Настоящий конвейер по продаже статуса инвалида за взятки организовали, по версии следствия, две сотрудницы бюро медико-социальной экспертизы в Арске. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал сегодня на заседании Советского райсуда и выяснил, что для обвиняемых не было разницы, имеет ли человек право считаться инвалидом на самом деле. Ранее аналогичную аферу вскрыли в Черемшане.
В Советском райсуде Казани рассматривается дело в отношении экс-работниц главного бюро медико-социальной экспертизы РТ Оксаны Большаковой и Раисы Гаски, которые за взятки оформляли инвалидность
26 ЭПИЗОДОВ С УЩЕРБОМ В 2,5 МЛН. РУБЛЕЙ
Сегодня в Советском районном суде продолжилось рассмотрение дела в отношении Оксаны Большовой — экс-сотрудницы ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РТ», и Раисы Гаска — экс-руководительницы бюро №12 этой структуры, подведомственной минтруду РФ. Их обвиняют в посредничестве в передаче взяток должностным лицам соцэкспертизы в обмен на оформление группы инвалидности. Инвалидностью обвиняемые торговали за 60 - 150 тыс. рублей, заработав таким способом около 2,5 млн. рублей. Уголовное дело было возбуждено 26 октября 2015 года. Большовой предъявили обвинения по 3 фактам п. «б» ч. 3 ст. 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве»), 11 фактам ч. 2 ст. 191.1 УК РФ и 3 фактам ч. 2 ст. 159 УК ФР («Мошенничество»). Гаска предъявлены обвинения по 9 фактам ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»).
По версии следствия, расчет обвиняемых строился на том, что бумажная волокита и огромное количество анализов остановят желающих получить положенную группу инвалидности официальным путем и они прибегнут к услугам посредников для получения постоянной группы инвалидности. В числе клиентов предприимчивых сотрудниц медико-социальной экспертизы встречались и те, кто пытался получить пенсию без оснований. Для двух категорий страждущих на горизонте появлялась медицинский регистратор главного бюро медико-социальной экспертизы по РТ Большова. По показаниям свидетелей, она предлагала свои услуги по решению вопроса, заявляя, что у нее есть влиятельные знакомые в медицинской среде, которым нужно заплатить.
Оксана Большова: «Весь Арск на ушах стоит от этого дела. У нас ведь маленькая деревня, в одном конце свиснешь, в другом — услышишь. И так из дома выйти невозможно»
«БОЛЬШОВА ПОСТОЯННО МНЕ ЗВОНИЛА, ТРЕБОВАЛА ДЕНЕГ»
Появившись в суде с опозданием, Большова рассказала, что пришла в зал заседаний прямиком из службы скорой помощи, поскольку у нее поднялось давление, а в июне ей сделали операцию на сердце. «Тысячу раз я уже пожалела о содеянном, — заметила подсудимая, прячась от камер столичного НТВ в коридоре суда. — Весь Арск на ушах стоит от этого дела. У нас ведь маленькая деревня, в одном конце свиснешь, в другом — услышишь. И так из дома выйти невозможно». Видимо, поэтому женщина решила активно сотрудничать со следствием.
Когда судья спросил у бывшего медицинского регистратора, почему, даже находясь под следствием, она не возмещает ущерба потерпевшим, подсудимая ответила, что все деньги отдавала Раисе Гаска. Однако у судьи вопросов к Гаска не возникло, а она сидела тихо, стараясь внимание к себе не привлекать, закрывая лицо папкой с документами.
Как выяснилось, возбуждение уголовного дела инициировала жительница Арского района Динара Сухамбердиева, которая в прошлом году написала заявление в правоохранительные органы с указанием того, что Большова требует незаконного вознаграждения в размере 100 тыс. рублей за продление третьей группы инвалидности. В изложении Сухамбердиевой, эти деньги были нужны для передачи должностным лицам.
«Когда я собиралась проходить ВТЭК (врачебно-трудовая экспертная комиссия — прим. ред.) и в одном из магазинов города копировала документы, ко мне подошла Оксана и предложила свои услуги в посредничестве, дабы результат был положительным», — рассказала Сухамбердиева. — Затем я прошла комиссию, на которой мне сказали: «Пока езжай домой, документы на рассмотрении». Большова постоянно мне звонила, требовала денег». В итоге свидетельница сдалась и деньги передала. Но осенью 2015 года пожаловалась главе местного ВТЭКа и написала заявление в полицию.
Проверка показала, что Большова передавала конверт с деньгами Раисе Гаска, которая долгое время работала руководителем бюро №12 главного бюро медико-социальной экспертизы по РТ. Во время обысков у Гаски были изъяты черновые записи с указанием фамилий граждан и датами освидетельствований, большое количество медицинских документов граждан, бланков направлений на МСЭ. У Большовой обнаружили несколько конвертов с фамилией граждан, идентичных тому конверту, который передала Сухамбердиева. У женщин изъято большое количество мобильных телефонов.
У судьи вопросов к Раисе Гаске не возникло, а она сидела тихо, стараясь внимание к себе не привлекать, закрывая лицо зеленой папкой с документами
«ЕСЛИ ШТИФТ СНИМЕШЬ, ТОГДА ГРУППУ ДАДИМ»
Отметим, что взятки за присвоение инвалидности окупались максимум за полгода. Пенсия для инвалидов 3-й группы составляет около 10 тыс. рублей, в год набегает 120 тыс. рублей, плюс всевозможные льготы, начиная от оплаты за услуги ЖКХ, заканчивая 50-процентной скидкой на прописанные врачом лекарства.
Впрочем, есть и категория жертв, которые давали взятку от безысходности. «Мне так и так был положена группа инвалидности, но получается, что с помощью Оксаны я ее купил за 60 тысяч рублей», — признался в разговоре с «БИЗНЕС Online» житель Арска Данис (фамилию потерпевший назвать отказался). Он в 2012 году попал в ДТП, в ногу мужчине вставили штифт, полтора года он просидел дома с двумя несовершеннолетними детьми на содержании. Когда он пошел за получением инвалидности, Большова заявила, что собранные документы не подойдут. Однако, сказала она, если заплатить 60 тыс. рублей, вопрос можно решить. Разыскав нужную сумму, Данис получил третью группу инвалидности на год. Но во время следствия обман раскрылся, Гаска вернула ему сумму взятки. В этом году Данис обратился за продлением инвалидности, но, по его словам, ему отказали в помощи от государства без осмотра с формулировкой «Если штифт снимешь, тогда группу дадим, а без штифта ты ходить не сможешь».
В отличие от Большовой Гаска активно «погашает» причиненные неудобства потерпевшим. Кроме Даниса она вернула 100-тысячную сумму взятки Сухамбердиевой, ключевой свидетельнице, и доплатила сверху 50 тыс. за моральный вред. Однако повезло далеко не всем. Одному обманутому из 150 тыс. рублей выплатили только 110 тыс., а домохозяйке Зульфие Галеевой, которая воспитывает троих детей, 150 тыс. за третью группу так пока и не вернули.
Суд продолжит опрос свидетелей, в том числе и из числа руководителей двух обвиняемых, в конце августа.
МОШЕННИЧЕСТВО С ПЕНСИЯМИ ИНВАЛИДОВ В ЧЕРЕМШАНСКОМ РАЙОНЕ
Это не первое уголовное дело, возбужденное в отношении сотрудников главного бюро медико-социальной экспертизы Татарстана. В мае 2016 года следственный комитет РФ по РТ объявил о завершении расследования в отношении 5 обвиняемых с 42 эпизодами мошенничества. Злоумышленники, двое из которых были сотрудниками ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)» при министерстве труда и соцзащиты РФ, брали у жителей Черемшанского района с ограниченными возможностями от 30 до 100 тыс. рублей и в ответ обещали оформленную пенсию по инвалидности.
Прокуратура Татарстана 30 апреля утвердила обвинительное заключение, после чего начался суд. «25 из 42 эпизодов дела — это мошенничество, в котором обвиняются 3 гражданских лица, — рассказала „БИЗНЕС Online“ следователь следственного комитета РФ по РТ Евгения Романова. — Они собирали с граждан с ограниченными возможностями деньги в обмен на пенсию по инвалидности. Обещали им все документы оформить самостоятельно, в итоге больные люди остались и без денег, и без пенсии». Второй категории потерпевших повезло больше — деньги обвиняемые с них взяли и пенсию все-таки оформили.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.