закабанную мечеть» (авторская орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.). И попутно обвинил в непрофессионализме прессу: «Я всегда говорил журналистам что каждый должен быть профессионалом в своем деле. Необъективная подача и искажение фактов — это показатель непрофессионализма самих журналистов и тот факт, что я как религиозно-общественный деятель, отказываюсь давать интервью тем или иным информационным изданиям или телевидению, еще раз доказывает отсутствия к ним доверия. Вот и приходиться им слизывать с частных страниц и изрыгать ненавистью и пре писывать несуществующее» (авторская орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.).
«ЛЮБОЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ДОЛЖЕН ИЗБЕГАТЬ ГРУБЫХ АГРЕССИВНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В АДРЕС КОГО БЫ ТО НИ БЫЛО...»
Одновременно у певицы Ганиуллиной, концерт которой на этой неделе был отменен филармонией им. Тукая, появился нежданный онлайн-защитник. Житель Санкт-Петербурга, журналист и переводчик Юрий Линник, разместил на своей странице в «Фейсбуке» текст обращения в ФСБ РФ и генеральную прокуратуру РФ, в котором назвал критические отзывы Лутфуллина в адрес Ганиуллиной «экстремизмом», а его стиль — «напоминающим угрозы исламских террористов».
Поводом для заявления в правоохранительные органы стал пост Лутфуллина, где он требует удаления видео на песню «Җаным». В заявлении имама Линник усмотрел признаки преступления, предусмотренного ст. 119 УК ФР («Угроза убийством») и ст. 282 УК РФ («Экстремизм»). «Гражданин Лутфуллин, используя агрессивные оскорбительные выражения, в которых явно прослеживается женоненавистничество (а это статья 282, оскорбление человека из-за его половой принадлежности), требует от певицы Резеды Ганиуллиной удалить из интернета свой видеоклип, который ему не понравился, — настаивает в социальных сетях защитник певицы. — В последнем абзаце гражданин Лутфуллин переходит к прямым угрозам, по стилю очень напоминающим угрозы исламских террористов: «В случае если вы не уберете свой клип, то в пятницу мы вместе с прихожанами будем просить защиты от таких оскорблений и посягательств и Я надеюсь что Аллах с.б.т. -Все слышащий не оставит наши молитвы и воздаст всем тем кто оскорбляет Его дома -а Он Всевышний скор в расчете.! (авторская орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.)»
Автор обращения в прокуратуру убежден, что заявление Лутфуллина — это «точная копия угрожающих посланий, распространяемых самыми опасными исламскими террористами, желающими убить какого-то человека или группу людей». В заключение обеспокоенный интернет-пользователь потребовал от правоохранительных органов проверить имама Закабанной мечети на предмет его связи с террористическими исламистскими группировками, а также привлечь его к уголовной ответственности по ст. 119 и 282 УК РФ.
«Любой религиозный деятель (особенно мусульманский) должен избегать грубых агрессивных высказываний в адрес кого бы то ни было, потому что такие высказывания запросто могут спровоцировать религиозных фанатиков на физическую расправу с этим человеком, — отметил Линник уже в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Особенно это касается ислама: когда какой-то исламский деятель публично заявляет что-то типа „Аллах тебя покарает“, то сразу возникает ассоциация с исламскими террористами». Вдобавок собеседник издания не приемлет оскорбления женщин: «Оскорбляя женщину, вы тем самым демонстрируете неуважение именно к ее женскому достоинству, то есть вы считаете женщину существом низшим, которому можно вот так грубить и которого можно вот так оскорблять („стриптизерша“ и т. п.)», — заметил Линник. По его мнению, в клипе Ганиуллиной нет ничего провокационного, поскольку снят он на фоне «архитектурного памятника», и в данном случае совершенно неважно, что этот «архитектурный памятник» используется как культовое здание, поскольку на видео здание мечети «используется как произведение искусства, а не религиозное сооружение».
Линник не упустил случая проявить свои филологические познания. «В тексте песни — ни слова о религии, там поется о земной любви, которую воспевали все величайшие поэты Востока. — заметил он. — Я как светский гуманист в принципе критически отношусь к любой религии, будь то православие, иудаизм, ислам или буддизм. Я считаю ошибкой нынешнего правящего режима заигрывание с религией».
Сама Ганиуллина, у которой после всех предшествующих событий отменили творческий вечер в филармонии им. Тукая, так отозвалась о своем оппоненте из мусульманской уммы в беседе с нашим корреспондентом: «Прежде чем оскорблять кого-то, нужно посмотреть на себя, все мы не без греха. Я и сама хотела иск подать на него [Лутфуллина] за клевету, за то, что замарал мое имя или как минимум получить от него извинения. Мне поступали и угрозы, чтобы меня наказать каким-то способом, и Лутфуллин у себя на странице, оказывается, тоже написал, что я должна понести какое-то наказание и что Всевышний расправится со мной в ближайшее время. Я это воспринимаю как угрозу. И в этом случае следственный комитет не заинтересовался моим состоянием, жива ли я вообще, здорова ли? Это мало кого волнует».
Между тем результатов проверки правоохранителями по факту появления в сети обросшего скандалами видео пока нет. «Проверка началась 22 сентября и пока идет», — заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя следственного комитета РФ по РТ Андрей Шептицкий. Письмо Линника, которое он пообещал отправить в генпрокуратуру, пока предположительно находится в федеральном надзорном ведомстве. В прокуратуру Татарстана обращение не поступало, сообщил корреспонденту издания старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 251
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.