«СОХРАНИТЬ И ПРИУМНОЖИТЬ БОГАТОЕ КУЛЬТУРНОЕ И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ»

В Свияжске в минувшие выходные прошел республиканский фестиваль православного искусства кряшен «Бермянчек бакчасы» («Вербицы сад»). Благословение на проведение фестиваля дал сам митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. От его имени гостей фестиваля поприветствовал благочинный по Зеленодольскому району протоиерей Святослав.

«Добрый день, иптәшләр, исәнмесез!» — обратился он к собравшимся на татарском. И продолжил: «В условиях современного мира массового потребления очень сложно сохранять свою культуру… И мы понимаем, какая на нас огромнейшая ответственность — сохранить и приумножить богатое культурное и духовное наследие народов», — подчеркнул протоиерей важность проведения фестиваля.

«Арулармысыз, туганнар?» — особое, присущее только кряшенам, приветствие прозвучало от руководителя исполнительного комитета общественной организации кряшен Республики Татарстан, заслуженного работника печати и массовых коммуникаций Республики Татарстан, главного редактора общественно-просветительской газеты «Туганайлар» Людмилы Белоусовой. Она зачитала обращение председателя организации Ивана Егорова к участникам и гостям фестиваля.

«ЛЮДИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ К ИСТОКАМ, ОСОБЕННО ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ»

Фестиваль посвящен 180-летию кряшенского просветителя протоиерея Василия Тимофеева — основателя Казанской центральной кряшено-татарской школы, педагога, переводчика православной культуры на кряшенский письменный язык. Его младший брат, Игнатий Тимофеев, пошел по той же стезе, но только в Челябинской области: он вел свою просветительскую и православную миссию среди нагайбаков — казаков-кряшен Южного Урала. Поэтому неслучайным стало участие в фестивале и фольклорного ансамбля нагайбаков из Челябинской области.

К слову сказать, накануне в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка «Традиционная культура нагайбаков Южного Урала», которая стала первым масштабным мероприятием в России за пределами Челябинской области, посвященным нагайбакской культуре.

Пока ведущие проводили параллели в деятельности братьев Тимофеевых с Кириллом и Мефодием, а бабушки из ансамбля готовились подняться на сцену, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала у руководителя делегации нагайбаков Татьяны Тихоновой, как им живется в далеких от Татарстана краях. «Люди у нас в области очень сильно удивляются, когда узнают, что я нагайбачка. Спрашивают: это кто, татарка или башкирка? И не то, и не другое. Мы — нагайбаки —сородичи кряшен по религии, языку и культуре», — рассказала Татьяна. — Неслучайно мы относимся к категории малочисленных народов России — нас с каждым годом становится все меньше, но в последнее время радует, что интерес к родной культуре растет, люди возвращаются к истокам, причем не только взрослые, но и дети, молодежь».

Преемственность поколений особенно заметна, если посмотреть на возраст участников «Бермянчек бакчасы»: от младшего школьного возраста до тех, кому за 80. И те, и другие чувствовали себя уверенно, комфортно, демонстрировали знание традиций, недюжинный артистизм и талант во всем — от песни до обрядовой сценки или танца.

Тем временем на сцену, сменяя друг друга, поднимались самодеятельные кряшенские ансамбли из Заинска, Елабуги, Альметьевска, Казани Тукаевского, Тюлячинского, Кайбицкого и Кукморского районов Татарстана, Самарской и Челябинской областей. Дети исполняли церковные православные песнопения на кряшенском церковном языке, а старшие показывали со сцены праздничные обряды Масленицы «май чабу атнасы», где круглые блины обязательно должны быть с ровными краями, напоминающими солнце, и обряды Пасхи.

Яркими и запоминающимися были национальные костюмы участников. Традиционная для кряшенского наряда клетка, расшитые фартуки, украшения из монет. В этой пестроте костюмов один из них привлек особое внимание корреспондента «БИЗНЕС Online»:

— У нас на головном уборе изображена лапка белого гуся — эмблема елабужских кряшен. И ансамбль наш так и называется — «Ак каз» («Белый гусь»). Ему на следующий год исполнится 30 лет, — объяснила руководитель ансамбля Нина Елизарова-Салимуллина.

Помимо участников, много было и зрителей. Нам встретились, к примеру, гости из Израиля и Германии. А один из наших собеседников рассказал, что на прошлой неделе они с семьей переехали в Татарстан из Ижевска, чтобы работать в Иннополисе.

— А вот мы специально приехали на фестиваль из Казани! — рассказала пожилая семейная пара, Вера и Валерий. — У нас дача тут неподалеку. Увидели рекламу по телевизору и решили приехать.

— А раньше слышали о кряшенах?

— Слышали, конечно. А вообще, когда мы когда росли, у нас была одна нация — советский народ. У нас друзья и татары, и русские, и кряшены — все национальности. Татары поздравляют нас с христианскими праздниками, мы их — с мусульманскими, и живем очень дружно. Как тогда, так и сейчас, никаких границ нет ни в культурном, ни в бытовом вопросе.

Это подтвердила и Люция Васильевна, приехавшая с мужем на фестиваль в качестве зрителя также из Казани:

— У меня папа — кряшен, мама — татарка. Выросла я в татарской деревне. В татарской деревне меня считали кряшенкой, в кряшенской — татаркой. А я всех обхитрила — вышла замуж за мишарина! — смеется женщина.

— А себя кем больше ощущаете?

— Счастливой!

«МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ФЕСТИВАЛЬ СТАЛ СИМВОЛОМ ОБЪЕДИНЕНИЯ МАЛЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ НАРОДОВ НАШЕЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИИ»

Примечательно, что любителей фольклора не спугнула даже плохая погода. Да, дождя не было, но промозглый осенний ветер пронизывал до костей. Весьма кстати в этот момент на сцену поднялся Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек». Некоторые прямо перед сценой пустились в пляс — заводная музыка тому способствовала. «Молодцы, согрели!» — рассмеялся кто-то из зрителей, которых здесь собралось около двух сотен.

Идея проведения фестиваля такого формата принадлежит этномузыкологу, заслуженному деятелю искусств Республики Татарстан Геннадию Макарову, долгие годы изучающему этнографию, фольклористику и музыкальные традиции кряшен и пропагандирующему их культуру. Он подчеркнул, что поддержка традиций — важная задача, а их укрепление — залог прочности нравственных ценностей, морали, патриотизма.

Надежду на то, что фестиваль станет ежегодным, выразила и Людмила Белоусова: «Свияжск — это и туристический центр, и центр православной культуры Татарстана, поэтому проведение здесь фестиваля не случайно, мы планируем, что он станет символом объединения малых православных народов нашей республики и России, — отметила она. — На этом наши мероприятия, посвященные памяти Василия Тимофеева, не заканчиваются — в конце сентября пройдет научная конференция в Челябинской области. Решается вопрос об установке мемориальной доски на здании кряшено-татарской школы по улице Ершова», — поделилась ближайшими планами общественной организации кряшен Республики Татарстан с «БИЗНЕС Online» руководитель исполнительного комитета.

0+