Шоком для всего православного мира Татарстана стала сегодняшняя новость: умер 57-летний наместник Раифского монастыря отец Всеволод (Вячеслав Захаров). Он скончался «на боевом посту» в своем рабочем кабинете, занимаясь делами монастырского детского приюта. О том, почему в Раифу так любили ездить Ельцин, Путин, Починок, Березовский и другие VIP'ы, почему руководство временно возьмет на себя сам митрополит, а также о том, что происходит в этот траурный день в осиротевшей обители, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня рано утром в своем рабочем кабинете скончался наместник Раифского монастыря отец Всеволод, стоявший у истоков возрождения обители / Фото: tatmitropolia.ru
«ПРОХОДИТЕ-ПРОХОДИТЕ, У НАС НАМЕСТНИК УМЕР»
События на территории Раифского монастыря сегодня развивались почти как в сюжете британского фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». Пока по комплексу бродили счастливые пары, один за другим подъезжали свадебные кортежи и мирно гуляли туристы, рядом с Троицким собором в небольшом здании резиденции наместника с его канцелярией и кабинетом, где и нашли тело, шла подготовка к погребению отца Всеволода. Из здания то и дело суетливо выходили сотрудники полиции, охранники, послушники, священнослужители. Лица их были спокойны, но жесты, телодвижения и действия говорили о том, что к такому повороту событий, конечно, никто не был готов. Подтвердили это и те, с кем удалось поговорить корреспонденту «БИЗНЕС Online».
«Был он нормальный, ни на что не жаловался до сегодняшнего. Вчера и до этого проходили службы, а сегодня утром стало плохо», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» прихожанин по имени Владимир. На вопрос, что именно произошло, он ответил, что никакой информации пока нет. «Никто ничего не говорит пока, но, видимо, сердце», — сделал предположение Владимир. Не больше него знали и другие. «Ничего пока не знаем, ничего не говорят», — такой ответ давали все.
Подробностей не удалось узнать и у священнослужителей. На просьбу сообщить хоть какую-то информацию они лишь коротко отвечали отказом. «Нет. Сейчас вряд ли вам что-то скажут». Кто-то из присутствующих порекомендовал обратиться к отцу Силуану, наместнику Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Однако и он ответил отказом. Ситуацию немного прояснила эксперт-криминалист полиции МВД по РТ, сообщившая что кончина 57-летнего отца Всеволода, по ее мнению, не носит криминального характера: «Никаких следов насильственной смерти я не заметила. Там сейчас продолжают работать судмедэксперты, и о точных причинах произошедшего лучше спросить у них». В этот момент из здания наместника монастыря вышел сотрудник полиции, который на вопрос, что же случилось, коротко ответил: «Инсульт. Тромбоз легочной артерии», — и поспешил удалиться. Отметим, что вскрытия для установления точных причин смерти решено не проводить.
Ближе к 14 часам суета у здания наместника монастыря усилилась. «Где братья наши?» — выходя из помещения, воскликнул один из священнослужителей. Это был своего рода призыв собраться, чтобы перенести тело.
«Проходите-проходите, у нас наместник умер», — попросила, вытирая слезы, женщина в черном платке зазевавшуюся у входа в канцелярию группу туристов. Те понимающе закивали головами и поспешили удалиться. «Что же теперь будет?» — плача и обнимая ее, спросила другая служительница. В ответ прозвучало лишь тихое: «Не знаю».
«Внезапно, внезапно. Как снег на голову», — громогласно воскликнул мужчина. Не прокомментировав его реплику и притихнув, все приготовились увидеть то, к чему они совершенно не были готовы.
В два часа тело отца Всеволода, облаченное в одежды, соответствующие его сану, и, как полагается, с закрытым возду́хом (то есть покровом) лицом в знак почета, вынесли из здания, в руках покойного была свеча. Пока небольшая процессия, обогнув Троицкий монастырь, тянулась по улице, люди, явно не ожидавшие, что кроме экскурсии им предстоит увидеть еще и похоронное шествие, начинали креститься, кто-то тут же поднимал детей на руки, не давая им увидеть тело, кто-то не смог сдержать слез.
Тело отца Всеволода поместили в соборе Грузинской иконы Божией Матери, где завтра отпевание возглавит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
«Я РАИФУ НА ВАШ ПАРИЖ НИКОГДА НЕ ПРОМЕНЯЮ!»
Можно сказать, что наместник Раифского Богородицкого монастыря архимандрит Всеволод был в значительной мере и его основателем. Конечно, в энциклопедиях в этом качестве всегда будет указываться отшельник Филарет, странствовавший в начале XVII века по городам Поволжья и в конце концов надумавший срубить себе келью на берегу здешнего озера. Но когда странник Филарет, один из «божиих людей», которых много тогда было на Руси, своими легкими ногами пришел в эти места, здесь тянулись к небу нетронутые леса и жили язычники-черемисы, с почтением отнесшиеся к новому анахорету. А вот когда в 1990 году сюда впервые заглянул молодой зеленодольский священник отец Всеволод (в миру — Вячеслав Захаров), никакого прежнего благолепия уже не было: по бывшим монастырским стенам, словно ядовитый плющ, вилась ржавая колючая проволока, звонница стояла пустой, соборы — полуразрушенными. В Троицком храме размещался производственный цех, работали станки. На месте монастырского кладбища — четыре туалета, в братском корпусе — камеры смертников, сохранившиеся с гулаговских времен. Давно растворились в истории марийские язычники, зато на смену им пришли атеисты, устроившие на территории бывшего монастыря сначала тюрьму, а потом колонию для несовершеннолетних. Само собой, никакого особого пиетета к отшельникам они не испытывали, поэтому приди сюда четыре века спустя Филарет, вряд ли бы он принял решение спасать здесь свою душу. По иному поступил отец Всеволод, к тому времени еще только возведенный в сан игумена: он решил возродить обитель. И это несмотря на то, что специалисты уже вынесли приговор Раифе (так в казанском просторечии называют монастырь): восстановлению не подлежит.
«Когда я увидел эту поруганную красоту, у меня сердце сжалось. Как будто человек в реанимации лежит. Вот-вот умрет», — вспоминал потом отец Всеволод. Пять лет ему понадобилось на то, чтобы сделать невозможное: отстроить практически заново обитель и возродить монастырскую жизнь.
О том, как проходили восстановительные работы, написано достаточно много. Не обошлось и без вездесущего Минтимера Шаймиева — в то время президента Татарстана, пожертвовавшего свои средства на пять крестов для куполов Троицкого храма. Позднее наместник Раифского монастыря назовет Шаймиева «главным благодетелем» обители: без его участия главный монастырский собор вряд ли бы подняли из руин за одну православную «пятилетку». Впрочем, даже директор колонии Владимир Чернов оказался не противником, а союзником молодого монаха: он согласился освободить оскверненную территорию и взялся помогать в возрождении святого места.
Тело отца Всеволода поместили в соборе Грузинской иконы Божией Матери, где завтра отпевание возглавит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан
Дальнейшее, на поверхностный взгляд, было сплошной сказкой: обитель росла и стремительно набирала популярность. После завершения работ ее включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. А еще в августе 1991 года сюда вернулась чудотворная копия Грузинской иконы Божией Матери (25-летие ее возвращения незаметно минуло на прошлой неделе). Вместо колонии для несовершеннолетних на территории монастыря возник детский приют для мальчиков-сирот. Устроители приюта и его воспитатели — монахиня Анастасия (Хоменкова) и директор «детского корпуса» отец Владимир (Кондратьев) — всегда повторяли, что не собираются делать из своих трудных питомцев монахов, а просто воспитывают их в христианских традициях. «Мы растим нормальных, верующих людей, — рассказывали еще пять лет назад православному журналу „Нескучный сад“ сотрудники приюта. — Обычных граждан общества. В монахи приходят люди по вере своей, это должен быть порыв души. А вытесать Буратино, и вот вам готовый монах — так нельзя».
К слову, в Раифе до сих пор бытует легенда, как во время поездки в Париж воспитанников монастырского приюта одного из них предлагала усыновить великая княгиня Леонида Романова (супруга Владимира Кирилловича Романова, умерла в Мадриде в возрасте 96 лет — прим. ред.),но тот неожиданно расплакался и заявил: «Я Раифу на ваш Париж никогда не променяю!» «Так и не вышло из него нового Романова», — заключает монахиня Анастасия.
«ЗДЕСЬ БАБ СКОРБЕЛ, БООС КРЕСТИЛСЯ И РЬЯНО ПОЧИНОК МОЛИЛСЯ»
Благодаря усилиям отца Всеволода Раифский монастырь постепенно стал образцовым, сюда зачастили высокие гости. Их было настолько много, что по этому поводу даже сложили частушку: «Здесь БАБ скорбел, Боос крестился и рьяно Починок молился». Под экзотической аббревиатурой БАБ скрывался ныне уже полузабытый опальный олигарх, «крестный отец Кремля» Борис Березовский, умерший при загадочных обстоятельствах в Англии в 2013 году. Однако в Раифе его помнят живым и здоровым, навещавшим когда-то обитель в качестве то ли благотворителя, то ли паломника. Наивные монахи монастыря, полагая, что Борис Абрамович — иудей и жаждет бесед о Талмуде и Торе, повели было с ним беседу о тонкостях иудаизма, но БАБ с возмущением отверг эти попытки сделать ему приятное. Говорят, что при этом он даже заявил, что является убежденным православным христианином, после чего, подойдя к Грузинской иконе Божией Матери, набожно перекрестился и зажег свечку.
Что касается бывшего калининградского губернатора Георгия Бооса, то он вообще считался большим другом отца Всеволода и неоднократно прилетал к нему в гости, особенно на праздники Крещения, когда верующие собирались в очереди, чтобы окунуться в ледяную купель (это тоже одна из знаменитых здешних достопримечательностей). От Бооса и Березовского в Раифском монастыре остался компьютерный класс для детского приюта, созданный и оснащенный при их непосредственном участии.
В 2002 году в обители венчался в то время министр труда Александр Починок (умер в 2014 году). Свадьба была роскошной, в качестве свадебного подарка отец Всеволод преподнес министру список Грузинской иконы, после чего молодожены отправились кататься по Волге.
Тех же, чьи имена не попали в частушку, настолько много, что никакого стихотворного размера не хватит, чтобы их вместить. На фотографиях в монастырских коридорах можно увидеть Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Был в Раифе и первый российский президент Борис Ельцин — говорят, совершал «заплыв» в озере. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов, верный своим принципам «православного коммунизма», тоже зажигал в монастырских храмах свечи и предлагал, как говорят, наместнику спеть вместе с ним песню «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!». Реформатор и «наночиновник» Анатолий Чубайс оставил в гостевой книге многозначительную запись: «Российское будущее — это мощная экономика плюс душа». Есть в этой же книге и записи других известных гостей: актера Василия Ланового, певца Юрия Шевчука, режиссера Станислава Говорухина и пр. Кстати, кроме Бооса в Богородицкой обители венчался актер Александр Калягин, до этого крестившийся в Раифе.
Понятно, что все это создавало Раифскому мужскому монастырю славу «витрины» православного Татарстана и автоматически делало наместника обители весьма значительной фигурой в республиканском истеблишменте. В этом качестве отец Всеволод считался особо приближенным к бывшему митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию, который на самой заре его подвижнического пути совершил пострижение будущего игумена в монахи. Впрочем, и при смене правящего архиерея епархии и появлении в Казани митрополита Феофана отец Всеволод ни в чем не растерял своих позиций, оставшись все таким же деятельным и гостеприимным. Фактически как к главному центру православия относится к Раифе и митрополит Феофан: именно здесь он совершил Крещенское и Пасхальное богослужение, причем в последнем случае это было впервые за все 400 лет существования обители. О том, кто станет наместником теперь, пока говорить рано, но наверняка это будет доверенное лицо главы Татарстанской митрополии — уж слишком большое значение приобрела Раифа. Пока же, по его словам, кем-то вроде исполняющего обязанности, если так можно выразиться, будет сам митрополит.
К слову, месяц назад Раифский монастырь стал одним из пунктов эпохального визита в Татарстан патриарха Кирилла. Изначально в программе он не значился, но Святейший, уже находясь в полете по пути в Казань, попросил включить его в программу. «Приехал патриарх — это уже важно для всех нас, потому что это наш молитвенник, это наш первосвятитель. Мы ждали, мы готовились. И его молитва очень важна для нас, поверьте. Потому что монаху очень трудно», — рассказывал отец Всеволод тогда «БИЗНЕС Online» — быть может, в последнем своем интервью. Кстати, по словам очевидцев, патриарх Кирилл при встрече похлопал по плечу наместника Раифского монастыря и сказал: «Я к тебе еще приеду чай пить».
«ЛИЧНОСТИ ТАКОГО МАСШТАБА НА ГОРИЗОНТЕ СРЕДИ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ НЕТ»
«БИЗНЕС Online» попросил людей, близко знавших наместника Раифского монастыря, рассказать, что они думают о его неожиданной кончине и чем им запомнился этот удивительный человек.
Феофан — Митрополит Казанский и Татарстанский:
— Православная церковь и Раифский Богородицкий мужской монастырь понесли большую утрату со смертью архимандрита Всеволода. Этот человек созидал очень многое, а то, что он сделал для Раифской обители, невозможно выразить в двух словах. Только вчера я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, он как раз отслужил божественную литургию по случаю праздника Преображения Господня.
Отец Всеволод скончался на боевом посту, у себя в рабочем кабинете, где он, судя по всему, занимался делами детского приюта. Поэтому можно сказать, что с кончиной раифского архимандрита осиротели не только насельники обители и его многочисленные духовные чада, но и воспитанники приюта для мальчиков, который он сам создал на месте советской колонии для несовершеннолетних и окормлял в течение многих лет.
Да, в последнее время наместник Раифского монастыря жаловался на здоровье и даже подавал прошение о лечении. Связано это было, в частности, с тем, что отец Всеволод проходил лечение у стоматолога и вставлял себе импланты зубов. Это болезненно у него протекало. Но причиной неожиданной смерти, если судить по разговорам с врачами, стало сердечно-сосудистое заболевание, возможно закупорка аорты. Архимандрит Всеволод сподобился безболезненной, непостыдной и мирной кончины в первый день после праздника Преображения Господня. Накануне он отслужил в монастыре праздничную литургию, а уже на следующий день «преобразился» сам, то есть отошел к Господу.
Следует сказать, что за годы его управления Раифская обитель стала одним из важнейших духовных центров Татарстанской митрополии, привлекающих к себе множество паломников и всех желающих познакомиться с православным монашеством. Сегодня вместе с православными верующими скорбят и наши мусульманские собратья, ибо велика заслуга почившего в укреплении межконфессионального мира в Татарстане, в установлении добрых и конструктивных отношений с мусульманской общиной республики.
Я сам в растерянности от случившегося, не знаю, кого поставлю на это место. Видимо, пока сам лично буду присматривать...
Александр Тыгин — глава Зеленодольского района РТ:
— Это была неожиданная весть для нас. Для Зеленодольска это личность очень яркая, известная и авторитетная. Он же почетный гражданин Зеленодольского района. Я знаком с ним достаточно давно. Он на глазах у всех горожан, людей, которые его очень хорошо знают, восстановил из руин храм. И в самом храме не просто уделял внимание вере, но и приобщал к ней всех своих прихожан. У него в подворье был детский дом, он всегда огромное внимание уделял детям, оказавшимся в тяжелых условиях, сиротам. В последнее время был сдан знаковый объект — дом паломника. Это был очень всесторонне любящий людей человек. Такая тяжелая для зеленодольцев утрата. Я уверен, что он останется очень ярким в нашей памяти человеком. Мы соберемся с видными деятелями района и определимся, как все это хозяйство, память о нем должным образом закрепить.
Это огромная потеря для нас, личности такого масштаба на горизонте среди религиозных деятелей нет.
Наталья Починок — ректор Российского государственного социального университета, вдова экс-министра труда и бывшего сенатора Александра Починка:
— Отец Всеволод со всей своей экс-комсомольской энергией старался сделать из мальчишек-шалопаев и хулиганов настоящих людей. Ему было дело до всего, что происходит в миру: политике и жизни. Казалось, что чересчур по-светски он объяснял православные истины, но все для того, чтобы найти свой ключик к сердцу каждого. К нему ехали отовсюду. Он рассказывал, почему лягушки в озере близ монастыря не квакают, почему Раифская пустынь — уникальное место в мире, почему Грузинская икона Божией Матери чудотворная и многое другое. Замечательный человек, светлая память ему!
Место для венчания мы с мужем выбирали осознанно, ведь здесь находится чудотворная икона, охраняющая плодородие семьи. Мы просто влюбились в это место, потом помогали организовать роспись в храме. Как говорил мой супруг, Александр Петрович Починок, Грузинская икона Божией Матери самая праздничная, поэтому и каноны позволяют сделать праздничным, ярким убранство храма.
Габдельхамит Зиннатуллин — имам-мухтасиб Зеленодольского района:
— Мы с Всеволодом религиозной деятельностью начали заниматься примерно в одно и то же время. Я с ним познакомился в 80-х годах. Он работал тогда в церкви поселка Гари Зеленодольска. Это было в коммунистические времена, период определенных испытаний. Немного позже мы вместе участвовали в республиканских мероприятиях. Я — со стороны мусульман, он — от православных. В Раифском монастыре я тоже был в гостях, посмотрел, какие там ведутся работы. Всеволод очень хорошо меня встретил. Он был очень добродушным, открытым, деликатным, воспитанным человеком. Внутри монастыря сумел создать духовную атмосферу. Был хорошим организатором.
Рамиля Ахметзянова — экс-режиссер ТНВ:
— Я отца Всеволода знаю с детства, когда он еще был Вячеславом. Мы жили в одном доме, их квартира была через стенку. Слава был комсомольским лидером в школе №1 на Булаке. Мы даже не предполагали, что он станет священником. Горел комсомольской идеей. Видимо, организаторские способности и помогли ему восстановить Раифский монастырь.
Павел Павлов — благочинный кряшенских приходов Казанской епархии:
— Мы с ним вместе учились в Московской духовной семинарии. Он поступал на год раньше, я — на год позже. Четвертый курс мы вместе проходили. Он был очень активным, выступал в хоре, в религиозном плане был очень старательным. У него в монастыре я бывал, но не так часто. Миряне чаще бывают. Человек едет каяться, а у нас своя служба, у него своя была. Будем молиться за упокой души усопшего.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.