Ново-Савиновский рынок продан за 300 млн. рублей

ПОПЫТКА №5

После четырех лет мытарств Казань, наконец, продала 100% акций ОАО «Ново-Савиновский оптово-розничный рынок» за 300 млн. рублей — сообщение об этом накануне появилось на официальном сайте КЗИО по результатам прошедших 22 июля 2016 года аукционных торгов. В активы проданного ОАО входят имущественный комплекс по адресу ул. Адоратского, 21а в виде скромного здания в 75 кв. м, обозначенного как туалет, и земельного участка в 24 тыс. кв. метров.

В последние годы торжище переживает не лучшие времена, так как рынки в некапитальных строениях запрещены законодательством. По факту сейчас там осталась сильно ужавшаяся по размерам площадка, на которой расположены торговые ларьки и киоски, где торгуют всевозможной снедью — от овощей и фруктов до мяса, также можно прикупить всякую хозяйственную мелочь и даже стройматериалы для отделки квартир. Выяснить, санкционированная это торговля или дикая, нам не удалось. Ново-Савиновский рынок, согласно годовому отчету за 2015 год, получил выручку в 19,2 млн. рублей. Однако себестоимость продаж — 13,8 млн., прочие расходы — 4,7 миллиона. Прибыль до налогообложения составила 678 тыс. рублей, чистая прибыль — 101 тыс. рублей.

Сбыть рынок с рук городские власти безуспешно пытались с 2012 года. Первую попытку КЗИО сделал 16 ноября 2012 года с очевидной целью — пополнения казанской казны. Акции номинальной стоимостью 302,5 млн. рублей выставлялись по начальной цене 310 млн. рублей, то есть по 1 тыс. рублей за каждую. Однако первая попытка окончилась неудачей — на торги не заявилось ни одного участника.

Основным активом рынка является земельный участок в 2,4 гектара

Во время повторных торгов в сентябре 2013 года горящих желанием купить рынок покупателей также не нашлось. В октябре 2013 года город пошел на контр-меры, снизив стартовую цену до 280 млн. рублей, но и это не соблазнило потенциальных инвесторов. Наконец, в декабре 2014 года акции рынка были выставлены на торги в Москве. Организатор торгов — «Российский аукционный дом» (РАД) — вел прием заявок от потенциальных участников аукциона в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Начальная стоимость объекта была опущена до 250 млн. рублей. К слову, в анонсе аукциона говорилось, что построить здесь можно почти 100 тыс. кв. м жилья или торговый центр на 60 тыс. кв. метров. Но и эта попытка не увенчалась успехом. После серии из четырех провалов КЗИО не предпринимал особой активности в продаже рынка, так что, по всей видимости, торги объявили, когда нашелся реальный покупатель.

ПОСТАВЩИК ДЛЯ АВТОМПРОМА ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ РЕТЕЙЛОМ

Формальным покупателем выступило таинственное и нигде до этого не засвеченное ООО «ПФО Групп», конкуренцию которому составляла, по-видимому, компания-спойлер — ООО «Эллирон-Девелопмент», зарегистрированное по тому же адресу, что и победитель. «ПФО Групп» — фирма очень «молодая»: она создана 30 мая 2016 года со скромным уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Согласно данным справочно-информационной системы «Контур-Фокус», ее учредителями стали некто Ольга Радошнова (25%) и московское АО «Акционерное общество «Группа Машиностроительных Заводов Химмаш» (75%). Информация о собственниках предприятия нигде не раскрывается. Попытки «БИЗНЕС Online» дозвониться до гендиректора ГМЗ «Химмаш» Мурада Махмудова не увенчались успехом, в приемной корреспонденту сообщили, что все руководство до понедельника находится в командировках. Не отвечали телефоны и в «ПФО Групп». ГМЗ «Химмаш» известно как поставщик различного оборудования для атомной промышленности на территории стран бывшего СССР. В интернете, в частности, есть упоминания поставок на различные атомные электростанции. Его основная деятельность — производство промышленного холодильного и вентиляционного оборудования. За год компания участвовала в различных госконтрактах на сумму 1,8 млрд. рублей. Выручка по итогам 2014 года — 184,6 млн. рублей, чистая прибыль — 6,8 млн. рублей. А «ПФО Групп» является единственной «дочкой» предприятия.

Строить жилье на месте Ново-Савиновского рынка не получится: этому препятствуют отсутствие мощностей по канализованию и газификации

Источник «БИЗНЕС Online», знакомый со строительными намерениями покупателя, сообщил, что на приобретенном участке планируется построить торговый центр. «Эти ребята занимаются строительством торговых объектов, а затем продают их или сдают в аренду», — пояснил собеседник газеты. Строить жилье на месте Ново-Савиновского рынка не получится: этому препятствуют отсутствие мощностей по канализованию и газификации жилья. Торговый же центр не требует больших мощностей, проблема канализации ему не грозит.

«ЛЕНТА» ЗАХОДИТ В КАЗАНЬ

Дальнейшие поиски вывели нас и на ключевого интересанта, которым, по данным источников «БИЗНЕС Online» на рынке ретейла, оказалась сеть гипермаркетов «Лента» со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Напомним, что в июне этого года президент РТ Рустам Минниханов встречался с гендиректором сети Яном Дюннингом на полях петербургского международного экономического форума. Как было отмечено на встрече, «Лента» заинтересована в развитии сети и рассматривает возможность строительства еще одного-двух гипермаркетов. Тогда же Минниханов предложил рассмотреть возможность создания и открытия на территории республики также и оптовых складов (распределительных центров) «Ленты». На данный момент сеть представлена в РТ в трех городах — в Альметьевске, Набережных Челнах и Нижнекамске.

«Лента» — это лидирующая по размеру торговых площадей сеть гипермаркетов и пятая среди крупнейших розничных сетей России. Компания была основана в 1993 году в Санкт-Петербурге. В настоящее время сеть управляет 144 гипермаркетами в 71 городе по всей России и 41 супермаркетом в Москве и Санкт-Петербурге. Компания развивает несколько форматов гипермаркетов с низкими ценами, которые отличаются маркетинговой и ценовой политикой, а также ассортиментом товаров местных производителей. В Татарстане сеть сотрудничает с 40 местными поставщиками. В самой компании подтвердили получение запроса «БИЗНЕС Online», однако в пресс-службе заявили, что пока воздержатся от комментариев.

Сеть гипермаркетов «Лента» со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге На «намоленном» торговом месте расположится гипермаркет сети «Лента» Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

По нашим сведениям, участок на Адоратского будет не единственной точкой захода питерцев: второй станет строящийся сейчас торговый центр на улице Гвардейской, который возводит «Унистрой». Общая площадь объекта составялет 36 тыс. кв. м, из них «Лента» может занять 7 тыс. «квадратов», уточнил «БИЗНЕС Online» знакомый с планами компании источник.

Напомним, что первоначально город планировал продать три казанских рынка: ОАО «Колхозный рынок №3 Советского района Казани» (ул. Липатова, 2, Дербышки), ОАО «Московский рынок» (ул. Шамиля Усманова,1) и Ново-Савиновский. Однако до последнего времени городским властям удалось продать только Колхозный рынок в Дербышках за 15,5 млн. рублей. Московский рынок в планах продаж есть, но документы на торги пока лежат без движения, говорит источник «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией.

«В принципе, место неплохое: огромные жилые массивы — старые девятиэтажки, и новые постройки...»

«ЦЕНА ЗА ЭТОТ УЧАСТОК В 2,4 ГЕКТАРА ВПОЛНЕ НОРМАЛЬНА»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, есть ли резон «ставить» на Кварталах очередной торговый центр и какого рода грандиозный объект стоило бы построить на этом месте.

Мурат Ахмеров — генеральный директор консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости A-Development:

— Торговыми площадями квартал достаточно насыщен. На Компрессорном стоит Megga Park, по проспекту Ямашева идет XL, далее «Савиново», «Бахетле», далее небольшие торговые центры вроде «Семьи», потом большой «Парк Хаус». DIY-операторы представлены «Мегастроем» и «Леруа Мерлен», развлекательные центры — в «Ривьере» и на футбольном стадионе. Не стоит забывать, что неподалеку находится и «Тандем». Но наиболее концептуальным и качественным из них является «Парк Хаус», который делали иностранцы: там есть и продовольственный гипермаркет «Ашан», и развлекательная зона с кинотеатром, и торговая галерея, такая проработанная, брендовая.

Поэтому если реализовывать на месте Ново-Савиновского рынка проект торгового центра, то нужно дать клиенту что-то новое, то, чего поблизости еще нет. Конечно, в Казани есть примеры, когда два крупных торговых центра — «Мега» и «Южный» — соседствуют неподалеку. Когда «Южный» был маленьким, он просто умер, поэтому его сделали больше, разбавили бренды, добавили кинотеатр, которого нет в «Меге», и продуктовый дискаунтер «Ашан», тогда как в «Меге» есть магазин премиум-формата «Бахетле». Поэтому нужно изучить рынок и сделать фишки, которые отличали бы его от других центров.

В принципе, место неплохое: огромные жилые массивы — и старые девятиэтажки, и новые постройки. И если подойти с умом и новой концепцией, то можно реализовать неплохой проект. Вопрос в том, что сейчас кризис, а кризис рано или поздно заканчивается... Если торговый центр будет построен через два-три года, к тому времени, может быть, и экономика начнет выходить из кризиса. Нужно подумать в первую очередь по «якорям». Может быть, Spar зайдет, или «Лента», или «О’кей» туда поставят. Так что нужно задействовать хороших консультантов, подумать над концепцией и привлечь хороших арендаторов.

По факту на территории рынка осталась сильно ужавшаяся по размерам площадка, на которой расположены торговые ларьки и киоски

Адель Хасбиулин — генеральный директор ООО «Мегалит»:

— Этот объект продавался уже довольно длительный период, более года. На него точно так же искали инвесторов, как и на Московский рынок. И то, что этот земельный участок продался, что на него был найден покупатель, конечно же, достижение. Потому что участок большой, под некий амбициозный проект с большими дальнейшими инвестициями и довольно большим сроком реализации. Есть и градостроительная зона, которая наносит какие-то ограничения на объект, на то, как его можно использовать. На внесение изменений в нее опять необходимо время. Что еще можно сказать? По цене большие участки в подобном месторасположении продаются от 800 тысяч рублей до 1,5 миллионов рублей за сотку земли. Маленькие участки доходят и до 2, и до 3 миллионов рублей. Так что цена за этот участок в 2,4 гектара вполне нормальная.

Конечно, быстрее всего доход возникнет от продажи построенного здесь жилья, потому что часть квартир продается еще на этапе строительства, а торговые центры окупаются за счет аренды, после ввода в эксплуатацию, лет за 8 - 10. Но здесь можно посмотреть на опыт компании «Олимп», которая построила на участке Приволжского рынка два жилых дома, гостиницу и торговый центр. И не так давно эта компания заявила, что торговый центр готовы продать. Видимо, доход от него не очень большой. Но квартиры-то они все быстро продали!

Я как житель Казани обратил бы внимание на то, что у нас часто весьма специфические и нужные городу объекты ищут и не находят участки под строительство. Вот, к примеру, для строительства дельфинария нужно было как раз 2,5 - 3 гектара, чтобы организовать там еще и большую парковку, как для семейного комплекса. В Уфе, к примеру, такой комплекс имеет большой успех, а в Казани ему аналогов нет. Можно и аналогичный объект на этом участке построить.

Но если там будут строиться жилые дома, то нужно, чтобы их первые этажи были отданы для коммерческого использования, чтобы жителям было удобно купить там что-то ежедневно необходимое. А то, что здесь был рынок, говорит о том, что любой удобный торговый центр будет иметь здесь успех. Когда он будет соседствовать с жилым массивом.

Городские власти безуспешно пытались продать объект в течение четырех лет

Раис Гумеров — гендиректор ОАО «Мелита»:

— Ситуация сейчас на потребительском рынке далеко не самая благополучная. Конечно, я сужу в первую очередь по своему сегменту (торговля изделиями из кожи и мехаприм. ред.): шубы покупают, наверное, в самую последнюю очередь, когда уже все есть. Но и в других сферах — везде падение спроса. Потребитель беднеет, и эта ситуация не переломлена. Наверное, когда кто-то что-то покупает, то свои резоны имеет. Но по сегодняшнему покупательскому спросу Казань более чем обеспечена торговыми площадями. Где-то локально, наверное, есть места привлекательности. Но основной покупатель достаточно мобильный, поэтому я бы не стал этого делать (строить новый торговый центр прим. ред.). Невозможно сейчас придумать что-то уникальное, в Казани уже по всем направлениям есть торговые центры. Мы видим по действующим торговым центрам — ассортимент хорошего уровня вымывается и замещается все более дешевым и менее качественным товаром. Это касается как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Поэтому резонов покупателей рынка я не понимаю, хотя они, наверное, есть.

Если не торговый центр, то что? Сложно сказать. Сейчас и промышленное производство открывать весьма проблематично, потому что конечный спрос ограничен и падает. Развлекательных центров тоже достаточно. Оставить рынок — это самый простой вывод, который напрашивается сам собой, тем более покупатель «прикормлен», люди привыкли туда ходить. Я бы, наверное, поступил так, если бы решил купить, но, разумеется, не буду этого делать.