«У МЕНЯ БУДУТ ВАННУЮ КОМНАТУ ЛОМАТЬ, А ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ ГОВОРЯТ, ЧТО У НАС ОБОИ КЛЕЯТ»

Вчера вечером погорельцы дома 53/28 в Челнах вышли на стихийный митинг. Основной претензией собравшихся около своего бедового жилища людей было то, что власти автограда перестали общаться с ними и на обещанные еженедельные встречи не приходят. Правда, свои претензии жильцы смогли высказать лишь друг другу. Никто из представителей прессы, к которым обратились погорельцы, посетить митинг не смог — как известно, вчера в город приехал президент Татарстана Рустам Минниханов, чтобы открывать новую школу, набережную Мелекески и бассейн. И все чиновники автограда были заняты на этом мероприятии — а с ними и представители СМИ.

Когда корреспондент «БИЗНЕС Online», которого о митинге тоже известили по телефону, приехал на место, у дома 53/28 никого уже не было — все уехали в камазовское общежитие, где их разместили сразу после ЧП. Поэтому пришлось ехать туда же и ждать, когда у вынужденных постояльцев закончится ужин. Кстати, благодарность у погорельцев пока лишь одна — к администрации приютившей гостиницы. Сказали, что кормят хорошо и регулярно. Правда, возможности приготовить что-то самим нет из-за отсутствия плиток и даже чайников. В остальном же у жильцов 53/28 одни жалобы.

«От исполкома не было на встрече никого ни вчера, ни сегодня. И это уже не в первый раз срывается встреча. У нас к ним много вопросов. А ответов на них мы получить не можем. Они нас теперь просто избегают. Ведь можно же кого-то прислать. Если не первого зама Гаврилова, так хоть главу района Усманову», — возмутилась седая женщина. К слову, ни один из погорельцев не представился — по их словам, после озвучивания фамилий в СМИ на каждого назвавшегося оказывается моральное давление.

Вопросы же, поднятые жильцами, весьма злободневные. Как озвучивалось в местных изданиях, жильцов обязывались заселить в отремонтированные квартиры 30 августа. Потом стало ясно, что подрядчики не успевают к этой дате, но новые сроки уже и не называются. Между тем конца-края строительным работам не видно и весь подъезд — 104 человека — до сих пор живет в гостинице.

Но в пресс-службе исполкома дату 30 августа опровергают. «О сдаче восстановленных квартир к 30 августа сложилось ошибочное представление, — пояснила „БИЗНЕС Online“ руководитель пресс-службы исполкома Татьяна Колесникова. — Такого заявления со стороны исполкома не было, просто строителей призывали постараться и завершить работы к концу лета, чтобы до холодов люди вернулись в собственное жилье. Таково было пожелание. Сейчас строители близки к окончанию работ — они готовятся перейти к чистовой отделке помещений».

Между тем разрушенный взрывом газа фасад, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», приведен в норму лишь со стороны подъездов. С обратной стороны дома эти работы до конца не доведены. Окна в наиболее пострадавших квартирах тоже не установлены — кому-то посчастливилось добиться установки только через два месяца хождений по инстанциям, говорят жильцы. Внутри отдельных квартир до сих пор не закончены работы по бетонированию. Виновные во взрыве тоже так и не названы. Экспертизу, которая даст четкий ответ на ворос о причинах взрыва, продлили, по утверждению жильцов, еще на месяц — с 8 августа до 8 сентября. Срок этот переносят уже в третий раз. Сначала людям сказали, что экспертиза продлится 12 дней, потом — месяц, а затем сообщили еще об одной отсрочке...

Есть претензии и по темпам работ. «Обед у строителей 3 часа — с 11 до 14 часов. До обеда они работали около часа, а после него — 17 минут. Если они так относятся к своей работе, я не знаю, когда ремонт этот вообще закончится», — рассказала пострадавшая с 5-го этажа.

Все, что пишется в местных газетах, мягко говоря, не соответствует действительности, считают жильцы, читающие и смотрящие отчеты чиновников в СМИ. «С первого по четвертый этаж еще бетонные работы не закончены. Мне вот сказали на днях, я на первом этаже живу, что будут ломать ванну, потому что она отошла от коробки. А по телевидению говорят, что на 4-м этаже уже обои клеят!» — возмущается жительница.

В пресс-службе исполкома обвинения в невнимании к людям опровергают: диалог власти продолжают. По словам Колесниковой, проблему курирует первый заместитель руководителя исполкома Владислав Гаврилов (сегодня он недоступен по телефону). И он лично, а также администрация района встречаются с погорельцами регулярно, раз в несколько дней.

Альфия Когогина Альфия Когогина

«Я НА СВОИХ ДЕТЕЙ МЕНЬШЕ ПОТРАТИЛ, ЧТОБЫ СОБРАТЬ ИХ В ШКОЛУ, ЧЕМ НА ПОГОРЕЛЬЦЕВ»

Когда инициативная группа собралась со своими чаяниями прийти к депутату Госдумы Альфие Когогиной, в общественной приемной депутата сказали, что она в отпуске до 18 сентября (то есть до самых выборов) и не имеет права подписывать в это время депутатские запросы. Справедливости ради скажем, что свое обещание, данное жильцам, депутат сдержала. Напомним, что на первой встрече с пострадавшими от взрыва первая леди КАМАЗа внесла предложение составить отдельный список, в который следует включить только детей пострадавшего подъезда: 10 дошкольников и 18 школьников, чтобы помочь им собраться в школу. Правда, по словам камазовцев, сделано это было опять же без индивидуального подхода. «Когогина обещала, что школьников соберут к 1 сентября. Нас попросили составить списки, где нужно было указать все, что нам нужно. Мы все сделали, и 29 августа с КАМАЗа нам перезвонили и пригласили забрать рюкзаки. И выяснилось, что рюкзаки составлялись только для первоклассников — так что эти наборы получили абсолютно все школьники, вне зависимости от возраста. Хотя на КАМАЗе есть информация о том, кто в какой класс идет», — объяснила еще одна из погорельцев.

Между тем узнать, что по этому поводу думает сама Альфия Гумаровна, «БИЗНЕС Online» не удалось. Ее помощники подтвердили нашему изданию, что она находится в отпуске. Человек из окружения Когогиной, знакомый с ситуацией, комментируя информацию прозвучавшую на спонтанном митинге, категорически не согласился с утверждениями жителей пострадавшего дома.

«Альфия Гумаровна не обещала, а предложила властям сформировать отдельно перечень требований к сбору детей к 1 сентября. Она хотела отделить хозяйственные вопросы и вопросы восстановления от вопросов подготовки детей в школу. Я совершенно точно знаю, что каждому из 7 детей из семей, наиболее пострадавших от взрыва в доме, был собран портфель, были переданы сертификаты на очень крупные суммы, — заявил он, отказавшись называть точные суммы, переданные погорельцам. — Я был свидетелем передачи этой помощи детям, и слова жителей дома о том, что им не помогли — это ложь. Думаю, им должно быть стыдно так говорить . Когда человек берет, а потом говорит „мне не помогают“, так просто некрасиво. Если вы найдете хоть одного человека, ребенок которого там пострадал, и он не получил необходимой помощи, то мы будем разбираться. Если же такие люди не найдутся.... Все дети, которые готовились к 1 сентября, необходимую помощь получили. Другое дело, что этим детям не купили велосипеды, их не отправили в „Артек“, не оплатили им за три года вперед питание в школах. Но об этом и разговора не было! Люди что думают, что теперь они будут жить только за счет посторонней помощи? Им помогли, им очень существенно помогли. Я на своих детей меньше потратил, чтобы их собрать в школу», — заявил человек из окружения Когогиной.

ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ, НО ПОМОЩЬ «НАТУРОЙ» В ИСПОЛКОМЕ ПРОРАБАТЫВАЮТ

К слову, размером материальной помощи челнинцы тоже недовольны. Тем более что «на руки людям вообще ничего не дают». Люди тратят на покупки свою зарплату, а потом уже им компенсируют их расходы. По словам женщины, квартира которой пострадала больше всего, в ее семье четыре взрослых человека. На каждого члена семьи выплатили по 30 тыс. рублей от исполкома и 30 — на всю семью от министерства соцзащиты. Итого 150 тыс. рублей. Но эти деньги для тех, кто потерял абсолютно все, — копейки, которые уже на исходе.

«Мы сходили один раз на рынок, купили вещи на сезон. А впереди осень и зима. Нам теперь что делать? У всех почему-то такое ощущение возникает, что мы тут очень большую материальную помощь получаем. Это на самом деле копейки! И не обязаны деньги жители Челнов собирать для нас. Не они же виноваты в том, что случилось. И мы не виноваты», — чуть не плача, рассказала жительница злосчастного дома.

В общем, погорельцы уверены, что теперь власть от них хочет просто «отмазаться». Но сидеть сложа руки они не намерены и, если понадобится, дойдут и до центрального телевидения, пообещал пожилой мужчина в очках. И даже обещание мэра Наиля Магдеева, данное им во время первой встречи с погорельцами, не служит им утешением. Напомним, градоначальник сказал, что первым войдет в отремонтированный подъезд, чтобы лично удостовериться в безопасности. «Он зайдет и выйдет, а нам там жить», — парировали погорельцы.

Впрочем, денег больше ждать не стоит, заявила «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы исполкома Колесникова. Немногим более 1 млн. рублей поступило на расчетный счет, открытый муниципалитетом для сбора пожертвований, — это жильцы еще получат живыми деньгами. Однако в муниципалитете прорабатывается вопрос о неденежной материальной помощи — оснащении квартир мебелью, бытовой техникой, предметами первой необходимости, возможно, одеждой. Фактически, как уточнила руководитель пресс-службы, принципиальное решение о такого рода помощи уже принято, но ее объемы пока не просчитаны.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГАЗОПРОВОДОВ ПРОВОДИТСЯ РАЗ В 40 ЛЕТ, А ДОМУ БЫЛО 26

Напомним, что сильный взрыв в доме 53/28 прогремел 10 июля в полдень. После этого в одной из квартир начался пожар, который быстро распространился на три квартиры. Очевидцы тогда рассказывали корреспонденту «БИЗНЕС Online», что «думали, что началась война». В результате происшествия никто не пострадал. Приблизительная стоимость ущерба — 25 - 30 млн. рублей.

По факту взрыва было возбуждено уголовное дело по статье 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности». Статья предусматривает в качестве максимального наказания лишение свободы сроком до одного года.

Единственная официальная версия случившегося была озвучена спустя 10 дней после взрыва руководителем исполкома Ринатом Абдуллиным. «Скорее всего, утечка газа, — доложил он на пресс-конференции. — Версия о перепланировке тоже рассматривалась, но разрешение на перепланировку никому не выдавалось. Никто и не обращался. Была перепланировка или нет — сказать сейчас трудно, но то, что мы видели, соответствует проекту. Хозяин 41-й квартиры и на допросах, и даже на детекторе лжи подтвердил, что никаких перепланировок не делал. В квартиру он только заселился. Никаких натяжных потолков он тоже не делал». С тех пор никаких иных версий не выдвигалось.

Отметим, что «БИЗНЕС Online» пытался выяснить версии взрыва в ООО «Газпром трансгаз Казань», от имени которого всем жильцам Челнов приходят квитанции об оплате за газ и техобслуживание. Однако в пресс-службе пояснили, что никаких комментариев на эту тему не дают. Тогда за газовиков тоже кратко ответил Абдуллин, пояснивший, что обследование газопроводов проводится раз в 40 лет. Пострадавшему же дому было 26 лет, поэтому никто его не проверял.

А вот обещания о помощи начали звучать с самого момента происшествия. В первую очередь была решена проблема с кровом над головой для пострадавших. Их разместили в гостинице «КАМАЗ» на безвозмездной основе. Тогда там проживала 21 семья, в общей сложности 68 человек. Позже мэр Магдеев на встрече с пострадавшими в МЦ «Нур» пообещал и иную помощь. «По каждой конкретной семье мы компенсационно отработаем и потом определимся по номенклатуре. У нас много предприятий, кто такую продукцию выпускает, так что средства изыщем. Вас в беде не оставим. Найдем и средства в городском бюджете. И к президенту Татарстана обратимся. Рустам Нургалиевич в курсе всех событий», — сообщил Магдеев. Правда, конкретная сумма помощи тогда не была озвучена.

Пообещал не остаться в стороне и КАМАЗ, чьи работники также проживают в пострадавшем от взрыва доме. С ними встретился лично гендиректор компании Сергей Когогин. Сообщалось, что пострадали 12 квартир, принадлежащие работникам КАМАЗа. 4 семьям, чьи квартиры были полностью уничтожены в результате взрыва, будет выплачена сумма в размере по 100 тыс. рублей от профкома автогиганта. Как сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, эти деньги розданы, и не только они. «Все, что КАМАЗ обещал своим сотрудникам — жителям дома 53/28, все выполнено. Мы обещали от имени профкома выплатить наиболее пострадавшим по 100 тысяч рублей — они выплачены. Обещали всем первоклассникам по 15 тысяч, а школьникам других классов по 8 тысяч — выплачено. Обещали нашим работникам бесплатное проживание и питание в нашей гостинице — они до сих пор там живут и питаются, для КАМАЗа эти расходы превысили уже 1,6 миллиона. Кроме того, мы говорили, что камазовцы собрали пожертвования для своих пострадавших коллег, сумма составила 3 миллиона. Наше строительное подразделение провело собственную экспертизу сгоревших квартир камазовцев, определены суммы выплаты их собственникам, они составят до 500 тысяч рублей, а некоторым особо пострадавшим квартирам даже больше. Эти деньги мы пока не отдали, потому что не хотим опережать помощь со стороны городских властей. Все, что Сергей Когогин обещал на встрече с пострадавшими камазовцами, исполнено, кроме последнего пункта, который просто ждет своей очереди».

ЗАСЕЛЕНИЕ МОЖНО НАЧИНАТЬ 10 СЕНТЯБРЯ

Восстановительные работы в 53/28 ведет «Градостроительная инженерная компания», которая входит в ГК «Профит». Исполнительный директор группы компаний Анатолий Кондаков подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что самая сложная часть работ выполнена. «Сегодня можно сказать, что каркас, усиление конструкции завершены, — пояснил он. — На данный момент ведутся электромонтажные работы, сантехнические и отделочные. Часть квартир, которые не сильно пострадали, в них числа 10-го уже можно начинать заселение. А остальные, которые полностью были разрушены, — там попозже. Работы же надо вести последовательно. И так круглосуточно работали. По технологии так получилось: там одна часть должна прочность набрать, потом перекрыть, потом следующую часть. Вот и вышло, что срок немного сдвинулся».

Алексей Никитин, гендиректор ООО «Реал», которое проводило обследование разрушенного подъезда, прокомментировал претензии жильцов относительно работы его компании. «Мы занимались обследованием здания с выдачей технических решений по восстановлению несущих конструкций до рабочего состояния. После того, как мы эту работу выполнили, документы направили на экспертизу. Госэкспертиза дала положительное заключение. И по нашим решениям и проводятся восстановительные работы. У нас есть все документы, оформленные как положено — с датами, печатями, подписями. И они все предоставлены в обслуживающую дом управляющую компанию. С собственниками жилья мы напрямую не работаем. На данный момент восстановительные работы еще ведутся. Когда они будут завершены, мы выдадим справку о выполнении наших требований. Именно наших — по несущим конструкциям. А по каждой квартире я работать не могу. С жильцами управляющая компания должна работать, это не наша сфера деятельности».

ЖИЛЬЦЫ МОГУТ НАДЕЯТЬСЯ, НО НЕ ТРЕБОВАТЬ?

По большому счету взаимоотношения пострадавших и муниципалитета складываются из двух посылок. Жители требуют восстановить не только квартиры, но и уровень жизни, близкий к тому, что они имели, а в идеале — вообще переселить их в другой дом, так как этот они считают небезопасным для проживания. Исполком же позиционирует свою помощь как акт доброй воли, не принимая на себя формальную ответственность за судьбы погорельцев? ведь, как отмечалось на одном из заседаний, ни одна квартира не была застрахована. С другой стороны, даже если бы квартиры были застрахованы, то как быть с имуществом, ведь сгорело все, вплоть до зубных щеток? Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель юридической фирмы «Агентство страховых решений» Данис Хуснуллин, страхование можно распространить и на имущество, но такая практика в России почти отсутствует, да и квартиры страхуются только в случае ипотечного кредита по требованию банка. В случае же ЧП, подобного взрыву в 53/28, государство никакой ответственности за компенсацию ущерба не несет.

«Часть страховых компаний предлагает страхование не только квартиры, но и имущества, но в таком случае данное имущество необходимо оценить и описать — желательно по наименованиям, — рассказал Хуснуллин. — При этом описанное имущество со временем дешевеет как бывшее в употреблении, и компенсация будет рассчитываться с учетом износа. Поэтому теоретически возможность застраховать от затоплений или пожаров вместе с квартирой имущество и ремонт есть, но такие виды страхования у нас в стране непопулярны. Более того, сами квартиры люди страхуют тоже крайне редко, в основном частные дома. Я вам даже скажу, что году примерно в 2009-м челнинские управляющие компании пытались продавить обязательное страхование квартир жильцами, но безуспешно. Государство же в таких случаях никакой ответственности за восстановление имущества не несет, оно может оказать материальную помощь только добровольно. Собственниками квартир ведь являются физлица. Если говорить конкретно о случае в 53-м комплексе, то в каждой ситуации должен быть виновный, а в данном случае причинитель вреда не был установлен. Из-за чего мог произойти взрыв? Даже если проблема была в техническом обслуживании газовых коммуникаций, то „Трансгаз-Казань“ здесь было бы сложно привлечь. Да, они, к примеру, пришли, проверили, поставили отметку, но за все, что внутри квартиры? допустим, за неправильное подсоединение к газовой плите, отвечают собственники. Собственник несет бремя содержания своего имущества».

Хуснуллин также напомнил, что в августе 2014 года ЧП с подобными последствиями случилось в доме 7/15 Набережных Челнов — выгорело несколько квартир, и собственники просили содействия в восстановлении имущества и у муниципалитета, и у республики. В итоге компенсацию удалось получить только по страховке — тем жильцам, у которых квартира была в залоге у банка по ипотечному кредиту. Остальные восстанавливались за свой счет. Правда, причиной пожара тогда была заявлена непотушенная сигарета.