Битком набитый борт из Урумчи сел сегодня в Казани. Рейс политически важен: если раньше гости из Поднебесной ехали в Москву и Питер и только потом добирались до Казани, то до октября около 2 тыс. туристов начнут знакомство с Россией с Татарстана. «БИЗНЕС Online» вспоминает ретроспективу попыток «раскатать» китайское направление, начиная с провала АКТ «Татарстан» в 2002 году.
Сегодня в международный аэропорт «Казань» прибыл первый самолет с туристами из Китая — из города Урумчи по новой чартерной программе
ЧАК-ЧАК ДЛЯ КИТАЙЦЕВ: В ТАТАРСТАНЕ ОНИ ПРОБУДУТ ТРИ ДНЯ, ПОСЛЕ ЧЕГО МАХНУТ В МОСКВУ
Сегодня в международный аэропорт «Казань» прибыл первый самолет с туристами из Китая — из города Урумчи по новой чартерной программе. Длинной вереницей спустились они с борта Airbus A320 — самолет был набит под завязку, на борту лайнера было всего два свободных места. Оператор рейса — туристическая компания Xinjang China International Travel Service, полеты осуществляет авиакомпания Tianjin Airlines («Тяньцзиньские авиалинии»).
Председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов позже выразил надежду, что и в дальнейшем рейсы будут наполняться почти полностью, но точных данных на этот счет пока нет. Рейс будет осуществляться дважды в неделю — по понедельникам и четвергам до 24 октября этого года, а затем возобновится после зимней паузы в апреле 2017 года. Таким образом, за остаток сезона можно перевезти около 2 тыс. туристов, что не так уж и мало, учитывая, что за весь 2015 год Татарстан посетили 7 тыс. гостей из Китая. Отдельно билеты на него не продаются — это все-таки чартер, так что купить можно только турпакет. За возможность оценить красоты России китайцы платят порядка 8 - 10 тыс. юаней (около 80 - 100 тыс. рублей) на человека. Тур длится неделю, из которой туристы проведут в Казани и Свияжске два дня и одну ночь, а дальше посетят Москву и Санкт-Петербург. Кстати, уже разработаны варианты туров с большим количеством дней на территории республики — вопрос в интересе покупателей.
Первых туристов встречали лично Иванов вместе с вице-премьером РТ Василем Шайхразиевым и моделями в национальной одежде, «вооруженными» чак-чаком. Василь Гаязович о чем-то шутил с главой туристического госкомитета, улыбался китайцам и фотографировал направо и налево. Среди прибывших преимущественно люди среднего возраста, но были и пожилые, и молодежь. Первой на трап вышла группа юных парней и девушек — все со смартфонами в руках. Из кабины пилота радостно махали стоявшей на земле группе журналистов и встречающих оба пилота. Церемония встречи растянулась на 20 минут. В самом ее конце уже сотрудники аэропорта фотографировались со стюардессами — невероятно красивыми китаянками, словно прошедшими отбор на шоу моделей.
Первых туристов встречали лично председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов вместе с вице-премьером РТ Василем Шайхразиевым
Одна из китаянок Уэйли Ана рассказала, что приехала со всей семьей, в Казани они планируют посетить Кремль, непременно музей Ленина, Петропавловский собор, Старо-Татарскую слободу. Причем хотят даже больше посмотреть европейскую культуру, нежели татарскую. Среди группы из трех взрослых китаянок оказалась одна неплохо говорящая по-русски. Она сказала, что в Татарстан они приехали в первый раз и очень волнуются. Что, кстати, неудивительно, учитывая, с каким восторгом и почетом была организована встреча. Видно было, что они не ожидали такого в обычном, скорее всего, отпуске. «За дружбу», — провозгласила китаянка.
Две сестры-китаянки рассказали, что слышали о Казани и о том, что здесь проводилась Универсиада в 2013 году. Еще одна девушка сообщила, что ей известно о самых популярных местах в Казани — Кремле и других и она читала в интернете статьи о республике. Пожилой китаец, улыбаясь, со знающим видом рассказал, что в Казани очень вкусная выпечка и очень красивые девушки. Рядом с ним, также улыбаясь, стояла жена.
За возможность оценить красоты России китайцы платят порядка 8 - 10 тыс. юаней (около 80 - 100 тыс. рублей) на человека
ДОЛГИЙ ПУТЬ К ПРОЕКТУ
Встретив гостей, главный по туризму республики ответил на вопросы журналистов и рассказал, чем важен прибывший рейс. По словам Иванова, сегодня произошло важное событие для республики. «Мы всей республикой работали над этим проектом два года. Мы поддерживали плотные контакты с авиакомпаниями, туроператорами в Китае. У нас заключены соглашения, мы провели работу по продвижению республики в Урумчи, — сообщил он. — Надеемся, что программа будет стабильно работать. Мы будем оказывать помощь китайскому туроператору в наборе туристов и будем стараться, чтобы гостям было комфортно в республике».
Отметим, что первая организованная группа туристов из Поднебесной посетила Казань в составе 31 человека прошлым летом. Их привезла самая крупная туркомпания Китая CITS, и гости посетили в республике Казань, Болгар и Свияжск. Путешественники в прошлом году приехали в 11-дневный тур, в рамках которого также посетили Санкт-Петербург, Москву, Сергиев Посад, Суздаль и Владимир. Теперь отправной точкой для них стала Казань.
«Китайские туристы очень выгодны для любого региона и страны. Во время пребывания они тратят достаточно много средств, поэтому для всего мира туристы из Китая по эффективности и прибыльности находятся на одном уровне с российскими, которые также тратят много денег. Для нас они очень интересные туристы. В деньгах сложно сказать», — рассказал Иванов.
Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась, когда в Казани откроется генконсульство Китая — разговоры об этом идут больше года. Иванов ответил, что информации пока нет. Интересовало нас также, сколько экскурсоводов есть в республике для туристов из Китая. «Мы подготовили еще 8 экскурсоводов — именно жителей Татарстана, владеющих китайским языком. На сегодня с учетом ранее подготовленных в Казани работает 13 - 15 экскурсоводов с китайским языком. Подготовка будет продолжена, пока цифра небольшая. Нам нужно больше», — рассказал он.
Первая организованная группа туристов из Поднебесной посетила Казань в составе 31 человека прошлым летом
ПОКА ЧАРТЕР ТОЛЬКО ДЛЯ КИТАЙЦЕВ
Мы также поинтересовались, ждать ли казанцам прямых рейсов в Китай. По словам Иванова, управление по туризму Синьцзян-Уйгурского автономного района также заинтересовано, чтобы россияне и казанцы приезжали к ним. Но пока чартер, что называется, только в одну сторону — для китайских туристов.
«На сегодня нами создана рабочая группа именно по вопросам развития взаимных туристических потоков. Планируется, что следующее заседание группы состоится в Казани предварительно в марте 2017 года. И мы уже обсудим, что может предпринять другая сторона для привлечения татарстанских туристов. Конечно, мы будем им в этом помогать», — ответил председатель госкомитета.
Возможно, помимо авиасообщения, Казань и Китай когда-нибудь свяжет и железнодорожное сообщение. По крайней мере, это предложили китайские бизнесмены, посещавшие республику в прошлом году. Тогда обсуждались возможности запуска поезда по маршруту Урумчи — Казань.
Насколько популярны российские направления для китайских туристов? Ростуризм фиксирует рост въездного турпотока со стороны Поднебесной, которые едут прежде всего в Москву и Санкт-Петербург. За первое полугодие динамика — плюс 63%, говорил в июне глава ведомства Олег Сафонов. В 2015 году туристы из Китая совершили более 1 млн. поездок в Россию, это больше, чем из любой другой страны мира. В среднем китайский турист тратит на поездку около $2,5 тыс., пишет newsru.com. И, по оценкам Сафонова, перспектива роста турпотока есть и дальше. К примеру, объем внутрикитайского туризма — 400 млн. человек. Стимулирует его и безвизовый режим для тургрупп не менее 5 человек. С июля этого года 363 туроператора уполномочены организовывать такие поездки, сообщается на сайте Ростуризма. За 5 месяцев 2016 года по этому каналу обмена число китайских туристов выросло с 86 до 130 тысяч. С января по май число российских туристов соответственно увеличилось на 40% до без малого 90 тыс. человек.
ИСТОРИЯ КИТАЙСКОЙ «РАСКАТКИ»: В УРУМЧИ ЛЕТАЛА АК «ТАТАРСТАН»
Сегодняшний рейс — не первая попытка Татарстан наладить прямое авиасообщение с Китаем. Прямые вылеты в тот же Урумчи запускала в ноябре 2002 года тогда еще существовавшая авиакомпания «Татарстан». Правда, было выполнено всего 8 рейсов — на Ту-154, после чего в апреле 2003 года проект закрылся.
«Рейсы не пошли, потому что тогда еще не было такого пассажиропотока, не было нефтяных денег, платежеспособность была другая. Мы рассчитывали, что нас поддержат турфирмы, но, к сожалению, обещания они не сдержали — пассажиропотока не было, ожидания не оправдались. Не было большого запаса прочности — такие рейсы обычно «раскатываются» в течение года. У нас не было возможности так долго терпеть убытки», — вспоминает советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» (КАП) Магомед Закаржаев.
По его словам, если запущен данный рейс для китайцев, наверное, «все рассчитали». «Но риск есть всегда. Требуется время для «раскатки», — говорит он. И объясняет, почему рейсы чартерные, а не регулярные: «Чартерный рейс проще запустить, получить на него разрешение. К регулярным больше требований».
Напомним, что речь о прямом авиасообщении между Татарстаном и Китаем шла уже несколько лет. О доступности Азии говорил в начале 2015 года на коллегии минтранса РТ министр Ленар Сафин. «Ведем переговоры с заинтересованными сторонами, в частности с авиакомпанией China Southern, — обещал он. — Рейс Казань — Урумчи планируем включить уже в летнее расписание».
Налаживать контакты с Китаем начал еще в 2014 году Рустам Минниханов
КАК РУСТАМ МИННИХАНОВ НАЛАЖИВАЛ КОНТАКТЫ ДРУЖБЫ С УРУМЧИ
Отметим, что Урумчи относятся к Синьцзян-Уйгурскому автономному району, где высока доля тюркоязычных уйгуров, что, по идее, должно способствовать интересу к Татарстану. Налаживать контакты по этому направлению начал еще в 2014 году президент Татарстана Рустам Минниханов. Тогда за короткое время он совершил две поездки в КНР. В 2014-м Минниханов сделал первым пунктом одной из своих поездок Синьцзян-Уйгурский автономный район — одну из самых политически проблемных территорий КНР, на которой проживают 10 млн. тюрков-уйгуров и 5-тысячная татарская диаспора.
Свою поездку президент начал с посещения одной из старейших мечетей Урумчи — административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района. Урумчи исторически является местом традиционного проживания уйгуров, татар, других представителей мусульман. Татарская мечеть считается одной из старейших в Урумчи. Она была построена в 1897 году на средства, собранные местной татарской диаспорой. К началу XX века мечеть превратилась в целый религиозный комплекс общей площадью в 3 тыс. кв. метров. Это одна из самых больших мечетей города, которая может вместить более тысячи верующих. В мечети президент РТ встретился с татарами, проживающими в Урумчи.
Напомним, что вплоть до августа 1989 года мэром Урумчи был Бурхан Шахиди, именем которого в Казани названа одна из улиц. Он уроженец деревни Аксу Буинского района Татарстана и в 1955 году занимал ряд ответственных постов в Госсовете, ЦК КПК, президиуме Великого народного хурала и других структурах правительства Китая.
Татары в Урумчи стояли во главе сопротивления режиму Гоминьдана, который установился в 1927 году. Во главе всенародного вооруженного восстания 1944 - 1945 годов в Синьцзяне стояли уйгур Алихан-тюре, татары Абдукерим Аббасов, Фатих Муслимов, Рахимжан Сабирхажиев. 12 ноября 1944 года была провозглашена Восточно-Туркестанская Республика (ВТР) во главе с председателем правительства Алиханом-тюре. В январе 1946 года китайские власти предоставляли широкую автономию Синьцзяну, однако до сих пор здесь, мягко говоря, натянутые отношения между уйгурами и китайцами. До сих пор провинция представляет собой точку головной боли китайских властей наряду с Тибетом. Что, кстати, активно используется геополитическими соперниками Китая...
Сергей Иванов: «Мы всей республикой работали над этим проектом два года. У нас заключены соглашения, мы провели работу по продвижению республики в Урумчи»
«УРУМЧИ — ТОРГОВАЯ СТОЛИЦА РЕГИОНА, ТУДА ЕЗДИЛИ И НАШИ ЧЕЛНОКИ»
Оценить перспективы китайского туризма «БИЗНЕС Online» предложил экспертам.
Азамат Сабиров — AVT, агентство воздушного, железнодорожного транспорта и туризма:
— Китайцы обычно все делают достаточно быстро, когда это касается копирования товаров. Но вопрос об открытии рейса решался достаточно долго. Рейс в Урумчи для обмена делегациями туристов из Татарстана и из Китая готовили достаточно давно. Быть может, зависело это еще и от нашей миграционной политики. У нас ведь боятся наплыва китайцев. Кто знает, может быть, с этим было связано... С нашей стороны уже были попытки открыть такой рейс. Я рад, что в конце концов смогли договориться. Но многое зависит от того, кто эти рейсы будет выполнять. Если китайцы, то даже лучше.
Поток из Китая будет идти к нам в Казань, потому что в Казани очень многое связано с именем Ленина, а китайцы очень трепетно относятся ко всем коммунистическим идеалам. К тому же у нас будет огромный почтовый портал по пересылкам из Китая в Казань. Стоит ожидать и большого потока грузов, тот же интернет-магазин «Алиэкспресс» достаточно хорошо грузит в Россию свои товары. Еще Урумчи — торговая столица своего региона, все челноки в Урумчи в свое время ездили. Так что развитие торговли тоже будет хорошо идти. Ну и плюс к этому Урумчи — тюркская часть Китая, она близка нам культурно, даже в плане близкого языка, поэтому связи будут очень хорошими. Там интересно будет путешествовать татарстанцам.
Майя Ломидзе — исполнительный директор АТОР (ассоциация туроператоров России):
— Это очень здорово, что по инициативе китайской стороны чартер прилетает из Урумчи в Казань. Хорошо было бы, если бы Татарстан получил как можно больше выгоды от китайских туристов. Маршруты надо выстроить таким образом, чтобы мотивировать этих туристов на покупку сувениров, на покупку дополнительных услуг. И такое мотивирование — это отдельная история, потому что китайские туристы, в принципе, значительно меньше склонны приобретать дополнительные услуги и товары — в отличие, например, от европейских или арабских. И если эта мотивация будет выстроена правильно, то это будет крайне выгодно, крайне ценно для Татарстана с точки зрения развития въездного туризма. А дополнительная мотивация как раз и создаст возможность для увеличения доходности турбизнеса, да и региона в целом.
Обмен безвизовыми группами между Россией и Китаем действительно существует. И это в самом деле стимулирует спрос на туры очень существенно — как в одну, так и в другую сторону. Что касается выезда из России в Китай, то здесь очень большое значение имеет место проживания гражданина. Для регионов Сибири и Дальнего Востока Китай входит в тройку наиболее посещаемых стран: Китай, Таиланд, Корея, а если еще дальше на восток, то и Япония. Но если мы берем города-миллионники, расположенные к западу от Урала, то для этих регионов Китай — дорогое, эксклюзивное и экзотическое направление. Не каждый себе может это позволить. Поэтому даже безвизовый въезд тут не сильно помогает, потому что стоимость перелета довольно существенна. Страна у нас очень большая, так что позиционирование Китая по всей стране не может быть одинаковым.
Урумчи — столица Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. По данным переписи 2010 года, население города превышает 3,1 млн. человек. Вплоть до августа 1989 года мэром Урумчи был Бурхан Шахиди, уроженец деревни Аксу Буинского района Татарстана, в 1955 году занимал ряд ответственных постов в Госсовете, ЦК КПК, президиуме Великого народного хурала и других структурах правительства Китая. Сейчас его именем названа одна из улиц в историческом центре Казани.
Население Синьцзян-Уйгурского автономного района свыше 21,8 млн. человек, по площади это шестая часть Китая, одна из проблемных в политическом плане территорий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.