ДОЛЖНО ЛИ СОЗДАНИЕ ПРИБЫЛИ БЫТЬ ЕДИНСТВЕННОЙ ЦЕЛЬЮ БИЗНЕСА?

В Казани в конце минувшей недели состоялся семинар на тему «Корпоративная социальная ответственность – инструмент развития успешной компании», организованный Общественной палатой РТ при участии ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ и поддержке аудиторско-консалтинговой компании «Аудэкс». На семинаре побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

ВЫГОДНОЕ ВЛОЖЕНИЕ

Семинар «Корпоративная социальная ответственность – инструмент развития успешной компании» – уже второе подобное мероприятие в Казани: два года назад в торгово-промышленной палате РТ состоялось заседание "круглого стола" на аналогичную тему с участием москвичей. На этот раз семинар вел директор центра корпоративной социальной ответственности PricewaterhouseCoopers, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента высшей школы менеджмента СПбГУ Юрий Благов.

Казанский семинар (он проходил в ресторане Chateau) по корпоративной социальной ответственности (КСО) замечателен тем, что он предназначен для представителей малого и среднего бизнеса. Каков бы ни был наш бизнес, но теоретическая основа ещё никому и никогда не мешала. Теоретические знания, само собой, надо ещё суметь применить, и это не каждому по силам.

Тем более что знание, представленное на семинаре Благовым, — западного происхождения. Оно системно, глубоко и точно разработано, имеет выверенный понятийный аппарат, для него характерна логика, отточенная методика преподавания, включающая многочисленные визуальные схемы. Единственный его недостаток — что оно предназначено не для нас. Оно совсем для другого мира и для других людей. И перешагнуть пропасть из одного мира в другой, адаптировать наработки центра КСО PricewaterhouseCoopers для России, а тем более — для Казани, не так-то просто.

 Благов — отличный, опытный лектор, и он все эти затруднения преодолевал, насколько это было вообще возможно. Он сразу же вспомнил моногород Пикалёво и недавние события там, связанные с мировым финансовым кризисом, приезд премьер-министра Владимира Путина и разрешение социальных проблем в приказном порядке — проблем, которые не хотел разрешить бизнес и тем самым создал опасный социальный кризис.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Ведущий сразу же получил в ответ от слушателей — их было около 30 человек — тезис о том, что нашему бизнесу постоянно приходится преодолевать сопротивление государства и подменять его там, где оно должно работать, но не работает. Это особенно ясно из примеров, которые сам Благов и привёл в качестве иллюстрации того, что такое социальная ответственность в развитом капитализме и в ещё только становящемся.

Вот корпорация IBM запустила программу KidSmart — долговременную обучающую программу для детей, по которой их учат обращению с компьютером, формируют навыки жизни в информационном обществе. Что это — элемент КСО или просто дальновидное действие менеджмента IBM, готовящего будущих пользователей своей продукции и её покупателей? Об этом и на Западе идут споры: с точки зрения теории КСО, это, безусловно, важное действие в области социальной ответственности, а с точки зрения бизнеса — это очень дальновидное и выгодное вложение средств.

Есть на Западе и сторонники Милтона Фридмена - основателя и главы чикагской экономической школы, который ещё лет 40 назад, когда теория КСО только начинала разрабатываться, в одной из своих статей прямо заявил, что никакой социальной ответственности у бизнеса в принципе быть не может, потому что его единственная функция — это создание прибыли для повышения благосостояния общества. С этой точки зрения программу KidSmart следует рассматривать как бизнес-проект, только маскирующийся под КСО, чтобы отвязаться от претензий общества, требующих от богатых компаний раскошеливаться на программы, выгодные для всего общества.

В России КСО выглядит иначе: вот, например, «Северсталь» в своих вотчинах — в Череповце и Вологодской области — чуть ли не полностью взяла на себя всю социальную сферу: тут и детские сады, и школы, и пенсионное обеспечение, и отдых — вплоть до «программ по сохранению исторического и культурного наследия». Фактически это — повторение опыта Советского Союза, когда предприятию вменялось в обязанность обеспечивать не только своих работников, но и жителей подведомственных территорий необходимыми социальными благами. Пожалуй, это куда больше похоже на КСО, чем деятельность IBM.

КОРПОРАТИВНОЕ «ГРАЖДАНСТВО»

В конце семинара один из местных предпринимателей заявил лектору, что он и его коллеги, как мусульмане, всегда следовали своим религиозным принципам, требующим помогать ближнему и действовать на благо всего общества, а не  только заботиться о собственной прибыли. После чего многочисленные схемы с не очень понятными терминами вроде «КСО-интеграция и КСО-инновация», «корпоративное гражданство», «корпоративная социальная восприимчивость» и т.п. стали восприниматься скорее пожеланием на будущее к российским доцентам и профессорам — поскорее адаптировать западные концепции к нашим условиям.

Однако в целом семинар прошёл успешно. Главный партнер организации всего дела — генеральный директор Аудэкс Айрат Гимадутдинов — остался доволен. «Хочется поделиться с предпринимателями теми знаниями, тем опытом, которые, на мой взгляд, принесут им пользу, — сказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online», отвечая на вопрос, что подвигло его поддержать проведение семинара по КСО. — Я считаю, что корпоративная социальная ответственность — это тот элемент, который часто недооценивается, воспринимается как обуза. Но бизнес зарождается в обществе и живёт в обществе, и общество будет более благосклонно к тому бизнесу, который работает, принося пользу максимально широкому кругу партнёров, сотрудников, обществу в целом. Очень хорошо, что Общественная палата Республики Татарстан выступает инициатором  проведения мероприятий, которые направлены на просвещение предпринимательского сообщества. Как говорится, знания — это свет, и надеюсь, этот семинар осветил предпринимателям эффективный  путь развития бизнеса  через выстраивание гармоничного, взаимовыгодного сотрудничества и принесение практической пользы окружающему сообществу».

Удовлетворён был и доцент Благов: «Формат семинаров для предпринимателей всегда интересен, — сказал он. — Заинтересовать успешных, серьёзных, занятых людей всегда сложно. Сегодняшний семинар мне очень понравился, потому что публика была позитивно заряжена, заинтересована в получении новых знаний. Я ожидал встретить некую специфику, связанную с так называемым исламским бизнесом, и эта специфика проявилась. Я ещё раз убедился, что в России, как в многоэтническом, многоконфессиональном обществе, все проблемы, связанные со взаимодействием бизнеса и общества, являются гораздо более сложными, чем в других странах».

Владимир Марченко