Геннадий Зюганов на пресс-конференции дал оценку августовскому путчу 1991 года Геннадий Зюганов на пресс-конференции дал оценку августовскому путчу 1991 года Фото: Елена Колебакина

«ПОЛУЧИЛ ТАКУЮ ТРЕПКУ, ОТ КОТОРОЙ ТРЕЩАЛИ РЕБРА, И 50 ВЫСТРЕЛОВ ИЗ ЖЕЛТЫХ СМИ»

«Переворот совершили Горбачев, Ельцин, Яковлев, Шеварнадзе — вся эта свора, которая насильно захватила власть и проигнорировала все мыслимые и немыслимые решения, прежде всего Конституцию СССР», — такой смелый и однозначный вывод из событий августа 1991 года сделал накануне лидер КПРФ Геннадий Зюганов на пресс-конференции в ТАСС. Перед собой Геннадий Андреевич держал кипу бумаг, которые, по его словам, являлись документальными историческими свидетельствами его выводов. Первым он извлек документ, датированный сентябрем 1989 года. «Попов Гавриил Харитонович (тогда мэр Москвыприм. ред.) и Борис Ельцин собрали так называемую депутатскую межрегиональную группу. Вслушайтесь в слова, которые они произносили на этом заседании: „Система перестала работать, особенно перестала работать торговля. Надо ставить на учет каждого депутата РСФСР, он должен понять, что если он будет голосовать не так, как скажет межрегиональная группа, то жить ему в этой стране будет невозможно... Для достижения всеобщего кардинального возмущения довести систему торговли до такого состояния, чтобы ничего нельзя было купить“, — грозно и громко зачитывал он помеченные цитаты. — Если вы посмотрите на их последующие действия, то целые эшелоны стояли в тупиках для того, чтобы обнажились полки». Полки в магазинах, как помнят многие, действительно вскоре стали пустыми. Уже не раз очевидцы рассказывали, что на подходе к Москве стояли составы с маслом, сыром, мясом, но их не пропускали.

Тем временем Зюганов сделал вывод из документа — уже тогда, на тех заседаниях межрегиональной группы предлагалась модель реализации путча, а упомянутый им Попов отстаивал венгерский сценарий — с насилием. «На стенограмме, которую представили Горбачеву, его реальная подпись: „О чем идет речь? Прошу организовать работу“. А ведь речь — о государственном перевороте, об уничтожении промышленности и торговли, об организации, по сути, голода. Но никакой должной реакции со стороны генсека и президента фактически нет», — рассуждал лидер коммунистов.

Следующую бумагу, которую он достал, можно отнести к апрелю 1990-го, когда был принят закон о правовом регулировании чрезвычайного положения, скажем так, очередной «звоночек». «То есть ситуация созревала, закон принят, даны необходимые поручения. Уже в марте 1991-го самим Горбачевым была создана комиссия. Он назначил ее руководителем Геннадия Янаева (вице-президента СССР, будущего лидера путчистовприм. ред.), плюс все те, кто потом вошел в состав ГКЧП. Добавили только двоих — Стародубцева, который возглавлял агропромышленный союз, и промышленника Тизякова», — заключил Зюганов.

По словам лидера коммунистов, следующие события вынудили его в начале мая опубликовать открытое письмо «Архитектор у развалин», адресованное одному из главных идеологов и архитекторов «перестройки» Александру Яковлеву. Считается, что именно это письмо вывело Зюганова из когорты малоизвестных политиков и сделало его популярным в среде оппозиционно настроенных курсу Горбачева. «После этого дважды получил такую трепку, от которой трещали ребра, и 50 выстрелов из всех желтых средств массовой информации», — вспоминал накануне лидер КПРФ.

Члены ГКЧП Борис Пуго, Геннадий Янаев, Олег Бакланов ©Владимир Родионов, РИА «Новости» Члены ГКЧП Борис Пуго, Геннадий Янаев, Олег Бакланов ©Владимир Родионов, РИА «Новости»

«НА 20 АВГУСТА БЫЛА НАЗНАЧЕНА ЛИКВИДАЦИЯ СССР»

Далее на заседании Верховного Совета все три силовых министра — Владимир Крючков (КГБ), Дмитрий Язов (МО) и Борис Пуго (МВД) — утверждали, что ситуация в стране чрезвычайная и необходимо принимать меры. В июле партия провела пленум и назначила съезд народных депутатов на конец декабря. «Основные кадры срочно отправляют в отпуск для того, чтобы в декабре они готовили этот съезд», — добавил Зюганов. Тем временем, по его словам, посол США Джек Мэтлок требовал вернуть Ельцина, который, уже став на тот момент президентом РСФСР, «гостил в Америке». Посол указывал на то, что вот-вот введут чрезвычайное положение.

Сам Зюганов 23 июля опубликовал знаменитое «Слово к народу» (в газете «Советская Россия»прим. ред.). «Обошел крупнейших руководителей: командующего сухопутными войсками Валентина Варенникова, командующего внутренними войсками Бориса Громова. Обращение подписали выдающиеся писатели Юрий Бондарев и Валентин Распутин. Поставили подписи наши мужественные и талантливые журналисты, редакторы газет „Советская Россия“ — Чикин, и „Завтра“ — Проханов. Документ подписала Людмила Зыкина — наша выдающаяся певица. Это было прямое обращение к стране, которую Горбачев, Ельцин и все остальные предавали», — пояснил лидер коммунистов. Впоследствии, как известно, это обращение стали рассматривать как идеологическую платформу для случившегося вскоре августовского путча, тем более что трое из поставивших подписи позже проходили по делу ГКЧП (Варенников, Василий Стародубцев — председатель крестьянского союза СССР, и Александр Тизяков — вице-президент научно-промышленного союза СССРприм. ред.). «Это вызвало такую изжогу. Ельцин и Руцкой обещали мне 10 лет тюрьмы, меня допрашивали», — добавил он.

Спустя неделю, по словам Зюганова, Горбачев, Ельцин и Нурсултан Назарбаев провели закрытую встречу, где назначили дату подписания нового союзного договора — 20 августа 1991 года. «Хотя до этого на заседании Верховного Совета было специально принято решение: договор не готов, его надо существенно доработать и внести на подписание после обсуждения на съезде в сентябре или октябре. Фактически Горбачев и Ельцин на тайной встрече нарушили решение Верховного Совета, — вспоминал он. — Об их договоренности никто не знал. Но произошла утечка. В середине августа „Московские новости“ опубликовали проект этого договора. И страна, и все, кто ее возглавлял, вдруг оказались перед фактом: через пять дней произойдет подписание договора, который перечеркивает референдум народов СССР, перечеркивает решение Верховного Совета и полностью игнорирует мнение депутатов Союза ССР. Это стопроцентное нарушение всех конституционных норм и всех элементарных моральных правил».

«На 20 августа была назначена ликвидация СССР, — согласился Сергей Бабурин (известный политик, на тот момент — народный депутат РСФСР прим. ред.). — Она не спонтанно была назначена. Я, когда-то будучи членом Верховного Совета РФ, невольно, как юрист, начал критиковать Ельцина в 1990 году за его парад суверенитетов. Я говорил: «Нельзя разрушать страну. Экономикой экспериментируйте, не трогайте целостность страны». По его словам, первая попытка развалить Советский Союз была предпринята еще весной 1991 года. «Попытка Беловежья №1, когда Ельцин попытался уговорить Назарбаева, Кравчука и Дементея (Николай Дементей, председатель Верховного Совета Белорусской ССР прим. ред.) подписать договор о создании СНГ и ликвидации Советского Союза, — рассказал Бабурин. — Категорически против этого выступили Дементей и Назарбаев, Кравчук, поколебавшись, их поддержал. Ельцин, как это он любил делать, сказал: „Я пошутил“. Поэтому, когда весной на пленуме ЦК не удалось сместить Горбачева и стало очевидным, что в обществе понимание его предательской, нигилистической роли уже созрело, и осенью его точно уберут и с поста президента, и с роли генсека, действительно неолибералы сыграли на опережение. Они не стали ждать съезда, где должны были обсуждать договор. Они закулисно назначили подписание на 20-е». Накануне Бабурин утверждал, что договорился о созыве конституционной комиссии РСФСР на 19 августа. «Мы уже предварительно говорили Ельцину: «Мы не допустим подписания и ратификации договора, разрушающего Советский Союз», — добавил он. И все-таки комиссия из-за путча собраться так и не смогла.

Сергей Бабурин: «На 20 августа была назначена ликвидация СССР» Сергей Бабурин: «На 20 августа была назначена ликвидация СССР» Фото: ©Сергей Пятаков, РИА «Новости»

«РУКОВОДИТЕЛИ ГКЧП ОТОРВАЛИСЬ ОТ НАРОДА»

Как известно, проект нового союзного договора вызвал недовольство у министров силовых ведомств. И вот 17 августа собралась та самая комиссия, которая и стала ГКЧП. В конечном итоге путч провалился.

«Причины поражения заключаются в том, что руководители ГКЧП оторвались от народа, — уверен Зюганов. — Если бы они напрямую обратились к гражданам, уверяю вас, вся страна их бы поддержала (обращение к советскому народу было принято и даже начиналось словами: „В тяжкий, критический для судеб Отечества и наших народов час обращаемся мы к вам!“ прим. ред.). Страна была готова к этому. Вечером в новостях все руководители республик, начиная с Кравчука, заявили, что они согласны, давно пора! Только в Москве окружение Ельцина и все, кого тут подпаивали, выступили против ГКЧП. Но ни в одном населенном пункте огромной страны ни один трудовой коллектив не выступил против ГКЧП». Лидер КПРФ полагает, что в августе 1991 года ГКЧП уже опоздало — надо было вводить режим ЧП на полтора года раньше.

Тем не менее главный вывод, который сделал Зюганов, в том, что не нашлось среди ГКЧП настоящего лидера. «То были люди, которые работали рядом с Горбачевым. Я Янаева знал, многоспособный человек, но на роль руководителя, который мог бы отдать жесткие приказы, он не годился, не был в состоянии. Я полагал, что ряд других членов ГКЧП проявят характер. Во всяком случае, им надо было создать военную комиссию и принимать решения», — рассуждал лидер КПРФ. Многие действия ГКЧП сегодня видятся Зюганову неразумными, например, то, как они поступили с Ельциным, а вернее то, что ничего не предприняли. «Ельцин ночью прилетел в нетрезвом виде (из Казахстана, где он гостил у Назарбаеваприм. ред.), на утро еще не очухался. Хотя бы взяли для начала под домашний арест», — добавил Зюганов. Сейчас же известно, что посланная к даче Ельцина в Архангельском группа «Альфа» ничего не предприняла, не получив соответствующего приказа.

Танки у здания Верховгого Совета РСФСР в дни путча Танки у здания Верховгого Совета РСФСР в дни путча Фото: ©Алексей Федосеев, РИА «Новости»

Поразило Зюганова и то, что в Белом доме, который шли штурмовать танки ГКЧП, работала связь. «Если вы собираетесь что-то сделать, сержант любой армии знает, что надо отключить связь и изолировать тех, кто в состоянии организовать сопротивление. В данном случае не было сделано ни одного шага. Надеялись на порядочность и договоренности», — отметил он. То, что связь была исправна, подтвердил нашему корреспонденту и Бабурин: «Конечно, ни один телефон не был выключен. Я выходил в коридор, когда там бегали некоторые истерики и кричали „Связи нет!“ Я говорил: „Чего вы орете? Везде все работает. Заходите и звоните, если в ваших кабинетах что-то неисправно“. Все работало».

Однако, по мнению Зюганова, роковых ошибок было две. Во-первых, стоило обратиться ко всей стране, а во-вторых, не исполнять «Лебединое озеро». «Высшим руководителям, председателю правительства Валентину Павлову, министру обороны Язову, Крючкову, Пуго выйти на телеэкран и сказать: „Мы вам сейчас поясним, в каком состоянии находится страна, экономика, безопасность, преступность, все остальное. Мы создали ГКЧП, который, в принципе, инициировал Горбачев, мы предлагаем и требуем, чтобы к вечеру все депутаты СССР были в Москве, службы безопасности обязаны организовать доставку. Завтра в 12 откроется съезд, мы представим свое заявление и программу. Мы считаем, что Горбачев не в состоянии управлять страной, мы полагаем, что дальше так нельзя“. Уверяю вас, 90 процентов граждан откликнулись бы и на следующий день навели элементарный порядок», — так лидеру КПРФ на сегодня видится идеальный сценарий августа 1991 года.

«ЭТО ВСЕ ЛЮДИ ПРИ ВЛАСТИ, ОНИ НИЧЕГО НЕ БРАЛИ, ОНИ НАДЕЛЕНЫ ЭТОЙ ВЛАСТЬЮ»

Но где находился нынешний лидер коммунистов в те самые жаркие дни? «Почему в августе 1991 года вас не было в Москве и вы не вышли на защиту ГКЧП?» — поинтересовалась у политика корреспондент «БИЗНЕС Online».

«Состоялся съезд, на нем можно было остановить Горбачева. Совещание с первыми руководителями ведущих регионов показало, что готовы, но воли до конца не хватило. Объявили перерыв, стали бегать, нашли компромиссное решение — провести съезд в декабре и там принять и новую программу партии. В этой связи в срочном порядке отправили всех в отпуск. Причем 3 августа на заседании кабинета министров Горбачев сам говорил, что ситуация чрезвычайная, надо принимать меры, разрабатывать все необходимое, сам говорил об этом. Слушали все, в том числе и руководители российской компартии. А сам 4-го укатил в отпуск. После этого все говорят: „Раз съезд в декабре, отправляем в отпуск“. И нас всех отправили на две недели в отпуск», — рассказал Зюганов. Вот только упустил самое главное — где же он проводил свой отпуск.

«Переворот совершили Горбачев, Ельцин, Яковлев, Шеварнадзе — вся эта свора, которая насильно захватила власть и проигнорировала все мыслимые и немыслимые решения, прежде всего Конституцию СССР», - заявил Зюганов «Переворот совершили Горбачев, Ельцин, Яковлев, Шеварнадзе — вся эта свора, которая насильно захватила власть и проигнорировала все мыслимые и немыслимые решения, прежде всего Конституцию СССР», — заявил Зюганов Фото: Елена Колебакина

«Поэтому, когда 19-го случилась эта трагедия, мне министр автомобильного транспорта говорит в 6 утра: „Вы слышали, в Москве ГКЧП объявлен?“ Я говорю: „Где? В Колумбии?“ Он говорит, что нет, в Москве. Я спросил, в чем причина. Он говорит, что якобы Горбачев болен и взяли власть. Я говорю: „Это все люди при власти, они ничего не брали, они наделены этой властью. Во-вторых, видел Горбачева, он не болен. Это недоразумение“, — вспомнил события того дня лидер КПРФ. — Я сказал, что это закончится бедой, если в срочном порядке те, кто объявил, не призовут граждан к защите СССР и не обрисуют реальную картину, где было бы ясно что и почему. Ни первого, ни второго не было сделано».

«ЕСТЬ ЕЩЕ ОДИН УМЕРШИЙ, КОТОРЫЙ МНОГО ЗНАЛ О ДЕНЬГАХ ПАРТИИ, — ЕГОР ТИМУРОВИЧ ГАЙДАР»

С проигрышем ГКЧП уже все было ясно. Но нашего корреспондента еще волновал еще один проклятый вопрос, на который все последние 25 лет не было ответа, о том, куда же пропало «золото партии» — гипотетические золотовалютные резервы КПСС. Да и было ли оно вообще?

«Что касается „золота партии“, то когда КПРФ создали, я знал, какие счета у КПСС, но Горбачев ни копейки нам не дал, мы жили на взносы свои. Если бы годом раньше создали, мы бы не допустили этой вакханалии», — пространно ответил Зюганов. По его словам, для поисков «золота партии» была создана группа из 150 человек, но ничего так и не нашли. Зюганов полагает, что все, кто мог знать об этом хотя бы что-то, уже умерли или погибли. «На мой взгляд, те, кто знал, управляющий делами якобы выбросился из окна (Николай Кручина, управляющий делами КПСС, погиб 26 августа 1991 года, выпав с балкона своей московской квартиры,прим. ред.), я думаю, знал министр внутренних дел, он тоже погиб (Борис Пуго якобы застрелился вместе с женой 22 августа 1991 годаприм. ред.), знали еще несколько человек где, что и как, их тоже не оказалось. Поэтому это вопрос будущего», — отметил лидер КПРФ.

Впрочем, теперь для Зюганова «золото партии» — это люди и те, кто по-прежнему поддерживает коммунистические идеи и идеалы. «Они выжили в чрезвычайных условиях. Мы спасли красный герб, мы спасли Знамя Победы, мы спасли идею, мы спасли советскую власть, ее авторитет. Я уверен, что она в любом случае в нашей державе восторжествует», — добавил он.

Егор Гайдар и Борис Ельцин Егор Гайдар и Борис Ельцин Фото: ©Дмитрий Донской, РИА «Новости»

«Вы же спрашивали про „золото партии“? — с хитринкой в глазах спросил нашего корреспондента уже после конференции Бабурин. — Так вот я вам открою секреты неолибералов. Если говорить о деньгах, которые были в наличности обнаружены в августе 1991 года, то они бесследно исчезли в команде Ельцина, а это было более 10 миллионов рублей по тем временам, теми деньгами (однако по словам в то время первого секретаря ЦК ВЛКСМ Виктора Мироненко, на партийных счетах было не меньше $10 миллиардов прим. ред.). Это официально зафиксировано ЦБ, так как эти деньги хранились там. То, что Геннадий Андреевич говорил об умерших свидетелях, это правда. Но есть еще один умерший, который знал очень много о деньгах партии, — это Егор Тимурович Гайдар. Ситуация с ним позволяет мне надеяться, что правду мы узнаем».

Бабурин утверждает, что по поручению Гайдара «одна серьезная европейская структура» искала деньги КПСС за рубежом и даже нашла. И, значит, «золото партии» не миф! «Через год они представили отчет о результатах и в том числе список из 9 лиц и организаций, которые аккумулировали средства КПСС, находившиеся на август 1991 года за рубежом. Егор Гайдар этот список взял, глаза у него полезли на лоб, и он его тут же засекретил. Вот я и надеюсь, что, может, этот документ не умер. Но он является большой тайной неолибералов», — рассказал Бабурин.

— И все-таки вы жалеете об итогах августа 91-го? — успела перехватить Зюганова буквально на выходе наш корреспондент.

— Жалею, конечно, очень жалею. И вы будете жалеть, — сказал он уже тихо и задумчиво.

— Возможно повторение в современной России?

— К сожалению, пока движемся в том направлении. Финансово-экономический блок правительства и социальный ведут либеральную политику. Она для России смертельна, — Зюганов вновь завершил свою речь пессимистичным прогнозом.