Многие чиновники могут начинать напевать некогда популярную песенку Аллы Пугачевой: «Есть у меня диплом, только все дело в том, что всемогущий маг лишь на бумаге я». С 2017 года чиновникам будет необходимо магистерское образование, иначе — никакого карьерного роста. Об этом сегодня говорили на пресс-конференции с руководством КФУ. Эксперты «БИЗНЕС Online» опасаются, что реформа без должного контроля повысит не качество образования чиновничества, а лишь заставит его быть изворотливее.
Для замещения руководящих должностей на гражданской службе в России будет обязательно наличие профильного образования не ниже специалитета и магистра
ЗАКОУЛКИ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ
Чиновников без магистерского образования с 1 января 2017 года будут тормозить на пролетах карьерной лестницы. Такой вывод можно сделать из одобренных 29 июня Советом Федерации изменений в законах «О государственной гражданской службе РФ» и «О муниципальной службе в РФ». Теперь, согласно вводимым поправкам, для замещения руководящих должностей на гражданской службе в России будет обязательно наличие профильного образования не ниже специалиста и магистра. Это касается чиновников, желающих работать в должностях руководителя, помощника (советника) или специалиста высшей и главной групп должностей гражданской службы.
Об изменениях в законодательстве сегодня на пресс-конференции рассказал проректор по образовательной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский. Он напомнил, что подготовка магистров и бакалавров в России началась еще в 1993 году, но в условиях правового вакуума: «Работодатели не могли принять бакалавров на работу, поскольку в законодательстве не было прописано, что это такое. Специалистов и магистров молча приравнивали к дипломированному специалисту. А вот что делать с бакалаврами, было непонятно». Проблемы были и в самой системе образования — многие вузы сильно не утруждали себя созданием программ обучения, а некоторые просто сжали и уместили в четыре года пятилетнюю программу. «Естественно, пострадала подготовка студентов, так как времени стало меньше», — рассказал проректор. Другие сделали наоборот — растянули пятый курс на два года магистратуры.
«Что же такое бакалавр? — задался вопросом Таюрский. — Получается, недоучка? Нет. Это есть персона, которая освоила определенный объем образовательных программ. До сих пор бакалавриат является первым уровнем высшего образования. И есть ряд должностей, где этой квалификации вполне достаточно». Проректор вспомнил, что в 2005 году Академия инженерных наук США опубликовала доклад о видении инженеров к 2020 году. Там было четко сформулировано, что уровень бакалавров может рассматриваться только как прединженерная подготовка. «Это инженер-стажер, а инженером профессионального уровня рассматривается человек с магистерским образованием», — почему-то привел «буржуйский» пример проректор. По словам Таюрского, практика у магистров занимает от 30% до 60% учебного времени. «Магистратура дает возможность попробовать себя в той или иной профессии», — объяснил проректор КФУ. И, оказывается, обучать в магистратуре могут только преподаватели, имеющие степень кандидата или доктора наук.
МАГИСТРАТУРА НЕ РЕЗИНОВАЯ
По словам Таюрского, благодаря вводу с 2017 года профессиональных стандартов, нынешнее зачастую отрицательное отношение к двухуровневой системе должно измениться. «Рано или поздно сформируют список вообще всех профессиональных стандартов, где будут четко прописаны те должности, занятие которых требует наличия магистерских дипломов», —» пообещал проректор. Он напомнил, что уже сегодня образование магистра требуется для нотариусов, судей, работников прокуратуры и следственного комитета. Вопрос остро стоит в области естественных и инженерных наук. Так что карьерный рост по этим направлениям без магистратуры будет невозможен.
Изменения затронут всю систему образования. «Однозначно повысится интерес абитуриентов к поступлению в магистратуру», — заметил проректор по образовательной деятельности КФУ. Говорить о том, будет ли в связи с этим увеличиваться количество бюджетных магистерских мест, сомнительно. Но эта тенденция, как заметил проректор, в КФУ прослеживается уже несколько лет. К слову, в 2016 году университету для новых магистров выделено 1211 мест, на сегодня подано 3986 заявлений. В челнинском филиале на 260 мест претендуют 330 желающих. Попасть на бюджетные места сможет только четверть выпустившившихся бакалавров. «Насколько мне известно, примерно 25 - 30 процентов выпуска бакалавров должны быть обеспечены бюджетными местами — это устанавливается министерством образования России», — констатировал Таюрский.
В этом году стал активно обсуждаться вопрос об отмене заочного образования для юристов и госслужащих — с таким заявлением в конце июня выступил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов
А со спросом, как известно, растет и цена. Ответить на вопрос, увеличится ли стоимость обучения в платной магистратуре, проректор не взялся. Однако уже можно сказать, что без потерь для кармана не обойдется. Учеба на самом популярном направлении — юриспруденции — стоит 161,4 тыс. рублей в год, на государственном и муниципальном управлении — 154,2 тыс. рублей, а на экономике (банки) — и вовсе 168,3 тысячи. Словом, чиновники у нас становятся избранными из избранных. А тем, кто уже устроился на госслужбу бакалавром, для дальнейшего продвижения придется вновь становиться студентами. Причем заочка может не помочь. В этом году стал активно обсуждаться вопрос об отмене заочного образования для юристов и госслужащих — с таким заявлением в конце июня выступил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
«...ПОЭТОМУ В ЯПОНИИ ВВОДИТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Оценить новшества федерального законодательства «БИЗНЕС Online» предложил экспертам — ученым, чиновникам, работникам кадровых служб.
Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ:
— Ну какой может быть специалист после бакалавриата?! Это же общее образование. Нужна узкая специальность, дающая высокий уровень квалификации. В целом стремление в магистратуру — это очень хорошо, но только не надо гнать лошадей и ставить нереальные сроки в виде 2017 года. Иначе чиновникам, у которых «недобор» в знаниях, прямо сейчас нужно поступать... Мне кажется, реформа действительно сможет поднять качество управления. Это не показуха, есть серьезные магистерские программы во многих вузах, плавающее расписание, можно учиться и работать. За вузовской партой практик тоже достаточно, можно многое приобрести для своей работы. Впрочем, и сейчас те, кто оканчивает магистратуру, имеют больше возможностей карьерного роста, чем после бакалавриата... Заявление Ольги Голодец о том, что 65 процентам россиян не нужно высшее образование, мне кажется бессмысленным. Сегодня даже рабочим оно необходимо — возьмите химическое, авиационное производство, литейную промышленность. А что касается социально необходимых предметов (не для работы, а для жизни), то их проходят только в вузах. Поэтому «вышка» в современном информационном обществе необходима всем. Не зря в Японии вводится всеобщее высшее образование.
Будет ли в связи с повышением спроса увеличиваться количество бюджетных магистерских мест, сомнительно
Наталья Лосева — пресс-секретарь Верховного суда РТ:
— В соответствии с законом судья должен иметь диплом магистра. Но все же не образованием единым!.. Качество управленцев в любой среде зависит от добросовестности работника, от желания работать над своим развитием. Бакалавр он или магистр — не показатель его особых знаний и умений. В некоторых областях человек может на практике больше получить, нежели за вузовской партой. Не зря же говорят: «Приходя на работу, забудьте все, чему вас учили».
Наталия Хисматуллина — директор кадрового агентства «Экспресс»:
— Думаю, для чиновников не проблема доучиться до требуемого уровня. Но мне кажется, что качество управления в чиновничьей среде это поднять не сможет. Скорее изворотливость повысит. Понятно, что это будет обязательная «корочка», но непонятно, чему их будут учить. Сложно оценить, что будет эффективно — практика или те знания, которые чиновники получат за два года за вузовской партой. Если учеба не будет оторвана от реальности, то это один вопрос. А если им придется договариваться об экзаменах, что часто бывает, или это будет для галочки — сходил, поспал на парах, то какой в этом смысл? Тем более образование 10 лет назад было более качественным, чем сейчас. Если человек оканчивал качественный вуз, то не думаю, что знания у него хуже, чем в нынешней магистратуре.
Радмир Беляев — начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома Набережных Челнов:
— У меня степень магистра по IT-технологиям, и любое усиление требований, связанное с образованием, одобряю. Всякий человек должен заниматься самообразованием, в первую очередь — люди, работающие на государственной и муниципальной службе. От дополнительного образования служащих население только выиграет, новые компетенции позитивно скажутся на общей работе. Считаю, что при этом необходимо контролировать вузы, чтобы они ответственно подходили к вопросу. Сегодня повышенные требования к образованию руководителей практикуются во многих частных компаниях, в госкорпорациях, и корпоративные стандарты, связанные с образованием, с дресс-кодом и другими правилами, на мой взгляд, позитивное явление. Даже если на первом этапе будут случаи фиктивного получения компетенций ради должности, то молодые люди, желая в будущем работать в государственной должности, сразу будут стремиться к качественному образованию и соответствию заявленным стандартам. На сегодня компетенции измеряются производительностью, эффективностью, но пока человек не приступил к работе, работодатель смотрит на уровень его образования. Не вижу опасности, что все это выльется в показуху, нам важнее создать задел для следующих поколений — установить для них понятные критерии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.