«С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО, Я НЕ ЗНАЮ. МОЖЕТ БЫТЬ, ПЕРЕД ВЫБОРАМИ?»

Успехи ярмарочной торговли, стартовавшей в выходные в Казани и Набережных Челнах, похоже, сильно впечатлили первого замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николая Титова. Народ на них валит большими толпами, очищая прилавки с некоторыми особо дефицитными товарами уже к 8 - 9 часам утра. За два ярмарочных дня было завезено продукции на 120 млн. рублей.

«С чем это связано, я не знаю, может быть, перед выборами?» — подколол журналистов замминистра. Впрочем, он напомнил, что в 2015 году на 34 субботних сельхозярмарках было продано товаров на 1,5 млрд. рублей. Еще 700 млн. рублей выручки принесли 17 ярмарок, прошедших зимой и весной этого года. Секрет успеха, естественно, в относительно невысокой цене на продукты и доступности ярмарочных развалов. «Рекомендованные министерством цены на сельхозпродукцию вполне демократичные и более доступные по сравнению с торговыми сетями. В среднем разница составляет 20 - 30 процентов, но цены на овощную продукцию разнятся кратно», — нахваливал ярмарки Титов.

От фермеров, желающих встать за прилавок, также нет отбоя. Если раньше торговать сельчан загоняли в административно-приказном порядке, то сейчас те уже распробовали рынок и сами стремятся попасть в пул казанских и челнинских торговцев. Все 14 точек закреплены за определенными районами РТ, а желающие к ним присоединиться теперь пишут письма в адрес минсельхозпрода РТ.

«Мы смотрим, действительно ли он является производителем той или иной продукции, пробиваем на качество. Мы уже знаем, кто и как торгует — друг другу мы уже на каждой площадке примелькались, — говорит замминистра. — В последние годы фермеры и наши сельхозтоваропроизводители приезжают на ярмарки уже с желанием. Это дополнительная возможность реализовать собственную продукцию по приемлемым ценам, с учетом того, что в торговые сети малым формам хозяйствования попасть сложновато, надо это признать».

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, насколько выгодна торговля для самих сельчан, Титов не смог назвать каких-то конкретных цифр о прибыли/убытках. Но дал понять — маржа есть, иначе фермеры бы не рвались к прилавкам. «Никакого прессинга нет, ребята нарабатывают опыт продажи собственной продукции, каждый день поступают заявления от крестьянско-фермерских хозяйств», — добавил Титов.

За два ярмарочных дня было завезено продукции на 120 млн. рублей

«УЖЕ НЕ СРАВНИТЬ, КАК РАНЬШЕ МЫ ТОРГОВАЛИ — С МАШИН С ГРЯЗНЫМИ БОРТАМИ»

Ажиотажным спросом пользуется у горожан сахарный песок, картофель, овощи, сыры, сливочное масло и молочная продукция. Их народ сметает с полок в первую очередь. Например, сахар и картошку порой уже бывает сложно купить любителям поспать субботним утром. Качество продукции, как заверяют в минсельхозпроде, растет. Если в прошлом году на ярмарках были обнаружены факты продажи фальсифицированной молочной продукции, когда под видом масла продавался спред, то сегодня с этой пагубной практикой покончено, заверяет замминистра.

«Мы совершенствуемся, мы учимся. Уже не сравнить, как раньше мы торговали — с машин с грязными бортами. Сегодня требования повышаются, закуплены палатки, столы, чистые скатерти. Есть медкнижки, документы сопроводительные, единые ценники», — продолжал расхваливать преимущество ярмарочной торговли Титов.

Он пояснил, что за каждой торговой точкой закреплены конкретные лица. «Так что не нужно расстраиваться, если вам не досталось навоза или соломы для кормления кроликов», — успокаивал он. Журналисты, собравшиеся в зале заседаний кабмина, восприняли это как должное. А замминистра еще и добавил, что желающие могут оставить заявку — и навоз будет привезен по оставленному адресу...

Минсельхозпрод РТ в этом году по-прежнему будут возмещать из бюджета РТ транспортные расходы сельхозтоваропроизводителей. К примеру, в прошлом году на бензин и солярку для участников ярмарок было потрачено 29 млн. рублей. «Практически продукция продается по себестоимости», — заверил Титов.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», он подчеркнул, что эта мера действует, разумеется, только для производителей из Татарстана. Желающих торговать на ярмарках достаточно и из соседних регионов, но им путь на прилавки закрыт.

Согласно распоряжению кабмина РТ, ярмарки продлятся вплоть до 24 декабря включительно. Однако традиционно после Нового года их продлевают. Всего в Казани открылось 10 торговых площадок, еще три — в Челнах и одна — в «Новой Туре» (см. справку).

Ажиотажным спросом пользуется у горожан картофель, овощи, сыры, сливочное масло и молочная продукция. Их народ сметает в первую очередь

«НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ МЫ НАЧАЛИ ЭТИ МЕРОПРИЯТИЯ!»

Новшество этого года — шатровые ярмарки, которые будут работать не по субботам, а постоянно. Первая ласточка появилась в эти дни на улице Лаврентьева в Казани. По планам всего их в столице будет 7 — по одной в каждом районе, запустить их планируется также в этом году. Титов подчеркнул, что устанавливают палатки по личному поручению президента РТ Рустама Минниханова. В свою очередь о новых рынках сбыта главу республики попросили фермеры республики, которые устали биться в закрытые двери крупных торговых сетей.

Как сообщалось на одном из деловых понедельников в исполкоме Казани, строительство крытых шатров в городе обойдется бюджету РТ в 22 млн. рублей. Крытые ярмарки будут предназначенные не только для торговли на них фермерами, горожане также смогут реализовать на них излишки выращенной на своих садовых участках продукции. Шатры раскинутся в самых намоленных в торговом плане местах Казани: на улице Фучика, в 10-м микрорайоне в Приволжском районе, на улице Батыршина в Кировском районе, на улице Дементьева — в Авиастроительном.

На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, не станут ли шатры откатом к нестационарной уличной торговле, с которой яростно боролись всего пару лет назад, Титов стал защищать свое детище, поясняя, что ярмарки — это проект социальный, нужный для народа. Мол, бабушек там и чаем бесплатным напоят с блинчиками, и развеселят народными песнями-плясками. Любопытствуем вслед: не проще ли было бы раз и навсегда договориться с торговыми сетями о приоритете в продаже татарстанской продукции?

«Не от хорошей жизни мы начали эти мероприятия. Войти в торговые сети, взаимодействовать с мелкими товаропроизводителями крупные торговые сети не хотят. Они на нас смотрят, извините, как на муравьев!» — привел Титов образное сравнение. Сетям нужны объемы — и большие объемы. Так что в супер- и гипермаркетах ярмарочных цен добиться не удалось бы, полагают в минсельхозе.

Стоит отметить, что, как ни крути, но в общем товарообороте подобные ярмарки — капля в море. По данным статистики, за первое полугодие 2016 года в РТ объем оборота розничной торговли пищевыми продуктами составил 182 млрд. рублей. А продукции на ярмарках за зиму-весну продали, напомним, на 700 миллионов, то есть доля их в снабжении татарстанцев пищей составила 0,38%.

Крытые ярмарки будут предназначенные не только для торговли на них фермерами, горожане также смогут реализовать на них излишки выращенной на своих садовых участках продукции

«СЕТИ?.. СНАЧАЛА ГОВОРЯТ, ЧТО ПОМОГУТ! А ПРИВЕЗЕШЬ ПРОДУКЦИЮ — ДЕЛАЮТ ШАГ НАЗАД»

Олег Власов — гендиректор агропромышленного парка Казани:

— Сельскохозяйственных ярмарок ждут целое лето. Ожидания покупателей и по цене, и по качеству в большинстве своем оправдываются. В эту субботу в агропарке у нас было 350 точек на ярмарочной площади и 400 — внутри зала. Задействовали даже волонтеров, которые доставляли до автомобиля продукты. Словом, это уникальная возможность выбора по цене и качеству.

Ярмарки для сельчан — хорошая возможность подзаработать. Другое дело, насколько хватит этого товара. В морозы уже невозможно будет торговать в шатрах. Думаю, у фермерских хозяйств нет мощных складских помещений, овощехранилищ. За этим надо следить. И нужно следить за качеством продукции, потому что перегибы на местах случаются, конечно, когда председатель хочет выставиться достойно, с большим количеством шатров. В определенный период продукции не хватает. Когда начинается искусственное высасывание из пальца и люди едут со своими баночками, это лишнее. Все должно быть добровольно и на коммерческой основе.

В договоры с сетевыми компаниями не верю. 6 лет занимался продвижением продукции РТ в сетевые компании, помню, как встречался с руководителями. Сначала все соглашаются и говорят, что помогут, а затем делают шаг назад, когда привозишь продукцию. Соответствовать требования сетевых компаний достаточно сложно. То диаметр не тот, то размер не подходит. Начинается торг, и тогда предлагают взять товар по заниженной уже цене. Сетевая компания всегда найдет, как с сельхозника дополнительно что-то стрясти. Бывают, конечно, исключения. Наши республиканские сети некоторые, например, «Бахетле» честно работает с фермерами, пытается найти точки соприкосновения.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств:

— Популярность сельхозярмарок у горожан связана с ценами — они несущественно, но отличаются от тех, которые на полках торговых сетей и отчасти рынков . Но покупатели торгуются — и, по всей видимости, фермеры уступают им. Играют роль и гарантированное качество предлагаемой продукции, и возможность выбора. В ассортимент, который мы предлагаем, входят картофель нескольких сортов, морковь, лук, мясо. Право выбора остается за потребителями.

Инициаторами открытия ежедневных шатровых ярмарок стали мы совместно с министерством сельского хозяйства. К тому же эту программу поддержал президент РТ. Город тоже отнесся доброжелательно. Видим, что возле рынков, торговых сетей сидят с товаром по большей части селяне из близлежащих районов, поэтому и предложили вести торговлю цивилизованно в соответствующих местах. Шатровые рынки, думаю, заслужат внимание сельхозтоваропроизводителей, а также садоводов. От уличной торговли это будет отличаться культурой — никаких картонок и ящиков. Будут созданы условия для торговли по безопасности, экологии, качеству продукции, обязательно будет ветеринарное сопровождение. При этом все должно быть организовано так, чтобы не было дополнительных плат с торгующих дедушек и бабушек.

Кабала приходит, когда продукция отдается посредникам. В итоге последние получают столько же, сколько тот, кто год выращивал бычка, ухаживал за ним. Это нормально? Поэтому государство дает возможность в виде сельхозярмарок. Если есть возможность выехать и встать за прилавок, то пожалуйста. Если нет, то мы создали сельскохозяйственный потребительский кооператив, который закупает и продает продукцию. Все на добровольной основе, силовые и административные методы здесь не работают.

Сотрудничество с торговыми сетями вполне возможно — на кооперативной основе. Но они на импортные товары были ориентированы при создании бизнеса, снимали большие сливки. Исходя из этого рассчитывалась штатная единица, соответствующая оплата за счет увеличения цены, а мы против этого. С одной стороны, государство должно регулировать это экономически по опыту других стран. Думаю, настанет тот день, когда наши товары будут востребованы на прилавках торговых сетей. Для этого и создается сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов в муниципальных районах.

«ЭТУ ТОРГОВЛЮ ВЫГОДНОЙ НЕ НАЗВАТЬ. НО НЕВЫГОДНО БУДЕТ, ЕСЛИ ПРОДУКТ ПРОПАДЕТ СОВСЕМ!»

Мурат Сиразин — фермер:

— Сегодня крестьян ставят перед фактом — либо за бесценок отдаешь перекупщикам, либо реализуешь по приемлемым ценам. Сельхозпроизводителям частично компенсируют транспортные расходы. Эту торговлю нельзя назвать выгодной. Но невыгодно будет, если продукты совсем пропадут.

Много ли покупателей? Полно! Ночью накануне открытия торговли в агропарке невозможно было подъехать, все забито было частными машинами. Морковь, капусту, овощи, мясо мешками увозили!

Конечно, на ярмарках цены частично ниже, чем на суррогатные продукты в магазинах. Да, в магазинах лежат красивые куры, но в них 40 процентов фосфата. Производители зарабатывают на этом, отсюда и аптеки. А на ярмарку везут свое, и к тому же ни один фермер испорченный продукт не привезет. Мы сами заинтересованы в личном контроле, а ветеринарный контроль превратился в рэкетеров.

Ирек Хамадишин — фермер, птицевод, председатель союза фермеров-птицеводов РТ:

— Сельхозярмарки хороши низкой ценой и экологически чистыми продуктами фермеров. Каждой осенью горожан обеспечиваем дешевой продукцией, тем более ветеринарный контроль на точках действует. Конечно, это не всегда выгодно производителю. Например, в Казань приезжаю, но дорогу не компенсируют. Некоторым, бывает, оплачивают... Но я теперь отправляюсь в Набережные Челны — ближе. Поскольку у меня птицеводческая ферма, я езжу на гусиную ярмарку. На простых продажи не так велики, а сотрудничать с торговыми сетями и правда очень тяжело. Я сейчас пытаюсь, но бумажная волокита мешает. Считаю, что они сами должны идти навстречу, специальные формы договоров составлять.