В парламенте РТ накануне живо обсуждалась тема импортозамещения, а также «апрельские наказы» Рустама Минниханова о продовольственной безопасности республики. Почему огурцы «Майского», попадая в торговые сети, становятся золотыми, кто саботирует продажу татарстанской продукции в Альметьевске и какую долю местных продуктов на полке власти считают нормальной, узнавала корреспондент «БИЗНЕС Online».
Тахир Хадеев (справа)
«ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СЕТИ ПО-РАЗНОМУ СЕБЯ ВЕДУТ В РАЗНЫХ ГОРОДАХ»
На совместном заседании комитета по экологии накануне обсуждались итоги реализации госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РТ на 2013 - 2020 годы» за первое полугодие 2016 года, а также вопросы импортозамещения.
Традиционно с пространной речью вначале выступил глава комитета Тахир Хадеев. Он напомнил, что 3 июля были приняты изменения в ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ», который направлен на поддержку отечественных производителей. Он рассказал о сути закона и о том, как в Татарстане приступили к его реализации. По словам Хадеева, он проехался по семи районам, провел ряд встреч как с поставщиками, так и с торговыми сетями. Речи о любви и дружбе первых и вторых пока не идет, но о некотором потеплении отношений говорить уже можно.
Главным успехом закона стало снижение максимального размера вознаграждений, которые торговые сети могут требовать от товара. «Было до 10 процентов, стало до 5 процентов от цены приобретенных товаров», — порадовал Хадеев. Но тут же оговорился, что поставщики в серьезные перемены с так называемыми входными бонусами не верят: мол, будут все равно закладывать свою маржу, просто другим путем.
Проблемой остается «мясной демпинг» со стороны таких стран, как Бразилия, Парагвай. «Иногда сети спрашивают цену на продукцию без особых требованияй к составу продукта. Например, для производства сосиски в тесте цену просят не дороже 85 рублей. Как можно сделать сосиску за 86 рублей? Самое главное для них — цена», — пожаловался Хадеев.
Далее он перешел к критике уже местных властей. «Представители одной и той же сети по-разному себя ведут в разных городах. Мы приятно были удивлены в Набережных Челнах: по каждой группе товаров 70 - 90 процентов — произведенные в РТ товары. Но в то же время, когда мы зашли в Альметьевск, то увидели, что там 30 процентов», — недоумевает Хадеев. «Это показывает, как лакмусовая бумажка, отношение исполнительных комитетов к данному вопросу», — заключил глава комитета.
Ришат Хабипов
«ЧТО, ВАГИЗ ВАСИЛОВИЧ, НЕИНТЕРЕСНО?»
Позже замминистра сельского хозяйства РТ Ришат Хабипов рассказал, как обстоят дела в среднем по республике. Так, отмечается рост удельного веса татарстанской продукции в общем объеме продаваемых товаров в торговых сетях. 100% купленного жителями республики хлеба, 97% катыка, 72% кефира и 65% нежирного творога произведено в РТ. Удельный вес местной сметаны в магазинах составляет 58%, молока — 57%, сахара — 52%, курицы — 46%. Меньше всего доля у яиц (37%) и масла (30%). Рост по всем товарам составляет от 3% до 14%. Причем самый большой отмечается по творогу, катыку и кефиру — 14%, 10% и 10% соответственно. Спасибо, видимо, надо сказать владельцу УК «Просто молоко» Марату Муратову. Однако при этом самый маленький прирост по молоку — всего 3%. В то же время, по данным опроса, 89% покупателей ратуют за то, чтобы приобрести татарстанскую продукцию, отметил Хабипов.
«В татарстанских магазинах необходимо наличие не менее 25 процентов нашей продукции, 50 процентов — еще лучше. Нужно отстаивать свои интересы», — заявил Хадеев, увидевший эти цифры на слайдах.
В числе проблем, которые препятствуют вхождению местных товаров на полки магазинов, были названы низкая информированность МСБ, нехватка рекламы. «Если по качеству продукции мы ничем не уступаем импортным аналогам, то в части упаковки, логистики, активной работы маркетинговых служб предприятий нам есть куда стремиться», — считает замминистра.
Практически в унисон ему вторит и глава комитета, мол, не дело это, что при магазинной цене молока 40 - 60 рублей за литр татарстанские производители видят из них лишь около 18 рублей. А ведь речь идет об огромных объемах — умножьте эту сумму на 1,1 млн. тонн продаваемого в РТ молока!
«Огурцы длинноплодные весной в торговых сетях стоили 179 рублей, а тепличный комбинат „Майский“ реализовал их за 64 рубля. То есть превышение составляет 2,7 раза!» — удивлялся Хадеев жадности торговых сетей. «В том числе и „Бахетле“ продукцию „Майского“ не так много покупает», — продолжал он бичевать сетевиков.
Депутаты в дебаты показательно не вступали, вопросов не задавали, в общем, отсиживаясь, как солдаты в окопах. «Что, Вагиз Василович, неинтересно?» — едко бросил Хадеев сидящему неподалеку Вагизу Мингазову и рекомендовал живее интересоваться столь животрепещущей проблемой.
ПРОДУКТОВАЯ СТРАТЕГИЯ ЗА 34 МИЛЛИАРДА
В Татарстане над вопросами импортозамещения и протектората татарстанской продукции, конечно, задумывались еще задолго до принятого Госдумой закона. В апреле на заседании совбеза РТ президент РТ Рустам Минниханов поставил вопрос ребром: нужна стратегия обеспечения продуктовой безопасности в РТ. Как выяснилось, еще 24 июня была утверждена «дорожная карта» по техническому перевооружению организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Татарстана на 2017 - 2020 годы. Но, пожалуй, впервые журналисты могли ознакомиться с ней подробно.
«На реализацию мероприятий, указанных в «дорожной карте», предприятиям нужны денежные средства в сумме 34 миллиардов рублей», — заявил Хабипов.
Он отметил, что решать вопросы, связанные с производством и реализацией пищевой продукции, необходимо в совокупности. Во-первых, это обеспеченность сырьем, во-вторых, вопросы переработки готовой продукции, в-третьих, сбыт готовой продукции. «Сырьем мы себя можем обеспечить», — заявил замминистра.
Вагиз Мингазов (второй слева)
В стратегии подробно расписаны планы на ближайшие пять лет для 28 крупнейших в РТ компаний по производству пищевой продукции, таких как тепличный комбинат «Майский», «Нурлатский сахар», «Буинский сахар» «Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов», «Эссен Продакшн АГ», «Татспиртпром», «Челны-Бройлер», «Просто молоко» и др.
В планах также создание собственных торговых сетей, в которых будет продаваться продукция местных производителей, объединяющихся сегодня в кооперативы (их уже10). С 10 сентября в Казани и в Челнах стартуют сельскохозяйственные ярмарки.
Конечно, пока реализуется эта стратегия не блестяще. В первом полугодии 2016 года наблюдается падение местного производства по ряду позиций. Отрицательная динамика — по производству круп, мясных полуфабрикатов, сыров и сырных продуктов, колбасных изделий, муки, хлеба и хлебобулочных изделий. Хотя в общем и целом ситуация не сказать чтобы швах: рост производства замечен в таких отраслях, как цельномолочная продукция, плодоовощная, масло растительное, масло сливочное, кондитерские изделия и мясо — субпродукты. В целом пищевая и перерабатывающая отрасли показали положительную динамику производства — 102,5%.
МИНСЕЛЬХОЗ: МЫ НАЦЕЛИЛИСЬ НА 7% РОСТА ВРП
Что касается итогов реализации госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РТ на 2013 - 2020 годы» за первое полугодие 2016 года, новости здесь стоит отметить как позитивные, так и не очень. Хабипов рассказал, что объем валовой сельхозпродукции в РТ достиг 82,8 млрд. рублей, идет рост — 101,7%.
«По году в целом мы ожидаем около 7 процентов роста», — обнадежил он. Такой рост стал возможен даже в условиях сокращения финансирования. Бюджет сельского хозяйства сжался в этом году до 14,5 млрд. рублей, тогда как в 2015 году было 19 млрд. рублей. К тому же к минимуму сводится программа возмещения процентной ставки по краткосрочным кредитам для сельчан. «Политика такова, чтобы краткосрочные кредиты свести на нет», — констатировал он.
В то же время появляются и новые программы, такие как софинансирование создания картофелехранилищ, овощехранилищ, молочных ферм и пр. Хороший эффект дала республиканская программа по поддержке ЛПХ и строительства мини-ферм. «За первое полугодие построено 178 мини-ферм на 50 миллионов рублей. Уже в 16 районах имеем плюс по количеству коров. Не только стабилизировали, но и увеличили!» — хвалил Хабипов.
На полях убрано 4,040 млн. т зерна. Результаты не блестящие, но неплохие, лучше, чем год назад. Единственное, с чем полный прорвал, так это с рапсом — жара и вредители сделали свое черное дело, урожайность оказалась всего 6 ц с гектара. Сейчас идет сев озимых культур — к 12 - 13 сентября аграрии намерены завершить эту работу.
Что до частных инвестиций в сельское хозяйство, то в 2016 году их общий объем составит 14,8 млрд. рублей. «Они все обеспечены финансированием за счет собственных и заемных средств и соответствующей господдержки», — убеждал замминистра сельского хозяйства РТ. На строительство и модернизацию молочных комплексов будет потрачено 2,1 млрд. рублей, на создание тепличных комплексов — 1,2 млрд. рублей, на капремонт коровников — 1,3 млрд. рублей. «Челны-Бройлер» создает предприятия по переработке птицы мощностью 144 т в сутки за 2,1 млрд. рублей, ООО «АПК Продпрограмма» построит в Мамадышском районе молзавод мощностью 100 т в сутки за 1,5 млрд. рублей, ЗАО «Агросила групп» создает в Заинском районе новый элеватор и т. д.
«ПОЧЕМУ ВЫ ЭТУ ПЛОЩАДКУ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ДЛЯ СВОИХ ВОПРОСОВ? МОЖНО РАНЬШЕ ВСЕ БЫЛО УТОЧНИТЬ, ПОЗВОНИТЬ»
Под занавес депутаты обсудили проект закона РТ «О мерах по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции в Республике Татарстан», который планируется рассмотреть на ближайшей сессии во втором чтении. Хадеев подчеркнул, что создание проекта также было инициировано на памятном заседании совбеза РТ по продуктовой безопасности.
Как ожидается, закон будет защищать право татарстанцев на качественные безопасные продукты. В детали проекта вникать не стали. Но мы напомним, что его ядром стало создание системы «Национальная торговая марка» (НТМ), курируемой экс-депутатом ГС РТ и директором ГУП «НТМ» Илсуром Сафиуллиным, — это добровольное подтверждение качества и безопасности пищевой продукции. НТМ, согласно документу, займется разработкой и утверждением порядка присвоения знака «Национальная торговая марка», а также лишения такого знака в случае ухудшения качества продукции. «Пищевая продукция, соответствующая установленным действующими нормативными документами требованиям к качеству и безопасности, проходит лабораторные исследования и испытания в целях выявления ее соответствия требованиям к пищевой продукции для присвоения наименования (знака) „Национальная торговая марка“», — говорится в документе.
И ничто не мешало успешному одобрению законопроекта, как неожиданно представитель КМ РТ Гузель Галиуллина выступила с жаркой речью. Она призвала к ответу сидящего в зале Сафиуллина, завалив его вопросами о том, в какой системе сертификации зарегистрирован знак качества «НТМ», какова структура ГУП, где перечень его руководителей с их выходными данными, наконец, где прозрачный финансовый отчет.
Сафиуллин, вспомнив свое депутатское прошлое, не стал вдаваться в подробные объяснения. Он рекомендовал кабмину оформить все свои замечания в виде поправок. Вторил ему и глава комитета: где вы были полтора месяца назад, когда проект только создавался? А сейчас сроки для подобных вопросов вышли. Тем не менее глава ГУП «НТМ» попытался объяснить, что регистрация в системе сертификации является добровольной. «Речь идет о брендировании татарстанских товаров, чтобы они могли конкурировать на рынке», — разъяснял он цели и задачи НТМ. «Допустим, я руководитель хлебозавода», — не унималась Галиуллина. «Вы представитель кабмина, а не хлебозавода», — оборвал ее Сафиуллин. «Почему вы эту площадку используете для своих вопросов? Можно раньше все было уточнить, позвонить», — поддержал его Хадеев, добавив, что это не то место, где она должна задавать свои вопросы не по делу.
Напоследок депутаты дружно отклонили проект закона о внесении изменений в закон «О недрах». Причем даже в повестке дня было подчеркнуто, что автором является депутат и владелец компании «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров, хотя обычно таких уточнений не следует. Депутат, который вот уже не первый год строит российский участок «Шелкового пути», причем за свой собственный счет, предложил освободить от необходимости получать лицензию на недропользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью строительства транспортной инфраструктуры, подъездов к населенным пунктам и пр. Однако стало известно, что и кабмин РТ, и прокуратура, и минэкологии выступили категорически против идеи Комарова, объяснив свою позицию тем, что это противоречит федеральному законодательству.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.