Сегодня в международный аэропорт «Казань» прибыл первый самолет с туристами из Китая — из города Урумчи по новой чартерной программе Сегодня в международный аэропорт «Казань» прибыл первый самолет с туристами из Китая — из города Урумчи по новой чартерной программе

ЧАК-ЧАК ДЛЯ КИТАЙЦЕВ: В ТАТАРСТАНЕ ОНИ ПРОБУДУТ ТРИ ДНЯ, ПОСЛЕ ЧЕГО МАХНУТ В МОСКВУ

Сегодня в международный аэропорт «Казань» прибыл первый самолет с туристами из Китая — из города Урумчи по новой чартерной программе. Длинной вереницей спустились они с борта Airbus A320 — самолет был набит под завязку, на борту лайнера было всего два свободных места. Оператор рейса — туристическая компания Xinjang China International Travel Service, полеты осуществляет авиакомпания Tianjin Airlines («Тяньцзиньские авиалинии»).

Председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов позже выразил надежду, что и в дальнейшем рейсы будут наполняться почти полностью, но точных данных на этот счет пока нет. Рейс будет осуществляться дважды в неделю — по понедельникам и четвергам до 24 октября этого года, а затем возобновится после зимней паузы в апреле 2017 года. Таким образом, за остаток сезона можно перевезти около 2 тыс. туристов, что не так уж и мало, учитывая, что за весь 2015 год Татарстан посетили 7 тыс. гостей из Китая. Отдельно билеты на него не продаются — это все-таки чартер, так что купить можно только турпакет. За возможность оценить красоты России китайцы платят порядка 8 - 10 тыс. юаней (около 80 - 100 тыс. рублей) на человека. Тур длится неделю, из которой туристы проведут в Казани и Свияжске два дня и одну ночь, а дальше посетят Москву и Санкт-Петербург. Кстати, уже разработаны варианты туров с большим количеством дней на территории республики — вопрос в интересе покупателей.

Первых туристов встречали лично Иванов вместе с вице-премьером РТ Василем Шайхразиевым и моделями в национальной одежде, «вооруженными» чак-чаком. Василь Гаязович о чем-то шутил с главой туристического госкомитета, улыбался китайцам и фотографировал направо и налево. Среди прибывших преимущественно люди среднего возраста, но были и пожилые, и молодежь. Первой на трап вышла группа юных парней и девушек — все со смартфонами в руках. Из кабины пилота радостно махали стоявшей на земле группе журналистов и встречающих оба пилота. Церемония встречи растянулась на 20 минут. В самом ее конце уже сотрудники аэропорта фотографировались со стюардессами — невероятно красивыми китаянками, словно прошедшими отбор на шоу моделей.

. Первых туристов встречали лично председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов вместе с вице-премьером РТ Василем Шайхразиевым

Одна из китаянок Уэйли Ана рассказала, что приехала со всей семьей, в Казани они планируют посетить Кремль, непременно музей Ленина, Петропавловский собор, Старо-Татарскую слободу. Причем хотят даже больше посмотреть европейскую культуру, нежели татарскую. Среди группы из трех взрослых китаянок оказалась одна неплохо говорящая по-русски. Она сказала, что в Татарстан они приехали в первый раз и очень волнуются. Что, кстати, неудивительно, учитывая, с каким восторгом и почетом была организована встреча. Видно было, что они не ожидали такого в обычном, скорее всего, отпуске. «За дружбу», — провозгласила китаянка.

Две сестры-китаянки рассказали, что слышали о Казани и о том, что здесь проводилась Универсиада в 2013 году. Еще одна девушка сообщила, что ей известно о самых популярных местах в Казани — Кремле и других и она читала в интернете статьи о республике. Пожилой китаец, улыбаясь, со знающим видом рассказал, что в Казани очень вкусная выпечка и очень красивые девушки. Рядом с ним, также улыбаясь, стояла жена.

. За возможность оценить красоты России китайцы платят порядка 8 - 10 тыс. юаней (около 80 - 100 тыс. рублей) на человека

ДОЛГИЙ ПУТЬ К ПРОЕКТУ

Встретив гостей, главный по туризму республики ответил на вопросы журналистов и рассказал, чем важен прибывший рейс. По словам Иванова, сегодня произошло важное событие для республики. «Мы всей республикой работали над этим проектом два года. Мы поддерживали плотные контакты с авиакомпаниями, туроператорами в Китае. У нас заключены соглашения, мы провели работу по продвижению республики в Урумчи, — сообщил он. — Надеемся, что программа будет стабильно работать. Мы будем оказывать помощь китайскому туроператору в наборе туристов и будем стараться, чтобы гостям было комфортно в республике».

Отметим, что первая организованная группа туристов из Поднебесной посетила Казань в составе 31 человека прошлым летом. Их привезла самая крупная туркомпания Китая CITS, и гости посетили в республике Казань, Болгар и Свияжск. Путешественники в прошлом году приехали в 11-дневный тур, в рамках которого также посетили Санкт-Петербург, Москву, Сергиев Посад, Суздаль и Владимир. Теперь отправной точкой для них стала Казань.

«Китайские туристы очень выгодны для любого региона и страны. Во время пребывания они тратят достаточно много средств, поэтому для всего мира туристы из Китая по эффективности и прибыльности находятся на одном уровне с российскими, которые также тратят много денег. Для нас они очень интересные туристы. В деньгах сложно сказать», — рассказал Иванов.

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась, когда в Казани откроется генконсульство Китая — разговоры об этом идут больше года. Иванов ответил, что информации пока нет. Интересовало нас также, сколько экскурсоводов есть в республике для туристов из Китая. «Мы подготовили еще 8 экскурсоводов — именно жителей Татарстана, владеющих китайским языком. На сегодня с учетом ранее подготовленных в Казани работает 13 - 15 экскурсоводов с китайским языком. Подготовка будет продолжена, пока цифра небольшая. Нам нужно больше», — рассказал он.

Первая организованная группа туристов из Поднебесной посетила Казань в составе 31 человека прошлым летом Первая организованная группа туристов из Поднебесной посетила Казань в составе 31 человека прошлым летом Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОКА ЧАРТЕР ТОЛЬКО ДЛЯ КИТАЙЦЕВ

Мы также поинтересовались, ждать ли казанцам прямых рейсов в Китай. По словам Иванова, управление по туризму Синьцзян-Уйгурского автономного района также заинтересовано, чтобы россияне и казанцы приезжали к ним. Но пока чартер, что называется, только в одну сторону — для китайских туристов.

«На сегодня нами создана рабочая группа именно по вопросам развития взаимных туристических потоков. Планируется, что следующее заседание группы состоится в Казани предварительно в марте 2017 года. И мы уже обсудим, что может предпринять другая сторона для привлечения татарстанских туристов. Конечно, мы будем им в этом помогать», — ответил председатель госкомитета.

Возможно, помимо авиасообщения, Казань и Китай когда-нибудь свяжет и железнодорожное сообщение. По крайней мере, это предложили китайские бизнесмены, посещавшие республику в прошлом году. Тогда обсуждались возможности запуска поезда по маршруту Урумчи — Казань.

Насколько популярны российские направления для китайских туристов? Ростуризм фиксирует рост въездного турпотока со стороны Поднебесной, которые едут прежде всего в Москву и Санкт-Петербург. За первое полугодие динамика — плюс 63%, говорил в июне глава ведомства Олег Сафонов. В 2015 году туристы из Китая совершили более 1 млн. поездок в Россию, это больше, чем из любой другой страны мира. В среднем китайский турист тратит на поездку около $2,5 тыс., пишет newsru.com. И, по оценкам Сафонова, перспектива роста турпотока есть и дальше. К примеру, объем внутрикитайского туризма — 400 млн. человек. Стимулирует его и безвизовый режим для тургрупп не менее 5 человек. С июля этого года 363 туроператора уполномочены организовывать такие поездки, сообщается на сайте Ростуризма. За 5 месяцев 2016 года по этому каналу обмена число китайских туристов выросло с 86 до 130 тысяч. С января по май число российских туристов соответственно увеличилось на 40% до без малого 90 тыс. человек.

ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ «РАСКАТКИ»: В УРУМЧИ ЛЕТАЛА АК «ТАТАРСТАН»

Сегодняшний рейс — не первая попытка Татарстан наладить прямое авиасообщение с Китаем. Прямые вылеты в тот же Урумчи запускала в ноябре 2002 года тогда еще существовавшая авиакомпания «Татарстан». Правда, было выполнено всего 8 рейсов — на Ту-154, после чего в апреле 2003 года проект закрылся.

«Рейсы не пошли, потому что тогда еще не было такого пассажиропотока, не было нефтяных денег, платежеспособность была другая. Мы рассчитывали, что нас поддержат турфирмы, но, к сожалению, обещания они не сдержали — пассажиропотока не было, ожидания не оправдались. Не было большого запаса прочности — такие рейсы обычно «раскатываются» в течение года. У нас не было возможности так долго терпеть убытки», — вспоминает советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» (КАП) Магомед Закаржаев.

По его словам, если запущен данный рейс для китайцев, наверное, «все рассчитали». «Но риск есть всегда. Требуется время для «раскатки», — говорит он. И объясняет, почему рейсы чартерные, а не регулярные: «Чартерный рейс проще запустить, получить на него разрешение. К регулярным больше требований».

Напомним, что речь о прямом авиасообщении между Татарстаном и Китаем шла уже несколько лет. О доступности Азии говорил в начале 2015 года на коллегии минтранса РТ министр Ленар Сафин. «Ведем переговоры с заинтересованными сторонами, в частности с авиакомпанией China Southern, — обещал он. — Рейс Казань — Урумчи планируем включить уже в летнее расписание».

Налаживать мосты с Китаем начал еще в 2014 году Рустам Минниханов Налаживать контакты с Китаем начал еще в 2014 году Рустам Минниханов Фото: president.tatarstan.ru

КАК РУСТАМ МИННИХАНОВ НАЛАЖИВАЛ КОНТАКТЫ ДРУЖБЫ С УРУМЧИ

Отметим, что Урумчи относятся к Синьцзян-Уйгурскому автономному району, где высока доля тюркоязычных уйгуров, что, по идее, должно способствовать интересу к Татарстану. Налаживать контакты по этому направлению начал еще в 2014 году президент Татарстана Рустам Минниханов. Тогда за короткое время он совершил две поездки в КНР. В 2014-м Минниханов сделал первым пунктом одной из своих поездок Синьцзян-Уйгурский автономный район — одну из самых политически проблемных территорий КНР, на которой проживают 10 млн. тюрков-уйгуров и 5-тысячная татарская диаспора.

Свою поездку президент начал с посещения одной из старейших мечетей Урумчи — административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района. Урумчи исторически является местом традиционного проживания уйгуров, татар, других представителей мусульман. Татарская мечеть считается одной из старейших в Урумчи. Она была построена в 1897 году на средства, собранные местной татарской диаспорой. К началу XX века мечеть превратилась в целый религиозный комплекс общей площадью в 3 тыс. кв. метров. Это одна из самых больших мечетей города, которая может вместить более тысячи верующих. В мечети президент РТ встретился с татарами, проживающими в Урумчи.

Напомним, что вплоть до августа 1989 года мэром Урумчи был Бурхан Шахиди, именем которого в Казани названа одна из улиц. Он уроженец деревни Аксу Буинского района Татарстана и в 1955 году занимал ряд ответственных постов в Госсовете, ЦК КПК, президиуме Великого народного хурала и других структурах правительства Китая.

Татары в Урумчи стояли во главе сопротивления режиму Гоминьдана, который установился в 1927 году. Во главе всенародного вооруженного восстания 1944 - 1945 годов в Синьцзяне стояли уйгур Алихан-тюре, татары Абдукерим Аббасов, Фатих Муслимов, Рахимжан Сабирхажиев. 12 ноября 1944 года была провозглашена Восточно-Туркестанская Республика (ВТР) во главе с председателем правительства Алиханом-тюре. В январе 1946 года китайские власти предоставляли широкую автономию Синьцзяну, однако до сих пор здесь, мягко говоря, натянутые отношения между уйгурами и китайцами. До сих пор провинция представляет собой точку головной боли китайских властей наряду с Тибетом. Что, кстати, активно используется геополитическими соперниками Китая...

. Сергей Иванов: «Мы всей республикой работали над этим проектом два года. У нас заключены соглашения, мы провели работу по продвижению республики в Урумчи»

«УРУМЧИ — ТОРГОВАЯ СТОЛИЦА РЕГИОНА, ТУДА ЕЗДИЛИ И НАШИ ЧЕЛНОКИ»

Оценить перспективы китайского туризма «БИЗНЕС Online» предложил экспертам.

Азамат Сабиров AVT, агентство воздушного, железнодорожного транспорта и туризма:

— Китайцы обычно все делают достаточно быстро, когда это касается копирования товаров. Но вопрос об открытии рейса решался достаточно долго. Рейс в Урумчи для обмена делегациями туристов из Татарстана и из Китая готовили достаточно давно. Быть может, зависело это еще и от нашей миграционной политики. У нас ведь боятся наплыва китайцев. Кто знает, может быть, с этим было связано... С нашей стороны уже были попытки открыть такой рейс. Я рад, что в конце концов смогли договориться. Но многое зависит от того, кто эти рейсы будет выполнять. Если китайцы, то даже лучше.

Поток из Китая будет идти к нам в Казань, потому что в Казани очень многое связано с именем Ленина, а китайцы очень трепетно относятся ко всем коммунистическим идеалам. К тому же у нас будет огромный почтовый портал по пересылкам из Китая в Казань. Стоит ожидать и большого потока грузов, тот же интернет-магазин «Алиэкспресс» достаточно хорошо грузит в Россию свои товары. Еще Урумчи — торговая столица своего региона, все челноки в Урумчи в свое время ездили. Так что развитие торговли тоже будет хорошо идти. Ну и плюс к этому Урумчи — тюркская часть Китая, она близка нам культурно, даже в плане близкого языка, поэтому связи будут очень хорошими. Там интересно будет путешествовать татарстанцам.

Майя Ломидзе исполнительный директор АТОР (ассоциация туроператоров России):

— Это очень здорово, что по инициативе китайской стороны чартер прилетает из Урумчи в Казань. Хорошо было бы, если бы Татарстан получил как можно больше выгоды от китайских туристов. Маршруты надо выстроить таким образом, чтобы мотивировать этих туристов на покупку сувениров, на покупку дополнительных услуг. И такое мотивирование — это отдельная история, потому что китайские туристы, в принципе, значительно меньше склонны приобретать дополнительные услуги и товары — в отличие, например, от европейских или арабских. И если эта мотивация будет выстроена правильно, то это будет крайне выгодно, крайне ценно для Татарстана с точки зрения развития въездного туризма. А дополнительная мотивация как раз и создаст возможность для увеличения доходности турбизнеса, да и региона в целом.

Обмен безвизовыми группами между Россией и Китаем действительно существует. И это в самом деле стимулирует спрос на туры очень существенно — как в одну, так и в другую сторону. Что касается выезда из России в Китай, то здесь очень большое значение имеет место проживания гражданина. Для регионов Сибири и Дальнего Востока Китай входит в тройку наиболее посещаемых стран: Китай, Таиланд, Корея, а если еще дальше на восток, то и Япония. Но если мы берем города-миллионники, расположенные к западу от Урала, то для этих регионов Китай — дорогое, эксклюзивное и экзотическое направление. Не каждый себе может это позволить. Поэтому даже безвизовый въезд тут не сильно помогает, потому что стоимость перелета довольно существенна. Страна у нас очень большая, так что позиционирование Китая по всей стране не может быть одинаковым.