Мубарак Вакасо и Фёдор Смолов Мубарак Вакасо и Федор Смолов Фото: Сергей Дроняев / Еженедельник «Футбол»

«РОССИЯ ЛЮБИТ ФУТБОЛ»?

В ближайшие пару лет надо привыкнуть, что непомерный пафос, окружающий сборную России по футболу, будет соседствовать с непомерной скукой. Пафос создается вокруг ожидания домашнего чемпионата мира, которое с каждым днем становится все более тревожным. Скука же связана со спецификой товарищеских матчей и атмосферой вокруг футбола в нашей стране.

Бывший тренер сборной Леонид Слуцкий многих задел фразой о нефутбольной стране. В том числе и тренера нынешнего. На послематчевой пресс-конференции Станислава Черчесова предсказуемо попросили прокомментировать нашумевшее интервью предшественника. Спас артистизм — возмущение Черчесов скрыл за подвижной мимикой и пожиманием плечами, вызвав в зале смех и обрывисто пробубнив что-то про «достойную страну Россию». Но глаза болельщиков не завесишь магией харизмы — «Локомотив» заполнился наполовину и почти полностью опустел к финальным минутам.

Шоу из первого в истории матча против ганцев делать не хотел, кажется, никто. Ультрас на игры сборной пока возвращаться не собираются, фанатские сектора остаются полупустыми, а из рядовых болельщиков громче и искреннее всех кричат дети. О том, что сборная обновлена, «собрана заново» по просьбам трудящихся и вступает в цикл подготовки к домашнему ЧМ, не напоминало ровным счетом ничего. Лишь баннер с ироничными на фоне полупустого «Локомотива» словами «Россия любит футбол» пытался заочно спорить со Слуцким. В остальном же необязательность и неинтересность встречи опознавалась уже на стадии ее организации: на пресс-конференции Авраам Грант рассказал, что об игре официально договорились в последний момент, перенеся ее с пятницы на вторник, что заставило ганцев прилетать в Москву на разных самолетах сразу после субботней игры. Об участии топ-звезд и речи не было.

Станислав Черчесов Станислав Черчесов Фото: Сергей Дроняев / Еженедельник «Футбол»

«ВРАТАРЬ ДОЛЖЕН ТРЕНИРОВАТЬ ВРАТАРЕЙ»

Черчесов, несмотря на все ожидания, относится к результату слишком серьезно и не торопится просматривать новичков. Пока он доверяет в основном хорошо знакомым футболистам вроде Андрея Семенова и Романа Зобнина, которого «знает лучше, чем он сам себя». После матча Черчесов прямо заявил, что не ставит задачи посмотреть игроков. А насколько он «дрожит за результат» было видно по финальным минутам и разъяренной физиономии на пути в раздевалку. Благодаря этому новый тренер сборной уже успел обзавестись критиками: Андрей Канчельскис заявил, что вратарь должен тренировать вратарей.

Однако команда играла ничуть не по-вратарски. Если в первом матче была использована схема с тремя центбеками и практиковался откровенно осторожный футбол, то в Москве Василию Березуцкому помогал только Семенов. Изменился и футбол, в котором отчетливо проглядывалась идея и тренерские наработки. Черчесов подтвердил: команда отрабатывала элементы, приведшие к голу, а именно: прессинг, перехваты в центре поля и быстрые выходы из обороны в атаку. Это хорошо как минимум по двум причинам: команда отработала и воплотила идеальный план под соперника, которого тот же Зобнин пару дней назад еще совсем не знал; подобный футбол отлично подойдет нашей не самой звездной сборной на ЧМ.

Намечаются и контуры основы. В ней пока закрепились лишь пять человек: Игорь Акинфеев, Василий Березуцкий, Александр Самедов, Юрий Жирков и Федор Смолов. Группа атаки шикарно справилась что с высоким прессингом, что с быстрыми рывками вперед, что со взаимодействием. Печалит одно: почти все эти игроки возрастные. Из молодых запомнился (но вряд ли ганцам) только Зобнин, который на протяжении часа не давал сопернику создавать опасные атаки и здорово начинал свои. Собственно, этот час и был лучшим отрезком черчесовской сборной. Далее ганцы пошли в атаку и начали создавать реальные моменты, напоминая, кто главная звезда в команде под руководством бывшего вратаря. Была пара отличных моментов и у хозяев, но Джон Бой решил дать бой голам и дважды демонстрировал цирковые прыжки под перекладиной ворот не менее циркового кипера Адама Квараси. Больше одного гола в двух столь сырых матчах было бы слишком жирно.

Игроки «Рубина» Магомед Оздоев и Максим Канунников появились на поле во втором тайме. Оздоев, выйдя на 64-й минуте, свой отрезок провел без заметных ошибок, однажды удачно остановив прорыв Кристиана Атсу по центру. Канунников же за отведенные ему 20 минут толком проявить себя не успел.

Магомед Оздоев Магомед Оздоев Фото: Сергей Дроняев / Еженедельник «Футбол»

ПОБЕДА ГАНЦЕВ НА ТРИБУНАХ

Все самое яркое происходило на трибунах. И отнюдь не на российской их части. Ганцы, работающие и учащиеся в Москве, организованно скупили билеты на один сектор, заставив думать других его посетителей, что они попали на гостевую фан-зону. Уровень боления еще больше заставлял в это верить. До матча они били в барабаны и плясали у стадиона, а во время — забрали все внимание ложи прессы, расположившись с ней по соседству и периодически поглядывая на повторы в мониторах. Складывалось впечатление, что танцевать, веселиться и горланить заряды эти ребята могут целый месяц без остановки, дай им только такую возможность. Они не замолкали ни на миг, что в итоге взбудоражило полицию, к 70-й минуте пасмурно потянувшуюся ко вполне мирным африканцам.

Окончательно и бесповоротно фанаты-самодеятели забрали приз зрительских симпатий, когда затеяли креатив с кричалками. Если поначалу были лишь народные песни и заряды про игроков, львиная часть которых посвящалась хорошо знакомому болельщикам «Рубина» Мубараку Вакасо, то во втором тайме они пошли в отрыв. Громкое и безумно заразительное «Давай-давай, Гана!» сначала заставило всех журналистов сниматься и лезть в карман за телефонами, а затем уже едва ли не подпевать. Почувствовав вкусы публики, они продолжили использовать русский язык, зарядив «Все будет хорошо!». Что это было: призыв своим футболистам смелее идти в атаку, пожелания какой-то из стран, цитата из Сердючки — понять тяжело до сих пор.

В контексте матча эта фраза кажется весьма ироничной. Пусть многие восприняли смену тренера с воодушевлением, но шансов стать грозной силой к 2018 году у сборной России не прибавилось. Так же, как и болельщиков. Зато кое с чем, кажется, все действительно будет хорошо. Русские соседи по «ганскому» сектору веселились вместе с ними, а сами ганцы аплодировали голу Смолова. После матча в метро простые московские мужики делали селфи со скромным африканцем-обладателем шарфа с символикой обеих команд. Там же полупьяный болельщик завел беседу с компанией темнокожих студентов, завершив ее «культурным обменом»: резиновый браслет с флагом Ганы он выменял на странный брелок, об который можно зажигать спички, что и было красочно продемонстрировано перед напрягшейся публикой вагона.

Культура боления в России развивается. Дело здесь не в заполняемости стадиона и поддержке, а именно что в этической ее части. Вчера вечером на «Локомотиве» было откровенно скучно, зато очень уютно и дружелюбно. А что может быть важнее для страны, организующей ЧМ? Может быть, все и правда будет хорошо? Без уличных драк и погромов на стадионах, без протестных акций и общенационального хейта футбола? Главное — чтобы и дальше мы могли кричать вместе с любыми иностранными болельщиками всем понятное «Все будет хорошо», а стадионы мы еще заполним.