Фигуранты дела «обнальщиков», по версии следствия, провели через фиктивные счета 1,6 млрд. рублей Фигуранты дела обнальщиков, по версии следствия, провели через фиктивные счета 1,6 млрд. рублей Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

КАК ОЛЕГ 3% НАНЯЛ АДВОКАТА ИЛЬДАРА АБДУЛЛИНА

Уголовное дело о незаконной банковской деятельности, фигуранты которого провели через фиктивные счета 1,6 млрд. рублей, рассматривается в Вахитовском райсуде. По версии следствия, в преступную группу входили председатель исполкома региональной общественной организации «Профсоюз работников наемного труда «Столица» Олег Петров, его сын Юрий Петров, зять Денис Лгач, а также двое знакомых — начальник отдела продаж ООО «Мир визажа» Ленар Хасанов и гендиректор ООО «Мир визажа» Дмитрий Лисенков. Организация была создана в 2006 году и принадлежит четырем физлицам: отцу и сыну Петровым, Хасанову, а также некоей Аде Батрасовой. Отметим, всего Петров является учредителем четырех профсоюзных организаций, включая Российский профсоюз строителей и работников смежных профессий, куда входили все члены группы.

Следователи полагают, что в 2011 году Петров создал преступное сообщество и вовлек в него всех, кто сегодня находится на скамье подсудимых. Роли были четко распределены — бухгалтер, заместитель, специалист по черному обналу, менеджер по работе с клиентами. Преступления совершались с января 2011 по июнь 2014 года. Клиенты, желавшие сэкономить на налогах и выдать зарплату в конвертах, создавали фиктивные затраты, в рамках которых перечисляли деньги фирмам-однодневкам. Эти фирмы разбрасывали деньги по зарплатным карточкам, оформленным на уже умерших людей или тех, кто не имеет представления об их существовании. Операция обналичивания завершалась в банкомате опустошением счетов. Всего таким образом было «отмыто» 1,6 млрд. рублей. Себе обнальщики оставляли в среднем 3% — общая сумма их дохода составила 48,5 млн. рублей.

Всем подсудимым, за исключением Лисенкова, предъявлены обвинения по п.«а», «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ («Незаконная банковская деятельность организованной группой с извлечением дохода в особо крупном размере»). Лисенков, в отличие от своих подельников, вину признал, содействовал следствию и уже амнистирован. Уголовное дело насчитывает 114 томов.

Любопытно, что Петрова-старшего защищает адвокат Владимир Гусев, известный нашим читателям по уголовному делу о многомиллионных хищениях в КНИТУ-КХТИ. В этом громком деле Гусев вместе с Еленой Гильмитдиновой, Ринатом Файзрахмановым и Равилем Туктаровым защищал интересы экс-проректора КНИТУ-КХТИ Ильдара Абдуллина. Московский районный суд приговорил Абдуллина к 6,5 годам колонии, Верховный суд РТ оставил приговор в силе. Сторону обвинения представляет старший помощник прокурора Вахитовского района Айрат Атнагулов. Он выступал гособвинителем по делу сына экс министра юстиции РТ Ильдара Курманова.

ОБНАЛ ЧЕРЕЗ КАРТОЧКУ СТУДЕНТКИ

Первой свидетельницей по делу обнальщиков из профсоюзов была допрошена одногруппница дочери предполагаемого организатора обнального бизнеса Виктория Васильева. Именно благодаря Алене Петровой она знает Петровых и Лгача (муж Петровойприм. ред.) заочно.

— Год-два назад меня вызвали в отдел борьбы с экономическими преступлениями. На меня была оформлена некая карта, ею я не пользовалась и не видела. В профсоюз не вступала, — отвечала на вопросы прокурора Васильева.

Петрова-старшего защищает адвокат Владимир Гусев Петрова-старшего защищает адвокат Владимир Гусев Фото: архив «БИЗНЕС Online»

— Свой паспорт Петровой передавали? — поинтересовался Гусев, защищающий интересы Петрова-старшего.

— В 2007 году она предложила мне способ заработать. Мне передали некие документы, согласно которым должна была оформиться карта «БТА-Казань», за что я получу свои скромные деньги в размере 1000 рублей, — рассказала Васильева.

Документы свидетельница показала знакомому юристу, он посоветовал девушке «не связываться».

— То есть вы паспорт не давали, получается? — уточнил адвокат.

— Давала ли ксерокопию паспорта в руки лично, не помню, — уклончиво ответила Васильева.

По ее мнению, паспорт у Петровой мог оказаться иным образом. Часто в университете собирали документы студентов. Девушка отметила еще одну интересную деталь:

— Сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями представили мне копию старого паспорта 2007 года. Новый я получила через год.

«Я ПРОСТО ОБЩИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПОЭТОМУ ПОМОГАЛ»

Неожиданным свидетелем для адвокатов и их подзащитных стал замдиректора «Баскет-холла» Юрий Новиков. Среди подсудимых он неуверенно указал на Петрова, уточнив, что знаком с ним.

— У него еще косичка была, — поделился наблюдениями свидетель.

В «Банке Москвы» «общительный человек» предупреждал злоумышленников о проверках В Банке Москвы «общительный человек» предупреждал злоумышленников о проверках Фото: архив «БИЗНЕС Online»

В период с 2008 по 2014 год Новиков работал ведущим специалистом сектора кредитного мониторинга в Банке Москвы. В его обязанности входила работа с должниками. С Петровым он столкнулся, когда возникла какая-то проблема с банковской картой. «После этого случая меня с работы попросили, сказали: «До свидания», — произнес Новиков. Точные обстоятельства он припомнить не мог, поэтому судья Сафин зачитал показания свидетеля: «Профсоюз «Социум» ранее имел расчетный счет в нашем банке. Выяснилось, что один из работников указанной организации не открывал счета в нашем банке и клиентом не являлся. В связи с этим начальник Шамиль Мухаметшин попросил меня провести проверку. В 2014 году мы вызвали директора Петрова (сын передал отцу в доверительное управление РОО ПС РСО РТ «Социум»). Тот сказал, что является работником организации, а со всеми участниками профсоюза заключены договоры, на основании которых зачисляются зарплаты. Петров предоставил документы, а также попросил уведомлять его о возможных проверках, чтобы в случае угрозы наложения ареста на карты экстренно снять деньги. Я его уведомлял и делал это не за вознаграждение. Я просто общительный человек, поэтому помогал».

После этого, вопросов к Новикову ни от стороны обвинения, ни от стороны защиты не последовало. Только Петров что-то хотел уточнить, но судья напомнил, что он вправе задавать только вопросы.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», знает ли Петров Новикова и была ли между ними упомянутая договоренность, подсудимый ответил: «В упор его не помню».

Отметим, что в ту пору филиалом Банка Москвы в Казани руководила Лилия Богачева — супруга в то время председателя Нацбанка РТ Евгения Богачева, который по долгу службы жестко боролся с обнальным бизнесом. Нынешнее место работы Новикова также говорит о его близости к Богачеву — президенту БК «УНИКС». Остается только удивляться наглости злоумышленников, выбравших для своих дел именно банк с таким бэкграундом. Может, думали, что его будут меньше проверять? Впрочем, тот факт, что обнальщики боялись проверок и блокировки карт говорит скорее о добросовестности контроля.

В ту пору филиалом «Банка Москвы» в Казани руководила Лилия Богачева — супруга тогдашнего председателя Нацбанка РТ Евгения Богачева (в центре) В ту пору филиалом Банка Москвы в Казани руководила Лилия Богачева — супруга в то время председателя Нацбанка РТ Евгения Богачева (в центре) Фото: архив «БИЗНЕС Online»

КАК ВСЕХ СДАЛ БУХГАЛТЕР

Одним из последних свидетелей обвинения (и, пожалуй, самым важным) в суд был вызван гендиректор ООО «Мир визажа» Дмитрий Лисенков. Он не стал скрывать своего знакомства с Петровыми, Лгачом и Хасановым. По его словам, в преступный оборот его вовлек Юрий Петров, с которым они общались с 2004 года. Примерно в 2011 году он познакомился с Олегом Юрьевичем и остальными подсудимыми. Лисенков подробно расписал суду, чем каждый занимался в преступной группе. Так, сам свидетель вел бухгалтерский и налоговый учет, открывал расчетные счета и организации на свое имя, переводил средства в другие фирмы.

— Юрий занимался привлечением физических лиц для открытия на них расчетных счетов и обналичиванием. Под его именем были открыты ООО. Фирмы числились также за Лгачом и Хасановым. Они же занимались передачей клиентам денежных средств, — рассказывал за трибуной Лисенков.

Главную роль в этом преступном деле, по его словам, исполнял Петров-старший. Именно он решал, стоит ли работать с тем или иным клиентом, определял процентную ставку по оказанию услуг (она варьировалась от 3% до 6%), а также передавал информацию, куда перечислять деньги.

За все операции на протяжении 2,5 лет Лисенков получал вознаграждение, объема которого вспомнить почему-то не смог.

Петров-старший, кажется, не смог простить Лисенкову того, что он оказался по ту сторону клетки подсудимых. Не раз он задавал Лисенкову наводящие вопросы по фирмам, которые числились за бухгалтером обналичников.

— Знакома ли вам фирма «Город Групп»? — осведомился он у свидетеля.

— Да, я учредитель и гендиректор. Открыл по вашей просьбе, — ответствовал Лисенков.

На вопросы прокурора свидетель заметил, что фирмы открывались для перевода денежных средств, а назначением платежа были строительные работы.

— Я был единственным сотрудником «Город Групп» и молотка в руки ни разу не брал, — намекнул на цель создания организации Лисенков.

Когда же речь зашла об ООО «Мир визажа» и фирме «Налоговая консультация», где работает супруга Лисенкова, он заявил, что с преступной деятельностью эти две фирмы не связаны.

— ООО «Мир визажа» к этому никакого отношения не имеет. Фирма арендует помещение, сейф мне передал Петров. Поэтому там обнаружили документы и печати. По возможности я прошу исключить ее и «Налоговую консультацию» из материалов дела как осквернение данных фирм, — обратился Лисенков к суду.

Петров-старший все атаковал бывшего компаньона, расспрашивая про фирмы, зарегистрированные на Лисенкова. Тот твердил мантру свидетеля: «Все по вашему распоряжению».

— А название «Арт Синема» вам о чем-то говорит? — не терял надежды Петров.

— Знакомое, — ответил тот.

— Когда она была открыта? — уточнил подсудимый.

— В 2011 году, кажется, — неуверенно отметил свидетель.

— Я проверил, она была открыта 9 сентября 2009 года. Мы тогда еще не были знакомы с вами! — торжествующе объявил Петров.

— Возможно, и раньше познакомились. Я не помню точно, — нашелся Лисенков.

В завершение допроса он отметил, что, бывало, сводил баланс так, чтобы была маленькая сумма налогов. Причем искажением балансовой отчетности он также занимался по просьбе Петрова. Подсудимый заметил, что на очной ставке Лисенков на этот же вопрос ответил отрицательно.

«ОН ПОШЕЛ НА СДЕЛКУ СО СЛЕДСТВИЕМ И СДЕЛАЛ ИЗ НАС ПРЕСТУПНУЮ ГРУППУ»

«Мы считаем, что обвинение предъявлено некорректно и не дает возможности принять суду ни обвинительный, ни оправдательный приговор. Поэтому мы будем ждать всех свидетелей, которые якобы подтверждают позицию обвинения. С делом знакомились, каких-либо подтверждений позиции обвинения мы там не увидели. Пока государственный обвинитель будет предоставлять доказательства, мы будем все внимательно смотреть и доносить свою позицию», — сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Гусев.

Сам Петров-старший вину в преступлении не признает. По его словам, следствие велось халатно. «Исходя из обвинения, зять обналичивал деньги в банкомате, привлекал клиентов. Год за ним следили, но никаких фото и видео нет. «Прокачена» огромная сумма, он вообще должен был раскладушку поставить и ночевать там», — возмущается Петров.

Кроме того, за полтора года следствия его допросили всего один раз. Также прошла всего одна очная ставка с Лисенковым.

«Он пошел на сделку со следствием и сделал из нас преступную группу, которая в этом деле не участвовала. Оценки его действиям не даю, смысла нет, сами понимаете. Если бы он был один, то самого дела бы не было вообще», — считает Петров. Поражает его и то, что все деньги приходили на счета фирм Лисенкова, о чем он узнал из уголовного дела. «С Лисенковым я познакомился не в январе 2011 года, а в ноябре. До этого у них уже были свои фирмы в 2009 - 2010 году», — говорит подсудимый.

Удручает Петрова и то, что уголовное дело приостановило деятельность профсоюза работников наемного труда РТ «Столица». «В законе №10-ФЗ о гарантиях деятельности профсоюзов указано, что деятельность профсоюза можно приостановить или закрыть по решению суда или главного прокурора в случае экстремистской деятельности. Нам же не по этой статье предъявлены обвинения. Но счета закрыты, документы изъяты», — рассказал он. Кроме того, арестована машина Петрова-старшего. А у супруги Петрова-младшего арестовали 750 тыс. рублей, вырученных с продажи квартиры.

Допрос следующих свидетелей по делу продолжится 1 августа.