«СЕГОДНЯ КФУ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ СУБЪЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТАТАРСТАНА»

— Агдас Хусаинович, вы уже давно москвич, но никогда не порывали связи с Татарстаном…

— Хотя я уже много лет работаю в столице, тем не менее внимательно слежу за развитием республики. Регулярно навещаю Казань, Татарстан, принимаю участие в республиканских научных мероприятиях. Особо интересуюсь делами родного для меня Казанского университета, которому отдал не одно десятилетие жизни. Мне как обществоведу в первую очередь интересно развитие социально-гуманитарной компоненты КФУ.

— Как бы вы в целом охарактеризовали состояние социогуманитарных направлений?

— Если кратко, то университетские гуманитарии чувствуют пульс времени, показывают пример динамичного развития, адаптации к запросам общества.

— Что конкретно имеется в виду?

— Сегодня развивать гуманитарные отрасли в соответствии с общественными запросами — это не только продолжать «говорить» и «писать», что свойственно гуманитариям, не менее важно доводить результаты своих изысканий до проектного формата — конкретных предложений, которые кладутся в основу действий заинтересованных общественных субъектов: власти, бизнеса, различных учреждений… Например, писать научные трактаты по истории народов Татарстана нужно. Но их в лучшем случае прочтут сотни специалистов-историков. А вот памятники Болгар и Свияжск, реконструированные и позиционируемые в соответствии с предложениями историков, увидят миллионы людей. Это и называется доведением идеи до проектного исполнения. В этом отношении мои университетские коллеги двигаются очень неплохо — на зависть тем, кто продолжает пребывать в академической тиши.

— Чувствуется, вам самому импонирует проектный подход в деятельности гуманитариев…

— Вы правы. Несмотря на свой почтенный возраст, я старюсь в меру сил принимать участие в научной жизни республики. Цель моих изысканий последних лет — показать, что последовательно демократическое общество формируется гражданами — долевыми собственниками национального богатства. Но на этом пути немало препятствий. Основной барьер —исключенность подавляющего большинства населения из процессов воспроизводства, усовершенствования и распределения собственности. В своих работах я предлагаю, как его можно преодолеть. И это не просто теоретические выводы. Они облечены в конкретные проектные предложения, которые встречают заинтересованность в Татарстане.

— Другими словами, наши обществоведы и гуманитарии призваны доводить свои идеи до востребованных республикой социальных проектов, так?

— Конечно. В этом заключается их региональная миссия. И университетские коллеги используют для этого возможности и ресурсы федерального вуза. Сегодня КФУ превращается в один из ключевых субъектов развития Татарстана. Это своего рода «суперуниверситет» — по многообразию деятельности, охвату социального пространства, масштабам участия в решении проблем региона, востребованности своих разработок, привлечению высококвалифицированных кадров извне в регион.

Что отсюда следует? То, что развитие университетской науки и образования должно соответствовать приоритетам социально-экономического и духовного развития региона. Для гуманитариев они четко обозначены в стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года. Это проблемы сохранения и развития исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков, обеспечение гражданского мира и межнационального согласия.

Насколько мне известно, гуманитарии университета настойчиво и небезуспешно следуют этим приоритетам. Полагаю, что накопленный ими в последние годы опыт достоин изучения и практического тиражирования в высшей школе Татарстана и России. Не случайно совместный труд коллектива ведущих ученых КФУ, основанный на этом уникальном опыте, в позитивном ключе обсуждается на самых престижных международных и российских научных площадках.

В декабре 2015 года указом президента РТ Государственная премия РТ присуждена доктору исторических наук, почетному члену Академии наук РТ, ветерану Великой Отечественной войны, профессору Агдасу БургановуФото: president.tatarstan.ru

«НЕОТЪЕМЛЕМЫМ КОМПОНЕНТОМ ПОДГОТОВКИ СТАЛА ТЕМА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

— Не могли бы вы рассказать об этом опыте подробнее?

— Начну с близких мне философских направлений подготовки. Здесь приоритетным становится расширение горизонтов мировоззренческого сознания учащихся посредством обращения, наряду с освоением светской философии, к идейному наследию мировых религий. Неотъемлемым компонентом подготовки стала тема этноконфессиональной толерантности, очень актуальная для РТ. Она включена в содержание образовательных программ в области политологии, конфликтологии, социологии, журналистики, истории, филологии, культурологии и др. Учрежден специальный общественный орган — экспертный совет по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ, который доводит разработки университетских ученых до конкретных предложений и рекомендаций органам власти. Кафедра религиоведения и ресурсный центр по развитию исламоведческого образования оказывают методическую, научную и организационную помощь своим партнерам — религиозным образовательным учреждениям.

— А что бы вы отметили как историк?

— Приоритетным ориентиром исторических направлений стало возрождение этноисторической идентичности народов Татарстана в качестве органических составных частей общероссийской гражданской идентичности. Оно отвечает реализации политики исторического наследия в Татарстане. Ее основной вектор — конструирование образа общего прошлого двух основных этносов региона: татар (носителей мусульманской культуры) и русских (представителей православного христианства), призванного содействовать стабильности и устойчивому бесконфликтному развитию. Историки КФУ обеспечивали фундаментальное научное сопровождение этого процесса.

Конечным результатом явилось формирование в сознании учащейся молодежи образа межкультурного взаимодействия в полиэтническом регионе. Через борьбу и сотрудничество, военные столкновения и культурно-хозяйственные заимствования в Поволжье и Приуралье происходила «притирка» сопредельных народов — волжских славян, тюрко-татарского и финно-угорского этносов. Оказавшись исторически в едином государственном пространстве, эти народы избежали религиозных конфликтов, не растворились в «плавильном котле» истории, а развивались вместе, сохраняя при этом свою самобытность.

Агдас Бурганов — автор свыше десятка монографий и около четырех сотен статей по проблемам истории, социальной философии, глобального развития

«НЕ ТОЛЬКО В ТАТАРСТАНЕ, НО И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ УНИКАЛЬНЫЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КФУ

— Значительный сектор гуманитарных направлений в КФУ — филологическая подготовка.

— Я не профессионал-филолог, но хорошо знаю, что акцент в филологических направлениях сделан на внедрение лингвокультурологической концепции в образование, развитие полилингвизма. Дело в том, что на рубеже XX - XXI веков лингвистическая проблематика была развернута в сторону человека и его места в культуре. Это общемировая тенденция в языкознании. Для национального региона этот разворот отвечает задачам подготовки молодых профессионалов, способных адаптироваться в условиях глобализации, сохраняя при этом свою национально-культурную самобытность.

— Как это выглядит в образовательной практике?

- Паритетное сопоставление ценностей и доминант своей национальной культуры и культуры изучаемого языка способствует углублению знаний учащихся о национальном своеобразии народов, преодолению межэтнических барьеров и воспитанию специалистов, свободно ориентирующихся в многоязычном потоке информации. На первый план выходят осознание языка как феномена культуры, знание культурно-исторической среды, а также национальной специфики языковой картины мира. Кстати, хочу напомнить: давно замечено, что одним из источников ксенофобии является незнание языка сопредельного (соседнего) народа.

Не только в Татарстане, но и за его пределами хорошо известны уникальные лингвокультурологические проекты, реализуемые в КФУ: «Онлайн-школа татарского языка «Ана теле», «Скорая лингвистическая помощь», «Институт Каюма Насыри», «Центр русского языка и культуры КФУ за рубежом», «Международная языковая сертификация по татарскому языку».

— В последнее время внимание общественности приковано к развитию татароведения в университете.

— Эта тематика мне близка, я сам в своих работах часто затрагиваю проблему исторической миссии татарского народа, его места в российской и мировой истории. Остается много дискуссионных вопросов. Каких бы точек зрения ни придерживались исследователи, важно понять одну вещь: стеной национальной идентичности невозможно отгородиться от окружающего мира в век глобализации. Не зря же в стратегии развития Татарстана подчеркнуто, что в глобализированном мире успеха добиваются те регионы, которые находят верный баланс между самобытностью и глобальностью. Поэтому развивать татароведение сегодня — значит обязательно сопрягать его с мировыми культурными, языковыми, религиозными, историческими контекстами. Это относится и к науке, и к образованию в области татароведения.

— Можно это как-то продемонстрировать на конкретном примере?

— Пожалуйста. Спору нет, готовить кадры знатоков татарского языка, национальной культуры, истории, педагогики — актуальная задача. Но если при этом выпускник национального профиля владеет еще одним или двумя иностранными языками (к примеру, английским и китайским или турецким), приобрел компетенции в изучении истории и культуры зарубежных стран, то его шансы на успешную деятельность в сегодняшнем мире будут несравнимо выше, где бы он ни работал: в Татарстане, России или за границей. Это и означает учет глобализационных трендов в подготовке национальных кадров.

В КФУ есть все возможности для решения данной задачи, и я вижу, что университет движется именно по такому пути. Не менее важно, что последние три года КФУ прилагает немалые усилия по продвижению в международном академическом сообществе. Ведь от этого репутация Татарстана в мире выигрывает куда больше, чем от деятельности КФУ в сугубо региональном формате. Этот факт надо отчетливо осознавать, если живешь и трудишься в XXI веке.

Справка

Агдас Хусаинович Бурганов — уроженец Татарстана 1920 года рождения, участник Великой Отечественной войны.

Доктор исторических наук, заслуженный профессор Российского государственного гуманитарного университета, почетный член АН РТ, лауреат Госпремии РТ в области науки и техники.

Автор свыше десятка монографий и около четырех сотен статей по проблемам истории, социальной философии, глобального развития.