На старте сезона у команды Билялетдинова нет ни игры, ни коллектива, ни прочного фундамента, который должны были заложить еще летом На старте сезона у команды Билялетдинова нет ни игры, ни коллектива, ни прочного фундамента, который должны были заложить еще летом

СЕЛЕКЦИЯ ДАЛА СБОЙ. В КОТОРЫЙ РАЗ

У «Ак Барса» на старте сезона проблем — вагон и маленькая тележка. Хотя если посмотреть на турнирную таблицу, может показаться, что все иначе. В своей конференции казанская команда идет на 4-м месте, а несколькими днями ранее и вовсе была второй. Однако цифры обманчивы. Во-первых, команда Зинэтулы Билялетдинова провела на несколько матчей больше конкурентов, во-вторых, от 4-го до 9-го места всего четыре очка: два поражения — и команда уже вне зоны попадания в плей-офф. Но и это, на самом деле, тоже не показатель. На проблемы нужно смотреть глобальнее, а реалии таковы, что на старте сезона у команды Билялетдинова нет ни игры, ни коллектива, ни прочного фундамента, который должны были заложить еще летом.

Последние два-три года селекция — главная проблема «Ак Барса». По большому счету за нее отвечают совершенно сторонние люди, и результат зачастую получается таким, что за голову хватаешься. Можно припомнить с десяток неудачных трансферов последних лет, при этом показательно, что никого к ответу так и не призвали и уже не призовут. С трудом можно назвать хотя бы один удачный трансфер менеджеров команды. Марек Дялога? Билялетдинов сам отказался от словака, впрочем, как и от Владимира Денисова, опытного защитника с лидерскими качествами, в котором сейчас нуждается «Ак Барс».

Необходимость исправлять ошибки трансферной кампании свалилась на голову генерального менеджера Равиля Шавалеева (справа) Необходимость исправлять ошибки трансферной кампании свалилась на голову генерального менеджера Равиля Шавалеева (справа)

До некоторого времени трансферными делами в казанском клубе занимались два человека — гендиректор команды Шамил Хуснутдинов и его протеже Рашид Хабибуллин. Именно они собирали команду этим летом. Результаты трансферной кампании можно подводить уже сейчас. Сезон стартовал только месяц назад, а в клубе уже судорожно ищут опытных защитников и пытаются закрыть легионерские позиции в атаке, собирая ударное звено. Все это свалилось на голову нового-старого генерального менеджера Равиля Шавалеева, пришедшего в команду в конце лета. Непонятно, на что рассчитывали в команде, собирая оборону из одних юных собственных воспитанников. Сейчас клуб вынужден срочно закрывать трещину в защите, подписывая финна Атте Охтамаа, который пока с трудом справляется с ролью надежного игрока обороны, а Билялетдинов укрепляет оборону...нападающим Михаилом Жуковым.

Станислав Галимов ещё до начала сезона проиграл конкуренцию казанскому воспитаннику и оказался совершенно не готовым к нормальной борьбе за место в составе Станислав Галимов еще до начала сезона проиграл конкуренцию казанскому воспитаннику и оказался совершенно не готовым к нормальной борьбе за место в составе

Есть вопросы и по вратарской линии: летом «Ак Барс» переподписал контракт со Станиславом Галимовым, и, казалось, что с вратарями проблем возникнуть не должно — эта позиция выглядела одной из самых сильных в команде, ведь есть ещё совсем юный Тимур Билялов. Но спустя месяц оказывается, что Эмиль Гарипов до конца не готов к роли первого номера, а Галимов еще до начала сезона проиграл конкуренцию казанскому воспитаннику и оказался совершенно не готовым к нормальной борьбе за место в составе. Тандема голкиперов нет, Гарипов как только понимает, что конкурент переигран, теряет нюх, а Галимов слишком эмоционально слаб, чтобы оправиться от удара, когда тренеры изначально делают ставку на оппонента. Билялов же молод и не готов играть за команду столь высокого уровня. Только лишь детально владея искусством селекции, можно было предугадать этот расклад... И тренер тут не виноват, наверное, хотя в клубе есть люди, которые пытаются повесить всех собак на Билялетдинова.

Эмиль Гарипов до конца не готов к роли первого номера Эмиль Гарипов до конца не готов к роли первого номера

ПОСЕРЕВШИЕ ИГРОКИ

Отдельный вопрос можно и нужно задавать игрокам. Несмотря на отсутствие звезд и явных лидеров, ничто не мешает быть «Ак Барсу» рабочей и боевой командой. Но для этого нужно именно биться, чего многие казанские хоккеисты не делают. Об этом «БИЗНЕС Online» говорил и финский экс-голкипер команды Мика Норонен, когда объяснял феномен перехода в «Ак Барс»: «Когда игрок переезжает в Казань, он понимает, что подписал контракт с топовой командой, в которой уже много хороших хоккеистов. И в какой-то момент игрок забывает, что нужно работать с усилием, даже если на самом деле в команде уже нет суперлидеров и мощного первого звена. Забывает, что именно он и должен работать, всегда думает, что другой парень сможет сыграть за него. А когда так думают все, ничего не работает».

Сейчас в «Ак Барсе» нет ни одного игрока, который бы играл без проблем. Казанцы проиграли Минску два дня назад, пропустили три шайбы за две с половиной минуты, и после матча можно выделить только Федора Малыхина, и только из-за заброшенной шайбы. Игровых сложностей много у всех звеньев, игроки ошибаются в простых ситуациях, не могут правильно раскатиться в атаку из-за постоянно сбиваемого ритма. Защитники либо медлят, либо торопятся, когда отдают шайбу на ход, нападающие просто катаются по площадке, не понимая, что в постоянный бег играть не нужно.

Измученный травмами Михаил Варнаков не забивает уже 30 официальных матчей и вообще выглядит оторванным от происходящего Измученный травмами Михаил Варнаков в этом сезоне забил только одну шайбу и вообще выглядит оторванным от происходящего

Много вопросов к самым дорогостоящим игрокам. Измученный травмами Михаил Варнаков за 5 лет контракта с «Ак Барсом» должен получить 500 млн. рублей, но бывший лидер нижегородского «Торпедо» в этом сезоне забил только одну шайбу и вообще выглядит оторванным от происходящего. Варнаков никогда не был особо эмоциональным, но в Казани его вообще редко видели улыбающимся, будто его сильно что-то беспокоит. Звено Владимира Ткачева теперь играет через раз, 33-летний Александр Свитов старается, но он сейчас больше лидер в раздевалке, нежели на льду. О защитниках уже и так много сказано, как и о вратарях, но они в итоге оказываются заложниками ситуации. Глупые решения, глупые потери, ошибки на ровном месте — все это большая проблема «Ак Барса» в данный момент. Игроки постепенно превращаются в серую массу, теряя способность ускориться в нужный момент, показать что-то слаженное и правильное. Масштаб неуверенности в себе зашкаливает даже у некогда успешных хоккеистов.

 33-летний Александр Свитов старается, но он сейчас больше лидер в раздевалке, нежели на льду 33-летний Александр Свитов старается, но он сейчас больше лидер в раздевалке, нежели на льду

СЛАБОСТЬ МЫСЛИ

Как выйти из кризиса? Разговоры и собрания проводятся после каждой игры, но они уже не помогают. А другие способы воздействия сейчас просто недоступны — в составе такие проблемы, что некого ни посадить в запас, ни спустить в ВХЛ, показав таким образом, кто хозяин в доме. Некому урезать контракты, нечем пугать хоккеистов с новыми соглашениями на руках. Но чтобы найти путь выхода из сложной ситуации, нужно понять ее причину. И главнее тренера здесь ничего быть не может.

Нынешний сезон показывает, что неудачи «Ак Барса» — это не обидное стечение обстоятельств, а большая системная проблема. Казанская команда играет в хоккей, который не может принести победы в чемпионате. Залог успеха — это некий сплав постоянного движения, которое показывает ЦСКА, и определенной академичности, которую иногда позволяет себе СКА. Но у «Ак Барса» нет кадров, чтобы играть во что-либо подобное. Физически казанцы не готовы носиться весь матч, да и Билялетдинов не готов отказаться от всех своих наработок в пользу постоянного движения только вперед. А играть на паузах и раскатывать, как делают в «Салавате Юлаеве» или «Металлурге», невозможно, когда нет звезд. Есть еще вариант «Йокерита», который играет в контроль шайбы и грамотный отбор, но для этого «Ак Барсу», кажется, не хватает тренерской мысли и смелости.

Хоккей Билялетдинова уже давно не самый прогрессивный в стране, хотя раньше было именно так, а в этом сезоне уже две команды показали, как его разрушить Хоккей Билялетдинова уже давно не самый прогрессивный в стране, хотя раньше было именно так, а в этом сезоне уже две команды показали, как его разрушить

Хоккей Билялетдинова уже давно не самый прогрессивный в стране, хотя раньше было именно так, а в этом сезоне уже две команды показали, как его разрушить. ЦСКА и «Локомотив» полностью разобрали «Ак Барс», не дав ему сделать ничего, причем сами не прилагали суперусилий. У главного тренера казанцев нет новых идей и способов решения проблемы — он меняет вратарей, иногда заявляет по пять троек нападения, но это не меняет сути игры. Тактически «Ак Барс» обучен слабо, раз допускает постоянные провалы и потери, а потом страдает из-за голов с пятака. Билялетдинов раньше никогда не испытывал таких серьезных проблем в обороне, но нынешнее ее состояние не похоже на работу бывшего защитника «Динамо» и сборной СССР. Создается впечатление, что тренер уже просто не знает, как останавливать чужие атаки и вскрывать соперника, получив в распоряжение такой состав.

Но кто виноват в стагнации хоккеистов в Казани? Варнаков считался одним из самых быстрых нападающих лиги, но сейчас он даже со своими огромными бедрами редко может убежать один в один. Молодежь не прогрессирует, качественно не растет никто, и даже Ткачев в этом сезоне остановился в развитии. В клубе не дают игрокам новых мыслей, от которых у них горели бы глаза, тренерский штаб все время в поиске чего-то невесомого, что передается коллективу.

Дамир Мусин сильно сдал в начале этого сезона Дамир Мусин сильно сдал в начале этого сезона

«Ак Барс» на данный момент — самая пропускающая команда в первой восьмерке на Востоке. Еще несколько сезонов назад в это трудно было бы проверить, но сейчас это факт. Да, оборона молодая, много собственных воспитанников, но кто как не Билялетдинов должен помогать им, обучать и разжевывать? В итоге прекращают рост даже молодые игроки обороны, которые еще недавно, казалось, будут стучаться в сборные. Дамир Мусин сильно сдал в начале этого сезона, много ошибается Михаил Сидоров, который неплохо выглядел в конце прошлого сезона, а Зията Пайгина Билялетдинов вообще не видит в составе. Тренер должен лично работать с молодыми игроками, помогать и объяснять, но в конечном итоге ему проще пригласить Никиту Черепанова из «Локомотива», который, справедливости ради, вполне может вырасти в хорошего защитника.

ДОРАБОТАТЬ ДО КОНЦА

Большая проблема сейчас в нехватке взаимопонимания между игроками и тренерским штабом. Новый помощник по работе с нападающими Александр Смирнов вообще выглядит первым кандидатом на замену. Тренер должен работать с атакой и ставить большинство, но результата нет, а хоккеисты им недовольны. Добиваться успеха в разрозненном коллективе, состоящем из группировок, очень сложно. Молодые общаются с молодыми, легионеры всегда держатся отдельно, самые опытные хоккеисты существуют в команде сами по себе.

С такой игрой и внутренними проблемами Билялетдинову будет сложно даже доработать сезон в «Ак Барсе» до конца С такой игрой и внутренними проблемами Билялетдинову будет сложно даже доработать сезон в «Ак Барсе» до конца

Возможно, в какой-то момент ситуация наладится, и эти временные трудности сойдут на нет. Например, в удобный момент календаря «Ак Барс» все-таки одержит больше трех побед подряд, вернутся травмированные, и настроение в команде улучшится. Однако главный вопрос на данный момент — качество хоккея, который показывают казанцы, и он совсем не меняется. Как показывает практика, не меняется и Билялетдинов, а нынешняя ситуация совсем может его выбить из колеи. Тренер привык видеть вокруг себя врагов и вешать проблемы на вратарей, но сейчас от него отворачивается вся команда. По игре хорошо видно, что игроки уже перестают верить в систему.

А с такой игрой и внутренними проблемами Билялетдинову будет сложно даже доработать сезон в «Ак Барсе» до конца, если сейчас не попытаться что-то изменить, ведь время еще есть. По данным наших источников, вопрос об отставке тренера на самом верху не стоит, но разговоры в кулуарах на среднем уровне уже идут.