Ильнур Закарин Ильнур Закарин Фото: ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

ДОПИНГ, ТРАВМЫ И РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

В потоке депрессивных новостей, которые без перерыва поступают в Россию то из международного олимпийского комитета (МОК), то из всемирного антидопингового агентства (WADA), едва ли не единственной положительной оказалась та, что пришла от подножия французских Альп. 19 июля российский велогонщик Ильнур Закарин выиграл этап «Тур де Франс». Для представителей России победа на этапе самого престижного велотурнира планеты («Тур де Франс» по-статусности часто сравнивают с теннисным «Уимблдоном») стала первой за 7 лет. До Закарина победить на одном из этапов многодневки удавалось Сергею Иванову в уже далеком 2009 году.

Сама фигура Ильнура в российском спорте относительно новая и неизвестная. На фоне скандалов вокруг футболистов сборной России и побед отечественных хоккеистов успехи и неудачи молодого атлета, представляющего далеко не самый популярный в стране вид спорта, оставались в тени. Пожалуй, фамилия Закарина лишь дважды действительно гремела в федеральных подборках новостей. Первый раз — в 2009 году, сакральном для отечественного велоспорта. Образованная отечественная велокоманда с родным для всех россиян названием «Катюша» угодила в допинг-скандал. Закарину до попадания в «Катюшу» было еще далеко, но на применении запрещенных препаратов был пойман и он. Стоит, правда, добавить, что сейчас велоспорт уверенно удерживает звание самого чистого вида спорта. Но от прошлого не убежать. Так, авторитетное французское издание Liberation называет Ильнура белой вороной в пелотоне — так относятся к Закарину коллеги по шоссейным гонкам. Второе же попадание во всевозможные новости тоже не из приятных — жуткое падение на еще одной престижной многодневке. Буквально месяц назад на «Джиро д`Италья» на одном из поворотов Ильнур вылетел с трассы и угодил в ручей. Медики констатировали перелом ключицы. Видеозапись кровавого эпизода и фотография, сделанная генменеджером «Катюши», еще одним прославленным гонщиком Вячеславом Екимовым после осмотра Ильнура врачами, быстро разлетелись по интернету.

Как это ни странно, но Ильнуру удалось залечить травмы за невероятно короткий срок. Все это — после операции. Победа же на 17-м этапе «Тур де Франс» (длина горного участка — 184 км) стала первым по большому счету попаданием Ильнура в заголовки позитивных новостей. «После победы я первым делом позвонил жене. Было много звонков, сообщений», — рассказывает Закарин «БИЗНЕС Online». «Мы все вместе включаем Eurosport, смотрим трансляцию, болеем. Ильнур мне уже говорил: «Мама, вот 17-й или 19-й этап, я там постараюсь». И не соврал!» — восторженно, но немного робко говорит Ильвира Закарина, мама велогонщинка. Родители Ильнура живут неподалеку от Набережных Челнов. Сейчас рядом с ними находится супруга спортсмена Виктория, которая пару недель назад родила ему дочь.

Сразу после соревнований Ильнур собирается приехать в Набережные Челны, а потом с женой и дочкой улетит домой, на Кипр. Там молодая семья пока еще снимает квартиру. Сам спортсмен говорит, что это идеальное место для тренировок. На вопрос, не дороговато ли обходится проживание, уточняет: велоспорт для него — это не только дело жизни, но и средство заработка. О каких-то конкретных суммах он не говорит, но уверяет: семью содержать способен. Успешное выступление на французской многодневке должно прилично пополнить бюджет.

«ПОЧЕМУ ВЕЛОСПОРТ? В ТЕ ВРЕМЕНА БЫЛО РОСКОШЬЮ ИМЕТЬ СПОРТИВНЫЙ ВЕЛОСИПЕД»

Впрочем, взлетов и падений могло и не быть, если бы не случайность. С детства рослый (сейчас его рост — 189 см) Ильнур очень любил спорт. Родители отдали его на карате. Мальчику там все нравилось. Но в 13 лет весь его класс решил записаться на секцию велоспорта. За всеми пошел и Ильнур. «Почему велоспорт? Потому что в те времена было роскошью иметь спортивный велосипед», — вспоминает Закарин. Разговаривать с Ильнуром приходится через функцию голосового звонка в одном из популярных мессенджеров. Все это — в момент очередного «путешествия» Ильнура по Альпам. Между этапами «Тур де Франс», который длится 21 день, спортсменов перевозят на автомобилях. Условия суровые, но куда лучше тех, в которых татарстанскому спортсмену приходилось начинать карьеру.

Альма-матер для будущего триумфатора этапа «Тур де Франс» стал небольшой манеж с неоригинальным названием «Яр Чаллы» в родном городе. В то время секцией велоспорта руководил опытный тренер Гумяр Нуруллин с 43-летним стажем. «К тому времени я полностью поменял свою методику и знал, что хорошими гонщиками становятся после 20 лет, — рассказывает теперь уже президент федерации велоспорта Татарстана Нуруллин. — Методика уникальная, ее нигде нет в мире. У нас был небольшой круг — 145 метров. К велосипедам мы прицепляли тележки, иначе без тележек на большой скорости просто вылетаешь за круг». Занятия, на которых основывались тренировки Нуруллина, создавали эффект высокогорья. Молодым спортсменам приходилось заниматься на велотренажерах в противогазах, а на треке ездить в респираторных масках. Выдерживали немногие. Но те, кто терпел до конца, получали ни с чем не сравнимый базис.

Проявить себя на соревнованиях Закарину его наставник долгое время не давал. Лишь в 16 лет Ильнур выступил на первых юношеских гонках и сразу попал на пьедестал. А затем пошло как по накатанной — чемпионаты страны, Европы, мира. И везде призовые места. Что до родного манежа Ильнура, то его закрыли несколько лет назад. Альтернативы для занятий велоспортом в городе так и нет. Правда, год назад в интервью «БИЗНЕС Onlne» министр по делам молодежи и спорту РТ Владимир Леонов заявил: в Челнах планируется построить современный велотрек. «Велотрека не будет, — разочаровано заявляет Нуруллин. — Почему? Финансов нет. Мне говорят: мы понимаем, что есть результаты. Но эта стройка в любом случае тянет на миллионы какие-то. Это хорошо синхронисткам — разобрали бассейн после водного чемпионата и привезли. Я спрашиваю: а мне нельзя было разобрать после Универсиады? Так мне говорят, что разобрали уже, не республиканским оказался». Сам Закарин выражается чуть более обтекаемо, видимо, чтобы не расстраивать спортивных чиновников или не подставлять тренера: «Хотелось бы в Челнах хорошего спонсора, чтобы были инвестиции, чтобы ребята выезжали на хорошие гонки. Естественно, нам помогает Татарстан, Казань, но...»

Талантливого гонщика из Татарстана заметили в 23 года, когда он выиграл индивидуальную гонку на чемпионате России. Тогда же и пригласили в первую профессиональную команду RusVelo. За год до этого команду возглавил довольно известный велогонщик — московский татарин Ренат Хамидулин. А уже спустя два года Закарину предложили контракт в главной российской команде — «Катюше». Той самой, которую в 2013 году покинул кумир Ильнура Денис Меньшов.

ЗАРПЛАТЫ В $7 МЛН. И ПЛАНЫ НА ОЛИМПИЙСКИЕ МЕДАЛИ

Ильнуру сейчас 26, и если в других видах спорта это зрелый возраст, то в профессиональном велоспорте челнинец совсем юнец. Пика велогонщики достигают в возрасте от 27 до 34 лет. Так, лидеру зачета «Тур де Франс» британцу Крису Фруму исполнился 31 год.

Какие суммы контракта ожидают 26-летнего спортсмена из Татарстана, который уже сейчас, по словам Нуруллина, считается одним из потенциально сильнейших специалистов по горным участкам в мире, можно только догадываться. «Тур де Франс» — профессиональная гонка высшего уровня с большими деньгами, хотя и не такими, как в футболе, — говорит Нуруллин. — Условно говоря, контракт с Argon (производитель шоссейных велосипедов прим. ред.) — обычно это тайна, но просачивается — по-моему, может быть в пределах 7 миллионов долларов в год».

Впрочем, заработать Ильнур сможет не только на «Тур де Франс». Закарин попал в состав национальной сборной страны на Олимпийские игры. «У меня в этом году была цель выступить на «Джиро д`Италия» и Олимпиаде, — говорит он. — Сейчас через «Тур де Франс» я готовлюсь к Олимпиаде. Надеюсь выступить там хорошо, если мы поедем. Нас едет три человека: я, Кочетков (еще один уроженец Набережных Челнов) и Чернецкий. Они будут мне помогать. Мы в декабре со сборной ездили в Бразилию, смотрели трассу. Очень тяжелая, длинная — около 250 километров. И очень горная, что мне на руку. Если бы там была равнинная гонка, поехали бы другие — у нас есть в России сильные спринтеры».