Андрей Белоусов попросил Путина поручить доработать доклад Столыпинского клуба и сотворить на его основе среднесрочную программу «Стратегия роста» «Андрей Белоусов попросил Путина поручить доработать доклад Столыпинского клуба и сотворить на его основе среднесрочную программу «Стратегия роста» Фото: kremlin.ru

Что будет, если скрестить ежа и ужа? Полтора метра колючей проволоки.

Фольклорное

ЧЕМУ ТАК РАДОВАЛАСЬ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПРЕССА

Понедельник, 25 июля, был отмечен любопытным инфоповодом — президент РФ Владимир Путин обратил высочайшее внимание на известный доклад Столыпинского клуба. Помощник президента Андрей Белоусов попросил его поручить доработать этот доклад и сотворить на его основе среднесрочную программу «Стратегия роста». Путин ответил согласием, и предполагается, что этим займется межведомственная группа, специально собранная для обсуждения доклада. Также предполагается, что сделано это будет достаточно оперативно, не позднее четвертого квартала текущего года готовая программа должна быть представлена экономическому совету (ЭС) при президенте. Сама же работа будет вестись на базе аналитического центра при правительстве.

Событие это было довольно-таки неожиданным. До его наступления экономическое будущее (отмечу особо, не реальное, а вот такое, «программное») страны казалось совершенно однозначным. Напомню, что в мае на заседании ЭС Путин высказался за проведение структурных реформ, которые, было отмечено особо, не должны привести к разгону инфляции и росту бюджетного дефицита. Вслед за этим последовало объявление предполагаемого бюджетного правила на ближайшие годы, согласно которому расходы бюджета будут сокращаться не только в реальном (с учетом инфляции) выражении, но и в номинальном, чего не случалось даже в 90-е годы. На фоне этих озвученных мер внезапно проявленный интерес к программе столыпинцев выглядит полным диссонансом — и тем интереснее было бы узнать, что на самом деле стоит за всей этой историей.

Понятное дело, патриотическая пресса немедленно разразилась приветствиями, в очередной раз увидев в этом действии признак того, что Путин наконец-то прозрел и вот уже скоро начнет гнать погаными тряпками окопавшихся в правительстве и Центробанке инфернальных либералов, поставит к рычагам патриотов, в результате чего российская экономика шустрым порядком зацветет и заколосится. Это развлечение можно уже считать традиционным, поскольку за без малого пять лет (с осени 2011 года, когда Путин объявил о том, что идет на выборы) я этакие прорывы патриотических надежд видел уже около десятка раз. Все они заканчивались ничем, но, понятное дело, истинного патриота такое разочарование остановить никак не может, ибо столь же истинная вера — штука очень сильная. Справедливости ради отмечу, что на сей раз активности было не очень много — возможно, потому что хтонический Кудрин никуда не делся и тоже пишет свою программу, а возможно, просто потому, что на дворе лето, отпускной сезон и садово-огородный период.

внимание «столыпинскому» проекту было уделено только затем, чтобы сколько-то уравновесить Кудрина, который в отсутствие конкуренции, на взгляд Путина, обрёл бы слишком большой экспертный вес «Внимание «столыпинскому» проекту было уделено только затем, чтобы сколько-то уравновесить Кудрина, который в отсутствие конкуренции, на взгляд Путина, обрел бы слишком большой экспертный вес» Фото: kremlin.ru

«ПРОРЫВНЫЕ ПРОЕКТЫ»

Реальность, на мой взгляд, куда проще и прозаичнее: внимание столыпинскому проекту было уделено только затем, чтобы сколько-то уравновесить Кудрина, который в отсутствие конкуренции, на взгляд Путина, обрел бы слишком большой экспертный вес. Опять же, здесь на руку ему играет и отмеченная выше ситуация с бюджетным планированием — обещанная консолидация бюджета, по сути, и являет собой кудринскую модель. Отмечу, однако, что до презентации окончательной версии программы Кудрина сколько-нибудь детально ее обсуждать нет ни малейшего смысла. Ровно такая же ситуация и с предложениями столыпинцев — погружаться во внимательное изучение предварительных набросков не есть разумно.

Впрочем, предварительные сомнения будущая программа столыпинцев вызывает уже сейчас. Во-первых, якобы живительная полуторатриллионная эмиссия, которая-де должна вызывать вал инвестиций (20 трлн. рублей — еще один бюджет, даже с избытком) со стороны частного сектора. Я напомню, что в этом году российскую экономику ожидает эмиссия в размере более 2 трлн. рублей, обусловленная необходимостью покрывать дефицит бюджета, и реализовано это будет посредством продажи ЦБ РФ активов из управляемых правительством суверенных фондов (в первую очередь ФНБ); непохоже, что эти деньги (что характерно, большие по объему) оказали и окажут столь чудесное влияние, даже с учетом того, что, предположительно, программное эмиссионное финансирование пойдет на некие прорывные проекты — в отличие от банального покрытия бюджетного дефицита.

Во-вторых, смущает сам декларированный упор на финансирование «прорывных проектов». О нет, я нисколько не против их, наоборот (о механизмах отбора таковых и о непонимании, почему на якобы прорывные проекты не выстраивается очереди из частных инвесторов, говорить не будем — повторюсь, программы как таковой еще нет), я всего лишь отмечу, что в стране уже сейчас насчитывается более 30 (прописью: тридцати, и на этом моменте в свидетели хочется призвать полумифического Карла) институтов развития, в которые за период с 2008 по 2015 года было вложено 4,1 трлн. рублей.

Кроме того, 6 трлн. рублей за период с 2009 по 2015 год было вложено в экономику в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Эффективность этих вложений, к сожалению, очень низка, качество планирования невысоко, программы меняются прямо на ходу — так, в 2015 году в рамках ФАИП в работе было более 1,6 тыс. объектов, большинство из них в течение года были заменены на другие или переделаны, а итоговый положительный результат, по сути, отсутствует. Опять же, можно вспомнить главный институт развития — ВЭБ — с его полуторатриллионной дырой в капитале; впрочем, этот вопрос рассматривался ранее. Иными словами, практика показывает, что государственные инвестиции такого рода сложно назвать эффективными и пока нет никаких оснований предполагать изменения в этом отношении. Возможно, впрочем, что итоговая версия документа «столыпинцев» будет содержать экономические и управленческие решения, которые развеют эти сомнения.

ЧТО НА ВЫХОДЕ?

Надо также сказать, что само возвращение Кудрина не носит, скажем так, системного, фундаментального характера. Во-первых, его появление как таковое являло собой формирование определенного противовеса уже включенным в рабочий процесс советнику президента Сергею Глазьеву и помощнику президента Белоусову. Во-вторых, вопросы вызывает само назначение Кудрина в центр стратегических разработок (ЦСР) — данная структура является сугубо консультативной, внятных полномочий у нее нет — это не правительство и не АП. В-третьих, создание рабочей группы «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост» при ЭС — той самой, под его руководством — выглядит солидно лишь на первый взгляд. Дело в том, что в эту же рабочую группу входит Андрей Клепач, бывший заместитель главы МЭР, а ныне заместитель председателя правления ВЭБа, а параллельно — один из идеологов доклада столыпинцев. Очевидно, что включение в состав рабочей группы людей, находящихся на разных идеологических позициях, значительно подрывает работоспособность всей этой структуры.

Что на выходе? Две структуры готовят две программы, весьма различающиеся между собой, — собственно, судя по информации на данный момент, чуть ли не единственное их сходство в том, что обе они выражают необходимость снижения административной нагрузки на бизнес, впрочем, было бы странно видеть обратное. Окончательно подготовлены они будут, скорее всего, где-то к лету следующего года, когда до президентских выборов будет уже недалеко, а Путин будет, собственно, принимать решение, с чем именно ему идти на эти выборы. Выберет ли он какую-то из них, или же специально для него будет сооружена какая-то эклектичная, в полном соответствии с эпиграфом, история, покажет лишь время. В конце концов, впереди еще парламентские выборы, необходимость решать вопрос с бюджетом, федеральным и консолидированным, не говоря уж об экзогенных факторах. В этом смысле летом следующего года будет уже новая земля и новые небеса...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции