ТАНЦЫ ПОКЕМОНОВ

Покемоны торжественно открыли вчера московский международный автосалон (ММАС). И это, увы, не шутка. Пресс-релиз организаторов гласил, что на церемонии будут присутствовать гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, замминистра промышленности Александр Морозов, гендиректор АвтоВАЗа Николя Мор, гендиректор ассоциации европейского бизнеса в России Франк Шауфф и другие именитые гости. И ведь сдержали слово. Однако VIP’ы скромно стояли в сторонке, а на сцене некий танцевальный коллектив изображал болезнь последнего времени (по большей части западного мира) Pokemon Go. Мальчики и девочки в черных футболках с логотипом ММАС как бы ловили десяток девочек в безразмерных костюмах Пикачу. Потом последовал динамичный танец, и не успели журналисты моргнуть, а именитые гости уже осматривали экспозицию.

Первым делом отправились в вотчину господина Мора — к стенду АвтоВАЗа, где днем ранее специально для прессы скидывали черные полотна с 7 концепт-каров, а девушки-модели принимали соответствующие ситуации позы. Мор вместе с главным дизайнером АвтоВАЗа Стивом Маттином устроил экскурсию по экспозиции. Оба что-то рассказывали о новых машинах, указывали на отличительные, теперь усиленные Х-линии моделей, кому-то даже позволяли осмотреть машину внутри, сесть в нее. Гости одобрительно кивали — вот оно будущее российского автопрома! Когогин залез на заднее сидение версии Vesta Signature (усовершенствованная Vesta), но быстро вылез — видимо, непривычна Сергею Анатольевичу машина, которая позиционируется как бюджетный вариант. Понравился Когогину (если корреспондент «БИЗНЕС Online» правильно оценила его реакцию) ярко-желтый концепт Xcode.

Гости во всех подробностях изучили все из возможного будущего АвтоВАЗа. Хочется надеяться, что и в разговорах между собой они обсуждали именно представленные модели. Например, Сергей Анатольевич долго и живо о чем-то разговаривал с Эдуардом Вайно. Еще недавно эта фамилия ничего не говорила общественности, но теперь зазвучала — после того как пост главы администрации президента РФ занял Антон Вайно. А Эдуард Карлович, стало быть, его отец. Впрочем, его присутствие на автосалоне вполне оправданно — по данным на 2010 год, он числился на АвтоВАЗе вице-президентом по внешним связям и взаимодействию с акционерами и, видимо, до сих пор имеет какой-то пост в компании.

«В НЕМ ЕСТЬ ЧТО-ТО ОТ АВТОМОБИЛЯ БУДУЩЕГО»

Пока другие знаменитости продолжали любоваться новинками АвтоВАЗа, Когогин уверенным шагом направился к противоположному стенду. Там выставлялось совместное творение КАМАЗа и Научно-автомоторного института (НАМИ) — проект «Шатл» (да, именно в таком написании с одной «т» прим. авт.). Автомобиль-капсула продолжает движение автогиганта по освоению беспилотных технологий — КАМАЗ участвует в разработке беспилотных грузовика и сельхозтехники. На этот раз решили обратить внимание на городской транспорт. Заместитель гендиректора по стратегическому развитию НАМИ Алексей Гогенко рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что проекту всего полгода. Вообще НАМИ занимается разработкой систем беспилотного транспорта с 2012 года. Начали с автовазовской Kalina. «Научили этот автомобиль распознавать знаки, принимать решение разворачиваться или останавливаться, — отметил Гогенко. — Поставили первое техническое зрение». В 2014 году в работу взяли электрическую Kalina с АКПП. Следующим шагом стал «Шатл». Автомобиль пользовался небывалой популярностью как среди журналистов, так и среди обычных посетителей — в нем все время кто-то сидел, фотографировался. Космический дизайн «Шатла» — от НАМИ. «В этом стиле вы можете почувствовать, что это автомобиль-беспилотник, в нем есть что-то от автомобиля будущего», — отметил представитель НАМИ. И собрали образец на мощностях научного центра.

Сергей Когогин и Эдуард Войно Сергей Когогин и Эдуард Вайно

Длина «Шатла» — 4,6 м, ширина — 2 м, высота — 2,5 метра. Он рассчитан на 12 мест, 6 из них — для сиденья. Водительской кабины не предусмотрено. Камеры и радары спрятаны за, казалось бы, декоративными элементами кузова. Концепция проекта в том, что он должен вытеснить автобусы. «Шатл» будет подстраиваться под потребности пассажиров. «Наша задача — сделать транспортное средство, которое было бы гибким, адаптивным под текущие задачи, то есть отойти от жестких закрепленных маршрутов, — рассказал Гогенко. — Мы в этом видим возможность более быстрой доставки человека к назначенному пункту, то есть не за счет скорости, линейно, как мы привыкли. В жизни мы упираемся в пробки, в городскую инфраструктуру, которые не позволяют нам развивать скорость. Человек не должен отвлекаться, это вещи, которые отнимают время». В НАМИ указывают, что пассажир должен зайти в автомобиль и заниматься своими делами, не думая о том, какой маршрут выбрать и как объехать пробки. «Комплекс интеллектуальной транспортной системы даст ему самое подходящее, обдуманное решение и не заставит человека искать остановку, идти до нее в дождь и снег, а просто позволит подогнать авто к подъезду», — говорит фантастические вещи Гогенко. Таким образом, «Шатл», за секунды трансформировавшись из 6-местного в двухместное, станет такси. Такие машины могут с легкостью превратиться из такси в туристический автобус или в машину для курьерской доставки. Логистические будут выглядеть проще — не нужны комфорт и остекление, что удешевит их стоимость. Пока, по словам Гогенко, «Шатл» должен стоить не более 5 млн. рублей.

Капсула уже передвигается, правда, пока только по территории НАМИ. Скорость «Шатла» ограничили до 25 км в час (хотя он может разогнаться до 40 км в час). На КАМАЗе предполагают, что в 2018 году такие беспилотные автобусы должны появиться в бизнес-парках, выставочных центрах, наукоградах, музейных комплексах, аэропортах.

«ШАТЛ» МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ В БЕГИШЕВО И ИННОПОЛИСЕ

Словом, Когогин бросился осматривать опытный образец, благо к тому моменту всех любопытствующих из салона автомобиля выпроводили. Сергей Анатольевич вольготно расположился на заднем ряду сидений и начал кому-то звонить. С кем он общался, стало известно спустя несколько минут, когда руководитель автогиганта начал по видеосвязи показывать собеседнику «Шатл». На том конце провода оказалась его жена — депутат Госдумы Альфия Когогина (изображение на экране было видно всем, кто стоял за спиной гендиректора). Первоначально она тоже была заявлена как участник церемонии открытия, но, видимо, из-за предвыборной кампании не смогла осмотреть достижения отечественного и иностранного (по большей части китайского) автопрома. Вскоре к стенду подошел Морозов и тоже проследовал в салон «Шатла», где облюбовал поручни — казалось, чиновник пытается проверить их на прочность.

— Сергей Анатольевич, как оцениваете перспективы серийного производства? — корреспондент «БИЗНЕС Online» нашла возможность побеседовать с главой КАМАЗа, когда тот удачно оказался рядом, любуясь внешним видом «Шатла».

— Это же наш совместный продукт с НАМИ. Я всегда говорю, что за беспилотным транспортом будущее. Это же концепт. Мы должны привыкнуть, что транспортное средство без водителя, — ответил с улыбкой Когогин.

— Как ваш беспилотный «КАМАЗ»? — напомнила ему наша журналистка. А то вдруг о проекте забыли, отдавшись мечтам о «Шатле».

— Он учится, ходит.

— Скорее ездит.

— С ним занимаются постоянно.

— Когда серийное производство? Вы говорили, что уже в 2019 году будет по заводу ездить.

— В 2019-м собираемся запустить его внутри завода. Сейчас стояли, а я думаю: у нас аэропорт в Набережных Челнах — это же собственность КАМАЗа. Давай там попробуем.

— Так «Шатлы» скоро поедут туда?

— Нескоро, но попробуем. Вы понимаете, нет же нормативной базы. Если мы ставим, это же наши риски.


Фото: kamaz.ru

— Вам дизайн нравится?

— Сразу ставили дизайнерам задачу... — начал отвечать Когогин, но его прервал телефонный звонок. — Если Николя свободен, его прихвати, — Мор вскоре тоже объявился на стенде НАМИ.

— Когда наступит беспилотное будущее?

— Оценка аналитиков автопрома говорит о том, что в 2035 году 90 процентов продаваемого транспорта будет беспилотной. Я не очень уверен, что это полностью захватит легковой сегмент, но коммерческий точно, — как мы помним, КАМАЗ действительно делает ставку на свои беспилотные грузовики, ожидая, что сможет захватить многие мировые рынки, если опередит своих конкурентов, а они не спят и тоже трудятся над разработкой автономных ТС.

— А на такие «Шатлы» спрос будет?

— Конечно, будет.

— Может, поставить их в Иннополис? Все-таки «умному городу» — «умный транспорт».

— С Иннополисом обсуждали вопрос. Когда мы будем готовы сделать такие зоны в городах, как Иннополис, и вообще экологически чистые, то электротранспорт и беспилотники будут. Но еще раз говорю — пока не будет принят пакет законов в нашей стране, это невозможно.

— Так, может, Альфия Гумаровна будет лоббировать этот вопрос?

— Ну Дума принимает, а не разрабатывает законы.

— Так ведь депутаты могут разработать.

— Альфия Гумаровна сегодня действующий депутат, но она так же кандидат в депутаты. Ей еще избраться надо.

Так что в новом созыве Госдумы у нее прибавится работы — заявленные сроки по беспилотникам приближаются, а законодательная база так и стоит на месте.

РОДСТЕР «КРЫМ» ЗА 650 - 700 ТЫС. РУБЛЕЙ

Впрочем, «Шатл» — это еще не все интересное, что в этом году представлено на ММАС, хотя в целом о форуме могло сложиться впечатление как об унылой, небогатой на премьеры выставке. Автопроизводители в большинстве своем действительно проигнорировали это мероприятие, чем снизили его статус, а следом — и цены на входные билеты.

И все-таки если внимательно изучить все три зала, то можно найти интересные экземпляры. Даже со стенда НАМИ уходить не пришлось — с другой его стороны красовался черно-оранжевый родстер BRT (Bauman Racing Team) «Крым». «Это автомобиль, который на 70 процентов сделан из комплектующих самого распространенного семейства автомобилей в нашей стране — семейства Kalina и Granta. Есть много людей, которые ругают наши комплектующие, что они плохие, безобразные. Вот мы взяли наши комплектующие и сделали автомобиль», — удивил корреспондента «БИЗНЕС Online» профессор МГТУ им. Баумана, руководитель этого проекта Дмитрий Онищенко. По его словам, на создание родстера не было потрачено ни одной государственной копейки — все делали на энтузиазме. В итоге получился заднеприводный автомобиль с двигателем «ВАЗ-21127» объемом 1,6 л мощностью 106 лошадиных сил. «Двигателя 106 лошадиных сил вполне хватает, чтобы была хорошая динамика, плюс ко всему добавляется задний привод и среднемоторная компоновка, который обеспечивает развесовку 50 на 50. Машина очень хорошо управляется. У BMW есть такой девиз: „Удовольствие за рулем“. Вот это тоже удовольствие за рулем, но за деньги, которые явно в 10 раз меньше», — пояснил Онищенко.

Стоимость такого родстера, если бы сейчас было открыто серийное производство, составляла 650 - 700 тыс. рублей. Сам автомобиль собирали выпускники и аспиранты МГТУ им. Баумана. Родстер уже успел побывать в Крыму, в честь которого был назван. Онищенко заверил нашего корреспондента, что название придумал еще до украинских событий, вспоминая свое детство и поездки на полуостров. Сейчас в Бауманке работают над созданием второго прототипа с двигателем мощностью 150 л. с., масса родстера будет еще меньше. Впрочем, пока Онищенко не видит перспектив серийного производства такой модели. «Речь может идти о мелкосерийном и штучном производстве», — добавил он. Тем не менее, по словам Онищенко, моделью интересовался даже КАМАЗ. «Директор по развитию КАМАЗа Ирек Гумеров мне сказал: „Мы готовы, давайте, но если он будет электрическим“», — вспомнил профессор МГТУ. Сам он при этом полагает, что родстер может быть гибридом, а в целесообразности превращать его в «электричку» сомневается.

На стенде НАМИ обнаружился еще один любопытный экземпляр — двигатель и автоматическая коробка передач, которые потенциально должны ставиться на автомобили проекта «ЕМП» (единая модульная платформа), иначе говоря, знаменитый «Кортеж». Представленный на ММАС двигатель самый мощный — он предназначен для лимузина 412311, который разрабатывается специально для президента России. Объем этого огромного агрегата составляет 6,6 л, мощность — 860 л. с., крутящий момент — около 1000 Нм.

По соседству с двигателем выставили еще один любопытный экземпляр — автоматическую коробку передач R932, которую разработала фирма «КАТЕ» — «дочка» НАМИ. Ониищенко заверил, что это исключительно отечественная разработка, на которой в свое время АвтоВАЗ поставил крест после прихода французов. 9-ступенчатая АКПП тоже предназначается для «Кортежа». Еще одна ее особенность — отсутствие гидротрансформатора, что, как утверждают разработчики, повышает значение КПД автоматической коробки. При этом плавность переключения передач осуществляется кратковременным буксованием фрикционных элементов управления. Сам Онищенко намерен на свой новый родстер ставить эту же АКПП, но попроще. «Эта коробка рассчитана на большие тяжелые двигатели, у нас будет миниатюрная», — отметил он.

«ЗИЛ» — «МАШИНА ДЛЯ ИЗБРАННЫХ»

Но и это еще не все, чем может порадовать ММАС в этом году. Например, поклонники автомобилей «ЗИЛ» с удивлением могут обнаружить, что, несмотря на то, что завод развалился, одна из частей осталась на плаву и по-прежнему выпускает легендарные модели седан «ЗИЛ-41041», лимузин «ЗИЛ-41047» и кабриолет «ЗИЛ-410441». «Это машины, которые завод не успел доделать прежде, чем они развалились. То есть это новые машины, которые сделали с отсрочкой в пять лет. Мы выкупили остатки цеха, оборудования, остатки всех запчастей, которые были, оставили людей на работе, продолжаем дальше собирать эти машины», — пояснила нашему корреспонденту замгендиректора «МСЦ6 АМОЗИЛ» Юлия Куклина. По ее словам, заготовок от завода осталось столько, что работы хватит еще на два-три года точно. Стоимость новенького лимузина она называть не стала, но намекнула, что, поскольку машины собираются вручную, то и стоят на уровне Rolls-Royce или Bentley.

Напомним, «ЗИЛ-41047» впервые начали выпускать в 1985 году с приходом на пост генсека Михаила Горбачева. Эти автомобили были недоступны простым советских гражданам и предназначались только для обслуживания членов Политбюро и встреч иностранных делегаций. Поэтому выпускали не более 20 штук в год. И сейчас это тоже довольно редкий товар и тоже, получается, недоступен широкой публике. Говорят, что такой «ЗИЛ» в 2002 году сделали специально для президента Казахстана. А в 2009 году еще работающий завод ЗИЛ для Парадов Победы произвел кабриолеты «410441», но не был принят из-за огромного тента, и в итоге был найден аналог от другой компании. Также ходили слухи, что еще один кабриолет был выпущен и продан экс-президенту Украины Виктору Януковичу.

«Это коллекционные машины. Покупатели — люди старшего поколения, у которых эти машины ассоциируются с властью и недоступностью. А сейчас они получили возможность их купить, а раньше их никто не мог купить даже за большие деньги. Этой машиной еще можно кого-то удивить. Это машина для избранных. Это машина с характером, она может передаваться из поколения в поколение, это то же самое вложение денег, как в бриллианты», — описывала Куклина все достоинства автомобиля.

Неподалеку красовался еще один брутальный, мужественный автомобиль, с которым публика также активно фотографировалась — вездеход «Шаман», который производит компания «Авторос» в Тверской области. Гендиректор Владимир Волхонский рассказал, что разрабатывать концепт начали в 2005 году, а только с 2013-го запустили производство. Всего за это время продали 20 вездеходов, причем в последнее время интерес к ним проявляют казахи. При этом «Шаман» — тоже дорогое удовольствие, которое обойдется в базе в 9 млн. рублей, а в максималке может доходить до 11 миллионов. За эти деньги вы получите вездеход на 12 мест с двигателем IVECO F1C объемом 3 л мощностью 176 лошадиных сил. Волхонский признался, что основная часть комплектующих импортная, из российского только шины низкого давления, диски, а также кузов, который варят сами. «Машину активно приобретают люди, которые хотят комфортно путешествовать, охотой занимаются», — отметил гендиректор компании.

ММАС ждет гостей до 4 сентября.