«ПОЛНОСТЬЮ СВОЙ» В 2017 ГОДУ?

Тема замещения башкирского бензина татарстанским уже в 2017 году была затронута накануне на брифинге в кабмине РТ начальником управления рационального использования ТЭР Робертом Гилязиевым. По его словам, это может случиться с запуском новых установок по производству бензина на ТАНЕКО (входит в группу «Татнефть»).

По данным Гилязиева, в Татарстане в 2015 году реализовано 2,250 млн. т моторных топлив (из этого количества 1,65 млн. т — через АЗС). Примерно половину занимает дизельное топливо — 1,114 млн. т, причем все оно производится в Татарстане. Бензинов было продано в объеме 1,02 млн. т, из которых 680 тыс. т было произведено на территории РТ. Недостающие объемы — а это порядка 350 тыс. т — Татарстан закупает в других регионах: Башкортостане («Башнефть»), Перми («Лукойл»), Нижнем Новгороде и Самаре («Роснефть»). Но такое положение дел явно не вечно.

Еще в июне на годовом собрании акционеров «Татнефти» ее президент Наиль Маганов заявлял, что в 2017 году компания приступит к производству «полностью своего бензина». Тогда говорилось об объемах в 1 млн. т ежегодно бензинов «Регуляр-92» и «Премиум-95» стандарта «Евро-5». «В следующем году у нас появится полностью свой бензин в объеме около 1 миллиона тонн, что позволит нам на 60 - 70 процентов закрыть свою сеть заправок, в 2018 году мы закроемся полностью, расширимся до 1,8 миллиона тонн», — сообщал Маганов.

Ясно, что этого объема с лихвой хватает не только для покрытия всех потребностей Татарстана, но и для активной продажи на рынке. Но в любом случае с учетом уже имеющегося объема производства автомобильного топлива на ТАИФ-НК (600 - 680 тыс. т бензинов в год) это неизбежно приведет к обострению конкуренции на рынке внутри Татарстана. Не нужно сбрасывать со счетов и конкурентов из соседних регионов — те также вряд ли согласятся сдать без боя наработанные рынки сбыта, хотя, учитывая ситуацию на «Башнефти», сейчас им явно не до разборок с соседями.

Чтобы открыть, нажмите

ПОЧЕМУ ВИНКИ НА ТОПЛИВНОМ РЫНКЕ — ЭТО ХОРОШО?

По данным управления ТЭР, сегодня ВИНКи (вертикально интегрированных компании) занимают 75% рынка моторных топлив в РТ. На территории республики «Татнефть» владеет 164 АЗС через свой «Татнефть-АЗС Центр» (всего у «Татнефти» 692 заправки в России, Беларуси и на Украине), 232 заправки собрал под своим крылом ТАИФ-НК (всего по России 278 АЗС) с учетом последних приобретений («Автодорстрой», «Татнефтепродукт»), еще 44 заправки — у ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт».

25% рынка моторных топлив Татарстана до сих пор находится в руках независимых игроков — индивидуальных предпринимателей, ООО и прочих мелких компаний, чьи названия мало о чем говорят широкому кругу лиц. За этот не поделенный еще сегмент в ближайшем будущем также может разгореться нешуточная «драка». Не без помощи управления ТЭР они тихо-мирно выдавливаются со сцены. Так, по данным Гилязиева, из 24 нарушений по качеству моторного топлива, выявленных его подчиненными за первое полугодие 2016 года, 21 приходится именно на индивидуальных предпринимателей, которые постоянно получают разного рода предписания за различные нарушения. На троих хронических нарушителей (ООО «Зай сервис», ИП Миронова А.А. и ООО «КФХ «Агропродукт») в этом году были поданы документы в прокуратуру РТ.

«Хорошо это или плохо? — задал риторический вопрос начальник управления рационального использования ТЭР, имея в виду поглощение ВИНКами 75% рынка. — С точки зрения обеспечения потребителей качественным топливом это хорошо. [Винковские] АЗС получают продукцию со своих заводов, им не нужно придумывать какие-то причины, что вот поставщик поставил некачественную продукцию». В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС» Гилязиев объяснил, что в условиях сужающегося рынка частники вынуждены либо идти по пути повышения цен, либо, грубо говоря, «бодяжить» бензин.

Второй путь развития, который уже обозначила, например, «Татнефть», — это расширение сбытовой сети АЗС. Об этом прямо заявлял Маганов на годовом собрании акционеров «Татнефти». «К числу основных задач развития сегмента розничного бизнеса относятся обновление бренд-концепции АЗС „Татнефти“, усиление позиций в радиусе 850 километров от ТАНЕКО, точечное развитие на ключевых транзитных магистралях, а также повышение качества обслуживания и активное развитие дополнительных услуг на АЗС», — сказал он. Все это позволит компании к 2025 году увеличить годовой объем реализации нефте- и газопродуктов в 2,3 раза.

Чтобы открыть, нажмите

«КАК ВИДИМ, В СПИСКЕ НАРУШИТЕЛЕЙ НЕТ ЗАПРАВОК НИ «ТАТНЕФТЬ-АЗС ЦЕНТРА», НИ ТАИФА, НИ «ЛУКОЙЛА»

Очевидно, что в радиус 850 км попадают и Уфа, и Москва. А это значит, что может развернуться и ценовая конкуренция, от которой конечный потребитель только выиграет. Так получилось, например, с дизельным топливом, потребности в котором на сегодня полностью закрыты местными НПЗ. Так вот при общем повышении цен на топливо на 3 - 5% за последние полгода летнее дизельное топливо стало стоить даже дешевле: 34,2 рубля за литр против 34,5 рублей лета 2015 года. То, что подобное возможно и с пуском производства бензина на ТАНЕКО, подтвердил и глава управления ТЭР.

Он выразил надежду, что это произойдет с началом производства бензина на ТАНЕКО в будущем году, и объяснил очевидное — в цене бензина, который доставляется из Башкорстостана, Перми, Нижнего Новгорода, Сызрани, «сидят» транспортные расходы. Также АЗС вынуждены создавать собственные нефтебазы для хранения топлива, за аренду которых также нужно платить. Когда же у нас «забьет» собственный «бензиновый фонтан», на этом можно будет сэкономить. «Если мы больше у себя реализуем, будет прибыль, налоги останутся в республике», — привел дополнительные аргументы в пользу «своего бензина» Гилязиев.

Правда, конечная цена бензина на колонке обычно складывается из оптовой цены, бензиновая розница кивает на биржу. Эпоха «ценовых войн» и сладких скидок потребителю заканчивается, когда рынок становится монопольным. Но в расширении крупных сетей АЗС Гилязиев видит сплошные плюсы — в первую очередь из-за стабильного качества продукции. В рамках мониторинга качества моторных топлив специалисты управления ТЭР за первое полугодие 2016 года в Татарстане отобрали 789 проб моторных топлив на 384 АЗС и 8 нефтебазах. «Плохими» пробы оказалось только в 3% случаев. Причем 2 из 24 случаев зафиксировано в ведомственных АЗС, 21 случай — у индивидуальных предпринимателей, только 1 случай — у «Татнефтепродукта». Причем Гилязиев подчеркнул, что произошло это еще до вхождения сети в ТАИФ.

«Как видим, в этом списке (нарушителей прим. ред.) нет заправок ни «Татнефть-АЗС Центра», ни таифовских предприятий, ни «Лукойла», — сообщил Гилязиев. Он добавил, что надеется, что после перехода в ТАИФ качество топлива на заправках «Татнефтепродукта» улучшится.

Чтобы открыть, нажмите

«НАМ УДАЕТСЯ НЕ ДОПУСКАТЬ АНАРХИЧНОГО ПОВЫШЕНИЯ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН»

Что же с ценами? С начала 2016 года цена автомобильного топлива в РТ выросла на 3 - 5%, констатировал Гилязиев. Причина — рост оптовых цен и рост акцизов. Он напомнил, что если в начале года было отмечено некоторое снижение цен на автомобильное топливо, обусловленное снижением оптовых цен у производителей, то 23 марта, а далее 8 июня и 13 июля было зафиксировано повышение цены.

Бензин АИ-80 в начале года стоил 31,3 рубля за литр, сейчас — 32,2 рубля (рост на 0,9 рубля за литр, или 2,87%). АИ-92 подорожал с 32,8 до 34,6 рубля за литр (1,8 рубля, 5,5%). АИ-95 вырос в цене с 36,2 до 37,4 рубля за литр (1,2 рубля, 3,3%). При этом уровень цен на бензин и дизельное топливо в нашей республике остается в числе минимальных по ПФО.

«Нам удается не допускать в республике анархичного и необоснованного повышения розничных цен», — порадовал вместе с тем Гилязиев.

Чтобы открыть, нажмите

«РЫНОК БОЛЬШОЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ. ВСЕМ МЕСТА ХВАТИТ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить возможные перемены на рынке моторного оплива страны после запуска бензинового производства ТАНЕКО.

Наталья Мильчакова — замдиректора аналитического департамента «Альпари»:

— Независимые заправщики из Республики Татарстан, скорее всего, будут переходить на местное топливо. Очевидно, что закупки топлива в соседних регионах увеличат транспортные расходы и будут способствовать росту цен на бензин, а независимые АЗС в последнее время привлекают покупателя чуть более низкой ценой либо дополнительными услугами типа магазинов и кафе, так как с крупными российскими брендами конкурировать достаточно сложно. Поэтому для них местный производитель бензина и дизтоплива будет выгоднее.

Куда отправят свой бензин нефтеперерабатывающие заводы из других регионов, реализующие сейчас по 350 тысяч тонн топлива на территории РТ? Полагаем, что та же «Башнефть» практически ничего не потеряет, так как в своих среднесрочных планах она учитывает факт, что Татарстан ведет работу над увеличением собственных перерабатывающих мощностей. По-видимому, «Башнефть» будет наращивать продажи в других регионах, в основном в тех, где нет НПЗ. Сейчас данная компания является одним из признанных лидеров рынка бензина в России, на которого приходится 12 процентов совокупных поставок бензина в стране. Той же тактики будут придерживаться и другие производители.

Чей бензин выберут потребители, кто станет лидером — ТАИФ-НК или «Татнефть»? О лидерстве кого-то из этих двух поставщиков при сходном качестве продукции говорить очень сложно, так как на рынке бензина кроме них есть и другие бренды. Впрочем, у «Татнефти» более сильный бренд благодаря возрасту компании, существующей еще с советских времен. А сейчас мода на советские бренды, которая еще долго останется востребованной. Поэтому не исключено, что «Татнефть» в итоге окажется сильнее.

Геннадий Шмаль — президент союза нефтегазопромышленников России:

— То, что ТАНЕКО выходит на бензин высокого класса, — это хорошо. Но у нас с 1 июля вообще должно использоваться моторное топливо только 5-го класса. Поэтому не только ТАНЕКО — все обязаны перейти. А тот, кто не перейдет, будет нести определенные потери: и финансовые, и репутационные, и так далее. Поэтому в этом отношении ТАНЕКО не является лидером. Например, «Лукойл» еще два года назад перешел на производство моторных топлив 5-го класса.

Ирек Сулейманов — президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

— Сколько потеряют нефтепереработчики за пределами Татарстана? Меня интересуют не чьи-то потери, а те плюсы, которые от этого получит наша республика. Для республики переход на собственный бензин — это огромный плюс. Это большое дело! У нас будет свой собственный бензин, мы не будем зависеть от других производителей, и это хорошо.

Как будет проходить конкуренция по бензину между «Татнефтью» и ТАИФом, не могу даже предположить. Но конкуренция будет нормальная, хорошая. Она и сейчас уже есть, например по дизельному топливу. Рынок большой, страна огромная. Всем места хватит.

Читайте также:

Качество и уровень розничных цен моторных топлив в 2016 году