Александр Фридман

АЖИОТАЖ СРЕДИ БИЗНЕСМЕНОВ

— Александр Семенович, вы в Казани не в первый раз. Мы знаем, что на ваших семинарах всегда ажиотаж среди бизнесменов, предпринимателей и управленцев республики. Как вы оцениваете уровень казанской публики?

— Я неоднократно бывал в Казани. Вы знаете, в столице РТ, по моему ощущению, очень высокий уровень бизнес-активности, с казанской публикой работать всегда интересно. На семинарах присутствуют руководители топ-менеджмента, собственники крупных компаний. Всегда задают вопросы, причем непростые, но тем и интересней. Поэтому я уровень квалификации руководителей Казани оцениваю очень высоко.

— В декабре 2015 года вы обучали на своем семинаре в Казани технологиям делегирования, в зале было аж 130 человек. В августе вы будете рассказывать о контроле и координировании. С этой темой вы выступали во многих городах России. Проблема действительно так актуальна для российских управленцев?

— Контроль является темой, логически сопровождающей тему делегирования. Вообще, есть три такие базовые управленческие компетенции: планирование, делегирование и контроль. Все вместе три эти компетенции образуют так называемую коробку передач execution*, то есть то, что больше всего влияет на точность управления. Это не проблема, это компетенция, владение которой актуально для любого руководителя. Я обучаю профессиональному менеджменту, а профессиональный менеджмент предполагает, что человек должен не просто знать, что нужно контролировать, а уметь это делать. То есть найти ответ на вопрос как.


РУКОВОДИТЕЛЬ ИНОГДА ОПАСАЕТСЯ КОНФЛИКТОВ

— С чем связана проблема контроля среди руководителей?

— Проблема не одна. Существуют как проблемы с применением контроля, так и ошибки с его использованием. И как раз об этом я буду говорить на семинаре. Назову одну из проблем — например, связанную с психологией. Дело в том, что компетенция контроля не так проста с точки зрения психологии как для руководителя, так и для подчиненного. Скажем, руководитель иногда опасается конфликтов, ну бывает такое, что он обнаруживает нечто неправильное, с его точки зрения. Подчиненный с этим не соглашается, таким образом возникает конфликт. А со стороны подчиненных, например, проблема может заключаться в том, что подчиненный боится, возможно, несправедливых придирок или опасается, что руководитель выявит его, допустим, недостаточное прилежание. Поэтому контроль — компетенция, еще раз повторюсь, психологически непростая. Именно это в том числе приводит к тому, что на контроль как бы не остается времени. «Как бы потому что нет времени», — называется вопрос не в приоритете. Вот так.

— Высокая квалификация подчиненных компенсирует необходимость контролировать или же контроль должен быть одинаковым вне зависимости от уровня подготовки?

— Высокая квалификация подчиненных позволяет реже контролировать, и, конечно, контроль не должен быть одинаковым вне зависимости от уровня подготовки. Когда мы выбираем режим контроля, мы должны учитывать характер работы — ситуации и определенные характеристики подчиненных. Например, степень его ответственности. Исходя из этого и применяем определенные методики, которые мы будем изучать на семинаре. Руководитель выбирает частоту, место и ряд других параметров контроля.


БУДЕМ ИЗУЧАТЬ ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ОТДЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДИКИ ВЫБОРА РЕЖИМОВ

— Александр Семенович, есть ли различия в контроле линейных сотрудников и руководителей в подчинении?

— Да, потому что опять же дело не в должности, дело в ответственности и в ряде характеристик. Естественно, чем выше должность, тем больше мы предполагаем квалификацию подчиненного и, наверное, его уровень социальной ответственности. Поэтому тем реже нужно его контролировать. Но, подчеркиваю, многое зависит и от характера работы.

— Существуют ли определенные техники контроля?

— Безусловно, существуют, и мы будем ими заниматься. Дело в том, что есть интуитивные действия, а есть профессиональные — в делегировании, в планировании, в контроле. Интуиция, здравый смысл в жизни многих подсказывают определенные шаги. Но когда говорим о профессиональном использовании компетенции, мы будем изучать принципы, технологии и отдельные инструменты, отдельные методики выбора режимов.

— Ваш семинар в Казани идет всего один день. Достаточно ли, по-вашему, этого времени для понимания, освоения и закрепления темы?

— Этого достаточно для понимания и изучения, то есть понимания и осмысления. Освоение же и закрепление предполагается получать в процессе практики. На семинаре его участники получают структурированную информацию. Они ее осмысливают и при необходимости задают вопросы. С семинара выходят уже с пониманием, достаточным для начала практического применения. А вот освоение и закрепление как раз осуществляются в процессе именно практического использования на своем рабочем месте. Именно так я строю свое обучение.

*execution — эксекьюшн