МИНТИМЕР ШАЙМИЕВ ДОГОВОРИЛСЯ О ТОМ, ЧТО ДВА ДРЕВНИХ ГОРОДА СТАНУТ ПИЛОТНЫМ ПРОЕКТОМ ЮНЕСКО ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ  ПАМЯТНИКОВ 

Сегодня госсоветник РТ Минтимер Шаймиев в казанском Кремле представил председателя новой структуры фонда «Возрождение» экспертного совета - ректора КФУ Ильшата Гафурова. На него первый президент РТ возложил обязанности по ведению всей организационной работы по вхождению Болгара и Свияжска в список ЮНЕСКО, а также «раскрутку» музеев-заповедников в качестве мест паломничества туристов со всего мира. На заседании экспертного совета побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».  

ЕЛАБУГУ ПОДНЯЛ, ТЕПЕРЬ БУЛГАР СО СВИЯЖСКОМ 

Сегодня в казанском Кремле состоялось первое заседание межведомственного научно-методического экспертного совета - новой структуры Фонда возрождения памятников истории и культуры РТ, курируемого первым президентом РТ Минтимером Шаймиевым. 

На заседании всем участникам мероприятия уже был роздано для обсуждения, правда, уже утвержденное (что позже стало предметом ироничных замечаний Шаймиева) положение о межведомственном научно-методическом экспертном совете. 

Согласно положению о совете, его основной целью станет оценка проектных решений по строительству инфраструктуры и реставрации памятников истории и культуры Болгара и Свияжска. Как сообщил  Шаймиев, одной из основных целей экспертного совета станет работа по включению двух музеев-заповедников в список ЮНЕСКО. В качестве председателя был представлен Ильшат Гафуров. По словам Шаймиева, такой выбор был сделан не случайно. 

«Я рад, что Ильшат Рафкатович дал добро. Он много сделал в Елабуге. Больше, чем все мы вместе, превратив город в туристический центр. Здесь даже стоит первый памятник Кубрат-хану. Сегодня есть задача не только по включению памятников в список ЮНЕСКО. Думаю, что он поможет сделать Болгар и Свияжск популярным местами посещений для туристов», - заявил госсоветник. 

ЧЕТ И НЕЧЕТ 

Всего в экспертный совет вошло 14 человек (список здесь). На это первый президент посетовал, что обычно у нас в советах нечетное количество человек, а тут четное. «Может кого-нибудь еще включим?» - задал вопрос  Шаймиев. «Но у председателя совета при голосовании есть право на два голоса», - заметила Татьяна Ларионова - исполнительный директор фонда «Возрождение». 

После этого госсоветник передал право вести собрание  Гафурову. 

Ректор КФУ приступил со знанием дела. В голосе появились стальные нотки чиновника, повеяло уверенностью, основанной на предыдущем опыте. Напомним, что Елабуга оказалась вторым татарстанским городом после Казани отметившим 1000-летие. 

«Наряду с работой с ЮНЕСКО, нам нужно научиться популяризировать эти объекты. Надо, чтобы о них узнали не только в России, но и в мире. Чтобы они стали объектами массовых посещений. А массовые посещения практически всегда приводят к конфликтным ситуациям связанные с инфраструктурой. Надо эти конфликты решить заранее», - заявил Гафуров. 

ДРУЗЬЯ ИЗ ЮНЕСКО  ОБЕЩАЛИ ПОМОЧЬ 

Основной темой доклада стала защитные сооружения вокруг трех памятников в Булгаре – соборной мечети, ханского дворца и белой палаты (банный комплекс). Участники долго обсуждали преимущества карбонатных покрытий перед акриловыми для шатра над раскопом дворца, или какого вида крыши предпочтительны на четырех опорах мечети – полусферами или шатрами, пока не прозвучали первые слова критики. 

Первым тревогу высказал Гафуров, который спросил у присутствовавших московских экспертов, не помешают ли эти защитные конструкции войти Болгару в список ЮНЕСКО. В итоге, все это переросло в бурную дискуссию. С одной стороны, специалисты предлагали обойтись минимумом, сохранив для обозрения археологические раскопы. С другой стороны, лагерь во главе с Шаймиевым отстаивал, что защитные сооружения над ними должны быть стать украшением комплекса. В итоге, чтобы принять соломоново решение, в середине января следующего года в Казань решили пригласить специалистов из ЮНЕСКО. 

Как выяснилось в ходе дискуссии, во время поездки  Шаймиева в Париж на открытие 185-й сессии исполнительного совета ЮНЕСКО, он договорился о том, что Болгар и Свияжск будут представлены как пилотный проект международной организации по реконструкции, реставрации и консервации исторических памятников. Идею поддержал «давний друг» Татарстана заместитель председателя ЮНЕСКО по культуре господин Мунир Бушенаки, принявший активное участие по вхождению Казанского кремля в список всемирного наследия. 

ДРУГИЕ ВРЕМЕНА 

Итоги заседания совета подвел  Шаймиев, который заявил, что наряду с научной составляющей важную роль всегда играет политическая составляющая, и привел  пример с Кул Шарифом. Несмотря на то, что мечеть является новоделом, Кремль вошел в список ЮНЕСКО, напомнил госсоветник. 

«Я разговаривал с Бушенаки, малое количество защитных сооружений над памятниками, с одной стороны объясняется жарким климатом, что обеспечивает лучшую сохранность, а с другой стороны отсутствием средств. У нас есть деньги, и мы хотим сделать как надо. Но вы должны нам показать, как это сделать по самому разумному пути. Мы планируем установить защитный шатер над ханским дворцом, но никто не собирается его восстанавливать заново по своему усмотрению. Конечно, можно две фермы соединить, шифером покрыть и поставить над раскопом. Сейчас времена другие», - подытожил он.

 

Арслан Минвалеев
Фото с сайта shaimiev.tatar.ru