... Вчера на мусульманском кладбище почтили память выдающегося религиозного и общественного деятеля Валиуллы хазрата Якупова Фото: dumrt.ru

«ДАЖЕ САМЫЕ ЛЕТЯГИ НА СЕКУНДУ НЕ ОТСТАЮТ»

Валиулла Якупов был, пожалуй, первым из духовных лидеров республики, кто начал возвращать широкой общественности имена татарских суфийских наставников. Погибший 19 июля 2012 года от руки киллера начальник учебного отдела ДУМ РТ и имам Апанаевской мечети в созданном им издательстве «Иман» печатал книги, посвященные наиболее ярким представителям тариката, в том числе жившим в эпоху развитого социализма.

«Тысячу книг он напечатал, может, сотню книг сам написал, на них росли современные мусульманские деятели Татарстана, — рассказал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. — Нет ни одного дома, где бы не было книг издательства «Иман». Мы сегодня с хазратами вспоминали его фразы. Они на самом деле были уникальными. Если что-то скажет, то это уходит в голову и остается в сердце. Например, вспоминали про ифтар. Его шикарную фразу, что мусульмане всегда опаздывают, а самое пунктуальное мероприятие — ифтар, даже самые летяги на секунду не отстают. Его наследие нуждается в изучении. Чтобы понять масштаб личности Валиуллы хазрата, понадобится еще время». Самигуллин накануне на мусульманском кладбище Казани при мечети «Аль-Марджани» вознес у могилы Якупова молитву за упокой его души, а затем принял участие в посвященной ему научной конференции.

Согласно официальной версии убийцы Якупова были установлены и ликвидированы в ходе спецоперации правоохранителей. Между тем муфтий Татарстана не так категоричен: «Мы не знаем больше, чем вы знаете. Вы, журналисты, к информации ближе. Мы не знаем скрытого».

«ПРО ИШАНОВ МНОГО СТЕРЕОТИПОВ: С БОЛЬШИМ ПУЗОМ, ВСЕ ДЕЛАЕТ РАДИ ДЕНЕГ, МНОГО ЖЕН У НЕГО»

На прошедшей в Апанаевской мечети научно-практической конференции «Роль издательства «Иман» в возрождении татарского духовного наследия» делились воспоминаниями о Якупове, презентовали документальный фильм о духовных татарских наставниках. Снять его мечтал еще сам покойный, но осуществить удалось лишь его последователю Ниязу Сабирову — нынешнему имаму мечети и руководителю «Имана» .Для этого пришлось объездить весь Татарстан, Дагестан, Среднюю Азию, места , где жили известные ишаны XIX - XX веков: Мухаммадзакир Чистави (1804 - 1893), Зайнулла Расулев (1833 - 1917), его ученик Баязид Хайруллин (1871 - 1950), Мухаммадгали ишан (1857 - 1937) и Гарифулла Гайнуллин (1894 - 1984).

... Воздать дань памяти виднейшему мусульманскому богослову пришли муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин и религиозные деятели Татарстана
Фото: dumrt.ru

«Это часть нашей традиции. Как говорит Джалиль хазрат (главный казый — шариатский судья ДУМ РТприм. ред.): «Суфий бик буласым килә, булып чыкмый әле» («Как хочу быть суфием, да только вот не получается»). Что такое суфии в народе? Это были праведные люди, это не секта, это человек, который больше других поклоняется Всевышнему и более искренен в своих намерениях. Это традиция, она всегда была. Марджани был шейхом тариката, Баруди был шейхом тариката, — рассказал «БИЗНЕС Online» Самигуллин. — В исламе есть три основы: ислам, иман, ихсан. Ислам характеризует ханафитский мазхаб, иман — ту практика, которую установил Абу Мансур Матуриди, а ихсан — нравственность. Это и есть именно наука суфизма. Некий путь в работе над собой. Это не означает, что человек обязан. Человек должен быть искренним, а каким путем он достигнет искренности — это уже его дело. Про ишанов много стереотипов, это показывали в спектаклях: с большим пузом, все делает ради денег, много жен у него. Чтобы люди оторвались от ишана. Они были, говоря по-татарски, «рухи остазлар» (духовные наставники прим. ред.). Лекари душ, и весь народ аккумулировался вокруг них. Врагам нашего народа, врагам нашей религии нужно было очернить этих людей».

ПОСЛЕДНИЙ ТАТАРСКИЙ ИШАН

Самый известный из всех ишанов, возможно, в силу того, что еще живы люди, общавшиеся с ним, что называется, «вживую», это Гайнуллин. Участника трех войн — Первой мировой, гражданской и Великой Отечественной — можно было увидеть на Колхозном рынке, продающим семена растений. Книга о его жизни, начатая Якуповым, была опубликована в прошлом году. Жизнь Гарифуллы хаджи была полна необычного. Он был тяжело ранен во время Сталинградской битвы, его списали с фронта и выписали инвалидность, но несмотря ни на что он прожил долгую жизнь.

Пройдя всевозможные испытания, он сблизился с другим духовным наставником, Гайнуллин переезжает в Махачкалу и встречается с Хайруллиным. Работает в Дагестанском рыбном тресте бригадиром. В эти годы Гайнуллин становится мюридом Баязида ишана и посвящает себя в тарикат. А в 1957 году совершает паломничество к святым местам в Мекке и Медине, это ли не чудо по советским меркам? Воспитывает вместе с женой 13 детей. 89-летняя дочь ишана Зубарджат Мухаметзянова до сих пор жива, и она участвовала в презентации фильма «Татарские духовные наставники». Вот, что она рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» о своем отце: «С отцом я жила до старости. Воспоминаний очень много. И отец, и дед были из Накшбандийского тариката. У папы своя была группа. Они собирались у нас дома, проводили зикры. Всех их нет уже. Богатство его не привлекало. Когда я вышла замуж, мы начали строить дом. Мне хотелось, чтобы он большой был. Папа сказал: Доченька, «кечкенә генә булсын, эче тулы шатлык булсын», то есть пусть будет дом маленький, но чтобы он был заполнен радостью. Если есть место для совершения намаза, то этого достаточно».

Часть фильма посвящена наставнику последнего татарского ишана Хайруллину. Вскоре его имя и имя его наставника Расулева увековечат в Дагестане. Об этом сообщил Самигуллин: «1 - 2 августа в Махачкале пройдет научно-практическая конференция, где будут участвовать такие известные богословы, как Аллахшукюр Пашазаде, Альбир Крганов. Кроме того, будут открываться две мечети. Одна имени Зайнуллы ишана Расулева на 5 тысяч человек, он был учителем учителя Гарифуллы хаджи. Он также был наставником первого муфтия Дагестана. Именно этот путь от нас пришел к ним. Вторая мечеть имени Баязида хазрата Хайруллина».

Делегация Татарстана будет участвовать в церемонии открытии мечетей, названных в честь татарских суфиев. К этому времени, возможно, и документальный фильм будет переведен на родной язык устазов.