Ислам Каримов Сегодня утром в Узбекистане официально известили о резком ухудшении состояния здоровья президента Ислама Каримова Фото: kremlin.ru

«НАШИ ИСТОЧНИКИ ПРОПАЛИ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА СООБЩИЛИ НАМ О ТОМ, ЧТО ОН УМЕР»

Мир готовят к известию о смерти президента Узбекистана Ислама Каримова, правившего своей страной более четверти века. 78-летний Каримов — долгожитель во всех смыслах, от политического до обыденного: он пережил даже «Вечно Великого Сапармурата Туркменбаши», скончавшегося еще в далеком 2006 году. Эксперты считают, что смерть узбекского правителя стала фактом еще 29 августа, когда об этом со ссылкой на собственные источники в Узбекистане сообщил сайт «Фергана», работающий, правда, не из Ташкента или Ферганы, а с одной из уютных улочек Москвы. Тем не менее новость была подхвачена российскими СМИ и как следует не опровергнута. В настоящее время, как сообщает та же «Фергана», в Самарканде, на родине Каримова, идет подготовка к его похоронам, которые могут состояться уже завтра, 3 сентября, причем для этого в Узбекистан якобы приедут лидеры стран СНГ. Уже появилась информация о том, что туда направляется президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

«Относительно смерти Каримова у меня есть уверенность, которая основана на косвенных приметах и наших источниках в Узбекистане, — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор портала «Фергана» Даниил Кислов. — Но наши источники пропали в тот момент, когда сообщили нам о том, что он умер. После этого какое-то время у нас не было информации из Узбекистана. Я могу лишь предполагать, что Каримов был переведен на систему обеспечения жизни искусственным путем. И нам потом сообщат об этом».

Сегодня утром узбекские СМИ уже выдали первую порцию дозволенной им официальной информации. «Дорогие соотечественники, с большой тяжестью в сердце сообщаем вам, что в минувшие сутки в состоянии нашего президента произошло резкое ухудшение и, по мнению врачей, оно оценивается как критическое», — это сообщение цитируется бесчисленными информагентствами со ссылкой на кабинет министров Республики Узбекистан. Также кабмин подтверждает, что в минувшую субботу Каримов был госпитализирован «после перенесенного им инсульта».

Напомним, что после первых сообщений «Ферганы» и разгоревшейся в международных СМИ дискуссии на тему того, жив ли вообще Каримов, официальный Ташкент признал, что президент Узбекистана госпитализирован с тяжелым заболеванием, которое потребует «определенного времени» его нахождения в стационаре. Врачи якобы оценили состояние Ислама Абдуганиевича как «стабильное», но при этом не уточнялось, в чем же заключается эта стабильность. Именно поэтому в некоторых соцсетях начали транслировать мнение, что многолетний лидер Узбекистана «стабильно мертв».

Впрочем, о том, что Каримов жив и «стабилен», заявила в первую очередь дочь главы узбекского государства Лола Каримова-Тилляева. «Во избежание кривотолков, здесь, на своей странице я хочу рассказать вам о печальных событиях, которые произошли в нашей семье с моим отцом в минувшие выходные, — написала она в своем «Фейсбуке» 29 августа (орфография и пунктуация автора сохранены). — По причине мозгового кровоизлияния, которое случилось в субботу утром, он госпитализирован и находится в реанимационном отделении. Состояние его оценивается как стабильное. На данный момент ещё рано делать какие-либо прогнозы относительно его будущего состояния. Я обращаюсь к людям с большой просьбой, обойтись без спекуляций и уважать право семьи на „прайвеси“ (личное пространство)».

Именно с этого момента всесильный правитель бывшей союзной республики СССР из субъекта международной политики стал персонажем мифов и слухов и начал действовать в зависимости от интересов различных политических групп, как будто своей воли у него уже не было.

О том, что президент Каримов все-таки скончался, сообщило сегодня международное агентство Reuters со ссылкой на три своих дипломатических источника. «Да, он умер», — заявил агентству один из таких источников. На информацию Reuters вынужден был отреагировать даже Кремль, который, придерживаясь старой проверенной традиции верить только официальным каналам, заявил устами Дмитрия Пескова: «Пока не поступает новостей. В данном случае считаем, что первоисточником может являться только официальная информация, которая поступает из Ташкента». Вопрос о возможной поездке Владимира Путина в Самарканд на похороны Каримова Песков посчитал недопустимым и неуместным, тем более что российский президент в настоящее время находится в Приморском крае, а на 3 сентября запланировал визит в Китай.

«ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ САМОЛЕТ С ТЕЛОМ ИСЛАМА КАРИМОВА ВЫЛЕТЕЛ ИЗ ТАШКЕНТА»

Ислам Каримов был (или есть?) одним из последних мастодонтов советской эпохи, разделивших после распада СССР богатое советское наследие, да так и застрявших у власти на долгие годы. Во главе своей страны он встал еще в 1989 году в качестве первого секретаря ЦК Коммунистической партии Узбекистана, затем ненадолго стал президентом Узбекской ССР, а после обретения республикой независимости 31 августа 1991 года — просто президентом.

Нетрудно заметить, что Каримов выпал из публичного поля как раз накануне Дня независимости Узбекистана, который обыкновенно с размахом и шиком отмечают в Ташкенте. Однако в минувшую среду торжественные мероприятия впервые прошли без своего бессменного президента — ходили слухи, что их вообще планируют отменить. Премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев, а также другие республиканские чиновники возложили цветы к подножию монумента Независимости и гуманизма на площади Мустакиллик. В это же время мифический Каримов якобы принимал поздравления от своего российского коллеги Путина, который в поздравительной телеграмме, направленной в адрес бывшего сателлита Кремля, отмечал, что Узбекистан добился значительных успехов в социально-экономической, научно-технической, гуманитарной и других областях, а также завоевал «высокий авторитет республики на мировой арене». Президент РФ выразил уверенность, что Москва и Ташкент будут и далее укреплять взаимовыгодное двустороннее сотрудничество на всех направлениях.

Была ли путинская телеграмма прочитана самим Каримовым или она послужила месседжем, направленным его потенциальным преемникам, так и осталось неизвестным. Между тем неугомонные СМИ неожиданно сообщили, что тяжело больного узбекского президента доставили на лечение в Москву. Песков поспешил опровергнуть это, однако научный руководитель НИИ нейрохирургии им. академика Бурденко Александр Коновалов в интервью «Интерфаксу» заявил, что российские врачи направились для оказания помощи Каримову непосредственно в Узбекистан.

В самом Ташкенте началась глухая возня вокруг опустевшего трона. Всплыла информация о том, что под домашний арест якобы угодил вице-премьер Узбекистана Рустам Азимов, курирующий республиканскую экономику. Впрочем, никакого подтверждения факта ареста до сих пор нет, что и понятно. Если жизнь и смерть самого Каримова — это тайна за семью печатями, то судьба его подданных — и подавно.

Кто будет преемником узбекского президента — вопрос открытый. Ставка делалась даже на дочерей Каримова — Гульнару и Лолу. Однако Гульнара, бывшая с 2010 по 2012 год послом своей страны в Испании, была заподозрена в заговоре против отца и даже, по неподтвержденной информации, была на какое-то время заключена под арест. У Каримова осталась только одна «хорошая дочь» — Лола. Она и сообщает ныне о здоровье президента.

Поэтому наиболее вероятными преемниками Каримова станут те, в чьих руках и сейчас сосредоточена реальная власть, — это уже упоминавшийся премьер Мирзияев, сиротливо возлагавший цветы по случаю Дня независимости, и глава службы национальной безопасности (СНБ) Рустам Иноятов.

Как сообщает сайт «Фергана», в настоящее время Мирзияев прибыл в Самарканд, чтобы лично проконтролировать подготовку к похоронам Каримова. Здесь на городском кладбище, примыкающем к архитектурному и историческому памятнику Шахи Зинда, уже покоятся два брата и мать Каримова. «Правительственный самолет с телом Ислама Каримова вылетел из Ташкента в Самарканд», — свидетельствует «Фергана». Траурная церемония якобы назначена уже на завтра, 3 сентября, в связи с чем здесь ожидают многочисленных гостей из СНГ. Косвенно эту информацию подтверждает и группа в «Фейсбуке» «Здоровья Каримову»: «Аппарат искусственного кровообращения был сегодня отключен. Похороны Ислама Каримова пройдут в Самарканде!» — сообщает администратор соцсети.

«БУДУЩИЙ ПРЕЗИДЕНТ УЗБЕКИСТАНА — ЭТО КАРИМОВ НОМЕР ДВА»

О том, жив ли на самом деле Ислам Каримов, кого можно назвать его преемником и смягчится ли режим после ухода многолетнего правителя со своего поста, «БИЗНЕС Online» спросил у своих экспертов:

Даниил Кислов — главный редактор портала «Фергана.ру», эксперт по Центральной Азии:

— Это не первый случай, когда кончина первого лица страны тщательно скрывается. Кроме того прекрасного и хорошо известного нам по отечественной истории марта 1953 года, когда умер Иосиф Сталин, можно провести и другие исторические параллели — Гейдар Алиев, Уго Чавес, Иосиф Броз Тито, король Фахд. К примеру, Алиев, как рассказывали его оппоненты, умер еще 30 июля 2003 года в Турции, а официальный бюллетень о его смерти последовал только в декабре. Был, в конце концов, известный узбекский полководец Тимур (известен также как Тамерланприм. ред.), чью смерть скрывали более месяца, чтобы не сорвать намеченный китайский поход и не разочаровать народ и армию.

Существует один факт, который свидетельствует о том, что подозрения о смерти Каримова основательны. Впервые за четверть века правления президента Узбекистана власти официально сообщили, что он болен. Такого никогда не было прежде — ни простуда, ни водянка коленной чашечки никогда не попадали в правительственные бюллетени. А тут на тебе — вдруг сообщают, а потом начинают неумело оправдываться и опровергать. Причем опровергают только российские СМИ, а в узбекских СМИ информации об этом — ноль. Хотя это типично для Узбекистана.

У Каримова есть оппозиция, если говорить об известном узбекском диссиденте Мухаммаде Салихе. Но имеет ли он шанс вернуться в Узбекистан? Салих — в первую очередь поэт и человек с обостренным чувством порядочности. Однако он плохой политик, потому что романтик. И он, конечно, надеется вернуться в Узбекистан, но этого, я боюсь, не произойдет никогда. Салих уже не очень молодой человек (66 лет прим. ред.), а в этот раз, после смерти Каримова, в Узбекистане точно не будет никакой оттепели. Следовательно, Салиху никто не даст шансов принять участие в альтернативных выборах или просто появиться на публике. Потому что система останется прежней, потому что будущий президент Узбекистана — это Каримов номер два. Какая оппозиция, вы что? Да, Каримов умирает, но остается выстроенная им система власти, которая зиждется на службе национальной безопасности (СНБ) точно так же, как российская система власти зиждется на ФСБ. Причем в Узбекистане СНБ проникла во все поры экономики и политики еще глубже. Это полицейское государство, на самом верху которого находятся несколько сильных персон, которые пока что единомышленны. Это глава СНБ, это премьер-министр страны и это жена Каримова — те люди, которые обеспечивают транзит власти и переход к «новой» прежней системе правления.

«УЗБЕКИ — ЭТО ДЕТИ, КОТОРЫЕ ОПИРАЮТСЯ НА АЗИАТСКУЮ ТРАДИЦИЮ «ТАЩИТЬ И НЕ ПУЩАТЬ»

Гейдар Джемаль — председатель исламского комитета России, политолог:

— Сейчас у власти в Узбекистане находится не Каримов, а госбезопасность. Причем в стране существует несколько структур госбезопасности, среди которых не последнюю роль играл легион иностранцев, полностью преданных режиму и абсолютно законспирированных, действующих только в масках и эмоционально ориентированных лишь на подавление и убийство. Это была последняя карта Каримова. Насколько я знаю, большинство легионеров составляли армяне, не имеющие в Узбекистане никаких корней и уже поэтому преданные только своему хозяину. Но теперь, я думаю, их устранят, потому что после смерти Каримова они становятся не нужны. Контроль за ситуацией осуществляет госбезопасность, в частности, в лице СНБ.

Ситуация в Узбекистане обязательно пойдет в раскачку, потому что народ связал все свои ожидания со смертью Каримова как ненавистного дракона. Именно поэтому эту смерть пытаются замолчать, дабы не дать сигнал массам на начало активного движения. Когда придется обнародовать факт смерти лидера, неизбежно начнется движение. К тому же в официальном Ташкенте есть несколько соперничающих кланов, далеко не все согласны с диктатурой госбезопасности. Узбеки в этом плане ведь намного наивнее той же сталинской верхушки советского времени. Когда Сталин умер, Берия сразу понял, что единственный шанс для него пойти «вверх» — это начать антисталинский курс либерализации, то есть осуществить надежды населения. Но Берия был мастером политической интриги, он прекрасно представлял себе, как устроены психологические механизмы транзита власти. И то он проиграл! А узбеки — это дети, которые опираются на азиатскую традицию «тащить и не пущать». Поэтому вряд ли узбекская власть всерьез задумается о какой-то либерализации и отмене наиболее драконовских мер. Они продолжат действовать в духе Каримова, а это будет обман населения. Поэтому, я полагаю, дестабилизация и раскачка ситуации в Узбекистане произойдут неизбежно. Тут уже вопрос, как будут реагировать ближайшие соседи и крупнейшие геополитические силы — США, Россия, Китай.

Вес ближайших соседей несоразмерен с Узбекистаном, который имеет от 32 до 35 миллионов населения, мощный ВПК и самую развитую армию на среднеазиатском пространстве, сумевшую сохранить традиции советских частей. Поэтому трудно представить реальный вызов Ташкенту со стороны Таджикистана и Киргизии. Другое дело, что новое руководство Узбекистана может развязать агрессию против Таджикистана и Киргизии, чтобы замотать тему реформ и преображения страны под предлогом начавшейся вооруженной конфронтации. Это реально.

Единственный альтернативный лидер, который имеет популярность в Узбекистане и среди его обширной эмиграции (составляющей до 8 - 10 миллионов человек, в РФ живут 2 миллиона), — это Мухаммед Салих, народный поэт республики, который возглавляет движение, состоящее из 8 партий, и живет в данное время в Турции. Он может стать точкой сборки новой страны. Представьте, если вся узбекская эмиграция (а среди тех, кто живет на Западе, немалую долю составляет интеллигенция) надумает вернуться на родину? Это будет огромная сила, которая привезет с собой новые технологии, понимание того, как работают современные механизмы. Внутри Узбекистана, конечно, будут делать все, чтобы предотвратить возвращение Салиха и реванш связанного с ним движения. Но я не исключаю, что новым узбекским властям это не удастся, поскольку современный мир непредсказуем: вспомним об исламском факторе, о том, что резко ослабела Америка, о противоречиях между РФ и Китаем в Средней Азии. На этом фоне можно ожидать, что Мухаммада Салиха допустят как переходную фигуру.

Аркадий Дубнов — обозреватель РИА «Новости», эксперт по Центральной Азии:

— Вот уже Reuters первым из забугорных изданий сообщил о смерти Каримова как о свершившемся факте. Поэтому это факт. Было понятно, что сообщат о нем приблизительно 2 сентября, дав миновать торжествам в Ташкенте по случаю Дня независимости Узбекистана. Для того чтобы похоронить Каримова с большим эффектом, респектом, я бы сказал, нужно время. Но нельзя же тянуть неделю — это не по мусульманским обычаям. Здесь нужно действовать в течение 24 часов. Поэтому если, скажем, вы хотите его похоронить 3 сентября, то он должен умереть 2-го. Это Восток. Формально править в создавшейся ситуации должен Мирзияев — вероятность этого, впрочем, чуть ниже, нежели утверждения, что Каримов мертв.