На закрытой от журналистов встрече в Галеевской мечети обсуждался ход строительства и формирование учебных программ будущей Болгарской исламской академии На закрытой от журналистов встрече в Галеевской мечети обсуждался ход строительства и формирование учебных программ будущей Болгарской исламской академии Фото: president.tatarstan.ru

БАБИЧ, МИННИХАНОВ, ШАЙМИЕВ, ТАДЖУДДИН И... БУСТАНОВ

«Вопрос, кто станет ректором, решится на днях», — сообщил порталу ДУМ РТ глава Российского исламского института Рафик Мухаметшин по итогам закрытой от журналистов встречи, состоявшейся 21 июля в Галеевской мечети Казани. Совещание было посвящено обсуждению хода строительства и формирования учебных программ будущей Болгарской исламской академии (БИА). За столом сидели сплошь VIP'ы, часть из которых, что символично, приехали в Казань ради визита патриарха Кирилла и закладки «балансирующего» академию православного проекта — собора Казанской иконы Божией Матери.

Среди участников почтенного собрания — полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич, президент Татарстана Рустам Минниханов, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. Присутствовали лидеры мусульманского духовенства (верховный муфтий страны Талгат Таджуддин, председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин и др.), ректоры ведущих вузов (КФУ — Ильшат Гафуров, РИИ — Мухаметшин).

Пожалуй, единственной немедийной фигурой, выбивающейся из общего ряда, здесь был молодой человек в темном костюме без галстука, но зато с ноутбуком. Им оказался 28-летний историк и исламовед, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Альфрид Бустанов.

Разгадка его таинственного появления проста: по информации «БИЗНЕС Online», молодой ученый — главный претендент на пост ректора Болгарской исламской академии. А сама встреча в Галеевской мечети, таким образом, фактически стала «смотринами» Бустанова, в частности его представили Бабичу.

На уровне республики, по информации наших источников, кандидатура выпускника факультета истории Омского госуниверситета и аспирантуры Амстердамского университета уже практически всеми согласована. В частности, он произвел самое лучшее впечатление при личной встрече на первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, поддержавшего будущее назначение. В конце прошлой недели муфтий РТ Самигуллин отправился в Москву, где, в частности, встречался с председателем совета муфтиев РФ Равилем Гайнутдином. Официальная тема беседа также была связана с БИА, так что, возможно, здесь же проходил и один из последних раундов согласования кандидатуры ректора.

Основную, в том числе, и политическую ответственность за то, что будет происходить в стенах БИА, будет нести ректор РИИ Рафик Мухаметшин Основную, в том числе и политическую, ответственность за то, что будет происходить в стенах БИА, будет нести ректор РИИ Рафик Мухаметшин Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Таким образом, будет выполнено желание, которое высказывали в последнее время как религиозные, так и светские деятели, связанные с созданием академии в Болгаре, — ее должен возглавить российский ученый. А если вспомнить, что и Самигуллин стал муфтием РТ, не дотянув до 30-летнего возраста, курс на омоложение в среде мусульманских деятелей очевиден.

Кстати, по данным источников «БИЗНЕС Online», приезжавший в Казань иорданец шейх Абдул Разак Альсагди, которого изначально прочили в кресло ректора БИА, возможно, и вовсе не будет сотрудничать с будущим учебным заведением. К этой фигуре, которую лоббировал Таджуддин, будущее руководство академии якобы относится очень скептически.

И еще одно дополнение. Как сообщает наш источник во властных кругах Татарстана, Бустанов, не имеющий серьезного практического организационного опыта, не будет на 100% самостоятельной фигурой. Основная, в том числе и политическая, ответственность за то, что будет происходить в стенах БИА, ляжет на плечи ректора РИИ Мухаметшина, который должен стать фактическим наставником молодого руководителя.

WHO IS MR. БУСТАНОВ?

Что же известно о главном претенденте на пост ректора БИА? Бустанов родился 10 сентября 1987 года в Омске, сибирский татарин по этническому происхождению. Он с отличием окончил факультет истории Омского государственного университета им. Достоевского в 2009-м и аспирантуру на кафедре восточноевропейских исследований Амстердамского университета в 2013-м, где учился у известного исламоведа Михаэля Кемпера. Там же, в Амстердаме, он защитил диссертацию, получив степень PhD по истории.

Альфрид Бустанов (второй справа): «Я об этом ничего не знаю, честно говоря. Поэтому не готов комментировать. Первый раз слышу. Я не готов на эту тему говорить, я обычно пишу тексты, которые сам произвожу, журналистам не люблю давать интервью» Альфрид Бустанов (второй справа): «Я не готов на эту тему говорить, я обычно пишу тексты, которые сам произвожу, журналистам не люблю давать интервью» Фото: dumrt.ru

Сейчас, по словам наших собеседников в научных кругах, Бустанов постоянно живет в Казани, хотя и является профессором факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге. Есть у него и еще одна любопытная ипостась в университете: «профессор компании «ТАИФ» по истории исламских народов в России». Сам ученый так объяснял суть проекта: «Профессура ТАИФ — это единственный в стране центр, нацеленный одновременно на преподавание и академическое изучение истории мусульман России. Работа профессуры ведется в международном контексте с проведением мероприятий с зарубежными коллегами и публикацией результатов в ведущих международных журналах и издательствах. В рамках профессуры запланирована организация экспедиций, конференций, семинаров и круглых столов в тесном сотрудничестве с академическими структурами в Республике Татарстан. Магистры и аспиранты, поступающие на обучение по профилю профессуры, получают солидную стипендию, участвуют в научных проектах и пишут диссертации по истории ислама в России. Наша профессура призвана преодолеть замкнутость региональных школ по изучению локальных форм бытования ислама и видеть исторические процессы поверх современных границ».

Довольно любопытно, что в качестве партнера для своего религиоведческого проекта самый богатый холдинг республики выбрал именно Европейский университет в Санкт-Петербурге. В патриотично настроенных общественных и научных кругах это негосударственное учебное заведение, созданное еще в 1994 году при поддержке в то время мэра второй столицы Анатолия Собчака, пользуется славой одного из последних оплотов Западной soft power в образовательной системе России. В числе 8 его совладельцев — члены ученого и попечительского совета вуза, в том числе экс министр финансов РФ Алексей Кудрин, директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский и основатель сети гипермаркетов «Лента» Олег Жеребцов. В разные годы университет получал гранты от фондов Сороса, Форда, Макартуров и т. д.

Особый резонанс вызвал полученный университетом в 2007 году грант Европейской комиссии в размере 673 тыс. евро для проекта «Межрегиональная электоральная сеть поддержки» (МЭСП) по улучшению мониторинга выборов в России. На проект обратил внимание сам Владимир Путин, вызвавшийся в качестве ответной любезности профинансировать подобный проект для наблюдения за чистотой выборов в европейских странах. В январе 2008 года вуз от гранта отказался (по данным «Коммерсанта», его перевели на другое юрлицо — НП «Гелиос», где руководили процессом по-прежнему сотрудники Европейского университета). Тем не менее через неделю университет был на несколько недель закрыт судом по требованию пожарной инспекции, что вызвало немалый шум среди правозащитников и либеральной общественности. Тогда вуз открыли, но недавно отношение властей к нему опять испортилось. В апреле этого года Рособрнадзор приостановил действие аккредитации программ высшего образования в вузе, правда, дав время на устранение нарушений.

Что заставило, казалось бы, подчеркнуто аполитичный ТАИФ поддерживать политически неоднозначный проект, неизвестно. Однако источники «БИЗНЕС Online» в научной среде говорят о том, что один из главных спонсоров строительства Болгарской исламской академии действительно активно продвигает Бустанова на пост ректора, в том числе используя свои информационные ресурсы.

Поставлена задача в течение года достроить это здание Поставлена задача в течение года достроить здание БИА Фото: dumrt.ru

«НАЦИОНАЛЬНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ У НЕГО НЕРАЗДЕЛИМО»

О Бустанове его коллеги говорят как о грамотном, образованном и очень амбициозном ученом, исповедующем идеи евроислама (еще бы с таким бэкграундом). В частности, доцент кафедры востоковедения и исламоведения КФУ Азат Ахунов рассказал нашему корреспонденту, что имя молодого исламоведа на слуху в ученом сообществе России: «Альфрид Бустанов хорошо известен среди востоковедов и исламоведов. Он занимается в основном изучением рукописного наследия мусульманских народов России, историей советского ислама, различными проблемами востоковедения. У него на эту тему вышло много трудов, в том числе и несколько монографий. Он умеет сочетать как западный, так и российский научный опыт. В последнее время очень активно публикуется. Является одним из перспективных специалистов в области исламоведения и востоковедения в современной России».

Как оказалось, наш герой, по словам одного из его знакомых, приехавший в Казань, чтобы найти жену (и, кстати, реализовавший эту задачу), замечен и в общественной жизни. По словам председателя всемирного форума татарской молодежи Табриза Яруллина, Бустанов принимает активное участие в работе данной организацией, являясь членом ее совета: «Мы в Казани проводили с Альфридом большую совместную работу. На деньги, выделенные приходом финских татар города Тампере, организовали стипендию имени Марджани. Она будет выплачиваться студентам бакалавриата и магистратуры за изучение всего, что связано с татарами, — 1 тысяча евро за семестр. Альфрид несколько лет тому назад выступал на форуме, давал татарской молодежи направление на изучение наследия татарских богословов. Национальное и религиозное у него неразделимо. Хорошо знает старотатарский язык, ведь это ученый, расшифровывающий рукописи. Что касается разговорного современного татарского, то сейчас парень, родившийся в Сибири, его совершенствует».

РАФИК МУХАМЕТШИН: «Я ОЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ТОМ, ЧТОБЫ ПОЯВИЛСЯ МОЛОДОЙ, ЭНЕРГИЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»

Сам Бустанов на прямой вопрос «БИЗНЕС Online» о том, поступило ли ему предложение возглавить Болгарскую исламскую академию, ответил довольно нервно и отрицательно: «Я об этом ничего не знаю, честно говоря. Поэтому не готов комментировать. Первый раз слышу. Я не готов на эту тему говорить, я обычно пишу тексты, которые сам произвожу, журналистам не люблю давать интервью».

Между тем Мухаметшин, который считается и главным куратором строительства академии, в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил, что кандидатура Бустанова на пост ректора БИА рассматривается на самом высоком уровне.

Болгарская исламская академия призвана стать центром подготовки богословов, формирования идеологии и стандарта исламского образования для всей страны. И эта работа должна вестись Академией совместно с Советом улемов, светскими учеными и органами государственной власти Болгарская исламская академия призвана стать центром подготовки богословов, формирования идеологии и стандарта исламского образования для всей страны Фото: архив «БИЗНЕС Online»

— Рафик хазрат, правда ли, что Альфрид Бустанов является возможным претендентом на пост ректора Болгарской исламской академии? И что вы думаете об этом ученом?

— Альфрид Бустанов — очень молодой и перспективный человек. Хорошо знает источники. Когда он приехал в Казань, у него возник вопрос трудоустройства. Работал в центре исламоведческих исследований АН РТ, куда я его порекомендовал. Потом он ушел в КФУ, в отдел редких книг. Изучал очень много малоизвестных трудов татарских богословов. Он профессор ТАИФа. У него очень хорошая западноевропейская школа. Очень большой научный капитал. Почему бы и нет? Вопрос рассматривается, но как он решится...

Было совещание с участием президента РТ и Бабича по Болгарской академии. Я докладывал. На правах заместителя муфтия ДУМ РТ многими организационными вопросами я занимаюсь. Мне всеми учебными вопросами сложно заниматься. Поэтому я очень заинтересован в том, чтобы появился молодой и энергичный руководитель, который взял бы организационные вопросы на себя и занимался бы академией.

— А то, что Бустанов не имеет религиозного образования, допустимо для потенциального ректора?

— Этот вопрос тоже есть. Потому что по поводу работы в этой сфере мы и с Альфридом разговаривали. У него хорошее классическое западноевропейское исламоведческое образование. Это очень важно. Потому что, когда мы говорим о возрождении богословской школы, возникнет вопрос о хорошем знании наших источников. Он, в принципе, ими неплохо владеет. Другой вопрос — это методология. Когда мы говорим о теологии современной богословской школы, главная проблема — отсутствие современной методологии. А ведь скоро будут защищать диссертации по исламской теологии. Вопрос в том, какая методология. С этой точки зрения, когда мы говорим, что будем выполнять функции отечественной богословской школы в Болгарской исламской академии, и возникает инструментарий. С данной позиции у него очень хорошая школа.

Речь ведь не идет только о подготовке образованных исламоведов или специалистов ислама. Главная миссия Болгарской академии — это подготовка современных богословов, которые могли бы оказать влияние внутри самой уммы. Чтобы они способствовали интеллектуализации уммы, духовному оздоровлению мусульманской уммы. Поэтому, естественно, умма — это довольно-таки своеобразное сообщество, они с опаской смотрят на посторонних. Думают, не чужак ли, не специально ли он подослан, чтобы развалить...

— Когда же все-таки назначат ректора БИА?

— Это должно решиться до сентября этого года. Новый учебный год будет очень серьезным, подготовительным. Мы за год должны составить «дорожную карту» по учебному процессу. Предстоит очень серьезная подготовительная работа, поэтому должен быть руководитель. В октябре в Болгаре будем собирать учеников старших классов, проводить языковые курсы. К сентябрю 2017 года должно быть все готово: программы, будущие абитуриенты и преподаватели.