«СТРАНА ДОЛЖНА РАБОТАТЬ КАК ФАБРИКА»

— Оглядываясь на историю вопроса, оправдано ли было само существование такого института — планирование всего и вся в нашей экономике?

— Конечно! Потому что планирование было введено в целом по стране. Я не знаю, слышали ли вы, что, по-моему, Ленин еще говорил: «Экономика всей страны будет действовать как экономика единой фабрики, единого предприятия». И действительно, составлялись пятилетние планы, которые были расписаны по годам, и они доходили до каждой территории, до каждой организации. Это тогда надо было так, потому что другого пути не было. Потому что была единая общенародная собственность. А вот когда в начале 90-х пошли преобразования, нам пришлось принять первую программу стабилизации экономики республики, потому что экономика во время перехода к рыночным отношениям стала падать. Эта программа долго обсуждалась, ученые в этой дискуссии участвовали, практики и прочие. Причем ряд депутатов Верховного Совета (сейчас — Госсовет) с первого раза не принял эту программу. Пришлось с каждым из них побеседовать и опубликовать в газете «Республика Татарстан» ее основные положения. Кстати, народ отнесся к ней очень спокойно, нормально, и месяца через два сами депутаты изменили свое мнение. И вот в начале 1991-го программа стабилизации была принята и действовала до 1995 года, а планы уже были все ликвидированы.

Потом мы начали действовать дальше. Следующая пятилетняя программа (с 1996 по 2000 год) — это уже была программа экономического и социального развития республики. Руководителем тогда был Муратов (Муратов Равиль Фатыхович, в 1991 — 1995 годах — заместитель премьер-министра Республики Татарстан, с 1995 по 2013 год — первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан прим. ред.), я тогда тоже в этих делах активно поучаствовал. Эта программа была уже следующим этапом, но основы ее были заложены еще в первой программе: газификация республики, ликвидация ветхого жилья и прочее. Но программу социального развития мы приняли первыми среди субъектов России. Потому что населению, народу-то тяжело тогда было! Цены росли, Гайдар наседал: давайте их дальше отпустим, пятое-десятое... Мы говорим: «Нет! Мы пойдем своим путем». И нам это удалось: если в России цены поднялись в 15 - 20 раз, то мы их подняли только раза в два-три. И на совещании в Приволжском федеральном округе я выступал и говорил, что мы идем вот по такому пути. Мы даже карточки тогда еще ввели на хлеб и некоторые прочие продукты, чтобы из соседних регионов по дешевке не скупали наш товар.

МИЛЛИОН ПРОБЛЕМ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Еще одна трудность была переходного периода к новой экономике, потому что, видите, весь мир переходил потихоньку от феодализма к капитализму, к рыночной экономике. А у нас, в Советском Союзе, случилось наоборот — мы перешли от капитализма быстренько к плановому хозяйству, а потом пошли обратно к капитализму. А ведь такого до сих пор нигде и никогда не было! Тут и американцы приезжали, и прочие — и они тоже ничего не могли подсказать. Но это, так сказать, общие дела... И что было делать? И мы пошли оп пути программирования развития. То есть планирование совсем уж не было отброшено. И в сегодняшних условиях оно тоже есть. Вместо плановых показателей, обязательных к выполнению плановых заданий, появились индикаторы. Но, понимаете, тут все дело в собственности. Раньше была общенародная собственность, а мы потихоньку в связи с переходом к рынку начали от нее отходить. У нас теперь есть собственность и государственная, и частная. Причем и крупные предприятия стали на нее переходить, появились акционерные общества. Малый бизнес образовался как самостоятельный сектор экономики. Правда, он не очень высокий процент в общей картине занимает — в мире он составляет где-то 65 - 70 процентов, а мы подходим порядка к 25 - 30 процентам. Миллион проблем! Потому что как правильно себя вести в этой ситуации, пока еще никто не знает. Опыта у России нет в этом деле, очень трудно все идет. Экспериментировать-то можно: давайте, ребята, все попробуем! В начале 90-х годов по развитию малого бизнеса мы специальный фонд поддержки малого бизнеса создали, люди начали-начали-начали, но несильно мы вперед шагнули, к сожалению, потому что правила очень глубоко и хорошо должны быть отработаны, а ведь это дело государства! Да, наряду со всем прочим у нас пока еще слабая законодательная база в этой области.

— А кто в первую очередь должен постараться — местные или федеральные парламентарии?

И те, и те. Потому что целый ряд предложений по законодательству — это инициатива с мест. Татарстан здесь выглядит в целом неплохо, но мы могли бы быть еще активнее в этом деле.

«РЫНОК ВСЕ РЕШИТ? НИЧЕГО ПОДОБНОГО»

— Давайте вернемся непосредственно к планированию. Эта система выглядит вроде бы привлекательно, когда знаешь у себя в хозяйстве все до последней гайки. Но даже если машина управления будет работать идеально, есть еще вопрос: а на ту ли кнопку и те ли люди могут ее нажать? Председатель Госплана СССР Николай Байбаков, например, был самым ярым противником сооружения комплекса заводов по производству большегрузов у нас на Каме. Если бы Табееву не удалось повлиять на брежневское решение, то «КАМАЗы» выпускали бы сейчас в Красноярске. И сибирские реки мы чуть не повернули вспять... Какова роль личности в планировании экономикой?

— С Байбаковым я ведь виделся, когда был членом Совета Федерации. А Табеев у нас в конце 50-х читал лекции — он ведь до партийных постов был преподавателем в университете. Оба очень достойные люди... Да, личностные дела всегда присутствуют. Этот фактор был все время. Он был, есть и будет всегда. И не только у нас.

— И «у них» утверждают, что, в отличие о нас, рынок все отрегулирует.

— У нас тоже так говорили в начале 90-х годов: «Что там ваши планы! Это уходит, это пережиток прошлого. Рынок сам все решит». Ничего подобного! Я тут встречался с людьми, говорил... Вот, например, риелторы — это ведь же бизнес. В деревне, скажем, продают участок. Сколько-то там соток за 30 тысяч рублей. Бабуля так договорилась. Риелтор эти 30 тысяч ей дал, а сам перепродал участок за 200 тысяч. Вот вам и рынок! И такие вещи у нас подряд друг за другом идут, к сожалению. То есть рынок не должен быть диким, нужен и общественный контроль, и государство за этим делом очень сильно должно присматривать. Я, да и не только я, не раз говорил, что налог на доход физических лиц — на зарплату там, прочее — должен быть дифференцированным, как это делается в других странах. А у нас со всех поголовно берут 13 процентов, что с миллиардера, что с рабочего. Да неправильно это!

— Что касается бабушки, которую надули деляги-риелторы, то ведь к каждой из них не поставишь своего экономиста-соглядатая, чтобы оградить от мошенничества. Что может предложить в этом случае система планирования в качестве альтернативы?

— Это так. Да что там бабушка — у нас все пятилетние планы в масштабах страны не были выполнены до конца по всем позициям. Такие данные есть, анализ показывал. Какие-то позиции там не выполнялись, они тяжело шли. Особенно в последние годы — с 80-х до конца 90-х. И до Горбачева, и при нем, потому что невозможно было охватить всю огромную страну.

— Ну и локальный человеческий фактор ведь влиял на четкость планирования и его соблюдение? Не секрет, что местные директора или их эмиссары носились по московским министерствам и главкам, пробивая новое оборудование с помощью норковых шапок. Или какой-нибудь мелкий служащий Госплана по ошибке росчерком пера отправлял то же оборудование вместо Сибири в Калининград...

— Все бывало, неидеально было. Но тем не менее если взять 30-е годы, когда порядка было больше, благодаря жесткой экономической политике стране удалось поднять оборонку и подготовить страну к войне, понимаете? А ведь у нас сначала в основном сельскохозяйственное производство было, промышленность была развита слабо в Советском Союзе, и за 15 лет удалось очень мощно поднять экономику.

— Вы говорите сейчас как чисто экономист? Не секрет, что промышленные успехи достигались в СССР не без помощи бесплатной рабочей силы и прочих политических нюансов сталинизма.

— Да, конечно. Но ведь в истории не бывает ничего идеального, в чистом виде.

— Что бы вы с точки зрения вашего опыта могли сегодня пожелать нашему министерству экономики как преемнику советских плановых органов?

— Первое. В прошлом году мы впервые в России приняли программу и социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. О ней заговорили в федеральном правительстве, о том, чтобы создать группу специалистов... Нам, кстати говоря, с этой программой ребята Кудрина помогали, это очень хорошая программа. Вот ее надо выполнять, активно работать, несмотря на всякие трудности. Далее. Нам надо работать в таком направлении, как можно активнее участвовать в различного рода федеральных программах. Я помню по 2006 году, по Совету Федерации, что там начал примерно с этого времени работать центр по разработке федеральных и республиканских целевых программ. И вот мы тогда, анализируя состояние, заметили, что во многих федеральных программах Республика Татарстан слабо участвует. А ведь участие в этих программах означает получение дополнительных федеральных средств. Это очень важный момент, и за этим надо постоянно следить — тогда мы еще активнее двинемся вперед. Сейчас у нас экономика неплохая, вчера, по-моему, в газетах было: уже за первое полугодие этого года показатели неплохие идут, несмотря на кризисную ситуацию в целом по стране. Понимаете, какая вещь: к началу 90-х годов, когда мы были в системе плановой экономики, у нас примерно 83 - 85 процентов продукции промышленности была группы А, то есть производство средств производства, и только 15 - 17 процентов составляло производство предметов потребления. И мы все это дело вынуждены были покупать со стороны — своего-то почти ничего не было! Потихоньку мы это дело стали выравнивать: зачем нам столько товаров «со стороны», понимаете? Надо свое производить — у нас возможностей полно, людей полно. Ну и третья проблема, которая в республике есть, на которую мы все должны обращать внимание, — это заработная плата, прежде всего бюджетников. И вообще, уровень средней заработной платы — это очень важная проблема. Мы ведь без этого не можем. Вроде бы мы занимаем ведущие места в России по многим показателям, а по уровню зарплаты мы выглядим, так скажем, не очень. Поддерживать надо людей! И вообще, что касается утраченного названия «Госплан» и пришедшего ему на смену министерству экономики. Какое бы название ни носили эти организации, в какой бы период истории они ни действовали, их задачи, цели, функции и полномочия должны сводиться к одному — создавать условия для нормального, сбалансированного, гармоничного развития экономики республики, чтобы народ в ней жил хорошо.